Экономика и социальный строй 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика и социальный строй



В первой половине XIX в. территория Российской Империи выросла до 18 млн кв. км в Восточной Европе, Азии (Сибирь и Кавказ), Северной Америке (Аляска). Население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 млн человек. Богатые ресурсы: леса, реки, распаханные угодья, полезные ископаемые (руды, уголь, нефть, драгоценные металлы и камни) давали все необходимое для быстрого промышленного развития. Природное, хозяйственное и этническое разнообразие обусловливало специфику разных районов страны.

В первой половине XIX в. территория Российской Империи делилась на губернии и области, которые, в свою очередь, подразделялись на уезды. Количество губерний за первую половину века увеличилось в 1,5 раза за счет присоединения к России новых территорий, разукрупнения отдельных губерний или преобразования некоторых областей (Астраханской, Таврической) в самостоятельные губернии. Часть губерний объединялась в генерал-губернаторства и наместничества (Кавказское). Особый статус имели Великое Княжество Финляндское, присоединенное к России в 1809 г., и Царство Польское, образованное в 1815 г. из части польских земель.

Россия представляла собой самодержавную монархию. Во главе государства стоял император, сосредоточивающий все нити управления в своих руках. Ведущие позиции занимали дворяне. Наиболее многочисленной частью населения были крестьяне. Они подразделялись на несколько категорий: государственные, частновладельческие (помещичьи), удельные (принадлежавшие Императорской Фамилии), экономические (бывшие монастырские) и др. Несколько процентов населения составляли купцы и мещане. На особом положении находилось казачество – военизированное сословие, выполнявшее функцию охраны приграничных территорий государства.

Россия шла своим путем, во многом отличавшимся от Запада. В течение первой половины XIX в. она сохраняла свое традиционное экономическое и социальное устройство. Тем не менее, экономическое и социально-политическое устройство России постепенно эволюционировало.

Сельское хозяйство. В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения. Процессы, начавшиеся во второй половине XVIII в., интенсивно продолжали развиваться и в первой половине XIX в. Главным явлением стало расширение товарно-денежных отношений в деревне. В помещичьем хозяйстве все больше производилось продукции на продажу. Возрастало значение хлебного экспорта, который достиг к середине XIX в. около 70 млн пудов.

Внедрение рыночных отношений стимулировало помещиков принимать меры для повышения эффективности хозяйства. В южных и северо-западных районах это достигалось за счет применения наемного труда крестьян-отходников, расширения посевов пшеницы, улучшения технического оснащения производства и совершенствования методов ведения хозяйства. Отдельные помещики перешли к многопольному севообороту, использовали сельскохозяйственные машины (сеялки, веялки, молотилки), расширяли ассортимент земледельческих культур. Картофель, становившийся основным продуктом питания населения, превратился в полевую культуру. Однако наблюдались и признаки постепенного упадка помещичьего хозяйства. К середине XIX в. 65% всех имений было заложено. Общая сумма помещичьего долга государству и кредитным учреждениям достигла более 400 млн рублей.

Для России было характерно (в отличие от Западной Европы) сохранение и упрочение общинной системы крестьянского землепользования, при котором земля делилась между крестьянскими дворами на мелкие наделы и время от времени перераспределялась. Это мешало подъему продуктивности крестьянского хозяйства и в целом развитию производительных сил в деревне. В социальном отношении это препятствовало формированию собственнической психологии у крестьян. Процесс расслоения крестьянства в первой половине XIX в. шел очень медленно. Лишь небольшому числу крестьян, занимавшимся торговлей и промыслами, удавалось скопить немалые средства.

Аграрно-крестьянский вопрос был одним из центральных в экономической и социально-политической жизни России на протяжении XIX и начала XX в. Он включал три стороны: личное освобождение крестьян, наделение их землей и изменение общинной системы землепользования.

Промышленность. В 30–40-е годы XIX в. в России начался промышленный переворот (промышленная революция). Его главным содержанием была замена мануфактурного производства фабричным. Он был связан с техническим перевооружением промышленности, повсеместной заменой ручного труда на машинный, внедрением в производство различных двигателей и передовых для того времени технологий. Он сопровождался значительными социальными изменениями.

Предпосылки промышленного переворота складывались в России с середины XVIII в. Их появление было обусловлено, во-первых, научно-техническим прогрессом: созданием новых – паровых двигателей и различных механизмов, облегчавших процесс производства, позволявших углубить разделение труда и высвободить руки многих работников. Труд их заменялся машинным. Во-вторых, формированию предпосылок промышленного переворота способствовало зарождение элементов капиталистического уклада в хозяйстве: накопление капиталов, на основе которых предприниматели строили новые заводы, и постепенное формирование постоянного рынка вольнонаемной рабочей силы. Отмена крепостного права в 1861 г. ускорила завершение промышленного переворота в конце 70-х – начале 80-х годов XIX в.

