Охотск – первый русский город на Дальнем Востоке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охотск – первый русский город на Дальнем Востоке



ГОРОДА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

 

Города Хабаровского края

Хабаровский край расположен на Дальнем Востоке. Помимо материковой части в его состав входят Шантарские и другие острова Большая часть территории занята горными хребтами: Сихотэ-Алинь, Прибрежный, Джугджур - на востоке; Турана, Буреинский, Баджальский, Ям-Алинь - на юго-западе; Юдомский, Сунтар-Хаята (высота до 2933 м) - на севере. На северо-западе - Юдомо-Майское нагорье. Наиболее обширные низменности – Нижне- и Среднеамурская, Эворон-Тугурская - на юге и в центральной части, Охотская - на севере. На территории края ведется разработка золота, олова, алюминия, железа, каменного и бурого угля, графита, стройматериалов.

Омывается Охотским и Японским морями. Главными речными артериями края являются реки Амур и его притоки, наиболее крупные из которых – Бурея, Тунгуска, Горюн, Амгунь, Уссури, Анюй. Реки северо-западной части края - Мая, Учур (бассейн Лены). Реки бассейна Японского моря - Коппи и Тумнин, бассейна Охотского моря - Тугур, Уда, Улья, Урак, Охота, Иня. Много мелководных озёр: Болонь, Чукчагирское, Большое Кизи и другие

Климат умеренно муссонный, с холодной малоснежной зимой и тёплым влажным летом.

Горные районы Хабаровского края расположены в таёжной зоне (горные лиственничные и елово-пихтовые леса). На Амурской низменности - лиственничные и дубово-лиственничные леса подтаёжного типа.

Преобладают дерново-подзолистые почвы, в речных долинах широко распространены лугово-болотные и болотные почвы. В южных районах формируются буро-таёжные почвы.

Половину территории края занимают леса, в которых преобладают лиственница даурская, ель аянская, дуб монгольский, белая, желтая, каменная березы и другие виды деревьев. Значительные площади Амурской и Эворон-Тугурской низменностей заняты марями и болотами. Разнообразен и животный мир Хабаровского края. В тайге водятся кабарга, лось, северный олень, бурый медведь, рысь, волк, выдра, соболь, лисица, горностай, колонок, ласка, росомаха, белка. В смешанных лесах обитают изюбр, косуля, восточноазиатский кабан, маньчжурский заяц и другие животные. В озёрах и реках насчитывается свыше 100 видов рыб, в том числе амурская щука, амур, осётр, чебак, серебристый карась, хариус, сом, таймень, ленок, лещ, сазан, налим и др. В прибрежных морских водах - тихоокеанская сельдь, камбала, корюшка, палтус, треска, минтай, навага, скумбрия; из проходных - кета, горбуша; из морских животных - тюлень, сивуч, белуха.

Экономику края образуют предприятия машиностроения, металлообработки, горнодобывающей, химико-фармацевтической и рыбной, промышленности. В южной части края проходят Транссибирская, в центральной части - Байкало-Амурская железнодорожные магистрали. Развит морской транспорт. Основные порты – Ванино (действует паромная переправа Ванино - Холмск), Николаевск-на-Амуре, Охотск.

Самым крупным городом является столица дальневосточного региона – город Хабаровск, расположенный на Среднеамурской низменности на правом берегу р. Амур, в 8533 км к востоку от Москвы.

История Хабаровска началась 31 мая 1858 г., когда солдаты 13-го линейного Сибирского батальона под командованием капитана Якова Васильевича Дьяченко заложили военный пост Хабаровку. Спустя 6 лет землемером Михаилом Любенским был разработан первый план застройки селения. В первую очередь по нему заселялись улицы по вершинам гор - Хабаровская, Уссурийская и Амурская (ныне улицы Муравьева-Амурского, Ленина и Серышева). Центральной улицей считалась Береговая (ныне улица Шевченко). В 1865 г. военный пост Хабаровка имел 1 церковь, 59 казенных домов и 140 частных, не считая сараев и прочих нежилых построек, 14 торговых лавок, проживало 1294 человека. Дальнейшее развитие города было предопределено постройкой здесь в 1872 г. речного порта.

