Реформы Екатерины Великой. Воцарение Павла I 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы Екатерины Великой. Воцарение Павла I



Губернская реформа 1775 г. В российском законодательстве появился документ, четко определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система местных органов просуществовала до Великих реформ 60-х годов XIX в. Введенное Екатериной Великой административное деление страны сохранялось до 1917 г.

7 ноября 1775 г. было принято Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи. Страна делилась на губернии, в каждой из которых должно было проживать 300–400 тыс. душ мужского пола. К концу екатерининского царствования в России насчитывалось 50 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице, а их власть была значительно расширена. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам.

При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения (призирать – присматривать, опекать, заботиться); впервые были созданы государственные учреждения с социальными функциями.

Губернии делились на уезды с населением по 20–30 тыс. душ мужского пола в каждом. Так как городов — центров уездов было недостаточно, Екатерина преобразовала в города ряд сельских поселений, сделав их административными центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер.

Используя теорию разделения властей и совершенствуя систему управления, Екатерина Великая отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных крестьян (для них руководителем и судьей был помещик), должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд. Дворян судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах. Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан — городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях – палаты уголовного и гражданского суда, члены которых назначались государством. Новым для России был Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся. Он был бессословным.

В отдельную административную единицу был выделен город, во главе управления которым стоял городничий. В городах вводился полицейский контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся под надзором частного пристава, а части, в свою очередь, – на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель.

После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную, Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегий перешли к губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство запорожских казаков переселили на Кубань.

Екатерина приказала переименовать реку Яик в Урал, а Яицкое казачество — в Уральское. Более чем вдвое увеличилось число чиновников на местах.

Жалованные грамоты дворянству и городам. 21 апреля 1785 г., в день рождения Екатерины Великой, одновременно были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Известно, что Екатериной был подготовлен и проект Жалованной грамоты государственным крестьянам.

Изданием двух грамот Екатерина регулировала законодательство о правах и обязанностях сословий. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков, которые, кроме того, имели право заводить собственные фабрики и заводы. Дворяне могли судиться только с равными себе и без дворянского суда не могли быть лишены дворянской чести, жизни и имения. Дворяне губернии и уезда составляли соответственно губернскую и уездную корпорации дворянства и избирали своих предводителей, а также должностных лиц местного управления. Губернские и уездные дворянские собрания имели право делать представления правительству о своих нуждах. Дворянскому сословию присваивалось наименование «благородное».

«Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Все горожане записывались в Городскую обывательскую книгу и составляли «градское общество». Объявлялось, что «мещане или настоящие городовые обитатели суть те, кои в том городе дом или иное строение, или место, или землю имеют».

Городское население делилось на 6 разрядов. 1-й из них включал живших в городе дворян и духовенство; во 2-й входили купцы, делившиеся на три гильдии; в 3-й – цеховые ремесленники; 4-й разряд составляли постоянно жившие в городе иностранцы; 5-й – именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов. 6-й – посадские, которые жили промыслами или работой. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления – Общую городскую думу, городского голову и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган – шестигласную думу, в состав которой входило по одному представителю от каждого разряда городского населения. Городская дума решала дела по благоустройству, народному образованию, соблюдению правил торговли и т.п. с ведома городничего, назначенного правительством.

Реформа образования. Екатерина Великая придавала огромное значение образованию в жизни страны. В 60–70-е годы XVIII в. она вместе с президентом Императорской Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль о приоритете воспитания над образованием. Считая, что «корень всему злу и добру – воспитание», Екатерина и Бецкой решили создать «новую породу людей». По плану Бецкого в Санкт-Петербурге и Москве были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц е отделением для девочек-мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, преобразованы кадетские корпуса. Взгляды Бецкого предусматривали гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования.

Создавалась система общеобразовательной школы. Начало ей было положено школьной реформой 1782–1786 гг. Большую роль в проведении этой реформы сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских – 4-летние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.

Новые училища вместе со шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназиями при Императорском Московском университете составляли структуру среднего образования в России. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60–70 тыс. учеников, не считая домашнего образования.