На основе применения вольнонаемного труда в России начали формироваться основные промышленные районы – Северо-Западный (Петербургско-Прибалтийский), Центральный (Московский) и Южный (Харьковский). Концентрация промышленности в отдельных частях России была одной из специфических особенностей ее экономики.

Новые формы организации производства быстрее внедрялись в легкой промышленности (текстильной, пищевой и бумагоделательной). В этих отраслях ручной труд рабочих быстро заменялся машинным, создавались новые и реконструировались старые предприятия (текстильная Прохоровская мануфактура в Москве и др.). Несколько медленнее осуществлялись перемены в тяжелой промышленности. При производстве железа и чугуна стали использовать вместо конного привода паровые двигатели (Петербургский чугунолитейный завод и др.). Машинное оборудование было заграничного происхождения и ввозилось в основном из Великобритании и Бельгии. Тем не менее в первой половине XIX в. начала зарождаться отечественная машиностроительная промышленность. Первые заводы возникли в Петербурге, Нижнем Новгороде (Сормово) и других городах. Однако эта отрасль не была достаточно развитой вплоть до конца XIX в.

Вдали от крупных городских центров и главных торговых путей процветало кустарное производство. Наряду с фабричным оно было характерно для многих отраслей легкой промышленности (текстильной, кожевенной, деревообрабатывающей). Даже некоторая часть металлических изделий производилась кустарным способом. В многочисленных деревенских кузницах ковались плуги, лемехи, ножи, топоры и другие предметы крестьянского быта. Жители некоторых крестьянских деревень специализировались на художественных промыслах. Там возникали центры, известные до сегодняшнего дня: Палех, Гжель и др. Кустарное производство развивалось и во второй половине XIX в.

С началом промышленного переворота связано формирование новою социального слоя – вольнонаемных рабочих. Работные люди, занятые на крепостных мануфактурах, не хотели приобретать необходимые производственные навыки, нередко ломали и портили механизмы. Только с развитием вольнонаемного труда можно было перейти к эффективному фабричному производству. На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих помещиков. К 1860 г. 4/5 рабочих составляли вольнонаемные. Рабочие получали относительно невысокую заработную плату, имели 13–14-часовой рабочий день.

Формирование российской буржуазии также имело свою специфику. Во-первых, капиталы, необходимые для создания крупномасштабного производства, накапливались достаточно медленно. Купцы приобретали большие состояния на продаже вина и на крупных казенных (государственных) подрядах. Во-вторых, длительное время российская буржуазия одновременно занималась и торговлей, и производством. В-третьих, многие предприниматели были выходцами из разбогатевших крепостных крестьян.

Постепенно складывались династии российской буржуазии – Сапожниковы, Морозовы, Гучковы, Бибиковы, Кондрашовы и др. Деньги, нажитые в торговле, вкладывались в промышленность. Например, выходец из торговых кругов И.М. Кондрашов построил крупные шелковые фабрики, продукция которых славилась по всей Европе. Морозовы стали производителями хлопчатобумажных тканей.

Финансы. В начале XIX в. для финансирования войн против Наполеона и поддержки дворянского землевладения русское правительство производило крупные выпуски (эмиссии) ассигнаций – бумажных денег, впервые введенных в середине XVIII в. В первой четверти XIX в. эмиссия ассигнаций выросла в 4 раза. В результате они резко обесценились. Попытки Павла I и Александра I преодолеть инфляцию не удались.

Поэтому в 1839–1844 гг. по инициативе министра финансов графа Е.Ф. Канкрина была проведена финансовая реформа. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль. С 1843 г. ассигнации стали постепенно изыматься у населения путем обмена по обязательному курсу (3,5 рубля ассигнациями приравнивались к 1 рублю серебром) на кредитные билеты, которые, в свою очередь, свободно обменивались на серебро. Реформа укрепила финансовую систему России. Однако Крымская война 1853–1856 гг. вызвала новые финансовые трудности. Внутренний и внешний долг государства увеличился в несколько раз.

Торговля. В первой половине XIX в. продолжал формироваться всероссийский рынок. Его стимулировали развитие промышленности, рост городов и хозяйственная специализация регионов. Торговля развивалась более быстрыми темпами, чем в предшествующий период.

