Консерваторы, либералы и радикалы второй четверти XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консерваторы, либералы и радикалы второй четверти XIX в.



Во второй четверти XIX в. центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь Императорский Московский университет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Современник» и др. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

Консервативное направление. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия. Идея необходимости самодержавия как издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII–XIX вв. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе произошли революционные потрясения. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое «основало и воскресило Россию». Мятеж декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Министр народного просвещения граф С.С. Уваров сформулировал в общих чертах так называемую «теорию официальной народности». Она была основана на трех принципах: православие, самодержавие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения монархии в 1917 г. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство в качестве главной опоры самодержавия. «Теория официальной народности» и другие идеи консерваторов развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами Императорского Московского университета М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым.

На рубеже 30–40-х годов XIX в. сложилось славянофильство, представители которого разделяли идею о трех базовых ценностях России – православие, самодержавие, народность. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др. Славянофилы указывали на особенность исторического пути развития России и ее национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение самых разных слоев общества, когда между помещиками и крестьянами существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм.

Либеральное направление. « Теория официальной народности» вызвала нападки либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева, написавшего «Философические письма» с критикой не только государственного устройства, но и России в целом. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. «Спасение» России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечил духовную свободу всех народов. В итоге Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор.

В конце 30-х – начале 40-х годов XIX в. либеральное направление оформилось в виде западничества. Идеологами западников стали историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Панаев, В.Ф. Корш и др. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие «отсталостью». Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее крестьянам для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России.

Радикальное направление. Во второй половине 20-х – первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали немногочисленные кружки, объединявшие не более 20–30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор. Императорский Московский университет стал рассадником антиправительственной кружковой активности (кружки братьев Критских, Н.П. Сунгурова и др.). Эти кружки действовали непродолжительное время и не оказали серьезного влияния на политическое положение в России. Их члены лишь обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования страны. Однако правительство эффективно выявляло нелегальные кружки и на ранней стадии пресекало антиправительственную деятельность. Студент А. Полежаев за революционную, наполненную нецензурной лексикой поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты. По личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских отправили в Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря, некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции. Одних участников «Сунгуровского общества» суд приговорил к каторжным работам, других – к отправке в солдаты.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева сложились группировки, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию. Для второй половины 30-х годов характерно полное затухание антиправительственной активности.

Радикальное направление 40-х годов было связано с деятельностью Белинского, Герцена, Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевского и др.

Литературный критик Белинский формировал первые зачатки будущего нигилистического отношения к традиционным ценностям.

В 40-е годы появляются новые кружки. По имени руководителя одного из них – Буташевича-Петрашевского – его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.). Петрашевский на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не только петербуржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания – известные в Петербурге «пятницы». Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845–1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказавшего большое влияние на формирование их мировоззрения.

В республике петрашевцы видели идеал политического устройства. В 1848 г. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого, по их мнению, должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

Кружок Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Участники кружка, обсуждавшие идеи захвата власти и цареубийства, были строго наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. Деятельность кружка Петрашевского положила начало распространению в России западноевропейских социалистических идей.

Создание отечественной разновидности социалистической теории связано с именем Герцена. За участие в студенческом кружке и пение песен с прямыми оскорблениями в адрес императора он и его друг Огарев были арестованы и отправлены в ссылку. В 30–40-х годах Герцен занимался литературной деятельностью. В 1847 г. он уехал за границу. В Лондоне Герцен основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.), выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Огаревым издание первой газеты «Колокол» (1857–1867 гг.).

В молодости Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848–1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности «народной революции», в других – осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.

Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политической мысли первой половины XIX в., с некоторыми изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.

Глава 20



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.009 с.)