Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема3. Советский союз и страны Центральной и юго-восточной Европы во второй половине XX века.↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕМА3. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СТАЛИНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ (1945-1953 ГГ.) Общая проблема. Обретения и потери завершающих лет сталинской эпохи. Какие перспективы на будущее открывались перед СССР? Листок из архива. Воспоминания В. М. Молотова. «После войны на дачу Сталина привезли карту СССР в новых границах — небольшую, как для школьного учебника. Сталин приколол ее кнопками на стену: «Посмотрим, что у нас получилось... На Севере у нас все в порядке, нормально. Финляндия перед нами очень провинилась, и мы отодвинули границу от Ленинграда. Прибалтика — это исконно русские земли! — снова наша, белорусы у нас теперь все вместе живут, украинцы — вместе, молдаване — вместе. На Западе нормально». И сразу перешел к восточным границам. «Что у нас здесь?.. Курильские острова наши теперь, Сахалин полностью наш, смотрите, как хорошо!.. Китай, Монголия — все в порядке... Вот здесь мне наша граница не нравится!» — сказал Сталин и показал южнее Кавказа». ? Какими принципами при определении внешнеполитических целей государства руководствовался И. В. Сталин? В Иране Москва активно помогала оппозиционной партии Туде и сепаратистским движениям курдов и азербайджанцев, имея в виду либо поставить центральную власть в Тегеране в полную зависимость от Туде, либо аннексировать граничащие с советским Азербайджаном северные провинции. В декабре 1945 г. при советском содействии были провозглашены на севере Ирана автономная Республика Азербайджан и Курдская народная республика. После жесткого противодействия Англии, направившей в Иран дополнительные воинские контингенты, СССР был вынужден вывести оттуда войска. В конце 1946 г. иранское правительство восстановило контроль над северной частью своей территории, подавив курдских и азербайджанских повстанцев. И. В. Сталин предпочел не реагировать, чтобы не втягиваться в этом регионе в бесперспективный силовой конфликт с Англией и США. Напряженная международная обстановка наложила серьезный отпечаток и на внутреннюю политику СССР. Объясните значение понятий и выражений: доктрина «сдерживания коммунизма», доктрина «отбрасывания коммунизма», план «Дропшот», международное движение защитников мира, страны «народной демократии», страны «третьего мира». 1. Сопоставьте источники, приведенные в параграфе. Что общего в позициях, высказанных У. Черчиллем и Н. С. Хрущевым? 2. Поработайте в парах. Приведите факты, доказывающие, что источником развязывания «холодной войны» был СССР, и факты, доказывающие, что «холодную войну» развязали США. Сформулируйте вывод. Используйте материалы курса всеобщей истории. 3. Определите геополитические интересы советского руководства в Европе, Азии, Африке. Дайте оценку внешнеполитической стратегии СССР. 4. Выявите основные вехи в формировании социалистического лагеря. 5. Что изменилось в международных от но шениях после окончания Второй мировой войны? Что осталось неизменным?
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО Проблема. Определите направления внутренней политики сталинского руководства. Чем они были вызваны? Их эффективность? Вспомните значение понятий: репатрианты, космополитизм, «низкопоклонство перед Западом», «железный занавес». Ответьте на вопросы. 1. Почему государство не отказалось от репрессивной политики по отношению к гражданам по окончании Великой Отечественной войны? 2. Каковы основные события внутриполитической жизни СССР в 1945— 1953 гг.? Послевоенные настроения в обществе. Состояние дел в общественно-политической области вызывало серьезное беспокойство И. В. Сталина и его окружения, ибо там явственно обозначились процессы, подтачивавшие устои режима личной власти. Война отчасти разрядила удушливую общественную атмосферу 30-х гг., поставила многих людей в условия, когда они должны были критически мыслить, инициативно действовать, брать ответственность на себя. К тому же миллионы советских граждан — участники освободительного похода Красной армии (до 10 млн) и репатрианты (5,5 млн) — впервые столкнулись с «капиталистической действительностью». Разрыв между уровнем жизни в Европе и СССР был столь разительным, что