Внутренний рынок претерпел существенные изменения за счет расширения торговых операций и увеличения ассортимента товаров. Особое значение имело распространение на рынке промышленных изделий, наряду с сельскохозяйственной продукцией.

По-прежнему роль торговых центров играли ярмарки, всероссийские и местные. Их в России насчитывалось более тысячи. Они представляли собой сезонную, оптовую и мелкооптовую систему торговли. Широкой известностью пользовались Нижегородская на Волге, Ирбитская в Сибири и Ростовская в Ярославской губернии.

В крупных городах России интенсивно развивалась магазинная (постоянная розничная) торговля.

Значительных успехов в первой половине XIX в. достигла внешняя торговля. Ее баланс почти неизменно оставался активным, т.е. вывоз превышал ввоз. Однако структура экспорта изменилась. Из него исчезли черные металлы (железо и сплавы на его основе), стала преобладать сельскохозяйственная продукция. Вывозили пшеницу, лес, пеньку, кожи, лен и т.д. Ввозили модную одежду, колониальные товары (чай, кофе, пряности), а также машины, инструменты и другие предметы, необходимые для развития промышленности и сельского хозяйства страны.

Транспорт. Развитие товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли, увеличение торговых центров (ярмарок) – все это требовало реорганизации и улучшения транспортной системы. Основными видами транспорта были водный и гужевой, имевшие сезонный характер. Ни тот, ни другой полностью не удовлетворяли хозяйственные потребности страны.

Усовершенствование внутренней системы путей сообщений было связано главным образом с развитием водного транспорта. В 1808–1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, связавшие Балтику с Москвой и волжским торговым путем. На реках России появились первые пароходы. К середине века их стало около 100.

Протяженность дорог, которые правительство стремилось поддерживать в удовлетворительном состоянии, не соответствовала экономическим (торговым) и военно-стратегическим потребностям страны. Шоссейных дорог было немного. Они соединяли Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Ярославлем и Нижним Новгородом.

При отсутствии развитых сухопутных путей сообщения с Западной Европой внешняя торговля осуществлялась в основном через балтийские и черноморские порты. Русский торговый флот был немногочисленным, поэтому для торговли с Европой использовались корабли, принадлежавшие иностранным судовладельцам.

Исторически Москва являлась центром, в котором сходились все дороги. По тому же традиционному принципу строились и российские железные дороги.

Создание разветвленной железнодорожной сети для России с ее огромной территорией имело особое значение. В 1837 г. была открыта первая опытно-показательная ветка между Петербургом и Москвой (Николаевская железная дорога). Протяженность железнодорожных линий в России к 1861 г. составляла около 1,6 тыс. км, чего было недостаточно и для развития торговли и для обороны страны. (Это особенно наглядно проявилось во время Крымской войны 1853–1856 гг.) В железнодорожном строительстве первой половины века в России в отличие от Запада ведущая роль принадлежала государству. С этого времени в стране начал зарождаться так называемый государственный капитализм.

Внутренняя политика

Укрепление внутреннего положения в первой половине XIX в. способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно из ведущих мест среди европейских держав.

Во внутренней политике России первой половины XIX в. было два важных рубежа: окончание Отечественной войны 1812 г. и 1825 г. – смена царствования и мятеж декабристов. Эти события вызвали усиление консервативности во внутриполитическом курсе.

В центре внимания правительства стояли три важнейшие проблемы: административная – совершенствование государственного управления; социальная – аграрно-крестьянский вопрос; идеологическая – улучшение системы просвещения и образования.

Император Александр I (1801–1825). В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла I. На российский престол взошел его старший сын, наследник цесаревич и великий князь Александр.

В раннем детстве Екатерина II оторвала великого князя от семьи отца, лично следила за его образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и бабушкой, скрывать свои истинные чувства. Одни современники отмечали его неискренность. Другие отмечали приветливость, умение очаровывать, притягивать к себе людей. Александр получил блестящее образование. Наставником будущего императора был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец, приверженец идей французского просветительства, которые он пытался привить своему ученику. Несомненно, что Александр хорошо видел отставание России от ведущих западноевропейских государств, думал о возможности и необходимости модернизации страны.

Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением ряда распоряжений Павла I, вызывавших негативную реакцию общественности. Он обещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабушки Екатерины Великой. Александр восстановил в полном объеме Жалованную грамоту дворянству, объявил широкую амнистию людям, которые были наказаны при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Великобританией и регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т.д.

В начале царствования Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован Непременный совет – совещательный орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал Негласный комитет. В него вошли молодые друзья монарха – граф П.А. Строганов, польский князь А.Е. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей и Н.Н. Новосильцев.

