Общая характеристика международного факторинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика международного факторинга



Факторинг представляет собой операцию, связанную с переуступкой банку (факторинговой компании) клиентом-поставщиком неоплаченных платежей-требований (счетов-фактур) на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно - права получения платежей по ним[63]. Факторинг включает инкассирование дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам), кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков.

Факторинговые операции делятся на:

- внутренние, если поставщик и покупатель, а также банк-фактор находятся в одной и той же стране, или международные, когда они находятся в разных странах;

- открытые, если должник уведомлен об участии в сделке банка-фактора, и закрытые (конфиденциальные), если должник не уведомляется об участии в сделке банка-фактора;

- с правом регресса факторинговой компании, т.е. обратного требования поставщику возместить уплаченную сумму, или без права регресса;

- с условием кредитования поставщика в форме предварительной оплаты (до 80% суммы переуступаемых им долговых требований) или оплаты к установленной дате.

В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом, если она удовлетворяет двум из следующих четырех признаков:

- наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

- ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;

- инкассирование задолженности;

- страхование поставщика от кредитного риска.

Сущность международного факторинга сводится к тому, что внешнеэкономическая деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов нацелена прежде всего на решение проблем рисков неплатежа и оптимизации сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придание этим отношениям большей стабильности. При наличии валютных ограничений на срок платежа страны-экспортера эта услуга становится достаточно выгодной.

При экспорте продукции значительно возрастает кредитный риск экспортера из-за сложности оценки кредитоспособности импортера, предоставления коммерческого кредита на более длительный срок с учетом времени, необходимого для поставки товаров на зарубежные рынки, а также из-за факторов, вызванных политической нестабильностью в стране импортера, низким уровнем ее экономического развития.

В соответствии с особенностями международного факторинга фактор оказывает следующие услуги:

- принимает на себя политический, трансфертный и дебиторский риск;

- выплачивает, в зависимости от отрасли поставщика, 70—95% фактурной стоимости до осуществления покупателем платежа;

- осуществляет инкассовые функции - фактор напоминает должникам о предстоящих платежах;

- производит бухгалтерское и статистическое обслуживание дебиторских задолженностей;

- осуществляет анализ производственной и торговой деятельности на предприятии и проводит подготовку рекомендаций по улучшению работы.

В международном факторинге существенная роль принадлежит экспортному факторингу, который представляет собой продажу экспортером своему фактору краткосрочных дебиторских задолженностей (обычно от 90 до 120 дней) по экспорту. Обычно фактор заключает с экспортером договор на покупку экспортных долгов всех покупателей в одной или в нескольких странах экспорта.

Экспортный факторинг включает в себя, как правило, полный набор факторинговых услуг. Например, факторинговые компании ведут валютные счета, обеспечивают снижение или исключение форвардного валютного риска и даже языковое обслуживание[64].

Немедленное конвертирование стоимости платежей экспортных продаж не только устраняет обменный риск, но и помогает избежать проблем перерасчетов, связанных с колебаниями курсов валют, происходящими между выпиской счета и оплатой ее клиентом. Так как услуги экспортного факторинга более рискованные, чем операции, проводимые с национальными счетами, то факторы в этом случае назначают более высокий дисконт.

Большинство факторов оплачивают до 80% стоимости отгрузки по счету, начисляя предельный процент выше факторной базисной ставки.

Обслуживая своих клиентов-экспортеров, факторинговые компании (экспорт-факторы) часто действуют совместно с иностранными факторинговыми компаниями, функционирующими в странах импорта (импорт-факторами). Импорт-факторы помогают экспорт-факторам получать информацию о существующем или потенциальном дебиторе в своей стране, обеспечивать страхование риска неплатежа иностранного дебитора, взимать дебиторские задолженности и т.д.

Экспортный факторинг применяется обычно при равномерных периодических поставках. Фактор в большинстве случаев ограничивает свою деятельность только странами, в которых он имеет свое представительство или товарищество-корреспондента. Для поддержки экспортера средства в рамках кредита предоставляются экспортеру немедленно после отгрузки продукции, а покупатель через определенный срок расплачивается с банком. В качестве документа, снижающего риск данной услуги, используется документарный аккредитив в банке покупателя, подтвержденный солидным банком, что является сигналом для поставки продукции. Считается, что в этом случае банк снимает с экспортера все коммерческие, политические и валютные риски.

Экспортный факторинг производится обычно без права регресса. Последнее является особенностью внешнеторгового факторинга.

В международной практике факторинговые сделки приобретают силу регресса по отношению к поставщику только в случае, если дебиторская задолженность признана недействительной, а также в случае возникновения между поставщиком и покупателем споров по количеству поставленных товаров, качеству, срокам поставки и т.д. При этом покупатель вправе вернуть поставленный товар и аннулировать любые платежные обязательства.

Международный факторинг реализуется в виде: взаимного, или двухфакторного, факторинга, прямого экспортного и прямого импортного.