они, по свидетельству современников, испытали «нравственный и психологический удар». И он не мог не поколебать утвердившиеся в сознании людей социальные стереотипы. Историки, изучая архивы ЦК ВКП(б) и органов госбезопасности, выявили немало документов, где фиксировалось «брожение умов» в разных социальных слоях населения страны. Среди рабочих информаторы властных структур отмечали недовольство преимущественно на материально- экономической почве. В крестьянской массе ходили упорные слухи о предстоящем роспуске колхозов и ослаблении административных пут, сковывающих хозяйственную инициативу сельского населения. Листки из архива. «На протяжении 1945—1946 гг. я очень близко столкнулся и изучил жизнь ряда колхозов Брянской и Смоленской областей, — писал в апреле 1946 г. секретарю ЦК ВКП(б) Г. М. Маленкову слушатель Смоленского военно-по- литического училища Н. М. Меньшиков.— То, что я увидел, заставило меня обратиться к Вам... Как коммунисту мне больно выслушивать от колхозников такой вопрос: «Скоро ли распустят колхозы?» Свой вопрос, как правило, они мотивируют тем, что «жить так нет сил дальше». Об этом же с болью в сердце писала летом 1952 г. лично И. В. Сталину автор сценария популярного фильма «Сельская учительница» М. Н. Смирнова, побывавшая в 22 колхозах Калужской области. Только в трех из них положение было более или менее сносным. «Остальные девятнадцать считаются рядовыми и отстающими, то есть такими, где колхозники в лучшем случае получают на трудодень 200—300 граммов хлеба, а в худшем ни грамма. Трудно себе представить, дорогой Иосиф Виссарионович, жизнь этих людей, которые работают даром. Чем же они живут, что едят? Едят они картошку с приусадебного участка, картошечкой же выкармливают свиней, но ни салом, ни мясом их не пользуются. Деньги, вырученные от продажи поросят, целиком идут на уплату госналога и на самые насущные нужды (как соль, кепка, чугунок). Одежда исключительно ветхая, часто домотканая, древние рваные зипуны, лапти с онучами, опорки. Молоко от своих коров не только полностью сдают государству, но еще покупают для сдачи... Очень, очень необходимо помочь выйти из тяжкого прорыва тысячам честных, преданных, не щадивших живота своего в борьбе с фашистскими захватчиками». ? Объясните, каких политических перемен и почему ожидали после войны. Что изменилось в жизни колхозников по сравнению с 30-ми годами? В среде интеллигенции широко распространились надежды на экономические реформы и смягчение политического режима, на налаживание культурных контактов с США, Англией, Францией, не говоря уже о странах «народной демократии», тем более что ряд внешнеполитических акций СССР укреплял эти надежды. Так, в 1948 г. ООН во Всеобщей декларации прав человека, подписанной и советским представителем, торжественно провозглашала право каждого человека на свободу творчества и передвижения независимо от государственных границ. Что касается экономических реформ, то в интеллигентских кругах не просто уповали на инициативу властей, но и формулировали конкретные предложения по проведению хозяйственных преобразований. «Рукописи о послевоенном развитии хозяйства СССР, — с тревогой констатировали партийные идеологи в феврале 1946 г., — продолжают поступать в наши журналы и исследовательские институты. В рукописях делаются предложения ввести конкуренцию между нашими предприятиями, создать акционерные общества, незамедлительно отменить систему государственных поставок, развивать частную торговлю, где был бы священным принцип свободных цен, фактически ликвидировать колхозы» с разделом по дворам их земли и имущества. Все это однозначно оценивалось как проникновение «элементов антисоциалистической, буржуазной идеологии в теоретическую сферу». В ряде городов (Москве, Свердловске, Челябинске и др.) возникли молодежные антисталинские группы. Наиболее крупной из них была воронежская (1947), насчитывавшая до 60 человек. Ее участники, обеспокоенные экономическим положением страны, «обожествлением Сталина», пришли к выводу о необходимости созыва чрезвычайного партийного съезда и изменения политики ВКП(б). Конспиративная группа была раскрыта осенью 1949 г., ее активисты осуждены на срок от 2 до 10 лет «за клевету на внутреннюю и внешнюю политику советского правительства». Листок из архива. «Да, мы были мальчишки 17—18 лет, — вспоминал один из руководителей