А.Н. Радищев. Пугачевский бунт, идеи русских и французских просветителей, французская революция 1789 г. и война за независимость в Северной Америке (1775–1783), приведшая к образованию США, зарождение русской антикрепостнической мысли в лице Н.И. Новикова оказали воздействие на формирование взглядов Александра Николаевича Радищева (1749–1802). В «Путешествии из Петербурга в Москву», в оде «Вольность», в «Беседе о том, что есть сын Отечества» Радищев выступал с призывом «совершенного уничтожения рабства» и передачи земли крестьянам. Он считал, что «самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и настаивал на его революционном свержении. «Настоящим патриотом», «истинным сыном Отечества» Радищев называл того, кто «борется за интересы народа», «за вольность – дар бесценный, источник всех великих дел».

«Бунтовщик хуже Пугачева», – так оценила Радищева Екатерина Великая. По ее приказу тираж книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был конфискован, а ее автор арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Илимский острог в Сибири.

Павел I. Император Павел I (1796–1801) вступил на престол после смерти матери в возрасте 42 лег уже зрелым, сложившимся человеком. Екатерина Великая, подарив сыну Гатчину под Петербургом, удалила его от двора. Павел в Гатчине завел строгие порядки, основанные на железной дисциплине и аскетизме, противопоставив их роскоши и богатству петербургского двора. Став императором, он попытался укрепить государственный строй путем усиления дисциплины и власти. Характерными чертами Павла были резкость, неуравновешенность и вспыльчивость. Он считал, что все в стране должно быть подчинено установленным императором порядкам, на первое место ставил исполнительность и точность, не терпел возражений.

В 1797 г. Павел издал Учреждение об Императорской Фамилии, по которому отменялся петровский Устав о наследии престола. Престол отныне должен был переходить по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей – к старшему из братьев. Для содержания Императорского Дома было образовано Ведомство уделов, которое управляло землями, принадлежавшими Императорской Фамилии, и жившими на них крестьянами. Был ужесточен порядок службы дворян, ограничено действие Жалованной грамоты дворянству. В армии вводились прусские порядки.

В 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине. Он запрещал помещикам использовать крестьян на полевых работах по воскресеньям, рекомендуя ограничивать барщину тремя днями в неделю.

Павел I принял под свое покровительство Мальтийский орден, а когда Наполеон захватил Мальту в 1798 г., объявил Франции войну в союзе с Великобританией и Австрией. Когда же Великобритания оккупировала Мальту, отвоевав ее у французов, последовал разрыв отношений с Великобританией и союз с Францией. По договоренности с Наполеоном Павел послал 40 полков донских казаков на завоевание Британской Индии.

12 марта 1801 г. был совершен дворцовый переворот. Павел I был убит в Михайловском замке в Петербурге.

 

Внешняя политика

Задачи внешней политики. Важнейшей задачей внешней политики, стоявшей перед Россией во второй половине XVIII в., была борьба за выход к южным морям – Черному и Азовскому. С третьей четверти XVIII в. во внешнеполитической деятельности России значительное место занял польский вопрос. Начавшаяся в 1789 г. французская революция во многом определила направленность внешней политики России в конце XVIII в., включая борьбу с революционной Францией. На юго-восточных границах России положение было стабильным.

Русско-турецкая война 1768–1774 гг. Турция, подстрекаемая Францией и Великобританией, осенью 1768 г. объявила войну России. Военные действия начались в 1769 г. и велись на территории Молдавии и Валахии, а также на Азовском побережье, где после взятия Азова и Таганрога Россия приступила к строительству флота. В 1770 г. русская армия под командованием выдающегося полководца П.А. Румянцева одержала блестящие победы при реках Ларга и Кагул (притоках реки Прут) и вышла к Дунаю. В том же году русский флот под командованием графа А.Г. Орлова и адмиралов Г.А. Спиридова и И.С. Грейга, выйдя из Петербурга, через Гибралтар вошел в Средиземное море и в Чесменской бухте у берегов Малой Азии полностью уничтожил турецкую эскадру. Турецкий флот был блокирован в Черном море.