В первом случае предполагается участие четырех сторон: экспортер, экспорт-фактор, импортер, импорт-фактор и, как правило, предварительное заключение договора с импорт-фактором о передачи ему части объема реализуемых работ.

Процедура классического международного факторинга с полным набором услуг представлена на рисунке 6.1.

Рис. 6.1. Схема международного факторинга

1. — экспортер поставляет товар импортеру. На счетах-фактурах экспортера содержится надпись, уведомляющая о том, что он должен произвести платеж в пользу импорт-фактора;

2. —копии счета-фактуры и транспортного документа направляются экспорт-фактору;

3. — экспорт-фактор оплачивает экспортеру до 85% от суммы поставки за приобретенную дебиторскую задолженность;

4. — экспорт-фактор переуступает дебиторскую задолженность импорт-фактору;

5. — импорт-фактор, как владелец дебиторской задолженности должен взыскать сумму долга и, в случае неплатежа со стороны импортера, принять на себя риск неплатежа и заплатить экспорт-фактору;

6. — импортер производит оплату импорт-фактору;

7. — импорт-фактор переводит платеж импортера в пользу экспорт-фактора или, в случае неплатежа импортера, осуществляет гарантийный платеж;

8. — экспорт-фактор зачисляет экспортеру оставшуюся часть от суммы поставки (15%) за вычетом факторинговых комиссий.

Экспорт-фактор может работать с импортером напрямую, минуя импорт-фактора, что классифицируется как прямой экспортный факторинг (рис. 6.2).

Рис.6.2. Схема прямого факторинга

1. поставка товара покупателю;

2. переуступка долга фактору;

3. финансирование в размере до 85% от суммы поставки;

4. процедура взимания задолженности;

5. оплата поставки;

6. перевод оставшейся части суммы поставки (10—15%) за вычетом комиссии фактора.

Такая практика может использоваться в случаях, когда экспортер и экспорт-фактор географически расположены близко к импортеру либо когда осуществляются сделки с проверенными покупателями, которые показали себя аккуратными плательщиками.

В некоторых случаях имеет место практика прямого импортного факторинга, когда импорт-фактор заключает соглашение с экспортером о переуступке ему долговых требований по стране импортера, осуществляя страхование кредитного риска, учет и инкассирование валютных требований, являющихся для данной факторинговой компании внутренними.

Преимуществом прямого факторинга является меньшая численность посредников, а следовательно, и меньшие затраты на факторинговые услуги. Преимущества опосредованного факторинга заключаются в том, что и фактор по экспорту, и фактор по импорту имеют дело каждый со своим клиентом, кредитоспособность которого они хорошо знают, поэтому оба фактора при предоставлении факторинговой услуги вступают в отношения друг с другом без высокого риска, так как они, как правило, являются постоянными контрагентами. Недостатком же взаимного факторинга являются высокие издержки на его обслуживание.

Существенные преимущества международного факторинга видны из его процедуры: иностранные долги становятся внутренними долгами, разрешаются значительные проблемы и риски, связанные с ведением международного бизнеса, такие, как иностранный язык, неизвестное законодательство, незнакомая процедура взимания дебиторской задолженности и торговая практика. В международной практике проблема неплатежей решается в основном с помощью страхования финансовых рисков или с применением факторинга.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

1. Урегулирование споров в рамках ВТО.

 

Споры, возникающие в рамках ВТО, подлежат рассмотрению Органом по разрешению споров (ОРС). Основной целью его деятельности является восстановление нарушенного баланса прав и обязанностей: именно по этой причине у ОРС нет полномочий в отношении государств, не выполняющих принятые решения. Основным документом, регулирующим данные отношения, является Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (далее — ДРС).

Основными стадиями рассмотрения спора являются:

1. Консультации

ОРС формально не принимает участия в консультациях, но он, а также соответствующие комитеты и советы ВТО уведомляются о запросе на проведение консультаций. В соответствии со ст. 5 ДРС на добровольной основе также могут применяться процедуры добрых услуг, примирения и посредничества. Государство прибегает к консультациям, если полагает, что получаемое им по одному из соглашений прямо или косвенно преимущество сокращается или аннулируется или достижение какой-либо цели соглашения становится затруднительным. Для проведения консультаций используются дипломатические каналы. Если консультации не завершаются урегулированием спора, государство, чьи интересы затронуты, может потребовать учреждения третейской группы.

1. Рассмотрение спора третейской группой

В отличие от Апелляционного органа третейская группа не является постоянно действующей. При учреждении третейской группы важно верно указать все претензии, так как она не вправе анализировать вопросы, не указанные сторонами. Третейская группа рассматривает дело с точки зрения факта и права: она должна дать объективную оценку фактических обстоятельств дела и определить применимость к данному спору соответствующих соглашений. Представляемые сторонами доказательства могут быть в форме текстов национальных законов, письменных заявлений государственных чиновников, исторических справок правового характера и т.д. При рассмотрении спора третейской группой предусмотрено предварительное ознакомления сторон с докладом, состоящая из двух стадий: ознакомления с описательными разделами доклада и с финальной его версией (включает описательные разделы и выводы третейской группы по существу спора). При этом факты, установленные третейской группой, не могут быть пересмотрены Апелляционным органом: в связи с этим Апелляционный орган нередко не мог вынести решение по существу спора. Подготовленный третейской группой доклад направляется в ОРС для последующего одобрения.