В 1893 г. Хабаровка по представлению генерал-губернатора С.М. Духовского, была переименован в г. Хабаровск. К этому времени в городе имелось уже 3 церкви, среди которых выделялся Градо-Успенский собор, 120 казенных домов и 672 частных строения, население доходило до 10 тыс. человек.

31 августа 1897 г. было открыто железнодорожное сообщение между Хабаровском и Владивостоком. В 1902 г. основан военный завод "Арсенал" (ныне "Дальдизель"). В 1908 г. создана база Амурской флотилии. В 1916 был построен железнодорожный мост через Амур, соединивший Хабаровск железной дорогой с Восточной Сибирью. В 1929 г. в Хабаровске появился первый самолет «Фарман-13», пилотом которого был Михаил Водопьянов, бортмехаником – Борис Аникин. В городе была создана одна из первых летных организаций на Дальнем Востоке – «Добролет». 9 января 1930 г. М. Водопьянов проложил воздушную трассу Хабаровск – Сахалин, что означало создание Дальневосточного гражданского воздушного флота.

В том же году Далькрайком партии принял решение об усилении Хабаровска как краевого центра, обязывавшее приступить к разработке нового плана застройки города, в результате чего границы его существенно расширились. В городскую черту вошли база Амурской флотилии (нынешняя территория Крснофлотского района), селение Осиповка, разъезд Амур и хутор Телегино. Тогда же решением горисполкома было запрещено строить в центре дома некапитальные и ниже четырех этажей. В дальнейшем он застраивался и реконструировался в строгом соответствии с утвержденным планом.

В 1940 г. через станцию Волочаевка Хабаровск был соединён железной дорогой с городом Комсомольском-на-Амуре.

Постепенно Хабаровск становился не только административным, но и культурным центром Дальнего Востока. В 1926 г. был открыт Хабаровский театр музыкальной комедии. Спустя год вышел в свет первый выпуск Дальневосточной хроники «Совкино», с которого началась история Дальневосточной студии кинохроники. В 1931 г. в городе был создан Дальневосточный художественный музей. Постановлением Далькрайисполкома библиотека краеведческого музея была реорганизована в Дальневосточную краевую научную библиотеку. В 1933 г. вышел в свет первый номер альманаха «На рубеже» (ныне журнал «Дальний Восток»). В августе 1930 г. был открыт Хабаровский государственный медицинский институт, в сентябре 1938 г. начались занятия в Хабаровском педагогическом институте, в 1939 г. приступил к работе институт инженеров железнодорожного транспорта. В октябре 1935 г. был открыт стадион «Динамо» - первый спортивный комплекс в Хабаровске.

После Великой Отечественной войны, приостановившей на время буйное развитие города, был основан Хабаровский краевой театр драмы, организовано Амурское отделение Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. В 1947 г. открыто сквозное движение поездов Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.

С мая 1948 г. начались регулярные скоростные рейсы по воздушной трассе Москва-Владивосток с посадкой в Хабаровске. В 1956 г. по улицам Хабаровска проехал первый городской трамвай. В сентябре 1957 г. в городе был открыт крупнейший на Дальнем Востоке стадион имени В. И. Ленина (автор проекта – архитектор М. Сорокин). В этом году население Хабаровска насчитывало 300 тыс. человек.

В 1958 г. Хабаровск торжественно отметил 100-летие со дня своего основания. На привокзальной площади был открыт столь известный теперь каждому памятник Е.П. Хабарову (автор – скульптор А. Мильчин). Тогда же начались занятия в автомобильно-дорожном институте (ныне на его основе вырос Хабаровский государственный технический университет, переименованный в 2005 г. в Тихоокеанский государственный университет). В конце 1960-х - начале 1970-х годов список хабаровских вузов был вновь существенно пополнен: в 1967 г. начались занятия в Хабаровском институте физической культуры, а в сентябре следующего года в Хабаровском государственном институте культуры. Через три года был открыт Хабаровский институт народного хозяйства.

В 1960 г. начала работать Хабаровская телестудия. Спустя пять лет она начала осуществлять регулярные телепередачи Москва – Дальний Восток. В марте 1961 г. был создан Дальневосточный симфонический оркестр (с 1945 г. существовавший как Государственный симфонический оркестр Хабаровского радиокомитета).

