Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны»



Проблема. Насколько успешной была внешняя политика СССР в эпоху перестройки?

Вспомните значение понятий: новое политическое мышление.

Ответьте на вопросы.

2. Чем известен в истории нашей страны А. Д. Сахаров?

3. В какой период истории нашей страны и кем было провозглашено новое политическое мыш­ление как основа международных отношений?

Новое мышление в международных делах. Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила тра­диционные приоритеты СССР в сфере внешней политики. Но уже на рубеже 1987—1988 гг. в них вносятся прин­ципиальные коррективы в духе провозглашенного к то­му времени М. С. Горбачевым «нового политического мышления».

Поворот в советской дипломатии диктовался насущ­ной потребностью придать свежий импульс внешней по­литике СССР, зашедшей по многим серьезным позициям в тупик (реальная опасность очередного и вконец разо­рительного для страны витка «холодной войны», бремя безвозмездной «интернациональной помощи» всякого ро­да революционным и антиимпериалистическим силам, бесперспективная война в Афганистане и др.).

Основные принципы нового политического мышления сводились к следующему:

— отказ от фундаментального вывода о расколе совре­менного мира на две противоположные общественно-по­литические системы (социалистическую и капиталисти­ческую), признание его единым и взаимозависимым;

— объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;

— отказ от принципа пролетарского (социалистичес­кого) интернационализма и признание приоритета обще­человеческих ценностей над любыми другими (классовы­ми, национальными, идеологическими).

Характерной чертой нового этапа советской диплома­тии были ежегодные встречи М. С. Горбачева с президен­тами США Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем. Заключен­ные с США Договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и Договор об ограничении стратегических наступательных вооруже­ний (июль 1991 г. — соглашение об ОСНВ-1) положили начало тенденции к сокращению ядерного оружия в ми­ре — правда, в немалой степени за счет ракетного потен­циала СССР.

Одновременно продвинулись вперед многолетние пере­говоры по снижению уровня обычных вооружений. В но­ябре 1990 г. было подписано соглашение об их значи­тельном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных Воору­женных сил на 500 тыс. человек.

Успешное развитие отношений с капиталистическими странами затронуло и Японию, чему в немалой степени способствовал визит М. С. Горбачева в апреле 1991 г. в Токио. Советская делегация проявила готовность ожи­вить двусторонние связи и официально признала сущест­вование территориального вопроса — о государственной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды.

 

Новые внешнеполитические подходы СССР позитивно проявили себя в деле ликвидации ряда очагов междуна­родной напряженности, локальных вооруженных кон­фликтов. За май 1988 — февраль 1989 г. был осуществ­лен вывод советских войск из Афганистана, после чего II Съезд народных депутатов СССР признал «необъявлен­ную войну» против соседней, прежде дружественной страны грубой политической ошибкой. За нее заплатили жизнями свыше 15 тыс. солдат и офицеров Советской ар­мии. Горбачевская дипломатия приложила много усилий к прекращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Никарагуа, образованию там коалиционных прави­тельств из представителей противоборствующих сторон, к преодолению путем серьезных политических реформ режима апартеида в Южно-Африканской Республике, по­иску справедливого решения палестинской проблемы, долгое время омрачавшей отношения Израиля и араб­ских государств.

Закрепляется поворот в лучшую сторону в советско- китайских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого вывод советских воинских контингентов из Афганистана и Монголии, а вьетнамских — из Камбоджи. После их выполнения Москвой и визита М. С. Горбачева в Китай весной 1989 г. между двумя ве­ликими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о поли­тическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Этот же год явился переломным в отношениях СССР со своими партнерами по социалистическому содружест­ву. Начался форсированный (и социально не обеспечен­ный) вывод войск с советских баз в Центральной и Вос­точной Европе. На опасения лидеров соцстран, что решения, диктуемые новым политическим мышлением, могут повлечь за собой дестабилизацию там обществен­но-политической обстановки, горбачевская администра­ция ответила экономическим давлением, переведя хозяй­ственные взаиморасчеты с союзниками на свободно конвертируемую валюту. Это обострило отношения меж­ду странами — членами СЭВ и подтолкнуло к быстрому развалу не только их экономического, но и военно-поли­тического союза. Официально роспуск СЭВ и ОВД был оформлен весной 1991 г.