воронежской молодежной группы А. В. Жигулин, позднее известный поэт. — И были страшные годы — 1946-й, 1947-й. Люди пухли от голода и умирали не только в селах и деревнях, но и городах, разбитых войной, таких, как Воронеж. Они ходили толпами — опухшие матери с опухшими от голода малыми детьми... И отвратительно было в это время читать газетные статьи о счастливой жизни советских людей. Вот от чего дрогнули наши сердца. Вот почему захотелось нам, чтобы все были сыты, одеты, чтобы не было лжи, чтобы радостные очерки в газетах совпали с действительностью». ? Как относились советские люди к послевоенным трудностям? Что вызывало возмущение 17—18-летних мальчишек? Ситуация усугублялась открытым вооруженным сопротивлением Советской власти в присоединенных накануне войны республиках Прибалтики и западных областях Украины и Белоруссии. Антиправительственное партизанское движение втянуло в свою орбиту десятки тысяч бойцов — как убежденных националистов, опиравшихся на поддержку западных спецслужб, так и простых людей, много претерпевших от нового режима, потерявших дома, имущество, родных. С повстанчеством в этих районах было покончено лишь в начале 50-х гг. Политика Сталина. Столкнувшись с симптомами политической нестабильности, нараставшего общественного напряжения, ощущая серьезное давление, порождаемое массовым ожиданием улучшения материального положения в мирное время, сталинское руководство предприняло действия по двум направлениям. Первое из них включало меры, в той или иной степени адекватные ожиданиям народа и нацеленные на активизацию общественно-политической жизни в стране, развитие науки и культуры, повышение благосостояния трудящихся. В сентябре 1945 г. было отменено чрезвычайное положение и упразднен внеконституционный орган власти — ГКО. Затем прошли перевыборы Советов всех уровней, обновившие депутатский корпус, сформированный еще в 1937—1939 гг. В соответствии с Конституцией были впервые проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей. После долгого перерыва возобновились съезды общественных и политических организаций СССР. В 1948 г. прошел 1-й Всесоюзный съезд композиторов, в следующем году — съезды профсоюзов и комсомола (спустя соответственно 17 и 13 лет после предыдущих). А в 1952 г. состоялся XIX съезд компартии, переименовавший ВКП(б) в КПСС. Из политического лексикона ушли слова «большевик», «большевистская партия», вызывавшие слишком у многих людей тяжелые воспоминания. Еще раньше стали историей слова «нарком» и «наркомат»: в 1946 г. был принят закон о преобразовании СНК в Совет Министров, а наркоматов в министерства. Несмотря на то что значительная часть бюджета расходовалась на финансирование военных программ, были изысканы средства на развитие науки, народного образования, учреждений культуры. Создаются Академия художеств, Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии, филиалы Академии наук СССР в Дагестане, Башкирии, Якутии, на треть увеличивается количество научно-исследовательских институтов. В числе наиболее важных научных направлений, получивших особое развитие в первые послевоенные годы, стало изучение физики атомного ядра, элементарных частиц (академик И. В. Курчатов, А. Д. Сахаров и др.). Были основаны такие крупные академические учреждения, как Институт атомной энергии и Институт ядерных проблем, построены мощные атомные реакторы для научных целей и практического использования энергии нового типа. Мощный импульс получили исследования в сфере ракетостроения, начатые в СССР еще до войны. Теперь их возглавил выдающийся ученый и организатор С. П. Королев. В стране открываются новые университеты (в Кишиневе, Ужгороде, Ашхабаде, Сталинабаде) и институты. За короткий срок были подняты из руин и вновь построены тысячи школ. К 1950 г. их число заметно превысило довоенный уровень. В СССР полностью восстанавливается система всеобщего начального образования, а с 1950 г. обязательным становится образование в объеме семи классов. Для работающей молодежи распахнули двери вечерние школы. Значительно больше стало библиотек. Практически заново отстраивались разрушенные фашистами дома-музеи П. И. Чайковского в Клину, Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине, А. С. Пушкина в Михайловском, великолепные дворцы Петергофа, Павловска, Царского Села. С 1947 г. развернулась работа по сплошной радиофикации