В 1971 г. в Хабаровском аэропорту приземлился самолет японской авиакомпании «Ниппон Коку» («Джал»). Этот рейс положил начало регулярным полетам пассажирских лайнеров на международной авиалинии Хабаровск-Токио (нынешняя линия Хабаровск-Ниигата).

В мае 1975 г. в канун 30-летия победы над фашисткой Германием была открыта площадь Славы (архитекторы А.Н. Матвеев, Н.Т. Руденко).

В 1990 г. Хабаровск насчитывал уже 600,7 тыс. жителей, а общая территория города составляла 365,91 кв. км.

Современный Хабаровск – крупный промышленный, научный и культурный центр, с мая 2000 года являющийся столицей Дальневосточного федерального округа. Город разделен на 5 районов – Центральный, Индустриальный, Кировский, Краснофлотский и Железнодорожный. По данным переписи 2002 г. численность населения Хабаровска составляет около 700 тыс. человек.

Экономику города составляет такие отрасли промышленности, как машиностроение и металлообработка (АО «Дальэнергомаш», «Дальдизель», «Станкостроительный завод»), нефтеперерабатывающая (ОАО «Хабаровский НПЗ»), топливная («Хабаровсккрайгаз», НК «Альянс»), деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов и выпуск сельскохозяйственной продукции. Кроме этого можно выделить такие крупные предприятия, как «Амуркабель», «Артель старателей «Амур», Хабаровский судостроительный завод, «Дальхимфарм».

В городе функционируют более 15 вузов, 3 театра, филармония, цирк, музеи, библиотеки.

В городе масса достопримечательностей. Множество интересных исторических мест привлекают туристов и обычных горожан. К таким местам, несомненно, относятся площади города. Главной площадью является площадь им. В.И. Ленина. Она внушительна по величине и оригинальна по оформлению. Сегодня площадь является местом, где ежегодно проводятся праздники, ярмарки, фестивали. Летом площадь выглядит огромным цветущим ковром. Традиционное украшение площади – фонтаны. Хотя более ста лет назад на этом месте шумела тайга. Потом расчистили пустырь и приспособили под плац для парадов, назвав Николаевской площадью. В 1917 году площадь получила новое название - площадь Свободы. В годовщину со дня смерти В.И. Ленина на ней был заложен памятник основателю советского государства, и с 1957 года ей присвоено его имя. В 1998 году площадь была реконструирована и предстала обновленной, парадной и красивой.

Широкой прямой магистралью – улицей Муравьева-Амурского – соединена с площадью имени В.И. Ленина вторая центральная площадь города – Комсомольская. Она простирается над Амурской набережной. Сначала эта площадь называлась Соборной – на ней стоял большой собор. Здесь устраивались торжественные церемонии по случаю прибытия высоких гостей и все религиозные празднества. В тридцатых годах прошлого века собор снесли и провели благоустройство, а площадь переименована из Соборной в Красную. 25 октября 1956 года на площади был открыт двадцатидвухметровый гранитный монумент "Героям гражданской войны на Дальнем Востоке 1918 -1922гг.". В 2002 году, на месте разрушенного в 30-х годах собора, был построен Храм-памятник, Градо-Хабаровский собор Успения Божией Матери, теперь две площади - Комсомольская и Соборная составляют единый архитектурный комплекс.

На высоком берегу Амура расположена самая молодая площадь города - площадь Славы, открытая в 30-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. В центре площади возвышался 30-метровый обелиск из трех пилонов, на которых были расположены имена хабаровчан - Героев Советского Союза, Героев социалистического труда и полных кавалеров ордена Славы. Однако реконструкция площади и строительство собора потребовали убрать его.

К 40-летию Великой Победы было завершено строительство второй очереди площади. Центральное сооружение мемориального комплекса - Памятная стена, полукругом охватывающая площадку - подиум, в центре которого был зажжен Вечный огонь. Со временем здесь появились пилоны, где высечены имена 32 тыс. 662 жителей края не вернувшихся с войны. Во время реконструкции площади был добавлен памятник воинам-интернационалистам – жителям города, погибшим в военных действиях.