С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалисти­ческих странах происходит серия народных революций, в резуль­тате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к национально-демократическим силам. В Югославии входившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили се­бя независимыми республиками, Сербия и Черногория остались

в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись за­тяжные военные действия на почве национально-территориально­го размежевания.

Нашел свое окончательное решение и «германский во­прос». На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М. С. Горбачев заявил, что «канцлер может взять дело объединения Германии в свои собствен­ные руки». Не встретило принципиальных возражений у Горбачева и предложение Коля о вхождении объединен­ной Германии в НАТО, что положило конец колебаниям в правящих кругах Вашингтона и Бонна, ранее не ис­ключавших, по признанию госсекретаря США Дж. Бейкера, «возможности того, что Германия будет в конечном счете иметь несколько более аморфные связи с Северо- Атлантическим союзом, чем полное членство — по при­меру Франции, которая связана с НАТО политически, но не в военном плане». В марте 1990 г. в ГДР были про­ведены многопартийные выборы. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных партий. В ноябре того же года эта бывшая социалистическая республика вли­лась в состав ФРГ, сохранившей полноправное членство в Северо-Атлантическом союзе.

Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Централь­ной и Восточной Европы. Они выразили полную готов­ность вступить в НАТО и Европейский союз.

Оставшись без старых союзников и не приобретя но­вых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в русло внешней политики стран НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Со­юза, заметно обострившееся из-за обвального снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990—1991 гг. за финансо­вой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке» (США, Канада, Велико­британия, Германия, Франция, Италия, Япония).

В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами (правда, она в основ­ном осела в номенклатурных кругах или прилипла к ру­кам дельцов коррумпированной торговой сети). Серьез­ной же финансовой помощи не последовало, хотя «се­мерка» и Международный валютный фонд обещали ее М. С. Горбачеву. Они все больше склонялись к поддерж­ке отдельных союзных республик, поощряя их сепара­тизм, и все меньше верили в политическую дееспособ­ность Президента СССР.

Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. аме­риканский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

Листок из книги современных историков. «Романтизм» гор­бачевских внешнеполитических представлений не был поддержан ведущими политиками Запада, оставшимися верными традицион­ным представлениям, что сила (не только военная, но и геополи­тическая, экономическая, идеологическая, дипломатическая), а не «добрая воля» пока еще решает в конечном счете судьбы ми­ра, хотя и диапазон возможностей доброй воли, мирового обще­ственного мнения в последние годы неизмеримо расширился... Горбачев, конечно, этого не хотел, но получилось именно так: когда 5 июля 1991 г. ему вручалась международная Нобелевская премия мира, СССР стоял на грани распада, в нем бушевали по­литические, социальные, межнациональные бури. И люди, разбу­женные перестройкой, уже не хотели следовать в русле выдвину­того новым нобелевским лауреатом положения о приоритете общечеловеческих ценностей и интересов над интересами соци­альными, национальными, политическими, религиозными. И именно эта несостыковка желаемого и действительного во многом породила масштаб, характер, остроту тех проблем и трудностей, которые, доставшись в наследство от СССР, выпали на долю со­временной России».

? Как оценивает внешнюю политику М. С. Горбачева автор? Согласны ли вы с его точкой зрения?

 

Объясните значение понятий и выражений: военно-стратегический паритет, ОСВ-1, ОСВ-2, ПРО, ОБСЕ, ОСНВ-1.

о 1. Сравните основные принципы внешней политики СССР в эпоху Брежнева и Горбачева. Конкретизируй­те принципы нового политического мышления приме­рами из деятельности советской дипломатии в 1987— 1991 гг. 2. Какую роль сыграла афганская война в истории СССР? в развитии международных отноше­ний? 3. Закончите заполнение таблицы «СССР в годы перестройки». 4. Как связаны между собой перестрой­ка в СССР и социально-политические изменения в странах Восточной Европы? 5. Напишите эссе на тему «Проблема войны и мира в годы перестройки».