страны. Начинает регулярное вещание Центральное телевидение. Оживилась литературно-художественная жизнь. Возобновили работу творческие союзы писателей, художников, композиторов, начали регулярно выходить литературные журналы. Ведущей темой советской литературы стало художественное осмысление трагедии и подвига народа в годы Великой Отечественной войны. Большое внимание читателей привлекли книги «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова, «Звезда» Э. Г. Казакевича, а также первые произведения, посвященные мирному труду народа («Жатва» Г. Е. Николаевой, «Журбины» А. Кочетова и др.). На экране заметное место заняли ис- торико-биографические фильмы о великих сынах России. Сразу покорили сердца зрителей талантливые фильмы «Подвиг разведчика» Б. В. Барнета, «Молодая гвардия» А. Герасимова, «Сельская учительница» М. С. Донского, «Кубанские казаки» И. А. Пырьева. Наряду с классикой зазвучали новые оперы и симфонии композиторов («Декабристы» Ю. А. Шапорина, Седьмая симфония С. С. Прокофьева). На балетной сцене блистала великая Г. С. Уланова. Художники создали большую серию парадных портретов выдающихся советских полководцев. Стремление увековечить победу в Великой Отечественной войне воплотилось в монументальной скульптуре. Мировую известность получил памятник воину-освободителю работы скульптора Е. В. Вучетича, установленный в Берлине. Архитекторы получили государственный заказ на создание величественных зданий в Москве, Минске, Киеве, Сталинграде и других городах. Немалое внимание уделялось развитию физической культуры и спорта. По всей стране открывались детско-юношеские спортивные школы, секции при домах пионеров. На государственном уровне принимаются меры для того, чтобы обеспечить участие советских спортсменов в международном спортивном движении. Первыми на мировую арену вышли советские тяжелоатлеты. В 1946 г. Г. Новак установил в Париже два мировых рекорда и впервые в истории СССР получил титул чемпиона мира. В следующем году секция футбола СССР была принята в члены ФИФА. В начале 50-х гг. советским атлетам уже принадлежало 57 мировых рекордов в разных видах спорта. Трижды титул абсолютного чемпиона мира завоевывала конькобежка М. Исакова. В 1951 г. учреждается Олимпийский комитет СССР, признанный МОК. Впервые советская команда приняла участие в XV Олимпиаде в Хельсинки (1952), где завоевала 29 золотых медалей. Был предпринят ряд шагов и по повышению уровня жизни населения, преимущественно городского. В декабре 1947 г. проводится денежная реформа, носившая в целом конфискационный характер. Деньги менялись в соотношении 10 старых рублей к 1 новому. Более щадящий режим предусматривался для средств, хранившихся на личных счетах в сберкассах. Но эта льгота коснулась лишь немногих, ибо сумма вкладов была в 15 раз меньше годового фонда зарплаты рабочих и служащих, иначе говоря — скудные сбережения граждан хранились тогда в «кубышках» дома. И все же реформа помогла в короткий срок пресечь инфляцию и стабилизировать расстроенную войной финансовую систему. Еще большее значение имела одновременная с денежной реформой отмена карточного распределения товаров. После этого правительство приступило к постепенному повышению зарплаты рабочим и служащим, а также к регулярному снижению розничных цен на товары широкого потребления: оно проводилось ежегодно с 1948 по 1954 г. Правда, в то же время реализовывалась программа принудительного распространения облигаций госзаймов, на покупку которых уходило в среднем 1 —1,5 месячной зарплаты в год. Это заметно обесценивало выигрыш населения от снижения цен. Тем не менее размер реальной заработной платы рабочих и служащих медленно повышался. Если в 1948 г. он составлял 59% от уровня 1928 г., то в 1952 г. — уже 94%, а в 1954 г. — 119%. Были восстановлены отпуска и 8-часовой рабочий день. Эти шаги по повышению благосостояния не только не затрагивали сельских жителей, но и проводились за счет деревни. Параллельно со всеми этими мерами, носившими в части демократизации политического режима чисто декоративный характер, сталинская администрация наращивала наступление на главном направлении. Суть его заключалась в укреплении личной власти диктатора, усилении партийно-государственного контроля над различными сферами общественной жизни, в борьбе с вольномыслием, сплошь и рядом перераставшей в прямые репрессии как против