В Хабаровске сходятся железнодорожные пути, тянущиеся с запада и востока, с севера и юга. Здесь расположен крупнейший на Дальнем Востоке вокзал. Вокзальная площадь — железнодорожные ворота Хабаровска. В центре Вокзальной площади стоит памятник Ерофею Павловичу Хабарову, чья экспедиция сыграла большую роль в присоединении Дальнего Востока к России.

Красная линия города – улица Муравьева-Амурского, на которой находится большинство прекрасно сохранившихся, старинных каменных зданий, построенных в конце XIX - начале XX веков; множество краевых, муниципальных организаций, магазинов, центральных ресторанов, кафе, театров, Дальневосточная государственная научная библиотека. Здесь же можно приобрести дальневосточные сувениры: ювелирные изделия, картины, изделия мастеров декоративно-прикладного искусства.

В Хабаровске также много архитектурных достопримечательностей – старинные дома, церкви, иные строения.

В 1868 году в г. Хабаровске была построена, а через два года освящена первая деревянная церковь, названная Иннокентьевской в честь святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского - покровителя Сибири и Дальнего Востока, причисленного после смерти к лику святых. Через 30 лет взамен ее построили новую, каменную, которая сохранилась до настоящего времени, претерпев значительные изменения.

Каменный храм возводили на средства, пожертвованные купцами Плюсниным и Слугиным, а также на скромные взносы прихожан. Авторами проекта храма стали инженер-полковник В.Г. Мооро и инженер-капитан Н.Г. Быков.

Одной из самых красивых архитектурных достопримечательностей Хабаровска по праву считается дом городского самоуправления, хорошо известный всем нам как Дворец пионеров. Вот уже 90 лет дом этот украшает главную улицу города.

Идея строительства своего собственного Городского дома возникла в 1897 году, однако еще более десяти лет понадобилось, чтобы она воплотилась в камне. После длительных обсуждений, рассмотрения множества проектов в 1907 г. из трех наиболее удачных проектов под председательством генерала Д. А. Языкова наиболее опытные зодчие Б. А. Малиновский, Ю. З. Колмачевский, В. Г. Мооро, М. Е. Редько, А. Н. Аристов, Н. В. Зуев и другие (всего 11 человек) закрытым голосованием по 10-балльной системе определяли лучший проект. Это был проект гражданского инженера П. В. Бартошевича. Именно он получил более всего баллов по всем трем показателям.

Проведенная несколько лет назад реконструкция фасадов здания позволила представить декоративные детали в их полной красе. Бывший Городской дом ныне обрел новую жизнь и по праву считается одним из красивейших зданий Хабаровска.

Еще одним излюбленным местом отдыха горожан и прогулок туристов является набережная реки Амур. Центральным местом набережной и парка является Амурский утес. С видовой площадки утеса можно полюбоваться красотой Амура. Рядом с утесом расположен памятник Н.Н. Муравьеву-Амурскому. Открытие памятника работы скульптора А.М. Опекушина в мае 1891 года было приурочено ко времени посещения города наследником престола будущим императором Николаем II. В 1925 году памятник был уничтожен и восстановлен к сто первой годовщине по сохранившейся модели ленинградским скульптором Л. Аристовым.

На террасах крутого берега расположен парк. На верхней террасе парка в 1951 году был установлен памятник Г.И. Невельскому - знаменитому мореплавателю и исследователю русского Дальнего Востока, сподвижнику Н.Н. Муравьева-Амурского. Автор скульптуры - Л.М. Бобровников. До недавнего времени в парке располагались аттракционы, однако в ходе реконструкции они были удалены.

У подножия утеса, вверх по течению Амура, расположен городской пляж, причалы и дебаркадеры речного вокзала. Отсюда по Амуру осуществляется сообщение с населенными пунктами, расположенными вниз по реке и пригородные сообщения. Также можно совершить короткую прогулку по Амуру. С борта теплохода открывается величественная панорама города, протянувшегося вдоль правого берега Амура более 50 км.

На набережной расположен стадион им. В.И. Ленина – единственный крупный спортивный комплекс на Дальнем Востоке, куда входят большая спортивная арена, дворец спорта с искусственным льдом, легкоатлетический манеж, дворец стрелкового спорта, открытый плавательный бассейн.

