Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны»⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Проблема. Насколько успешной была внешняя политика СССР в эпоху перестройки? Вспомните значение понятий: новое политическое мышление. Ответьте на вопросы. 2. Чем известен в истории нашей страны А. Д. Сахаров? 3. В какой период истории нашей страны и кем было провозглашено новое политическое мышление как основа международных отношений? Новое мышление в международных делах. Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере внешней политики. Но уже на рубеже 1987—1988 гг. в них вносятся принципиальные коррективы в духе провозглашенного к тому времени М. С. Горбачевым «нового политического мышления». Поворот в советской дипломатии диктовался насущной потребностью придать свежий импульс внешней политике СССР, зашедшей по многим серьезным позициям в тупик (реальная опасность очередного и вконец разорительного для страны витка «холодной войны», бремя безвозмездной «интернациональной помощи» всякого рода революционным и антиимпериалистическим силам, бесперспективная война в Афганистане и др.). Основные принципы нового политического мышления сводились к следующему: — отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым; — объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов; — отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими). Характерной чертой нового этапа советской дипломатии были ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем. Заключенные с США Договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г. — соглашение об ОСНВ-1) положили начало тенденции к сокращению ядерного оружия в мире — правда, в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР. Одновременно продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение об их значительном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных Вооруженных сил на 500 тыс. человек.
Успешное развитие отношений с капиталистическими странами затронуло и Японию, чему в немалой степени способствовал визит М. С. Горбачева в апреле 1991 г. в Токио. Советская делегация проявила готовность оживить двусторонние связи и официально признала существование территориального вопроса — о государственной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды.
Новые внешнеполитические подходы СССР позитивно проявили себя в деле ликвидации ряда очагов международной напряженности, локальных вооруженных конфликтов. За май 1988 — февраль 1989 г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана, после чего II Съезд народных депутатов СССР признал «необъявленную войну» против соседней, прежде дружественной страны грубой политической ошибкой. За нее заплатили жизнями свыше 15 тыс. солдат и офицеров Советской армии. Горбачевская дипломатия приложила много усилий к прекращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Никарагуа, образованию там коалиционных правительств из представителей противоборствующих сторон, к преодолению путем серьезных политических реформ режима апартеида в Южно-Африканской Республике, поиску справедливого решения палестинской проблемы, долгое время омрачавшей отношения Израиля и арабских государств. Закрепляется поворот в лучшую сторону в советско- китайских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого вывод советских воинских контингентов из Афганистана и Монголии, а вьетнамских — из Камбоджи. После их выполнения Москвой и визита М. С. Горбачева в Китай весной 1989 г. между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве. Этот же год явился переломным в отношениях СССР со своими партнерами по социалистическому содружеству. Начался форсированный (и социально не обеспеченный) вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения лидеров соцстран, что решения, диктуемые новым политическим мышлением, могут повлечь за собой дестабилизацию там общественно-политической обстановки, горбачевская администрация ответила экономическим давлением, переведя хозяйственные взаиморасчеты с союзниками на свободно конвертируемую валюту. Это обострило отношения между странами — членами СЭВ и подтолкнуло к быстрому развалу не только их экономического, но и военно-политического союза. Официально роспуск СЭВ и ОВД был оформлен весной 1991 г.
С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистических странах происходит серия народных революций, в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к национально-демократическим силам. В Югославии входившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили себя независимыми республиками, Сербия и Черногория остались в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись затяжные военные действия на почве национально-территориального размежевания. Нашел свое окончательное решение и «германский вопрос». На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М. С. Горбачев заявил, что «канцлер может взять дело объединения Германии в свои собственные руки». Не встретило принципиальных возражений у Горбачева и предложение Коля о вхождении объединенной Германии в НАТО, что положило конец колебаниям в правящих кругах Вашингтона и Бонна, ранее не исключавших, по признанию госсекретаря США Дж. Бейкера, «возможности того, что Германия будет в конечном счете иметь несколько более аморфные связи с Северо- Атлантическим союзом, чем полное членство — по примеру Франции, которая связана с НАТО политически, но не в военном плане». В марте 1990 г. в ГДР были проведены многопартийные выборы. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных партий. В ноябре того же года эта бывшая социалистическая республика влилась в состав ФРГ, сохранившей полноправное членство в Северо-Атлантическом союзе. Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Европейский союз. Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в русло внешней политики стран НАТО. Ухудшение экономического положения Советского Союза, заметно обострившееся из-за обвального снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990—1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами (правда, она в основном осела в номенклатурных кругах или прилипла к рукам дельцов коррумпированной торговой сети). Серьезной же финансовой помощи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее М. С. Горбачеву. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм, и все меньше верили в политическую дееспособность Президента СССР.
Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне». Листок из книги современных историков. «Романтизм» горбачевских внешнеполитических представлений не был поддержан ведущими политиками Запада, оставшимися верными традиционным представлениям, что сила (не только военная, но и геополитическая, экономическая, идеологическая, дипломатическая), а не «добрая воля» пока еще решает в конечном счете судьбы мира, хотя и диапазон возможностей доброй воли, мирового общественного мнения в последние годы неизмеримо расширился... Горбачев, конечно, этого не хотел, но получилось именно так: когда 5 июля 1991 г. ему вручалась международная Нобелевская премия мира, СССР стоял на грани распада, в нем бушевали политические, социальные, межнациональные бури. И люди, разбуженные перестройкой, уже не хотели следовать в русле выдвинутого новым нобелевским лауреатом положения о приоритете общечеловеческих ценностей и интересов над интересами социальными, национальными, политическими, религиозными. И именно эта несостыковка желаемого и действительного во многом породила масштаб, характер, остроту тех проблем и трудностей, которые, доставшись в наследство от СССР, выпали на долю современной России». ? Как оценивает внешнюю политику М. С. Горбачева автор? Согласны ли вы с его точкой зрения?
Объясните значение понятий и выражений: военно-стратегический паритет, ОСВ-1, ОСВ-2, ПРО, ОБСЕ, ОСНВ-1. о 1. Сравните основные принципы внешней политики СССР в эпоху Брежнева и Горбачева. Конкретизируйте принципы нового политического мышления примерами из деятельности советской дипломатии в 1987— 1991 гг. 2. Какую роль сыграла афганская война в истории СССР? в развитии международных отношений? 3. Закончите заполнение таблицы «СССР в годы перестройки». 4. Как связаны между собой перестройка в СССР и социально-политические изменения в странах Восточной Европы? 5. Напишите эссе на тему «Проблема войны и мира в годы перестройки».
Лекция 3. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания), которые в послевоенный период часто называли просто «Восточная Европа», прошли через драматические испытания. В годы войны некоторые из них были оккупированы германскими и итальянскими войсками (Польша, Чехия, Югославия, Албания), другие оказались союзниками Германии и Италии. С этими странами были заключены мирные договоры (Болгария, Венгрия, Румыния).
Освобождение Европы от фашизма открыло путь к утверждению демократического строя и антифашистских демократических преобразований. Разгром Красной Армией немецко-фашистских войск на территории этих стран оказал решающее влияние на внутренние процессы в государствах Восточной Европы. Они оказались в орбите влияния Советского Союза. Осуществление в странах Восточной Европы в 1945— 1948 гг. демократических преобразований: восстановление парламентских режимов, многопартийности, всеобщего избирательного права, принятие конституций, аграрные реформы, наказание военных преступников, национализация собственности активных нацистских преступников и их сообщников — было характерно и для стран европейского Запада. Однако в условиях «холодной войны», советско-американского соперничества и вследствие прямого давления и помощи СССР в 1947—1948 гг. в странах Восточной Европы утвердились у власти коммунистические партии, которые оттеснили и ликвидировали своих политических противников — либерально-демократические партии. Завершив процесс утверждения единовластия, который был назван тогда периодом народно-демократических революций, коммунистические партии указанных стран провозгласили начало строительства социализма. При этом исходной моделью стала социально-экономическая и политическая система, утвердившаяся в СССР. Большая или меньшая степень копирования опыта СССР была характерна для всех стран Центральной и Юго- Восточной Европы. Хотя Югославия избрала несколько иной вариант социально-экономической политики, она в основных параметрах представляла вариант тоталитарного социализма, но с большей ориентацией на Запад. Общие принципы социалистического строительства: 1. Утверждение, как правило, однопартийной политической системы. Созданные народные фронты включали иногда политических представителей партий, не имевших никакого влияния. Вся полнота власти фактически концентрировалась в исполнительных органах власти, слившихся с коммунистическим партийным аппаратом. Дополняли эту систему органы безопасности и многочисленные осведомители. 2. Права и свободы граждан, формально декларируемые, в реальной жизни не соблюдались. На месте «народной демократии» утвердился тоталитарный социализм. В области экономики: 1. Ставка во всех странах региона была сделана на индустриализацию, так как, кроме Чехословакии и ГДР, все остальные страны были аграрными. Индустриализация носила ускоренный характер. В ее основе была национализация промышленности, сферы финансов, торговли, достигавшая почти всеобщего огосударствления. Аграрная реформа переросла первоначальное перераспределение земель и завершилась коллективизацией, но без национализации земли. Система управления всеми отраслями хозяйства концентрировалась в руках государства, министерств через посредство директивных, т. е. обязательных к выполнению, государственных планов экономического развития. Рыночные отношения были сведены к минимуму, и восторжествовала командно- административная распределительная система. Таким образом, фактически произошла ликвидация частной собственности, свободных рыночных отношений, конкуренции.