отдельных лиц, так и целых категорий советских граждан. Прежде всего власти постарались изолировать тех людей, чье пребывание на воле было сочтено «опасным для общества». В их число попали бывшие военнопленные, вернувшиеся из фашистских лагерей на Родину (2,4 млн человек), и несколько миллионов репатриантов. Многие из них опять оказались в заключении или в ссылке, поскольку, считал И. В. Сталин, их возвращение в свои семьи могло породить «нежелательные настроения». г Понятно, чего опасался бывший Верховный главнокомандующий: рассказы этих людей об обстоятельствах пленения или насильственного вывоза в Германию на работы вновь восстановили бы в памяти народа трагические события начального периода войны, подтолкнули бы к обсуждению в обществе причин и виновников отступления Красной армии и оккупации огромных территорий страны. В феврале 1948 г. правительство приняло се- > кретное постановление о том, что все лица, арестованные в довоенные годы как «враги народа» и отбывшие срок заключения, вновь должны быть осуждены или отправлены в вечную ссылку. Это решение касалось и детей невинно репрессированных, достигших к тому времени совершеннолетия. В отношении рабочих и служащих продолжал действовать жесткий Указ Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г., устанавливавший судебную ответственность за самовольный уход с предприятий, прогулы и опоздания на работу, и еще более суровый Указ от 26 декабря 1941 г. Он предусматривал за самовольный уход наказание лишением свободы сроком от 5 до 8 лет. Лишь в марте 1947 г. прекращается применение Указа 1941 г., и то не во всех отраслях промышленности. Еще сильнее административное давление ощущало на себе колхозное крестьянство. Крестьяне продолжали жить без паспортов, т. е. были лишены права свободного перемещения по стране, оказываясь в положении «крепостных» своих колхозов. Сохранялся «обязательный минимум трудодней». За невыполнение этой нормы грозило судебное преследование, в результате которого колхозник мог лишиться свободы или оставался без приусадебного участка — основного источника существования для крестьянина. Особую головную боль у апологетов сталинского режима вызывала интеллигенция. И это не было случайным. На переломных рубежах истории ее представители служили своего рода «генератором» идей, которые, проникая в массы, могли превратиться в реальную политическую силу. Именно интеллигенция была способна подвести общество к пониманию необходимости его обновления. И такие предложения уже стали раздаваться. Поэтому на интеллигенцию и обрушился главный удар сталинского руководства. В августе 1946 г. по инициативе И. В. Сталина и А. А. Жданова было принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», а затем серия других «идеологических постановлений» («О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба» и др.). Они дали сигнал к публичной травле многих выдающихся деятелей культуры: А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, Э. Г. Казакевича, Ю. П. Германа, композиторов В. И. Мурадели, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича, кинорежиссеров Г. М. Козинцева, В. И. Пудовкина, С. М. Эйзенштейна и др. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НОВАЦИИ. Проблема. Какие задачи в области социально-экономического развития страны встали перед новым руководством СССР? Успешно ли они решены? Вспомните значение понятий: целина, совнархоз. Ответьте на вопросы. 1. Каковы основные реформы второй половины 50-х гг.? 2. Когда началось освоение энергии атома? космического пространства? Хозяйственные новации. В центре внимания хрущевской администрации находились вопросы экономического развития СССР. По решению сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС были проведены неотложные меры по подъему сельского хозяйства: во много раз увеличены закупочные цены на колхозно-совхозную продукцию, усилено финансирование аграрного сектора (с 7,6% от всех капиталовложений в 1950 г. до 18% в 1955 г.), укреплены его материально-техническая база и кадровый потенциал. В село направляются 30 тыс. партработников и 120 тыс. специалистов-аграрников из различных городских и управленческих структур. Были ослаблены сталинские притеснения личного подсобного хозяйства колхозников и рабочих совхозов. Их освободили от непомерных налогов и обязательных натурпоставок, они