Класифікація і характеристика стилів управління 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Класифікація і характеристика стилів управління



1 модель - Реализации руководителем своих властных полномочий.

Особая специфичность этого подхода связана с тем, что установленные в нем стили руководства были выделены на основе главного критерия,заложенного в самой сути управления, – в формах реализации руководителем своих властных полномочий.

Оказалось, что именно степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия и типы власти, используемой им, решающим образом влияют на манеру его поведения, на стиль руководства.

Если руководитель стремится концентрировать власть в своих руках, рассматривает всех иных как только подчиненных, исполнителей, не проявляет о них должной заботы, берет на себя всю полноту ответственности за результаты, оставляет за собой решающее слово в любом вопросе, то возникает один крайний тип руководства – авторитарный.

Демократичный……

На противоположном полюсе располагается другой крайний тип – тип либерального руководителя (его еще обозначают как попустительский тип). Он склонен в максимальной степени делегировать другим ответственность; учитывать их мнения при принятии решений, а часто – и идти у них на поводу; предоставлять свободу исполнителям, граничащую с невниманием и попустительством; старается минимально вмешиваться в естественный ход событий и т. д.

Дело в том, что попустительский стиль намного менее эффективен, чем первые два, что заставляет большее внимание уделять именно авторитарному и демократичному стилям руководства.

Важно и то, что принадлежность руководителя либо к авторитарному, либо к демократическому стилю означает и его различное отношение к подчиненным (а не только тип использования власти).

Для авторитарного руководителя характерно отношение на основе «теории X».

Управление строится при этом на следующей системе установок: люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы; у людей нет честолюбия и они стараются избавиться от ответственности; они предпочитают, чтобы ими руководили; больше всего люди хотят защищенности; чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Для демократичного руководителя, напротив, характерно отношение к подчиненным на основе «теории Y».

Здесь система управленческих установок уже другая: труд – процесс естественный; если условия благоприятны, люди не только примут ответственность, но и будут стремиться к ней; если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль; приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели; способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Демократический лидер исходит из представлений о мотивированности людей потребностями более высокого уровня – в социальном взаимодействии, в успехе, в самовыражении. Он старается создать такую ситуацию, при которой люди могли бы самоактуализировать себя, а работа являлась бы для них мотиватором, т. е. обеспечить внутреннюю мотивацию деятельности.

Авторитарное руководство приводит, как правило, к выполнению большего объема работ, чем демократическое. При этом, однако, уменьшается мотивация, снижается качество и особенно – оригинальность исполнения, возникает напряженность и агрессивные формы поведения (как между руководителем и исполнителем, так и между самими исполнителями).

При либеральном руководстве значительно снижается и объем, и качество работы по сравнению с демократическим. Исполнители сами, как правило, начинают выражать неудовлетворенность таким стилем.

 

2. Ситуативная модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории стилей управления, т. к. она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя:

· отношения между руководителем и членами коллектива;

· структура задачи и, прежде всего, такие ее параметры, как четкость и определенность формулировок, структурированность, привычность и понятность;

· должностные полномочия, включающие нормативный объем законной власти, которой располагает руководитель, а также уровень реальной поддержки, которую ему оказывают подчиненные.

Ситуативная модель Фидлера – прекрасное средство подчеркнуть важность взаимодействия руководителя, исполнителей и ситуации. Этот подход предостерегает от упрощенного мнения, что существует какой-то один, оптимальный стиль управления, независимый от обстоятельств. Более того, многочисленные исследования говорят о том, что ситуационный подход может иметь практическое значение для подбора, найма и расстановки руководителей.

Изучая эту тему, следует понять и осознать необходимость гибкого подхода к лидерству. Менеджер, который хочет работать как можно более эффективно, получать все, что можно, от подчиненных, не может позволить себе применять один какой-то стиль управления на протяжении всей своей карьеры. Скорее, руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.

Сейчас стало ясно, что самым эффективным стилем в сегодняшнем быстро меняющемся мире является стиль адаптивный, или стиль, ориентированный на реальность. Поэтому, чем больше репертуар стилей, которыми владеет руководитель, тем в большей степени он способен к установлению соответствия ситуаций и лучшего для них стиля, чем более он способен переключаться с одного стиля на другой, тем выше и общая эффективность его деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.004 с.)