В 1771 г. русские войска под командованием князя В.М. Долгорукова овладели Крымом, что означало конец войны. Однако Турция, опираясь на поддержку Франции и Австрии и используя внутренние трудности России (пугачевский бунт), сорвала переговоры. Тогда в 1774 г. русская армия перешла Дунай. Войска под командованием А.В. Суворова разбили армию великого визиря у деревни Козлуджа, открыв основным силам во главе с П.А. Румянцевым путь на Стамбул. Турция была вынуждена просить мира.

Он был заключен в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи в 1774 г. По условиям Кючук-Кайнарджийского мира Россия получала выход к Черному морю, степи Причерноморья – Новороссию, право иметь свой флот на Черном море и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы. Азов и Керчь, а также Кубань и Кабарда переходили к России. Крымское ханство становилось независимым от Турции. Турция выплачивала контрибуцию в размере 4 млн рублей. Русское правительство добилось также права выступать в качестве защитника прав христианских народов Османской империи.

В результате успешного окончания русско-турецкой войны была восстановлена автономия Молдавии и Валахии, принятых Россией под свое покровительство. Началось освоение Новороссии (юга Украины). Там возникли города Екатеринослав (1776, ныне Днепропетровск), Херсон (1778).

За блестящие победы в русско-турецкой войне Екатерина Великая щедро наградила своих полководцев орденами и именным оружием. Кроме того, граф А.Г. Орлов стал именоваться Чесменским, князь В.М. Долгоруков – Крымским, П.А. Румянцев – графом Задунайским. А.В. Суворов получил золотую шпагу с бриллиантами.

Присоединение Крыма. Турция не желала примириться с утверждением России на Черном море. В ответ на попытку Турции вернуть Крым под свою власть русские войска в 1783 г. заняли Крымский полуостров, который вошел в состав России. Как опорная база флота был основан Севастополь. Г.А. Потемкин за успехи при присоединении Крыма (старое название Таврида) получил титул светлейшего князя с приставкой «Таврический».

Весной 1787 г. Екатерина Великая в сопровождении двора, польского короля и европейских послов совершила поездку в Новороссию и Крым. В Херсоне к ним присоединился император Священной Римской Империи (Австрии) Иосиф II. Поездка преследовала цель ознакомиться с богатствами Новороссии и успехами князя Г.А. Потемкина-Таврического, стоявшего во главе управления юга России, по его освоению. Кроме того, гости должны были убедиться, что Россия твердой ногой стала на Черном море. Эти результаты были достигнуты, хотя выражение «потемкинские деревни», означающее чрезмерную «показуху», вошло в обиход после екатерининской поездки. Впрочем, современные исследователи считают выражение «потемкинские деревни» несправедливым, поскольку реальные достижения по освоению Новороссии были действительно велики.

Георгиевский трактат. В 1783 г. в г. Георгиевске (Северный Кавказ) был заключен договор грузинского царя Ираклия II с Россией о протекторате. Был подписан Георгиевский трактат, по которому Россия приняла под свое покровительство Восточную Грузию.

Русско-турецкая война 1787–1791 гг. Летом 1787 г. Турция потребовала возвращения Крыма и открыла военные действия. А.В. Суворов разгромил врага в сражении при Кинбурне (неподалеку от Очакова, 1787), Фокшанах и на реке Рымник (1789). За эту победу Суворов получил графский титул и приставку к нему – «Рымникский». В декабре 1788 г. после долгой осады князь Г.А. Потемкин-Таврический штурмом овладел «ключом к Черному морю» – Очаковом, турецкой крепостью на Днепровском лимане.

Особое значение имело взятие Измаила (1790) – цитадели турецкого владычества на Дунае. После тщательной подготовки Суворов назначил время штурма. Желая избежать кровопролития, он отправил коменданту крепости письмо с требованием сдачи: «24 часа – воля, первый выстрел – уже неволя, штурм – смерть». Турецкий наша ответил отказом: «Скорее Дунай остановится в своем течении, небо упадет на землю, чем сдастся Измаил». После 10-часовою штурма Измаил был взят. В бою за Измаил прославил себя будущий полководец М.И. Кутузов.

Наряду с сухопутными войсками успешно действовал флот, которым командовал адмирал Ф.Ф. Ушаков. После ряда блестящих побед в Керченском проливе и у форта Гаджибей Черное море стало свободным для русского флота. В сражении у мыса Калиакрия (неподалеку от болгарского города Варна) в 1791 г. турецкий флот был уничтожен. Турция обратилась к России с предложением заключить мир.