получили возможность увеличения земельных участков. С 1954 г. развернулась кампания по освоению целины — неиспользованных земель, главным образом в Северном Казахстане. По призыву партии и комсомола туда уехали сотни тысяч добровольцев. На голом месте возникло множество зерновых совхозов. За считаные годы они ввели в оборот 42 млн гектаров пашни, где выращивалось к концу десятилетия до 40% всех зерновых. И все же урожайность на вновь поднятых землях была ниже общесоюзной, их освоение происходило при отсутствии научно обоснованной системы земледелия, влекло за собой эрозию почв и опустошительные пыльные бури. Новое руководство СССР беспокоило отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом. К середине 50-х гг., когда, помимо прочего, иссяк поток репарационных поставок из Германии, в несколько раз замедлилась модернизация основных производственных фондов. И это при том, что новейшие разработки советских ученых и конструкторов в области машино- и станкостроения, другого оборудования пылились в архивах. Убытки от нерентабельных предприятий превысили 20% от средств, вкладываемых в промышленность. Отставала механизация труда: более половины всех рабочих на заводах и фабриках занималось тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом. Еще хуже было положение в строительстве. В этой ситуации июльский (1955 г.) пленум ЦК КПСС осудил как ошибочную теорию об отсутствии морального старения техники в условиях социализма, получившую широкое хождение, и подчеркнул, что главная линия в развитии промышленности — «всемерное повышение технического уровня производства на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации». При этом незыблемыми оставались все приоритеты эпохи индустриализации. СССР И ВНЕШНИЙ МИР Проблема. Как СССР влиял на международные отношения? Почему человечество оказалось на грани ядерной катастрофы? Какие выводы из этого глобального кризиса извлекли лидеры мировых держав? Вспомните значение понятий: ОВД, мораторий, Карибский кризис, волюнтаризм, субъективизм. Ответьте на вопросы. 1. Какие горячие точки существовали в международных отношениях во второй половине 50-х — первой половине 60-х гг.? 2. Какие государства были участниками Карибского кризиса? 3. Как закончилась политическая карьера Н. С. Хрущева? Реформаторский курс, проводимый хрущевской администрацией внутри страны, нашел свое отражение и во внешней политике. Ее новая концепция была сформулирована на XX съезде КПСС и включала два основных принципа: — тезис о необходимости мирного сосуществования государств с различным общественным строем; — признание многовариантности путей построения социализма (в том числе через приход компартий к власти в результате парламентской борьбы). В то же время был подтвержден принцип «пролетарского интернационализма» (т. е. помощь, практически безвозмездная, международному коммунистическому и национально- освободительному движению, а также социалистическим странам с негласным правом вмешательства в их внутренние дела там, где для этого имелась возможность). Укрепление соцлагеря. В 1955 г. по инициативе советского правительства были сделаны первые шаги по нормализации отношений с Югославией. В Белград прибыл Н. С. Хрущев для личной встречи с И. Тито. На переговорах удалось сблизить позиции двух лидеров по ряду принципиальных международных проблем, хотя идейные разногласия между ними сохранялись. В рамках СЭВ велась энергичная работа по координации народнохозяйственных планов соцстран, по сотрудничеству в области внешней торговли, электроэнергетики, машиностроения, нефтегазовой промышленности, металлургии, сельского хозяйства. Полным ходом шло строительство трубопровода «Дружба» для поставок советской нефти в страны Восточной Европы и аналогичной энергосистемы «Мир». Экономика соцлагеря, пополненного за счет Кубы (там в 1959 г. произошла революция и взявший власть Ф. Кастро провозгласил курс на строительство социализма на острове Свободы), динамично развивалась. К концу 60-х гг. на страны СЭВ, располагавшие 18% территории и 10% населения земного шара, приходилось 33% мирового промышленного производства (в 1960 г. — 28%). Важной вехой в укреплении отношений между соц- странами явилось образование в 1955 г. Организации Варшавского договора (ОВД) — союза, поставившего своей целью проведение совместной оборонной политики. В него вошли