Реформы государственного управления. В 1802 г. коллегии были заменены министерствами. В результате значительно усилилась центральная исполнительная власть. Реформа завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка профессиональных чиновников – бюрократии. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810–1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров.

В 1802 г. был реформирован Правительствующий Сенат, ставший высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его роль в законотворческой деятельности выражалась в том, что он получил право делать императору «представления» по поводу устаревших законов, а также участвовать в обсуждении новых.

Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был М.М. Сперанский (1772–1839). Сын бедного сельского священника, он благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал блестящую служебную карьеру, стал одним из первых лиц в государстве. Сперанский разработал проект реформы государственного управления. В его проекте – «Введение к уложению государственных законов» – намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной Думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный Совет, который стал бы связующим звеном между императором и остальными органами управления. Государственный Совет и Государственную Думу Сперанский наделял законосовещательными правами и не покушался на полноту самодержавной власти.

Тем не менее, против проекта Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опасность для самодержавного строя. Идеологом консерваторов стал знаменитый писатель и историк Н.М. Карамзин. В записке «О древней и новой России», адресованной императору, он настаивал на сохранении старых порядков.

Государственная Дума учреждена не была. Главным результатом реализации планов Сперанского было учреждение Государственного Совета в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке новых законов и толковании смысла уже изданных. Государственный Совет распределял также финансовые средства между министерствами и рассматривал годовые отчеты министров до их предоставления императору. (С такими функциями Государственный Совет просуществовал до 1906 г.)

Реформаторские настроения Александра I отразились во введении Конституции в Великом Княжестве Финляндском (1810) и в Царстве Польском (1815), а также в создании Н.Н. Новосильцевым по поручению императора Государственной Уставной грамоты Российской Империи (1819–1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов и федеративный принцип государственного устройства. Однако этот проект не был реализован. В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенденция.

Была предпринята попытка военной реформы. Создавались военные поселения – особая форма комплектования и содержания армии. Цель создания военных поселений – добиться самообеспечения и самовоспроизводства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания армии в мирных условиях. Первые попытки их организации относились к 1808–1809 гг., но в массовом порядке их начали создавать в 1815–1816 гг. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерний. Здесь же расселяли солдат, к которым выписывались их семьи. Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 18 – в действительную военную службу. Все они должны были выполнять обычные сельскохозяйственные работы и одновременно нести военную службу. Вся жизнь семьи поселянина была строго регламентирована. За малейшее нарушение распорядка следовало наказание. Торговля, промыслы, контакты с внешним миром запрещались. Главным начальником над военными поселениями был назначен граф А.А. Аракчеев. Император Александр I твердо заявил, что «военные поселения будут во что бы то ни стало». К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселение. Однако самоокупаемости армии достичь не удалось. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. К тому же, в военных поселениях периодически происходили волнения. В итоге правительство от этой практики в последующие годы отказалось.

Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г. Детей у него не осталось, поэтому наследником престола считался его брат, цесаревич Константин Павлович. Однако еще в 1822 г. Константин отрекся от престолонаследия, что было подтверждено Высочайшим (императорским) манифестом 1823 г., который Александр I распорядился хранить в тайне. О том, что наследником является следующий брат, великий князь Николай Павлович, знали очень немногие. Из-за неясности в вопросе о престолонаследии в России создалась чрезвычайная ситуация – междуцарствие. К середине декабря вопрос о престолонаследии был решен. Российским императором стал третий сын Павла I – Николай.

Император Николай I (1825–1855). Приближенные восхищались его необыкновенной работоспособностью, скромностью в быту. Природный ум и железная воля, умение подбирать талантливых исполнителей его предначертаний дали Николаю возможность эффективно управлять государством. Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения. Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной заразы. Свое программное заявление: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока… я буду императором» он осуществлял реальными политическими мероприятиями.

Вырабатывая свой внутриполитический курс, Николай I видел экономическое и социально-политическое отставание России от ведущих западноевропейских стран. В Манифесте по случаю коронации (лето 1826 г.) Николай обещал провести усовершенствование внутреннего состояния государства. Он призвал население довериться правительству и ждать, когда оно само решит, что, как и когда следует сделать.

При Николае I роль Государственного Совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись непосредственно императору. Система министерств, созданная при Александре I, была частично подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Она разделялась на несколько отделений, ведавших политическими, общественными и духовными делами страны. Особое место занимало III отделение Собственной Е.И.В. канцелярии и объединенный с ним в 1827 г. Корпус жандармов. К территориально-административному делению России были добавлены жандармские округа, что повышало эффективность политического сыска внутри страны. III отделение имело свою сеть агентов и в России, и за ее пределами.

