Перестройка и ее итоги (1985-1991 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перестройка и ее итоги (1985-1991 гг. )



Проблема. В чем заключаются приобретения и потери совет­ского общества в эпоху перестройки?

Вспомните значение понятий: перестройка, ускорение, гласность, инфляция, приватизация.

Ответьте на вопросы. 1. Какие главные изменения про­изошли в стране в годы перестройки?

2. Каких ведущих политических деятелей эпохи перестройки вы знаете?

4.1.Канун перестройки. После смерти Л. И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) в высших эшелонах власти вновь нача­лась борьба за лидерство. О ее остроте свидетель­ствует тот факт, что дважды за короткий срок на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «вре­менные» как руководители правящей партии: с ноября 1982 г. — Ю. В. Андропов, а после его смерти в февра­ле 1984 г. — К. У. Черненко (умер в марте 1985 г.).

Первый из них, коммунист-консерватор по убеждени­ям и многолетний шеф КГБ, успел запомниться народу тем, что приступил к бескомпромиссной борьбе с корруп­цией, включая среднее и высшее звенья госаппарата, и к укреплению трудовой дисциплины — «от министра до рабочего». Перепуганные чиновники поспешили довести это благое дело до абсурда (например, в крупных горо­дах днем устраивались облавы на людей якобы для про­верки причин отсутствия на рабочем месте), чем немало дискредитировали опасный для них курс нового лиде­ра партии. Второй генсек, личный друг и соратник Л. И. Брежнева, начал с того, что пригласил на пленум ЦК КПСС около полусотни разжалованных Андроповым высокопоставленных аппаратчиков. Вновь по всей стра­не зазвучали пропагандистские фанфары о небывалых успехах социализма и «зримых ростках коммунизма».

Тем временем в стареющей партийно-государственной элите постепенно укрепились позиции относительно мо­лодых и энергичных политиков, не только боровшихся за передел власти в свою пользу, но и готовых в большей или меньшей степени к обновлению системы. В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Спустя пять месяцев пост председателя Совета Министров СССР занял Н. И. Рыжков (в декабре 1990 г. его сменил В. С. Павлов). Начался новый и по­следний этап в истории СССР, получивший вскоре назва­ние перестройка.

Листок из книги. М. С. Горбачев. Перестройка и новое мышление для на­шей страны и всего мира. 1989 г.

«Для понимания истоков и сути пе­рестройки, развернувшейся в СССР, на мой взгляд, важно иметь в виду сле­дующее: перестройка — не прихоть от­дельных личностей или группы дея­телей, у которых вдруг взыграли амби­ции. Если бы это было так, то никакие призывы, ни пленумы, ни даже съезд партии не смогли бы поднять народ на ту работу, которая развертывается у нас сегодня. Перестройка — это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего социалистического об­щества. Оно созрело для перемен, можно сказать, оно выстрада­ло их. А задержка перестройки уже в самое ближайшее время могла привести к обострению внутренней ситуации, которая, пря­мо говоря, заключала в себе угрозу серьезного социально-эконо­мического и политического кризиса.

? Выделите причины перестройки, названные М. С. Горбаче­вым. Опираясь на текст предыдущего параграфа учебника, назо­вите другие важные факторы, вызвавшие новый курс властей.

Проведенный выше краткий анализ истории Советско­го государства и общества вряд ли позволяет усомнить­ся в том, что подвигло горбачевскую администрацию на перестройку. Главной задачей было остановить распад системы государственного социализма и обеспечить инте­ресы его правящей элиты — номенклатуры, сформиро­вавшей этих политиков и выдвинувшей их наверх (при­чем первая часть задачи подчинялась второй, и довольно скоро она была отброшена). Средством избирается осто­рожное реформирование общественных структур, прежде всего экономики. Однако целостная и заранее прорабо­танная концепция того, как это сделать, отсутствовала (в отличие, например, от Китая, где, правда, в менее на­пряженной ситуации коммунистическое руководство су­мело добиться поэтапного и целенаправленного проведе­ния в жизнь своей генеральной линии).

Решения горбачевской администрации очень часто не направляли общественные процессы, а следовали за ними — с нулевой в таких случаях результативностью. В огромной степени это объяснялось запоздалостью ре­форм, глубиной тотального кризиса, успевшего охватить основные звенья системы. Сыграло здесь негативную роль и другое обстоятельство. В первые годы перестройки не было серьезных социально-политических сил, спо­собных оказывать давление на государственное руковод­ство, побуждая его искать эффективные и адекватные в быстро менявшейся ситуации решения. В обществе име­лось лишь довольно абстрактное желание перемен; до осознанной готовности широких масс к радикальным преобразованиям, к смене модели общественного разви­тия еще предстояло пройти большой и трудный путь.