В 1791 г. мир был подписан в городе Яссы. По Ясскому мирному договору Турция признавала Крым владением России. Границей между двумя странами стала река Днестр. В состав России вошла территория между реками Буг и Днестр. Турция признавала российское покровительство Грузии, установленное Георгиевским трактатом 1783 г.

В результате русско-турецких войн ускорилось хозяйственное освоение степного юга России. Ширились связи России со странами Средиземноморья. Было ликвидировано Крымское ханство – постоянный очаг агрессии против русских земель. На юге России были основаны Николаев (1789), Одесса (1795), Екатеринодар (1793, ныне Краснодар) и др.

Русско-шведская война 1788–1790 гг. В конце 80-х годов XVIII в. России пришлось одновременно вести военные действия на два фронта. В 1788 г. Швеция решила вернуть земли, утраченные еще в Северной войне. Военные действия проходили вблизи Петербурга, когда основные русские армии сражались на юге против Турции. Наступление шведов на суше не дало результатов, и вскоре шведский король и его войска покинули пределы России. Более того, русские войска заняли значительную часть шведской Финляндии. Сражения на море шли с переменным успехом. В 1790 г. в финской деревне на реке Кюммене был подписан Верельский мир, сохранявший прежние границы.

Образование США и Россия. Одним из значительных международных событий третьей четверти XVIII в. была борьба североамериканских колоний за независимость от Великобритании, приведшая к созданию Соединенных Штатов Америки.

Разногласия между Россией и Великобританией способствовали успеху американских повстанцев. В 1780 г. русское правительство приняло Декларацию о вооруженном нейтралитете, поддержанную большинством европейских стран. Суда нейтральных стран имели право вооруженной защиты, если на них произойдет нападение флота воюющей стороны. Это повлекло отказ Великобритании от попыток организации морской блокады американского побережья и способствовало успеху американцев.

Разделы Польши. В последней трети XVIII в. одним из центральных вопросов в области международных отношений в Европе стал польский вопрос. Речь Посполитая переживала тяжелый кризис. Политика национального угнетения народов, входивших в состав Речи Посполитой, стали тормозом для дальнейшего развития страны. Крестьянские хозяйства были доведены до разорения. Центральная власть в Польше была слабой. Польский король избирался на сейме, где враждовали между собой отдельные группировки знати. Зачастую эти группировки искали помощи за рубежом. Действовал принцип «liberum veto» (право свободного запрещения), в соответствии с которым все решения сейма должны были приниматься единогласно (даже один голос «против» срывал принятие закона).

Россию беспокоило ущемление в католической Польше прав православного населения. Русское правительство договорилось с польским королем об уравнении в правах католического и православного населения. Наиболее фанатичная часть польской шляхты, подстрекаемая Ватиканом, выступила против этого решения. Правительство Екатерины Великой направило в Польшу войска, подавившие выступление шляхетской группировки. Одновременно Пруссия и Австрия оккупировали часть польских земель. Прусский король Фридрих Великий выступил с инициативой раздела Польши. Екатерина Великая в отличие от него считала целесообразным сохранить единую Польшу, но под русским влиянием.

В 1772 г. состоялся первый раздел Польши. Австрия ввела свои войска в Западную Украину (Галицию), Пруссия – в Поморье. Россия получила восточную часть Белоруссии до Минска и Лифляндию, входившую ранее в Ливонию.

В Польше наиболее здравомыслящие силы попытались спасти государство. В соответствии с конституцией 1791 г. отменялись выборность короля и право «liberum veto». Была усилена армия, в сейм допускалось третье сословие, вводилась свобода вероисповедания.

Однако новая польская конституция была принята, когда во Франции бушевали революционные беспорядки. Опасаясь распространения революционной заразы, а также чувствуя упадок своего влияния в стране, польские магнаты обратились к Екатерине Великой за помощью. Русские войска, а вслед за ними и прусские вступили в Польшу. Старые порядки были восстановлены.