1. Рассмотрение спора Апелляционным органом

Апелляционный орган состоит из семи арбитров, но каждое дело рассматривают 3 арбитров, которые выбирают из своего состава председательствующего. Апелляционная жалоба может быть подана только сторонами по любым правовым основаниям, и у апелляционного органа нет права отказать в рассмотрении. Апелляционный орган рассматривает только вопросы права. Он может подтвердить, отменить либо изменить выводы и заключения третейской группы. Аналогично третейской группе Апелляционный орган не принимает решений, а направляет свой доклад ОРС для последующего одобрения. Доклад Апелляционного органа принимается ОРС, если только ОРС не решит на основе консенсуса отклонить его в течение 30 дней после его распространения (ст. 17.14 ДРС).

1. Рассмотрение спора арбитражем

ДРС в ст. 25 предусматривает арбитражное разбирательство в качестве альтернативного способа урегулирования споров. Стороны должны уведомить членов ВТО о решение прибегнуть к арбитражному разбирательству для того, чтобы

Заинтересованные лица при согласии сторон могли стать участниками такого разбирательства. Решение арбитража не может затрагивать полномочия ОРС по толкованию норм соглашений ВТО и является обязательным для сторон. При невыполнении решения арбитража может быть задействован механизм предоставления компенсации и приостановления уступок (ст. 22 ДРС).+

1. Решение ОРС

Ни третейская группа, ни Апелляционный орган не принимают решений. Их доклады направляются ОРС, функции которого выполняет Генеральный совет ВТО. Вследствие действия правила негативного консенсуса одобрение докладов третейских групп и Апелляционного органа носит автоматический характер.

 

2. Понятие международной перевозки

 

Под международными перевозками следует понимать перемещение грузов или пассажиров, осуществляемое посредством любого вида транспорта в случае, если такое перемещение имеет международный характер: место отправления и место назначения находятся на территориях разных государств или же само перемещение осуществляется по территории иностранного государства, а также другие аналогичные ситуации.

В науке международного частного права вопрос о понятии «международная перевозка» не является разрешенным. Трудно найти определение данного понятия и в национальном законодательстве государств. Источниками, содержащими определение международных перевозок, являются международные транспортные конвенции.

Конвенционные определения имеют конкретное содержание и относятся к регулированию определенного вида международной перевозки. Так, например, в соответствии с Варшавской конвенцией 1929 г. об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, международной перевозкой называется всякая перевозка, при которой: 1) либо место отправления и место назначения, вне зависимости от того, имеется ли перерыв в перевозке, расположены на территории двух государств-участников; 2) либо предусмотрена остановка на территории иностранного государства (при этом не обязательно, чтобы это была территория государства — участника Конвенции), а расположение места отправления и места назначения значения не имеют.

Таким образом, в Варшавской конвенции понятие «международная перевозка» наделено конкретным содержанием, применимым для отношений, составляющих предмет регулирования именно этой Конвенции. Это значит, что для других ситуаций, в том числе и при осуществлении воздушных перевозок (не регулируемых Варшавской конвенцией), могут быть установлены иные критерии для признания перевозки международной. Это лишний раз является доказательством того, что понятие «международная перевозка», ограниченное нормами конвенции, является более «узким» по отношению к общепринятому варианту понятия.

Другим источником, в котором дается понятие международной перевозки, можно назвать Конвенцию ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 г. (Россия не участвует в данной Конвенции). Согласно этой Конвенции «международная перевозка» означает любую перевозку, при которой место отправления и место назначения идентифицируются как находящиеся в двух различных государствах на момент, когда оператор принимает груз в свое ведение». Как видно, понятие международной перевозки, сформулированное в Конвенции 1991 г., наделено иным содержанием по сравнению с определением Варшавской конвенции.

Раскрытию содержания «международная перевозка» способствуют другие понятия, определение которым дается в соответствующих транспортных конвенциях. При этом всегда оговаривается, что значение конвенционных терминов следует понимать лишь в контексте данной международной конвенции.

Так, например, в Женевской конвенции 1956 г. о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ) специально подчеркивается, что при применении настоящей Конвенции под «транспортным средством» следует понимать автомобили с полуприцепами, прицепы и полуприцепы. Таким образом, в данном случае можно увидеть классический пример автономной квалификации: в Конвенции понятие «транспортное средство» наделено самостоятельным содержанием, независимо от его определения в национальном законодательстве государств. Соответственно, и содержание понятия «международная перевозка» будет моделироваться с учетом изложенного определения транспортного средства.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

 

1. Участие государства и государственных организаций во внешнеэкономической деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.041 с.)