 


 

 


 

Лекция 3. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания), которые в послевоенный период часто называли просто «Восточная Европа», прошли через дра­матические испытания. В годы войны некоторые из них были оккупированы германскими и итальянскими вой­сками (Польша, Чехия, Югославия, Албания), другие оказались союзниками Германии и Италии. С этими стра­нами были заключены мирные договоры (Болгария, Венг­рия, Румыния).

Освобождение Европы от фашизма открыло путь к ут­верждению демократического строя и антифашистских демократических преобразований. Разгром Красной Ар­мией немецко-фашистских войск на территории этих стран оказал решающее влияние на внутренние процессы в государствах Восточной Европы. Они оказались в орби­те влияния Советского Союза.

Осуществление в странах Восточной Европы в 1945— 1948 гг. демократических преобразований: восстановле­ние парламентских режимов, многопартийности, всеоб­щего избирательного права, принятие конституций, аграрные реформы, наказание военных преступников, на­ционализация собственности активных нацистских пре­ступников и их сообщников — было характерно и для стран европейского Запада. Однако в условиях «холодной войны», советско-американского соперничества и вслед­ствие прямого давления и помощи СССР в 1947—1948 гг. в странах Восточной Европы утвердились у власти коммунистические партии, которые оттеснили и лик­видировали своих политических противников — либе­рально-демократические партии.

Завершив процесс утверждения единовластия, кото­рый был назван тогда периодом народно-демократических революций, коммунистические партии указанных стран провозгласили начало строительства социализма. При этом исходной моделью стала социально-экономичес­кая и политическая система, утвердившаяся в СССР. Большая или меньшая степень копирования опыта СССР была характерна для всех стран Центральной и Юго- Восточной Европы. Хотя Югославия избрала несколько иной вариант социально-экономической политики, она в основных параметрах представляла вариант тотали­тарного социализма, но с большей ориентацией на За­пад.

Общие принципы социалистического строительства:

1. Утверждение, как правило, однопартийной поли­тической системы. Созданные народные фронты включа­ли иногда политических представителей партий, не имев­ших никакого влияния. Вся полнота власти фактически концентрировалась в исполнительных органах власти, слившихся с коммунистическим партийным аппаратом. Дополняли эту систему органы безопасности и многочис­ленные осведомители.

2. Права и свободы граждан, формально декларируе­мые, в реальной жизни не соблюдались. На месте «народ­ной демократии» утвердился тоталитарный социализм.

В области экономики:

1. Ставка во всех странах региона была сделана на ин­дустриализацию, так как, кроме Чехословакии и ГДР, все остальные страны были аграрными. Индустриализация носила ускоренный характер. В ее основе была национализация промышленности, сферы финансов, торговли, достигавшая почти всеобщего огосударствления. Аграр­ная реформа переросла первоначальное перераспреде­ление земель и завершилась коллективизацией, но без национализации земли. Система управления всеми от­раслями хозяйства концентрировалась в руках государ­ства, министерств через посредство директивных, т. е. обязательных к выполнению, государственных планов экономического развития. Рыночные отношения были сведены к минимуму, и восторжествовала командно- административная распределительная система. Таким образом, фактически произошла ликвидация частной собственности, свободных рыночных отношений, конкурен­ции.

2. Экономическая стратегия определялась задачей осу­ществления в короткие сроки индустриализации на осно­ве традиционной модели индустриализации, т. е. разви­тия преимущественно тяжелой промышленности (как правило, без учета реальных возможностей той или иной страны), создания крупных комбинатов, мощных элек­тростанций в ущерб развитию легкой промышленности и потребительских услуг.