все государства Восточной Европы, кроме Югославии. В системе ОВД были созданы Объединенное командование Вооруженных сил и Политический консультативный комитет — орган, координирующий внешнеполитическую деятельность государств — членов Варшавского договора. Ведущую роль в ОВД играл Советский Союз. Вместе с тем в социалистическом лагере время от времени давали о себе знать и антитоталитарные силы. В 1956 г. до предела обострилась ситуация в Венгрии, где начались антикоммунистические, антисоветские демонстрации. Было сформировано новое правительство Имре Надя, распущена компартия. По требованию Надя войска СССР, находившиеся в Венгрии по Варшавскому договору, покинули Будапешт и другие населенные пункты. Добровольческие вооруженные отряды стали арестовывать и убивать приверженцев прежнего режима. 4 ноября 1956 г. группа коммунистов во главе с Я. Кадаром объявила о создании Временного рабоче-крестьянского правительства и обратилась к Москве с просьбой вновь ввести войска в Будапешт для пресечения кровопролития. СССР, заручившись предварительно согласием членов ОВД, бросил танки на венгерскую столицу и в считаные дни подавил восстание. Из-за резкого недовольства консервативно-коммунистических правительств Китая и Албании критикой культа личности Сталина значительно осложнились отношения СССР с этими странами. Апогей и начало спада «холодной войны». Важнейшее место во внешней политике Н. С. Хрущева и его правительства занимали отношения с разными капиталистическими государствами. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР. Проблема. Насколько успешной была внешняя политика СССР в брежневскую эпоху и в эпоху перестройки? Вспомните значение понятий: «доктрина Брежнева», разрядка международной напряженности, новое политическое мышление. Ответьте на вопросы. 1. Какое событие происходило в 1975 г. в Хельсинки? 2. Чем известен в истории нашей страны А. Д. Сахаров? 3. В какой период истории нашей страны и кем было провозглашено новое политическое мышление как основа международных отношений? Брежневская дипломатия. На фоне провальной внутренней политики внешнеполитическая деятельность брежневской администрации воспринимается как довольно динамичная и результативная (во всяком случае, до конца 70-х гг.). Активно развивались отношения в рамках социалистического содружества. В 1971 г. по линии СЭВ была принята комплексная программа социально-экономической интеграции. По-прежнему она базировалась на промышленном потенциале и ресурсах СССР. Постепенно нормализуются отношения с Китаем, крайне обострившиеся в конце 60-х гг. — вплоть до вооруженных конфликтов на амурском острове Даманский. Коммунистическое руководство Северного Вьетнама с помощью СССР вынудило покинуть полуостров американские экспедиционные войска, сражавшиеся на стороне южновьетнамского режима, и объединило в 1976 г. две части страны. И все же, как и раньше, до полной стабильности в содружестве было далеко. В ответ на попытку демократического «обновления социализма» в Чехословакии в 1968 г. члены ОВД во главе с СССР осуществили военное вторжение в эту страну. По горячим следам чехословацких событий советский лидер откровенно сформулировал тезис о неполном (в отношениях с СССР) суверенитете социалистических государств. В кругах мировой общественности он получил название «доктрина Брежнева». Листок из архива. «Советский Союз, — заявил Л. И. Брежнев в 1969 г., — сделал немало для реального укрепления суверенитета, самостоятельности социалистических стран... Но известно, что существуют и общие закономерности социалистического строительства, отступление от которых могло бы повести к отступлению от социализма, как такового. И когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом, это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран. Понятное дело, такая акция, как военная помощь братской стране для пресечения угрозы социалистическому строю, — это мера чрезвычайная, вынужденная». ? Определите сущность «доктрины Брежнева». Какие события повлияли на ее формирование? В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетнамом из-за спорных территорий, вскоре благополучно закончившаяся благодаря вмешательству СССР на стороне Ханоя. Через год начался перманентный политический кризис в Польше. Что касается мировых систем социализма и капитализма, то они на рубеже 60—70-х гг. вступили