Кроме центрального парка культуры и отдыха в Хабаровске расположены парк Динамо с одноименным стадионом, детский парк имени Гайдара, парк Гагарина, на территории которого расположен краевой цирк.

В числе археологических памятников, поразивших воображение первых исследователей Дальнего Востока, были древние рисунки вблизи национального нанайского села Сикачи-Алян, что расположено в 75 км от г. Хабаровска ниже по течению Амура.

Первые сведения о сикачи-алянских наскальных рисунках появились в 70-х годах XIX века. Изучали петроглифы многие известные ученые, но мировую известность они приобрели в 1935 году после исследований А.П. Окладникова. На базальтовых глыбах способом глубокой желобочной выбивки с помощью каменных инструментов выполнены рисунки масок, зверей, антропоморфных изображений, птиц (всего около 300 изображений). Наиболее древние рисунки датированы эпохой раннего неолита (7-6 тысячелетия до н.э.) Эти глыбы, громоздящиеся вдоль скалистого берега Амура - свидетели детства нашей планеты - несут на себе печать творческого замысла, открывают мир древнего искусства. Тысячелетия сгладили острые грани базальтовых глыб, отшлифовали их поверхность, но не смогли стереть глубокие полосы, выбитые рукой неведомого художника древних времен. В древних изображениях на валунах и скалах Сикачи-Аляна отразилась долгая и непростая история края. Изучение этих загадочных рисунков на берегах Амура еще продолжается, и будет продолжаться поколениями ученых-археологов, искусствоведов, историков.

Ну и конечно, нельзя обойти вниманием природные достопримечательности, столь популярные в туристических маршрутах хабаровских турфирм. К ним относятся карстовые пещеры, эколого-туристический комплекс «Вэлком», центр реабилитации диких животных и зоосад.

На северо-восток от города Хабаровска в среднем течении реки Кур имеется ряд карстовых пещер, интересных для посещения: «Бурундук», «Стерегущее копье», «Гипролестранс», «Труба», «Квадрат». Все они являются особо охраняемыми природными территориями местного значения.

При посещении этих пещер туристы смогут полюбоваться долиной реки Кур, громадными пространствами марей левобережья этой реки, долинной и горно-таежной растительностью, почти не тронутой человеком.

Второй по величине город Хабаровского края – Комсомольск-на-Амуре, расположенный на низменности в нижнем течении Амура, на его левом берегу, в 356 км к северу от Хабаровска. Город возник на месте села Пермское, основанного в 1860 г. крестьянами-переселенцами из Пермской губернии. В феврале 1932 г. было принято решение о строительстве здесь предприятий тяжёлой промышленности, в декабре 1932 г. село Пермское преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре. Это название должно было свидетельствовать о строительстве города комсомольцами, хотя в действительности главной рабочей силой (около 70% строителей) были заключённые.

Сегодняшний Комсомольск - это 500 проспектов и улиц. Он вытянут вдоль Амура на 20 км. В городе преобладают 4-9 - этажные дома. численность населения на момент Всероссийской переписи населения составляла 290 тыс. человек.

Основу экономики города составляет в первую очередь судостроение, авиастроение, черная металлургия, машиностроение, нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая, мебельная, швейная и пищевая промышленность, производство строительных материалов. Наиболее крупными предприятиями являются ПО «Завод им. Ленинского комсомола», КНААПО им. Гагарина, з-д «Амурсталь», «Амурлитмаш», «Амурметалл», «Комсомольский НПЗ – Роснефть», «Амурский судостроительный завод».

Немаловажную роль играет Комсомольск в подготовке кадров для промышленного освоения Хабаровского края. В городе работают два высших учебных заведения - государственные технический и педагогический университеты; шесть средних учебных заведений; политехнический, строительный и горнометаллургический техникумы, медицинское и педагогическое училища, вечерний техникум легкой промышленности; одиннадцать профессионально-технических училищ. Для детей комсомольчан работают 49 общеобразовательных школ и лицеев, дворец и дом творчества, биолого-экологический центр.

В городе функционируют драматический театр, краеведческий и художественный музеи.

