Общественно-политическая жизнь. Культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическая жизнь. Культура



Проблема. Как кризис советской системы проявился в сфере духовной жизни общества?

Вспомните значение понятий: диссиденты, неофициальное искусство.

Ответьте на вопросы. 1. Когда была принята «брежневская» Конституция?

2. Кого называли инакомыслящими в СССР в 70-е гг.? 3. Каковы были достижения советской культуры тех лет?

Настроения в обществе и политика властей. Различные слои населения по-своему реагировали на происходившие в СССР процессы, в основном стараясь приспособиться и использовать те возможности, которые предоставляла жизнь.

Правящая элита замыкается в себе. Почти прекрати­лось ее пополнение и обновление за счет функционеров низовых организаций КПСС, традиционно выполнявших в советском обществе роль своеобразного «политического инкубатора». И это — при значительном увеличении ря­дов самой партии в послевоенный период (с 6,8 млн че­ловек в 1952 г. до 18,3 млн в 1985 г.), что, помимо про­чего, отражало растущее в массах стремление активно участвовать в политической жизни страны. Номенклату­ра неустанно окружала себя все новыми привилегиями и материальными благами. Началось сращивание ее наибо­лее коррумпированных групп с теневой экономикой.

В кругах интеллигенции, в целом отрешенно взирав­шей на окружающую действительность, продолжало раз­виваться диссидентское движение. В первых его рядах находились «отец» водородной бомбы, трижды Герой Со­циалистического Труда академик А. Д. Сахаров, писа­тель А. И. Солженицын (он издал за границей книгу «Архипелаг ГУЛАГ» — документальное повествование о преступлениях сталинской репрессивной машины, нанес­шее сильнейший удар по теории и практике советского тоталитаризма), музыкант-виртуоз с мировым именем М. Л. Ростропович. Немногочисленные активисты-дисси­денты, среди которых были приверженцы «подлинного марксизма-ленинизма», либерализма, русского почвенни­чества, христианско-демократической доктрины, откры­то критиковали существующие порядки, предавали глас­ности через издание машинописных листовок, брошюр, журналов («Хроника текущих событий» и др.) разитель­ные факты грубого нарушения прав человека в СССР, проводили пресс-конференции для иностранных коррес­пондентов, иногда — камерные и молчаливые демонстра­ции. Почти неизвестные в собственной стране, они вы­звали широкую волну сочувствия и поддержки в мире.

Получили распространение и иные, не столь ради­кальные проявления несогласия с политикой властей, с официально признаваемыми нормами и ценностями: мас­совые экологические кампании по защите природы (в том числе против гибельного решения партийно-государственного руководства повернуть течение великих рек Сибири в Среднюю Азию), создание произведений нон­конформистского характера во всех областях интеллек­туального и художественного творчества. Духовная оппо­зиция во всех своих разнообразных проявлениях сыгра­ла большую роль в размывании идеологических основ коммунистического режима. Властителями дум постепен­но становились не партийные бонзы, а скептически от­носящиеся к правящей партии и авторитетные в об­ществе деятели науки и культуры.

Недовольство рабочих и колхозников выражалось главным образом в пассивных и скрытых формах: про­гулах, «текучке», низком качестве труда, растущем ал­коголизме. По данным социологических опросов, прово­дившихся в середине 80-х гг., в полную силу трудилась едва ли треть работников. Остальные работали не с пол­ной нагрузкой, хотя при другой организации производ­ства готовы были делать больше и лучше.

В этой ситуации брежневская администрация взяла курс на свертывание либеральных начинаний хрущев­ской поры. Консервативный уклон внутренней политики, определяемый некоторыми историками как «неостали­низм», был по сути естественной реакцией номенклату­ры на неудачу попыток добиться «общественной гармо­нии» через успехи в экономике.

Идеологическое обеспечение этого курса покоилось на двух выдвинутых с партийных трибун тезисах:

— о перманентном обострении идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем;

— о построении в СССР «развитого социалистическо­го общества» (позже дополненного положением о необхо­димости «совершенствования развитого социализма» как главной задаче на обозримое будущее).

Первый из них, созвучный печально известному ста­линскому тезису 30-х гг. (обострение классовой борьбы по мере продвижения к социализму), призван был «обос­новать» в глазах общественности преследование всех не­согласных с партийным диктатом как проводников «бур­жуазного влияния» внутри страны. Второй — устранив из политического обихода полностью дискредитирован­ный хрущевский лозунг «развернутого строительства коммунизма», призван был дать «теоретическую» базу для нескончаемых пропагандистских упражнений на те­му о «продвинутости» и «зрелости» советского общества по отношению к предшествующим этапам, о «коренных преимуществах развитого социализма» перед «загниваю­щим капитализмом».

Власти поспешили законодательно оформить эти «пре­имущества». В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В ее преамбуле констатировалось, что Советское государство, «выполнив задачи диктатуры пролетариата, стало общенародным» и в стране построено «развитое со­циалистическое общество», давались его — во многом мифические и изложенные партийно-канцелярским язы­ком — основные черты («общество подлинной демокра­тии, политическая система которого обеспечивает все бо­лее активное участие трудящихся в государственной жизни», «общество зрелых социалистических отноше­ний, в котором сложилась новая историческая общность людей — советский народ», «общество высокой органи­зованности, идейности и сознательности трудящихся... законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех»).

В Конституции было расширено определение социаль­ной базы советского строя, наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством в нее теперь допускалась «на­родная интеллигенция». В статье 6 впервые законода­тельно закреплялась роль КПСС как «руководящей и направляющей силы», «ядра политической системы». Советы депутатов трудящихся было предписано имено­вать Советами народных депутатов. Конституция содер­жала положения о всеобщем среднем образовании, о бес­платном образовании и медицинском обслуживании, о праве на труд, отдых, пенсионное обеспечение и жили­ще. Как и прежде, торжественно провозглашались основ­ные демократические свободы: совести, слова, собраний, демонстраций и т. п.

На практике же брежневская администрация еще с 1966 г. перешла к открытым гонениям на инакомысля­щих. Одни были насильственно высланы за границу (писатель А. И. Солженицын), другие поплатились за кри­тику коммунистического режима заключением в лагеря, в психбольницы или, как академик А. Д. Сахаров, ссылкой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.019 с.)