4.2.Реформы в экономике. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социаль­но-экономического развития страны. Его рычаги виде­лись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «чело­веческого фактора».

На встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми ударниками труда в сентябре 1985 г. М. С. Горбачев при­звал не сводить все к рублю, не дожидаться появления нового класса машин, а мобилизовать энергию молодежи на приведение в действие скрытых резервов: добиться максимальной загрузки имеющихся мощностей путем организации трех-четырехсменного режима работы, укрепить трудовую дисциплину, проводить механизацию и автоматизацию силами местных рационализаторов, немедленно повысить качество продукции. С этой целью создается еще одна контролирующая инстанция — госприемка.

Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой и квалификацией работников, привела не к ускорению, а к значительному росту аварий в различ­ных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.

В середине 80-х гг. по всей стране развертываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и с «нетрудовыми доходами». И опять в практическом во­площении этих, казалось, благих инициатив ЦК КПСС и Совмина СССР возобладали чиновничье рвение и азарт. Вырубка виноградников, резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на них привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварения, к массо­вым отравлениям населения винными суррогатами. А борьба с «нетрудовыми доходами» на деле свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства. В то же время воротилы теневой экономики, связанные с коррумпированной частью гос­аппарата, по-прежнему процветали.

К собственно экономической реформе власти обрати­лись лишь с лета 1987 г. Были заметно расширены пра­ва предприятий. В частности, они получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирмами деятельность. Со­кращалось число министерств и ведомств. Правительст­во заявило о желании внедрить «полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование и само­управление» во все отрасли народного хозяйства. Трудо­вые коллективы отныне могли выбирать директора (позднее от этой затеи пришлось отказаться). Директив­ный государственный план заменялся госзаказом. На се­ле было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллекти­вов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В середине 1988 г. принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30 видах производства товаров и услуг. Побочным следствием это­го стала фактическая легализация теневой экономики и ее капиталов, накопленных разными способами, вклю­чая коррупцию и казнокрадство чиновников. Принятый в ноябре 1989 г. закон об аренде и арендных отношени­ях предоставил право сельским и городским жителям брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет со свободой распоряжения продукцией. Но земля, как и раньше, реально принадлежала местным Советам и колхозам. А они, оберегая свое главное богат­ство, неохотно шли навстречу новоиспеченным ферме­рам. Сдерживало частное предпринимательство на селе и то, что арендные договоры могли быть расторгнуты вла­стями в одностороннем порядке. Фермерские хозяйства к концу 1991 г. располагали только 2% всего пахотного клина в стране и 3% поголовья скота.

Следующий шаг в хозяйственной реформе был отме­чен принятием в июне 1990 г. постановления Верховно­го Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем серии других законода­тельных актов. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствле­ние собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и др. Однако механизм и сроки реализации правительствен­ных мер были намечены весьма приблизительно, некон­кретно.

Тогда же вниманию общественности была предложена альтернативная «Программа 500 дней», подготовленная группой эконо­мистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. В ней намечалось провести в этот сжатый срок поэтапную кардиналь­ную приватизацию госпредприятий с ориентацией на прямой пе­реход к свободным рыночным ценам, существенно ограничить экономическую власть центра. Правительство отклонило ее.

В целом экономическая политика горбачевской адми­нистрации отличалась непоследовательностью и половин­чатостью, что усиливало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными структурами. К тому же абсолютное большинство принимаемых «правиль­ных» законов не работало. Они выхолащивались и глу­шились бюрократическим аппаратом на местах, усматри­вавшим в непривычных новациях центра прямую угрозу своему существованию и благополучию.

Экономическая ситуация не переставала ухудшаться. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Рез­ко усилились инфляционные тенденции в связи с огром­ным бюджетным дефицитом. Инфляция, официально оцениваемая в 1990 г. в 10%, достигла к концу следую­щего года 25% в неделю. Золотой запас сократился в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г. и составил лишь 240 тонн.

Уровень жизни населения стремительно падал, делая в глазах простых людей рассуждения об экономической реформе все менее заслуживающими доверия. В услови­ях инфляции деньги теряли вес, нарастал ажиотажный спрос на товары. Летом 1989 г. по стране прошли пер­вые массовые забастовки рабочих, которые с тех пор уже постоянно сопутствовали перестройке.

Листок из архива. Информационная справка правительства РСФСР от 29 ноября 1991 г. о товарном обеспечении населения Архангельской, Челябинской, Кемеровской, Пермской, Свердловской, Тульской, Нижегородской области и Хабаровского края.

«На этих территориях из-за ограниченности ресурсов склады­вается крайне напряженное положение в торговле продовольст­венными и непродовольственными товарами. Продажа мясопро­дуктов, масла животного и растительного, крупы, макаронных изделий, сахара, соли, спичек, табачных изделий, алкогольных напитков, мыла хозяйственного, туалетного и др. производится в основном по талонам. Отпуск хлеба ограничен...

