Формальні і неформальні групи в трудовому колективі. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формальні і неформальні групи в трудовому колективі.



В отечественной и зарубежной литературе много внимания уделено взаимодействию формальных и неформальных групп в трудовом коллективе.

Неформальная группа – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которая вступает в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

Менеджеру необходимо принимать во внимание результаты исследований, в которых сформулирован ряд положений и рекомендаций по управлению неформальными организациями. В них, в частности, отвергнуты мнения, что возникновение неформальных групп есть показатель неэффективного управления.

Ниже приводится краткое описание основных характеристик неформальных групп, которые имеют прямое отношение к управлению, т. к. оказывают сильное влияние на эффективность формальной организации.

Социальный контроль.

Социальный контроль осуществляется посредством определенной регламентации поведения членов группы, или групповых норм.

В простейшем истолковании норма есть поведенческое правило.

Основныефункции нормативной регуляции поведения человека в группе:

· нормы информируют о том, как вести себя в той или иной группе, какое поведение следует ожидать от ее членов, занимающих разные позиции в групповой иерархии;

· нормы устанавливают стандарты индивидуального и группового поведения в различных ситуациях;

· наличие достаточно четких норм обеспечивает членам группы необходимую психологическую комфортность.

Но менеджеру следует принимать во внимание, что эффекты социального контроля обнаруживают и негативные феномены: влияние норм на отдельных членов групп может быть столь сильным, что побуждает человека принять их, т. е. вести себя в соответствии с ними вне зависимости от подлинного к ним отношения.

Классические эксперименты американского психолога С. Аша, посвященные изучению влияния группового большинства, привели около полувека назад к открытию феномена конформного поведения (конформности). Более подробно о сущности самого феномена и о некоторых вытекающих из его рассмотрения вопросов сугубо практического характера, можно узнать из работы Р. Л. Кричевского «Если Вы руководитель...».

Сопротивление переменам.

Оно будет возникать всякий раз, когда члены группы будут усматривать в переменах угрозу существованию группы как таковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересам или положительным эмоциям.

Это сопротивление можно ослабить, разрешая подчиненным участвовать в принятии решений.

Неформальные лидеры.

Лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области.

Опора неформального лидерапризнание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения.

Неформальный лидер имеет две простейшие функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование.

Кроме задачи управления группами с целью использования их потенциальных выгод и уменьшения их отрицательного воздействия, менеджеру следует повышать эффективность групповой деятельности.

Специальные исследования показывают, что группа может более или менее эффективно идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов: размера, состава, групповых норм, сплоченности, конфликтности, статуса и функциональных ролей ее членов.

Место и значение каждого фактора, его социально-психологическую характеристику следует изучить на основе рекомендуемой литературы.

Знания, опыт, интуиция руководителя, его собственное видение поведения людей и коллектива в целом остаются, конечно, той основой, на которой принимается то или иное управленческое решение. Но обоснованность решений, их своевременность и целенаправленность, прогноз успешности их реализации с учетом уровня развития группы и сопутствующих факторов, требуют использования целого комплекса специальных методов изучения межличностных отношений в группе. Перечислим основные из них: анализ документов, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, социально-экономический эксперимент, социометрический метод.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.004 с.)