Ошибочная экономическая стратегия и перенапряже­ние финансов, бюджета сокращали возможности развития социальной системы и всей непроизводственной сферы — образования, здравоохранения, науки. Рано или поздно это должно было сказаться и на снижении темпов разви­тия, и на ухудшении условий жизни. В 70—80-е гг. в ус­ловиях мировых экономических структурных кризисов и начавшейся новой фазы научно-технической революции выявилась пагубность избранной модели индустриализа­ции эпохи «индустрии угля и стали». Модель экстенсив­ного типа производства, требующего все большего вовле­чения материальных, энергетических и трудовых затрат, исчерпала себя и на Востоке, и на Западе Европы. НТР с ее изобретениями мини-процессоров, компьютеров, управляющих систем, вычислительной техники невидан­ных скоростей предлагала основы иной материально-тех­нической базы производства и иной, интенсивный тип производства, позволяющий даже малым странам найти свое место в мировом производстве. Страны Восточной Европы оказались невосприимчивыми к новым экономи­ческим требованиям из-за ориентации на устаревшие мо­дели развития и консервативности командно-админист­ративной распределительной системы, лишающей людей творческой инициативы и свободы выбора. Это приве­ло к кризису системы тоталитарного социализма как в рамках социалистического лагеря, так и в отдель­ных странах. Утверждение тоталитарного социализма шло вопреки естественно-историческому процессу раз­вития европейской цивилизации. Восстания в Польше в 1953 г. и забастовки в других странах, восстание в ГДР в 1953 г., венгерское восстание 1956 г. и «пражская вес­на» 1968 г., подавленные войсками соседних социалисти­ческих стран, — все это свидетельство насильственного насаждения социалистического идеала в том варианте, как его понимали коммунистические партии того вре­мени.

Демократические революции 1989—1991 гг. Новый этап научно-технической революции требовал структур­ной перестройки экономики во всех странах социалисти­ческого лагеря. СССР и другие страны Восточной Европы не смогли включиться в новый этап НТР. Проблема ре­форм не сходила с повестки дня со времени венгерского восстания 1956 г., но все попытки провести их провалива­лись. Система не работала на реформы, а противилась им. В начале 70-х гг. в Польше прошли первые крупные выступления рабочих. В 1981 г. здесь было введено воен­ное положение.

В ГДР кризис системы привел к отстране­нию от власти СЕПГ и в конечном итоге к объединению Германии.

В других странах революция начиналась с по­пыток правящей партии сменить вывеску, провозгласить реформы (Польша, Венгрия, Болгария, Албания), что кончилось их уходом с политической сцены. Власть пере­шла к новым партиям.

К государственному руководству пришли новые лидеры — драматург Вацлав Гавел в Че­хословакии, профсоюзный деятель Лех Валенса в Поль­ше, социолог Желе Желев в Болгарии. Трагический вари­ант революции имел место в Румынии, где диктатор Чаушеску пытался утопить в крови народное восстание в декабре 1989 г.

Во всех странах бывшего социалистического лагеря в Восточной Европе произошло отстранение от руково­дства коммунистических партий, была введена много­партийностьпроведена либерализация режимов, разра­ботаны и начали осуществляться глубокие реформы по изменению социально-экономического строя и политиче­ской системы. На этом пути встретились большие трудно­сти.

Однако в целом демократические революции в Польше, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Румынии и Албании имели в своей основе общее — отказ от тоталитарной модели социализма, возвращение к идеям либеральной демократии, и, как бы ни называлось общество, яв­ляющееся целью реформ, речь идет о коренной ломке и строительстве капитализма. Реформы в странах Вос­точной Европы проводятся по следующим направлениям: восстановление планово-регулирующей роли рынка и ли­берализация цен, полноценные товарно-денежные отно­шения, включая обоснованное ценообразование, прибыль, конвертируемость валюты, изменение отношения к фор­мам собственности, признание частной собственности, демонтаж командно-административной системы, дове­дение до минимума применения внеэкономических ме­тодов.

Крушение тоталитарных режимов в Восточной Европе создает новую ситуацию — в Европе восстанавливается цивилизационное единство на основе либеральной демо­кратии и рыночной экономики.