2. Экономическая стратегия определялась задачей осуществления в короткие сроки индустриализации на основе традиционной модели индустриализации, т. е. развития преимущественно тяжелой промышленности (как правило, без учета реальных возможностей той или иной страны), создания крупных комбинатов, мощных электростанций в ущерб развитию легкой промышленности и потребительских услуг. Ошибочная экономическая стратегия и перенапряжение финансов, бюджета сокращали возможности развития социальной системы и всей непроизводственной сферы — образования, здравоохранения, науки. Рано или поздно это должно было сказаться и на снижении темпов развития, и на ухудшении условий жизни. В 70—80-е гг. в условиях мировых экономических структурных кризисов и начавшейся новой фазы научно-технической революции выявилась пагубность избранной модели индустриализации эпохи «индустрии угля и стали». Модель экстенсивного типа производства, требующего все большего вовлечения материальных, энергетических и трудовых затрат, исчерпала себя и на Востоке, и на Западе Европы. НТР с ее изобретениями мини-процессоров, компьютеров, управляющих систем, вычислительной техники невиданных скоростей предлагала основы иной материально-технической базы производства и иной, интенсивный тип производства, позволяющий даже малым странам найти свое место в мировом производстве. Страны Восточной Европы оказались невосприимчивыми к новым экономическим требованиям из-за ориентации на устаревшие модели развития и консервативности командно-административной распределительной системы, лишающей людей творческой инициативы и свободы выбора. Это привело к кризису системы тоталитарного социализма как в рамках социалистического лагеря, так и в отдельных странах. Утверждение тоталитарного социализма шло вопреки естественно-историческому процессу развития европейской цивилизации. Восстания в Польше в 1953 г. и забастовки в других странах, восстание в ГДР в 1953 г., венгерское восстание 1956 г. и «пражская весна» 1968 г., подавленные войсками соседних социалистических стран, — все это свидетельство насильственного насаждения социалистического идеала в том варианте, как его понимали коммунистические партии того времени. Демократические революции 1989—1991 гг. Новый этап научно-технической революции требовал структурной перестройки экономики во всех странах социалистического лагеря. СССР и другие страны Восточной Европы не смогли включиться в новый этап НТР. Проблема реформ не сходила с повестки дня со времени венгерского восстания 1956 г., но все попытки провести их проваливались. Система не работала на реформы, а противилась им. В начале 70-х гг. в Польше прошли первые крупные выступления рабочих. В 1981 г. здесь было введено военное положение. В ГДР кризис системы привел к отстранению от власти СЕПГ и в конечном итоге к объединению Германии. В других странах революция начиналась с попыток правящей партии сменить вывеску, провозгласить реформы (Польша, Венгрия, Болгария, Албания), что кончилось их уходом с политической сцены. Власть перешла к новым партиям. К государственному руководству пришли новые лидеры — драматург Вацлав Гавел в Чехословакии, профсоюзный деятель Лех Валенса в Польше, социолог Желе Желев в Болгарии. Трагический вариант революции имел место в Румынии, где диктатор Чаушеску пытался утопить в крови народное восстание в декабре 1989 г. Во всех странах бывшего социалистического лагеря в Восточной Европе произошло отстранение от руководства коммунистических партий, была введена многопартийностьпроведена либерализация режимов, разработаны и начали осуществляться глубокие реформы по изменению социально-экономического строя и политической системы. На этом пути встретились большие трудности. Однако в целом демократические революции в Польше, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Румынии и Албании имели в своей основе общее — отказ от тоталитарной модели социализма, возвращение к идеям либеральной демократии, и, как бы ни называлось общество, являющееся целью реформ, речь идет о коренной ломке и строительстве капитализма. Реформы в странах Восточной Европы проводятся по следующим направлениям: восстановление планово-регулирующей роли рынка и либерализация цен, полноценные товарно-денежные отношения, включая обоснованное ценообразование, прибыль, конвертируемость валюты, изменение отношения к формам собственности, признание частной собственности, демонтаж