в новую полосу взаимоотношений, получившую название «разрядка международной напряженности». Она была вызвана к жизни рядом глобальных по своему значению факторов: — Советский Союз к тому времени добился ценой гигантских затрат сил и материальных ресурсов военно-стратегического паритета с США, что несколько ослабило позиции воинственных сил в правящих кругах западных государств. Все более широко осознавался тот факт, что в ядерной войне не может быть победителей; — становилась невозможной и широкомасштабная «обычная война». Практически неизбежное в этом случае разрушение атомных реакторов, а их в мире насчитывалось свыше 20 тыс., привело бы к результатам, сопоставимым с ядерной войной; — углублялась взаимная заинтересованность как капиталистических, так и социалистических стран в развитии экономических связей. Запад переживал тогда острый энергетический кризис и надеялся смягчить его за счет крупных поставок нефти и газа из СССР. Советское же правительство стремилось расширить доступ к передовым западным технологиям и обеспечить мощную к валютную подпитку собственных экономических программ. Разрядка в Европе началась с государственного визита в СССР летом 1966 г. одного из западных лидеров — президента Франции Ш. де Голля. Традиционные связи двух стран укрепило соглашение о принципах сотрудничества между СССР и Францией, подписанное в 1971 г. В 1970 г. был заключен договор Советского Союза с Федеративной Республикой Германии, где к власти после долгого правления блока консервативных партий пришло социал-демократическое правительство канцлера В. Брандта. ФРГ официально отказалась от требований к Москве вернуть ей Восточную Пруссию, ставшую с 1945 г. Калининградской областью РСФСР. В обмен канцлер добился от Л. И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух государств на немецкой земле, если для этого возникнут в будущем соответствующие условия. Через два года правительство В. Брандта признало ГДР, до того неизменно рассматриваемую ФРГ не иначе как «советскую зону оккупации». Оба германских государства были приняты в ООН. Еще раньше, в 1970 г., ФРГ признала западные границы Польши, сняв тем самым территориальные претензии к этой стране. В 1973 г. последовало подписание договора между Западной Германией и Чехословакией. Его стержнем было объявление мюнхенского сговора 1938 г. недействительным с самого начала. Путем установления в 1971 г. четырехстороннего соглашения СССР, США, Англии и Франции отчасти разрешился спорный западноберлинский вопрос. Великие державы заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ и последняя должна свернуть там политическую деятельность. Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. В ходе их были достигнуты первые соглашения об ограничениях в наращивании стратегических вооружений (в 1971 г. — по ОСВ-1, в 1978 г. — по ОСВ-2) и подземных испытаниях ядерных зарядов. Был также заключен договор по противоракетной обороне (ПРО). Согласно ему, каждая из сторон могла иметь право на оборудование одной зоны ПРО в жизненно важных районах. В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе лидеров тридцати трех европейских стран, США и Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы во взаимоотношениях государств-участников: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. (Позднее участники совещания учредили на постоянной основе Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ.) Москва расценила Хельсинкское соглашение не только как торжество сил мира и разума, но и как свою крупную победу. Хельсинки-75 считались логическим завершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические страны, включая США, признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу, раскол континента на два блока. Казалось, доктрина «отбрасывания коммунизма» потерпела поражение. Но последующие события показали, что это было самообманом брежневской администрации. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила форму, стала более утонченной. В целом полоса разрядки принесла неоднозначные плоды. Значительно окрепли и расширились политические, экономические и культурные связи между странами Запада и Востока. Достаточно сказать, что удельный вес развитых капиталистических государств во внешнеторговом обороте СССР вы<
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.203 (0.019 с.) |