Особенности политических и экономических преоб­разований в странах Восточной и Юго-Восточной Евро­пы. Революции 1989—1991 гг. определили общий вектор политического и социально-экономического развития — ликвидация основ тоталитарного социализма. Созидание новой модели стран были проведены либерализация, приватизация и рыночные реформы (например, в Польше «план Бальце- ровича»). Названные «шоковой терапией», эти реформы имели негативные последствия в виде инфляции, роста дороговизны, безработицы и в целом привели к ломке то­го механизма социального обеспечения, который многими расценивался как позитивная черта социалистической системы. В результате в обществе усилилось социальное расслоение и в то же время произошло размежевание ин­тересов социальных групп. В итоге распались те «фору­мы», которые определили победу политической оппози­ции. Разочарование населения на выборах 1994 г. привело в ряде стран к власти социал-демократические партии, т. е. фактически бывших коммунистов. Однако вскоре и эти политические силы показали свою беспомощность, а то и просто оказались тормозом на пути дальнейших реформ. В итоге в Польше, Болгарии, Венгрии, Румы­нии, Югославии и ряде других стран в 1996—1997 гг. социал-демократические группировки вновь терпят по­ражение и у власти оказываются новые политические силы.

Эти колебания «влево-вправо» отражают переходность периода, переживаемого всеми странами бывшего социалистического лагеря в 1990-е гг.

Последствия «шоковой терапии», т. е. либерализация экономики, переход к рыночным отношениям, определя­лись различными факторами.

Последствия «шоковой терапии». Начатые значитель­но раньше (в 80-е гг.) реформы в Польше и Венгрии позволили ослабить тяжелые удары «шоковой терапии» и уско­рить переход к стабилизации. В Польше в 1995 г. резко снизилась инфляция (до 20%), и страна вышла на наивыс­ший в Европе уровень (6,5%) прироста ВВП в 1995 г. Вме­сте с тем в стране остается высокой безработица (15%), сохраняется социальная напряженность. На выборах пре­зидента Польши в 1996 г. победил представитель левых сил, а на парламентских выборах в октябре 1997 г. победу одержали правые.

В отличие от Польши для других восточноевропейских стран в эти кризисные годы характерен менее радикаль­ный путь приватизации и либерализации. В городах зна­чительные сектора экономики еще остаются в государст­венной собственности (например, даже в Польше до 40% промышленности), формируется смешанная экономика. В экономической области, как и в политической, переход­ность ситуации порождает общие сложные проблемы —

Отстранение коммунистических партий от власти про­исходило в результате широких демократических дви­жений. В Чехословакии оппозиционное движение офор­милось в Гражданский форум, в ГДР — Новый форум, в Венгрии — Демократический форум, в Болгарии — Со­юз демократических сил, в Польше— «Солидарность», в Румынии — Фронт национального спасения. В этих рам­ках шла консолидация организационно не оформленных и идеологически разнородных идейно-политических те­чений — неолиберального прозападного направления, национал-патриотических, популистских, христианско- демократических, монархических, религиозных, право- консервативных групп.

Левые политические силы, прежде всего бывшие ком­мунистические партии, не исчезли с политической сцены. Потеряв властные позиции, они тем не менее сохранили значительное влияние. Это позволило реформистскому крылу этих партий участвовать в политической борьбе под новыми вывесками и программами. Так, Польская объединенная рабочая партия объявила о самороспуске, но в стране возродилась социалистическая партия. В Болга­рии образовалась Демократическая партия левых сил, в Венгрии — Венгерская социалистическая партия и не­сколько других социалистических партий и т. д. Общая тенденция перестройки политических сил левого фланга состояла в переходе новых лидеров левых сил на социал- демократические позиции.

«Политический маятник». Поляризация при отсутст­вии сколько-нибудь заметного центра определила «политический маятник». Первые всеобщие выборы в 1990— 1991 гг. привели к власти мощную демократическую оппозицию. В большинстве бывших социалистических высокую инфляцию, экономический спад, безработицу, государственный долг.

В Болгарии, где правительство возглавляли социали­сты, произошло торможение реформ и социально-экономическое положение оказалось критическим. Стране уг­рожали голод и финансовое банкротство (внешний долг превысил 10 млрд долларов). Вновь происходит смена власти. В 1997 г. президентом был избран представитель правой оппозиции, состоялись досрочные выборы парла­мента.

Поздний переход Албании к реформам и «шоковая терапия», низкий уровень политической культуры, от­сутствие демократических традиций, коррупция во вла­стных структурах вызвали в 1997 г. в стране глубокий политический кризис, который перерос в восстание. «Власть толпы» разрушила государственные институты, ввергла страну в хаос, чреватый гражданской войной. Таким образом, после революций 1989—1991 гг. в стра­нах Восточной Европы действует «политический маят­ник», когда избиратели проявляют резкие колебания то вправо, то влево.