В 1793 г. состоялся второй раздел Полыни. К России отошли Центральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина. Пруссия получила Гданьск, часть земель по рекам Варта и Висла.

В 1794 г. часть поляков под руководством Тадеуша Костюшко подняли восстание. Екатерина Великая подавила его, послав войска под командованием графа А.В. Суворова-Рымникского. Это предопределило третий раздел Польши. В 1795 г. Центральную Польшу с Варшавой получила Пруссия, Южную Польшу с Люблином и Краковом – Австрия. К России отошли Литва, Курляндия, Волынь и Западная Белоруссия. В результате разделов Польша более чем на столетие потеряла государственность и суверенитет. Польский король отрекся от престола и переехал в Россию. Произошло почти полное воссоединение русских земель.

Россия в борьбе против революционной Франции. В 1789 г. во Франции произошла революция. Бунтовщики в Париже 14 июля штурмом захватили Бастилию. Французская революция оказала огромное влияние на ход мировой истории.

Боязнь «французской заразы», «этого страшного чудовища» (так называли дворяне революцию во Франции) заставила Екатерину Великую принять самые решительные меры по оказанию помощи контрреволюционерам. После казни короля Людовика XVI Россия разорвала дипломатические и торговые отношения с революционной Францией. Было запрещено распространение трудов французских просветителей. Совместно с Великобританией были предприняты усилия по оказанию экономического давление на революционную Францию. В России в это время был сослан в Сибирь А.Н. Радищев, арестован Н.И. Новиков. В 1794 г. мятеж в Польше помешал Екатерине Великой открыто выступить против революционной Франции.

Павел I продолжил борьбу с Францией, стремившейся утвердить свое господство в Европе. В 1798–1799 гг. последовал захват Наполеоном Мальты, Ионических островов и Египта. В 1798 г. Россия оказалась в антифранцузской коалиции европейских держав. Военные действия сосредоточились в Италии и Средиземном море, куда направились флоты России и Великобритании.

Русский флот под командованием Ф.Ф. Ушакова осенью 1798 г. через Босфор и Дарданеллы вошел в Средиземное море, а затем в Адриатическое, где от французских войск были освобождены Ионические острова. Ушаков штурмом овладел крепостью на острове Корфу – главной базой французов. Греческое население с воодушевлением встретило русских моряков. В следующем, 1799 г., Ушаков освободил от французских войск Неаполь и Рим.

Русскую сухопутную армию, действовавшую совместно с австрийцами в Северной Италии, возглавил граф А.В. Суворов-Рымникский. Войска под его командованием в течение пяти недель очистили от французских солдат Северную Италию, триумфально вступив в Милан и Турин (Итальянский поход).

Однако успешными действиями Суворова были недовольны австрийские союзники, претендовавшие на Северную Италию. Павел I распорядился перебросить войска Суворова в Швейцарию на соединение с корпусом генерала А.М. Римского-Корсакова и австрийской армией. Русские чудо-богатыри во главе с 70-летним полководцем совершили невиданный подвиг. С трудными боями, особенно за Сен-Готардский перевал и у Чертова моста, где были разбиты французские войска, русская армия совершила свой легендарный переход через Альпы (Швейцарский поход).

Вскоре в связи с обострением противоречий внутри антифранцузской коалиции Россия вышла из ее состава. Русские войска были отозваны. За одержанные победы великий русский полководец граф Суворов-Рымникский получил титул князя Италийского и высший воинский чин генералиссимуса. Однако вскоре Суворов, разошедшийся во взглядах с Павлом I, оказался в опале. В 1800 г. он умер.

Итоги внешней политики. В целом внешняя политика России второй половины XVIII в. имела блестящие результаты.

В России в отличие от колониальных империй Западной Европы, имевших заморские территории, русское население жило бок о бок с присоединенными к империи народами. Совместный труд по освоению богатств страны способствовал сближению народов, позволял выжить на огромных пространствах Евразии. Правящая элита присоединенных земель органично входила в состав российской аристократии. Как правило, государство почти не вмешивалось во внутреннее устройство малых народов. Возможность свободного перемещения по огромной территории страны, освоения ее привела к «чересполосному» расселению ее жителей. Так складывалось единое геополитическое пространство на территории Евразии.

Глава 16

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в.