командно-административной системы, доведение до минимума применения внеэкономических методов. Крушение тоталитарных режимов в Восточной Европе создает новую ситуацию — в Европе восстанавливается цивилизационное единство на основе либеральной демократии и рыночной экономики. Особенности политических и экономических преобразований в странах Восточной и Юго-Восточной Европы. Революции 1989—1991 гг. определили общий вектор политического и социально-экономического развития — ликвидация основ тоталитарного социализма. Созидание новой модели стран были проведены либерализация, приватизация и рыночные реформы (например, в Польше «план Бальце- ровича»). Названные «шоковой терапией», эти реформы имели негативные последствия в виде инфляции, роста дороговизны, безработицы и в целом привели к ломке того механизма социального обеспечения, который многими расценивался как позитивная черта социалистической системы. В результате в обществе усилилось социальное расслоение и в то же время произошло размежевание интересов социальных групп. В итоге распались те «форумы», которые определили победу политической оппозиции. Разочарование населения на выборах 1994 г. привело в ряде стран к власти социал-демократические партии, т. е. фактически бывших коммунистов. Однако вскоре и эти политические силы показали свою беспомощность, а то и просто оказались тормозом на пути дальнейших реформ. В итоге в Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии и ряде других стран в 1996—1997 гг. социал-демократические группировки вновь терпят поражение и у власти оказываются новые политические силы. Эти колебания «влево-вправо» отражают переходность периода, переживаемого всеми странами бывшего социалистического лагеря в 1990-е гг. Последствия «шоковой терапии», т. е. либерализация экономики, переход к рыночным отношениям, определялись различными факторами. Последствия «шоковой терапии». Начатые значительно раньше (в 80-е гг.) реформы в Польше и Венгрии позволили ослабить тяжелые удары «шоковой терапии» и ускорить переход к стабилизации. В Польше в 1995 г. резко снизилась инфляция (до 20%), и страна вышла на наивысший в Европе уровень (6,5%) прироста ВВП в 1995 г. Вместе с тем в стране остается высокой безработица (15%), сохраняется социальная напряженность. На выборах президента Польши в 1996 г. победил представитель левых сил, а на парламентских выборах в октябре 1997 г. победу одержали правые. В отличие от Польши для других восточноевропейских стран в эти кризисные годы характерен менее радикальный путь приватизации и либерализации. В городах значительные сектора экономики еще остаются в государственной собственности (например, даже в Польше до 40% промышленности), формируется смешанная экономика. В экономической области, как и в политической, переходность ситуации порождает общие сложные проблемы — Отстранение коммунистических партий от власти происходило в результате широких демократических движений. В Чехословакии оппозиционное движение оформилось в Гражданский форум, в ГДР — Новый форум, в Венгрии — Демократический форум, в Болгарии — Союз демократических сил, в Польше— «Солидарность», в Румынии — Фронт национального спасения. В этих рамках шла консолидация организационно не оформленных и идеологически разнородных идейно-политических течений — неолиберального прозападного направления, национал-патриотических, популистских, христианско- демократических, монархических, религиозных, право- консервативных групп. Левые политические силы, прежде всего бывшие коммунистические партии, не исчезли с политической сцены. Потеряв властные позиции, они тем не менее сохранили значительное влияние. Это позволило реформистскому крылу этих партий участвовать в политической борьбе под новыми вывесками и программами. Так, Польская объединенная рабочая партия объявила о самороспуске, но в стране возродилась социалистическая партия. В Болгарии образовалась Демократическая партия левых сил, в Венгрии — Венгерская социалистическая партия и несколько других социалистических партий и т. д. Общая тенденция перестройки политических сил левого фланга состояла в переходе новых лидеров левых сил на социал- демократические позиции. «Политический маятник». Поляризация при отсутствии сколько-нибудь заметного центра определила «политический маятник». Первые всеобщие выборы в 1990— 1991 гг. привели к власти мощную демократическую оппозицию. В большинстве бывших