Это свидетельство того, что «шоковая терапия» болезненно сказывается на самочувствии об­щества и тогда, когда она проводится слишком быстро, и особенно тогда, когда затягивается на длительное вре­мя.

Аграрный сектор в восточноевропейских странах под­вергся болезненной ломке в период «социалистических преобразований».

Прежняя система административного и партийно­го контроля над сельским обществом распалась в связи с крахом централизованного коммунистического режима. Создание новой системы власти в сельской местности про­ходило в различных странах по-разному: в деревнях, селе­ниях и округах избирались ассамблеи, местные исполни­тельные комитеты, шефы, старосты и пр. Однако общим явлением было стремление возвратиться к системам мест­ного самоуправления, исторически сложившимся до ком­мунистического правления. Политические партии, влия­тельные в городских центрах, здесь были слабы, их заменяли воссозданные культурные, экономические и ре­лигиозные ассоциации, читальни, клубы. Местные новые власти старались привить населению новое понимание на­ционального и гражданского самосознания, опираясь на историческую память, обычаи, традиции, фольклор, на­родные и религиозные празднества. Таким образом шел процесс освобождения от последствий тоталитаризма и воссоздание гражданского общества.

В Польше и Югославии кооперирование сельского хозяйства не имело столь большого распространения, как в ряде других стран Вос­точной Европы, и поэтому экономические отно­шения на селе не претерпели большой ломки. В других странах были приняты законы о рос­пуске кооперативов и возвращении земли кре­стьянам.

В Чехии, Словакии и Венгрии, хотя земля и остается в частной собственности, появляют­ся новые формы кооперативов, в том числе на основе аренды земли. В Румынии кооперативы распались и земля возвращена индивидуаль­ным собственникам. В Болгарии существует как бы промежуточный вариант: сохраняются частично кооперативы и формируется индиви­дуальное фермерское хозяйство. Однако ситуа­ция сложная — сельское хозяйство не может прокормить страну. Это следствие общих про­блем для всех стран региона: нет капитала, нет рабочей силы, малоземелье, не установились новые кана­лы сбыта продукции, источники получения кредита и сельскохозяйственного инвентаря, отстает развитие мел­кого и среднего бизнеса на селе.

Социальное расслоение. Общая болезненная проблема для всех стран бывшего социалистического лагеря — рас­тущая дифференциация и социальное расслоение общест­ва. Бедные и богатые — эти контрасты все больше замет­ны и в городе, и на селе. Исследователь аграрного вопроса в Польше заметил: «Польские фермеры не приняли реаль­ный социализм, но они не принимают и новый польский капитализм».

Национальные проблемы. Не обошли стороной этот европейский регион национальные и этнические кон­фликты и вспышки национализма. Чехословакия рас­палась на Чехию и Словакию в 1993 г. Революционные процессы в Югославии в 1990-е гг. ушли в сторону нацио­нальных и этнических конфликтов.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Каковы особенности социально-экономическо­го и политического развития в странах Восточной Европы в первые послево­енные годы? Сравните с обстановкой в странах Западной Европы. 2. Поче­му перестройка в СССР стала толчком к революциям в странах Восточной Европы? 3. Каковы особенности демократических революций в странах Вос­точной Европы? 4. Как вы думаете, возможен ли какой-то третий путь раз­вития? 5. Расскажите о характере преобразований в Болгарии, Польше, Чехии, Югославии в 90-е гг. 6. Приведите примеры кризисов и социальных конфликтов в годы строительства социализма в странах Восточной Европы.

 


о 1. Сопоставьте задания четвертой пятилетки в области промышленности и результаты их выполнения. Какие факторы обусловили столь высокие темпы восстанов­ления и развития промышленности? 2. Почему мед­ленно восстанавливается и развивается сельское хо­зяйство? 3. Найдите в художественной литературе или публицистике описание повседневной жизни своего сверстника 50-х гг., живущего в городе или в дерев-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.039 с.)