Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX В.

Поиск

В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении – консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Консерваторы. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие воспринималось как важнейший устой государства, обеспечивающий величие и славу России. Православие считалось основой духовной жизни народа. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60–70-х годов, а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины. В социальной области они настаивали на укреплении позиций дворянства – основы государства и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма – единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы. (Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» обнажил безнравственность их деятельности.)

Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, князь В.П. Мещерский. Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятельность правительства в консервативном направлении, формулировал основные идеи консерватизма и способствовал формированию в этом духе общественного мнения.

Консерваторы были охранителями-государственниками. Они ратовали за порядок, спокойствие и традиционность.

Либералы. Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа, расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они в целом были готовы к сотрудничеству с властью. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя императора «адресов» – ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, князь Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, князья Петр и Павел Д. Долгоруковы). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества.

Радикалы. Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

Радикалы не имели широкой социальной основы. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества («разночинцы»).

Поскольку их деятельность носила откровенный антиправительственный характер, то в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западноевропейского революционных движений.

В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма».

В истории движения радикалов второй половины XIX в. можно выделить три этапа: 60-е годы – складывание революционной идеологии и создание тайных кружков; 70-е годы – оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций революционных народников; 80–90-е годы – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группировки; в середине 90-х годов – ослабление популярности народничества и непродолжительный период широкого увлечения марксистскими идеями крайне оппозиционно настроенной интеллигенцией.

«Шестидесятники». Немногочисленные крестьянские беспорядки в 1861–1862 гг. активизировали радикалов, которые надеялись на широкомасштабный крестьянский бунт.

В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один – вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал условия отмены крепостного права. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за форму проведения крестьянской реформы, мечтал о социализме, но в отличие от Герцена видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. В 1862 г. Чернышевский был арестован, приговорен к каторге и ссылке в Сибирь.

На основе его идей в начале 60-х годов образовалось несколько тайных организаций. Крайние радикалы поставили задачу подготовки народной революции и для этого развернули активную издательскую деятельность. В прокламациях они стремились распропагандировать население в пользу революции, агитировали за кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества.

«Земля и воля» (1861–1864). Своим программным документом «землевольцы» считали статью Н.П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Она предостерегала потенциальных бунтовщиков от преждевременных неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил. В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям для преобразования страны.

«Земля и воля» была первой более-менее крупной революционно-демократической организацией. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты.

Первые тайные организации просуществовали недолго. Одни участники организаций были арестованы, другие эмигрировали. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М.Н. Катков и др.).

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на императора Александра II.

В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить бунт и использовать любые средства в борьбе с правительством. После разгрома кружка Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию «Народная расправа». Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников беспрекословного подчинения. За несогласие с методами Нечаева студент И.И. Иванов был ложно обвинен в «предательстве» и убит. Полиция вычислила организацию. Нечаев скрылся в Швейцарию, но был выдан как уголовный преступник.

На рубеже 60–70-х годов, во многом на основе идей Герцена и Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у «демократически» настроенных интеллигентов последней трети XIX в., считавших своим долгом «служение народу». Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

Революционные народники. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны – в общинном социализме, так как крестьяне могут воспринять социалистические идеи; преобразования должны осуществляться революционным методом, силами крестьянства, руководимого организацией революционеров. Их идеологами – М.А. Бакуниным, П.Л. Лавровым и П.Н. Ткачевым – были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества – бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического.

Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. Эта идея стала основой теории анархизма.

Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» – радикально-революционная часть интеллигенции.

Ткачев, так же как и Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков («профессиональные революционеры»), захватив государственную власть, быстро заставят народ заняться социалистическим переустройством.

В 1874 г., опираясь на идеи Лаврова, более 1000 молодых революционеров предприняли массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с консервативным настроением крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы, зачастую самими крестьянами.

«Земля и воля» (1876–1879). В 1876 г. оставшиеся на свободе участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля». Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

Было осуществлено второе «хождение в народ» — с целью длительной агитации среди крестьян. «Землевольцы» также занимались агитацией рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Плеханов, призвавший «бороться за землю и волю для крестьян и рабочих». Полиция разогнала демонстрацию. Арестованных приговорили к каторге или ссылке. Плеханову удалось скрыться от правосудия.

В 1878 г. В.И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Однако под влиянием адвокатской демагогии суд присяжных оправдал ее, а Трепов был вынужден уйти в отставку. Появившаяся у революционеров уверенность в безнаказанности усилила их антигосударственную деятельность.

Часть народников вновь вернулись к террористической практике. К этому их побуждали и слабость правительства, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу «Земли и воли». В 1879 г. часть «землевольцев» (Плеханов, Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию «Черный передел» (1879–1881). Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

«Народная воля». В том же году другая часть «землевольцев» создала организацию «Народная воля» (1879–1881). Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в «Исполнительный комитет» – центр и главный штаб организации.

Программа народовольцев отражала их разочарование в крестьянах. Своей главной задачей они полагали борьбу с государством. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик – рабочим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX–XX вв. их последователи – партия социалистов-революционеров.)

«Народовольцы» провели ряд террористических акций против представителей власти, но главной своей целью считали цареубийство. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. В ответ на террор правительство стало активнее бороться с революционерами. Большинство «народовольцев» было арестовано. Оставшаяся на свободе Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников. Наоборот, он вызвал сплочение общества и массовый народный гнев в отношении революционеров.

Либеральные народники. Это направление, разделяя идею революционных народников об особом, некапиталистическом пути развития России, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80–90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах. Либеральные народники требовали передачи всех остатков помещичьей земли крестьянам и недопущения в Россию «язв» капитализма. Они призывали к проведению радикальных реформ. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения (теория «малых дел»). С этой целью они использовали печатные органы (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Среди идеологов либеральных народников были Н.К. Михайловский и Н.Ф. Даниельсон.

Радикалы в 80–90-х годах XIX в. В этот период в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной антиправительственной силы. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй увидел в пролетариате главную силу будущего переворота.

Бывшие активные участники «Черного передела» Плеханов, Засулич, Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западноевропейской теории, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX в., их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда». Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества, как политический антипод пролетариату. Пропагандируя марксизм в русской революционной среде, они развернули резкую критику народнической теории об особом некапиталистическом пути развития России. Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

В самой России в 1883–1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков. Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.

Рабочее движение в России. Рабочее движение в 70–80-х годах развивалось стихийно. Рабочие выдвигали лишь экономические требования – повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов.

Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т.С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. («Морозовская стачка»). Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами.

В 1886 г. был издан закон о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. В то же время закон усилил уголовную ответственность рабочих за участие в стачках. Вскоре был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч.

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию – «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Мартов) и др. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди пролетариата.

Среди находившихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х годов начал распространяться «легальный марксизм». П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др., признавая главные положения марксизма, отстаивали тезис об исторической неизбежности и незыблемости капитализма, критиковали либеральных народников, доказывали закономерность и прогрессивность развития капитализма в России. Они выступали за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.

Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и считали, что рабочие не должны тратить силы на политическую борьбу, так как ее плодами воспользуется буржуазия.

В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни (во главе с Лениным) выступали за создание политической партии, которая встала бы на путь захвата власти, другие, отрицая революционный путь развития, предлагали сосредоточить усилия на более реальной борьбе за улучшение условий жизни и труда трудящихся России.

Глава 24



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.233.83 (0.011 с.)