Архангельская область. Мясопродукты реализуются по талонам из расчета 0,5 кг на человека в месяц, которые не обеспе­чены ресурсами. Молоко имеется в продаже не более часа. Мас­ло животное продается по талонам из расчета 200 г на человека в месяц. Талоны не обеспечены ресурсами. Мукой в розницу не Г торгуют, она направляется только на хлебопечение. Хлебом торгуют с перебоями. Сахар отпускается по 1 кг в месяц на челове­ка. Также по талонам продаются из расчета на одного человека г в месяц крупы и макаронных изделий — 0,25 кг, масла расти- Е тельного — 150 г, яйцо — один десяток, чай — 50 г, спички — К 10 коробков, соль — 500 г в квартал».

? Рассчитайте нормы потребления продуктов питания в день,если человек пользуется только теми продуктами, которые может купить по талонам.

 

4. 3. Цели и этапы политической реформы. Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство стра­ны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось на реформирование закостеневшей политической систе­мы СССР, которую расценило как главное звено «меха­низма торможения». Подталкивало к реформам и другое обстоятельство: появление альтернативных вариантов об­щественных преобразований, а также их «носителей» — новых политических сил, грозивших в дальнейшем лик­видировать монополию КПСС на власть.

На первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, подмятых в свое время под ее же­лезную пяту, привнесение в советскую систему элемен­тов парламентаризма и разделения властей.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конфе­ренции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти — Съезд народных депу­татов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989—1990 гг. на аль­тернативной основе (лишь на союзном уровне треть де­путатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководи­мых ею общественных организа­ций). Из числа народных депута­тов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост — председателя Совета (от Верховного до районного). Пред­седателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР — Б. Н. Ельцин (май 1990г.).

ГЛАС­НОСТЬ. Еще раньше (с середины 1987 г.) был провозглашен курс на глас­ность, т. е. на контролируемое свер­ху смягчение цензуры над средства­ми массовой информации, ликвида­цию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т. п. Однако вскоре выяснилось, что партаппарат, давно утративший свою гибкость и адаптационные возможности, не спосо­бен удержать поток свободного слова в русле официаль­но подтвержденного «социалистического выбора».

В сентябре 1987 г. Политбюро ЦК КПСС образовало Комиссию по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30—40-х гг. и начала 50-х гг. И хотя советское руководство не решилось коснуться массовых репрессий, организованных большевистской партией ранее, деятельность по реабилитации жертв беззакония и произвола быстро набирала темпы. Клей­мо «врага народа» было снято с Н. И. Бухарина, Л. Б. Каменева, А. И. Рыкова, Л. Д. Троцкого и мно­гих других видных деятелей советского прошлого. Коренным образом менялась и судьба диссидентов. Для них открываются не только границы СССР, но и ворота тюрем и спецлагерей. Был возвращен из ссылки акаде­мик А. Д. Сахаров, тут же включившийся в активную общественную деятельность.

В этих небывалых с 1917 г. условиях свободы и духов­ного раскрепощения резко усилился спонтанный процесс формирования новых политических партий с крайне уз­кой социальной базой, зато самого широкого спектра: от монархических до анархических с преобладанием цент­ристских (либерально-демократических) группировок.

В республиках появляются партии и массовые движе­ния национальной, а зачастую и националистической ориентации — «народные фрон­ты» в Молдавии, Латвии и Эстонии, литовский «Саюдис», украинский «Рух», «Свободная Грузия» и др. В республиках Балтии, Армении, Грузии и Молдавии они получили устойчивое большинство в Верхов­ных Советах.

Как политический противовес «народным фронтам» в Латвии, Литве, Эстонии и Молдавии сложи­лись «интерфронты» — движения, выступавшие против сепаратист­ских, националистических тенден­ций, за равные избирательные пра­ва для всех жителей. Они объеди­няли преимущественно так называе­мое русскоязычное население.

В ряде крупных городов России также возникли общественно-поли­тические образования, весьма разношерстные по составу и целям. На их крайних флангах расположились проком­мунистический «Объединенный фронт трудящихся» и блок «Демократическая Россия», куда вошли наиболее радикальные и энергичные противники существующего режима.

Огромное большинство новых политических партий и движений открыто заняло антикоммунистические и ан­тисоциалистические позиции, отражая растущее недо­вольство народа неспособностью правящей партии оста­новить развал экономики и падение жизненного уровня.

Кризис охватывает и КПСС. Происходит массовый от­ток из компартии (к середине 1991 г. ее численность со­кратилась с 21 до 15 млн человек).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.016 с.)