В ряду достопримечательностей города можно выделить зоологический центр «Питон». Он был основан в 1990 году и первый год экспозиция принадлежала частному лицу, а затем была передана в муниципальную собственность. В настоящее время центр содержит 166 экземпляров 61 вида животных. Среди них: млекопитающие (медведь, еноты, лисы, северный олень, соболь, колонок, обезьяны и многие другие); птицы (кареллы, попугаи, куры, орлан-белохвост, беркут и др.); рептилии (игуаны, питоны, королевские змеи, крокодиловые кайманы, варан и др.); амфибии, рыбы, насекомые.

Комсомольск - один из важнейших транспортных узлов Дальнего Востока, это точка пересечения автомобильных, водных, железнодорожных и воздушных путей. Соединенность с БАМом и ввод в строй Амурского моста значительно увеличили транспортные возможности города.

В настоящее время в городе успешно развивается внешнеэкономическая деятельность. Основные статьи экспорта: продукция машиностроения, топливно-энергетического комплекса, черные и цветные металлы, древесина и изделия из нее.

Территориальная близость Китая и возможность организации поездок на безвизовой основе, предопределяет характер международного выездного туризма. Импорт туристских услуг превышает экспорт в 8,8 раза - в стоимостном отношении, и почти в 20 раз - по численности.

Несмотря на молодость города, в нем есть немало мест, связанных с историей города, с жизнью его славных земляков и знаменитых гостей. Их имена сохранились в названиях улиц, запечатлены памятниками и мемориальными досками.

Город Амурск, расположенный в центральной части Хабаровского края в долине р. Амур, является центром Амурского района. Численность постоянного населения города на 2004 г. - 47,3 тыс. человек.

Строительство города было начато весной 1958 г. рядом с нанайским селом Падали-Восточные. В 1962 году поселок городского типа Амурск становится районным центром, промышленным спутником г. Комсомольска-на-Амуре. В 1973 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Амурск был преобразован в город краевого подчинения.

Экономику города составляет целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность. Наиболее крупные предприятия – производственные объединения «Амурмаш», «Вымпел», завод «Полимер» и другие.

Из достопримечательностей Амурска можно выделить Ботанический сад, Амурский городской краеведческий музей, государственный природный заповедник Болоньский.

Ботанический сад был основан в 1989 г. В его состав которого входят фондовая оранжерея площадью 470,6 м2, в которой сосредоточено 100 видов тропических растений и 30 видов кактусов, и лесопитомник площадью 106 га. Сад является центром культуры и досуга, эстетического и экологического воспитания населения, научной работы по акклиматизации растений из других регионов страны.

Амурский городской краеведческий музей организован в 1972 году. Экспозиции музея размещены в залах нанайской и славянской этнографии, зале первостроителей и выставочном зале.

Государственный природный заповедник Болоньский - заповедник международного значения. Он имеет орнитологическую направленность. На территории заповедника обитают более 150 видов птиц, из которых 33 вида редкие внесены в красную книгу различных рангов. Уникальным является водно - болотный комплекс заповедника.

Приоритетное значение имеет развитие национальной фольклорной культуры малочисленных народов Севера и традиционного славянского творчества.

Самый южный город Хабаровского края – Бикин, расположен на 231 км автотрассы Хабаровск-Владивосток на правом берегу одноименной реки.

Населенный пункт Бикин возник в 1895 году при строительстве северного участка железной дороги как казачий поселок Бикинского станичного округа. Строительство велось под руководством инженера путей сообщения Н.Н. Бочарова. Уже через десять лет после основания поселка, в 1905 году, владивостокский промышленник, предприниматель Л.Ш. Скидельский с помощью китайцев и русских казаков-переселенцев начал строительство небольшого лесозавода, который через два года выпустил свою первую продукцию. При заводе существовало отделение столярных изделий, где производилась разнообразная продукция: двери, рамы, шкафы, комоды, столы и др.

К 1915 году в городе Бикине проживало 1126 человек, была церковь, приходское училище, фельдшерский пункт, трактир. В 1933 году в Бикин прибывают сотни лесорубов, каменщиков, плотников, мастеров. В северной части города, на месте тайги и болот, они начинают строительство железнодорожного узла. Строится военный городок, больница, столовая, дома культуры, средняя школа, детский сад.

Экономика города представлена предприятиями лесной, деревообрабатывающей, текстильной и пищевой промышленности. В Бикинском районе выращивают картофель, овощи, овес, сою, кукурузу, развивается мясо-молочное скотоводство и пчеловодство.