В годы правления Николая I численность чиновников выросла до 70 тыс. человек. Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц (уезд, волость, стан).

Кодификация законов. Николай I твердо верил, что неукоснительное следование подданных закону обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) российского законодательства. Эта работа была поручена М.М. Сперанскому. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 г. в «Полном собрании законов Российской Империи» (45 томов). В отдельный «Свод законов Российской Империи» (15 томов) в 1832 г. были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране.

Созданная в первой половине XIX в. система государственного управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала XX в.

Крестьянский вопрос. В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Основную массу населения составляли крестьяне. Правительство в начале XIX в. твердо встает на путь ограничения крепостного права с целью его последующей отмены. Было запрещено печатать в газетах объявления о продаже крепостных. В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Прекратилась раздача государственных земель с крестьянами в частные руки. Ряд государственных деятелей (граф М.М. Сперанский, граф А.А. Аракчеев, граф П.Д. Киселев и др.) разрабатывали по Высочайшему поручению проекты отмены крепостного права. При Николае I для изыскания средств к улучшению положения крестьян несколько раз создавались Секретные комитеты.

Как при Александре I, так и при Николае I правительство предпринимало меры, направленные на смягчение крепостного права. Было запрещено отдавать крепостных на заводы и ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. принят закон, не разрешавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права приобретать крестьян. В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах». Он продолжил линию, намеченную указом 1803 г. Новый указ разрешал помещикам отпускать крестьян на свободу с предоставлением им земельного надела, но не в собственность, а в пользование. За данный надел крестьяне обязаны были выполнять прежние повинности, т.е. работать на барщине или платить оброк. Правительство также пыталось быть посредником во взаимоотношения помещиков и крестьян. В западных губерниях вводились инвентари, регламентировавшие размеры крестьянских наделов и повинностей, способы возможного наказания крестьян.

В 1837–1841 гг. под руководством графа П.Д. Киселева была проведена реформа управления государственными крестьянами. Они составляли большинство сельского населения, платившего подати, и находились в ведении Министерства финансов. Цель реформы – поднять благосостояние этой категории крестьян и показать помещикам пример отношения к крестьянам. Управление государственными крестьянами было передано специально созданному Министерству государственных имуществ. Оно заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян, проводило размежевание земель и увеличивало наделы малоземельных, создавало семенной фонд и продовольственные магазины (склады) на случай неурожая, следило за справедливой раскладкой налогов, открывало в деревнях начальные школы и больницы. Реформа улучшила также правовое положение государственных крестьян. Вводилось выборное местное крестьянское самоуправление на уровне волости (6 тыс. жителей мужского пола) и села (1500 душ крестьян). Для разбора мелких мирских тяжб избирались сельские и волостные суды.

В целом к середине века в правительственных кругах был накоплен значительный опыт решения крестьянского вопроса, на который могли опереться государственные деятели в 50–60-х годах.

Правительственная политика в области просвещения. В первой половине XIX в. увеличивается количество учебных заведений различных уровней, издается ряд законодательных актов, регламентирующих их деятельность, и создаются органы управления просвещением и образованием.

В начале XIX в. учреждается Министерство народного просвещения (1802), открываются ряд новых учебных заведений (университетов, институтов и лицеев), издается Университетский устав 1804 г., вводивший в университетах самоуправление. В 1817 г. Министерство народного просвещения было реорганизовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Оно было призвано развивать христианское благочестие, следить за учебниками и системой преподавания на всех уровнях.

В 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Его задачи: проверить все уставы учебных учреждений, выработать единые принципы просвещения, определить набор учебных дисциплин и пособий. Комитет разработал основные принципы правительственной политики в области образования. Законодательно они были закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений 1828 г.

В связи с потребностями в квалифицированных кадрах чиновников, инженеров, агрономов, юристов и других специалистов расширялась сеть высших учебных заведений. Университетский устав 1835 г. сильно ограничил автономию университетов и поставил их под контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей.

В 1804 г. был издан либеральный Устав о цензуре. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения. У издателей появились широкие возможности публикации самых различных философских, политических и литературных произведений. Это позволило продолжить издание сочинений западноевропейских просветителей, запрещенных в конце XVIII в.

В 1826 г. был издан новый цензурный Устав, названный некоторыми критически настроенными современниками «чугунным», вводивший более строгие правила. Был учрежден Главный цензурный комитет, следивший за политической благонадежностью и нравственностью всей печатной продукции.

Глава 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.047 с.)