социалистических высокую инфляцию, экономический спад, безработицу, государственный долг. В Болгарии, где правительство возглавляли социалисты, произошло торможение реформ и социально-экономическое положение оказалось критическим. Стране угрожали голод и финансовое банкротство (внешний долг превысил 10 млрд долларов). Вновь происходит смена власти. В 1997 г. президентом был избран представитель правой оппозиции, состоялись досрочные выборы парламента. Поздний переход Албании к реформам и «шоковая терапия», низкий уровень политической культуры, отсутствие демократических традиций, коррупция во властных структурах вызвали в 1997 г. в стране глубокий политический кризис, который перерос в восстание. «Власть толпы» разрушила государственные институты, ввергла страну в хаос, чреватый гражданской войной. Таким образом, после революций 1989—1991 гг. в странах Восточной Европы действует «политический маятник», когда избиратели проявляют резкие колебания то вправо, то влево. Это свидетельство того, что «шоковая терапия» болезненно сказывается на самочувствии общества и тогда, когда она проводится слишком быстро, и особенно тогда, когда затягивается на длительное время. Аграрный сектор в восточноевропейских странах подвергся болезненной ломке в период «социалистических преобразований». Прежняя система административного и партийного контроля над сельским обществом распалась в связи с крахом централизованного коммунистического режима. Создание новой системы власти в сельской местности проходило в различных странах по-разному: в деревнях, селениях и округах избирались ассамблеи, местные исполнительные комитеты, шефы, старосты и пр. Однако общим явлением было стремление возвратиться к системам местного самоуправления, исторически сложившимся до коммунистического правления. Политические партии, влиятельные в городских центрах, здесь были слабы, их заменяли воссозданные культурные, экономические и религиозные ассоциации, читальни, клубы. Местные новые власти старались привить населению новое понимание национального и гражданского самосознания, опираясь на историческую память, обычаи, традиции, фольклор, народные и религиозные празднества. Таким образом шел процесс освобождения от последствий тоталитаризма и воссоздание гражданского общества. В Польше и Югославии кооперирование сельского хозяйства не имело столь большого распространения, как в ряде других стран Восточной Европы, и поэтому экономические отношения на селе не претерпели большой ломки. В других странах были приняты законы о роспуске кооперативов и возвращении земли крестьянам. В Чехии, Словакии и Венгрии, хотя земля и остается в частной собственности, появляются новые формы кооперативов, в том числе на основе аренды земли. В Румынии кооперативы распались и земля возвращена индивидуальным собственникам. В Болгарии существует как бы промежуточный вариант: сохраняются частично кооперативы и формируется индивидуальное фермерское хозяйство. Однако ситуация сложная — сельское хозяйство не может прокормить страну. Это следствие общих проблем для всех стран региона: нет капитала, нет рабочей силы, малоземелье, не установились новые каналы сбыта продукции, источники получения кредита и сельскохозяйственного инвентаря, отстает развитие мелкого и среднего бизнеса на селе. Социальное расслоение. Общая болезненная проблема для всех стран бывшего социалистического лагеря — растущая дифференциация и социальное расслоение общества. Бедные и богатые — эти контрасты все больше заметны и в городе, и на селе. Исследователь аграрного вопроса в Польше заметил: «Польские фермеры не приняли реальный социализм, но они не принимают и новый польский капитализм». Национальные проблемы. Не обошли стороной этот европейский регион национальные и этнические конфликты и вспышки национализма. Чехословакия распалась на Чехию и Словакию в 1993 г. Революционные процессы в Югославии в 1990-е гг. ушли в сторону национальных и этнических конфликтов.
о 1. Сопоставьте задания четвертой пятилетки в области промышленности и результаты их выполнения. Какие факторы обусловили столь высокие темпы восстановления и развития промышленности? 2. Почему медленно восстанавливается и развивается сельское хозяйство? 3. Найдите в художественной литературе или публицистике описание повседневной жизни своего сверстника 50-х гг., живущего в городе или в дерев-
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.039 с.) |