Отличие культуры XVIII в. от культуры IX–XVII вв. В XVIII в. ведущим стало светское направление в искусстве. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества.

Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы.

Так, на смену пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX–XVII вв. в XVIII в. приходит «новая культура». Ее отличительные черты – светскость, рационалистическое (от слова ratio – разум) мировоззрение, б о льшая открытость в контактах с культурами других стран и народов.

Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности.

В рамках истории русской культуры XVIII в. обычно принято выделять два периода: конец XVII – первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина – вторая половина XVIII в., когда происходил процесс складывания и расцвета светской культуры дворянства. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливаются гармонические отношения между людьми, между человеком и природой.

В русском искусстве первой половины – середины XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине столетия – классицизм. В конце XVIII в. культ разума (рационализм, связанный с классицизмом) сменился культом чувств (сентиментализм).

Возникновение сверкой школы. Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, которыми заведовало духовенство. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее – горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы.

Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян).

В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали «робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян».

Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоге в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе при Императорском Дворе велась в Пажеском Его Величества корпусе, созданном Павлом I. В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители. Вскоре в Петербурге открылись Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов — в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Императорской Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Таким образом, к середине XVIII в. в России сложилась система замкнутых сословных школ. В конце века (1786) в каждой губернии открылись бессословные четырехклассные главные народные училища, а в каждом уезде – двухклассные малые народные училища. В конце XVIII в. в России в государственных образовательных учреждениях учились два человека из тысячи, не считая лиц, получавших частное, домашнее образование. Забота об образовании крепостных крестьян лежала на помещиков, ряд которых создавали школы в своих имениях.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Императорского Московского университета по инициативе и проекту М.В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И.И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе Шувалова в 1757 г. была создана Императорская Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Образование в университете было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). Лекции в университете читались на русском языке. Одну из важнейших задач университета Ломоносов видел в распространении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.

Наука и техника. Важнейшим результатом деятельности Петра Великого в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Императорской Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана. Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И.К. Кирилловым «Атласа Российского». (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки». Имена С.И. Челюскина, двоюродных братьев Д.Я. и X.П. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60–70-е годы были организованы Академические экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки князь М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А.К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И.И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако изобретение Ползунова не получило тогда практического использования и было забыто. В бедности закончил свои дни еще один замечательный изобретатель – И.П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метровою моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей.

В петровские времена открылся первый русский естественно-исторический музей – Кунсткамера (1719). В конце XVIII в. покупка Екатериной Великой ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира – Эрмитажу.

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Императорскую Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. С приходом в Академию в середине XVIII в. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов-ученых.

М. В. Ломоносов. Выходец из государственных крестьян Архангелогородской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), один из титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. Ломоносов был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изучением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Венере знаменовало создание астрофизики как специальной науки.

Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гуманитарных наук. Он стал родоначальником антинорманской теории происхождения Древнерусского государства. Его «Российская грамматика» была первой научной грамматикой русского языка. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии (основатель силлабо-тонического стихосложения): его перу принадлежат многие замечательные оды, поэмы и стихотворения.

Выдающуюся роль сыграл Ломоносов как организатор русской науки. Он был одним из создателей первого русского университета. Его ученики и коллеги (академики) – астроном С.Я. Румовский, математик М.Е. Головин, географы и этнографы С.П. Крашенинников и И.И. Лепехин, физик Г.В. Рихман и др. – обогатили русскую науку замечательными открытиями.

Общественная мысль. Петр Великий и его сподвижники – Феофан Прокопович, граф П.П. Шафиров и др. – с рационалистических позиций «естественного права» и «общего блага» доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную власть. В своих сочинениях «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент» Ф. Прокопович последовательно проводил мысль о том, что «русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может». Граф Шафиров в «Рассуждении о причинах Свейской войны» доказывал необходимость борьбы за Балтику, землю «отчич и дедич» русских людей.

Оригинальным мыслителем петровского времени был И.Т. Посошков, которого иногда называют первым русским экономистом. Ремесленник, а впоследствии богатый купец, Посошков в книге «О скудости и богатстве» выступал как горячий поборник русской промышленности и торговли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.31 (0.058 с.)