В 36 км от города на берегу реки функционирует единственный в Хабаровском крае таможенный автомобильный переход «Покровка – Жаохэ».

Достопримечательности города: мемориал «Воинской славы» бикинцам – участникам Великой Отечественной войны; краеведческий музей; районный дом культуры.

Районный центр Вяземского района Хабаровского края - г. Вяземский, образован в 1951 г. Он расположен в 130 километрах к югу от Хабаровска и раскинулся на террасах двух небольших рек - Первой и Второй Седьмой близ впадения их в Уссури. Свое название город получил в честь русского инженера О.П. Вяземского - руководителя работ по сооружению Уссурийской железной дороги.

Экономику города составляют предприятия железнодорожного транспорта, деревообрабатывающий комбинат, леспромхоз, овощеконсервный, ремонтно-механический, кирпичный заводы и др.

В самом городе особых достопримечательностей нет, зато в 50 км от города имеется замечательное место – Цветочное озеро. Площадь озера около пяти гектаров. В конце июля - начале августа озеро почти полностью покрыто цветущим лотосом. Лотос Комарова - реликтовый представитель древнейших цветковых. Занесен в Красную книгу Российской Федерации.

На северо-востоке Хабаровского края расположен Николаевский район, центром которого является г. Николаевск-на-Амуре. Город стоит на ровном спокойном плато с небольшим уклоном к реке Амур.

Город был основан 1 августа 1850 г. Г.И. Невельским как военный пост Николаевский. Число первых его жителей составило 6 человек, а первым строением стала якутская изба-ураса. В 1852 г. пост был переименован в торговый пункт, а к 1854 представлял собой небольшой поселок в составе 5 жилых зданий, пакгауза, скотного двора, часовни. Для прибывающих судов была построена пристань.

14 ноября 1856 года Николаевский пост преобразован в город Николаевск. Образована Приморская область Восточно-Сибирского генерал-губернаторства с центром в г. Николаевске. Николаевск стал также главным портом российского Дальнего Востока, пробыв в таком качестве до 1870 г., когда Главный порт российского Дальнего Востока был перенесен в г. Владивосток.

24 февраля 1858 года Николаевск возведен в степень областного города. Число зданий в городе возросло до 200, население - до 1757 человек. Построен механический завод по сборке и ремонту судов. Открыты морское училище, краеведческий музей, библиотека. Начались первые коммерческие рейсы по Амуру частных и казенных пароходов. В город стали приходить зарубежные торговые суда. Однако 28 апреля 1880 г. снова стал окружным городом после перенесения центра Приморской области в Хабаровку.

3 июля 1884 года Николаевск становится центром Удского округа Приморской области.

В к. 80-х гг. XIX в. началось открытие и освоение золотых россыпей. Николаевск становится центром золотодобывающей промышленности российского Дальнего Востока. Здесь находились конторы Амурско-Орельской и Охотской золотопромышленных компаний, золотосплавочная лаборатория.

1896-1899 годы рыбная промышленность в Николаевске формируется как отрасль хозяйства. Было создано в короткий срок огромное количество рыбопромысловых и рыбозасольных участков. В городе возродилось судостроение, созданы предприятия по ремонту судов, механической переработке, лесопереработке, изготовлению бочкотары.

В начале XX века Город Николаевск-на-Амуре становится вторым после Владивостока речным и морским портом российского Дальнего Востока, а 26 февраля 1914 года Николаевск возведен в степень областного города - центра Сахалинской области. С этого времени началась реконструкция морского порта.

15 марта 1926 года утверждено название города по новому территориальному справочнику СССР - "Николаевск-на-Амуре", и он был объявлен центром Николаевского округа Приморской губернии Дальневосточного края.

1934 год Николаевск становится центром вновь созданной Нижне-Амурской области, а после ее упразднения в 1956 г. становится районным центром Хабаровского края. Центром же Николаевского района город стал в 1965 г.

Сегодняшний Николаевск – промышленный и культурный центр Северного Приамурья с населением на момент переписи 31 тыс. человек. Ведущие отрасли экономики – обслуживание рыбной промышленности, цветная металлургия и судоремонт.

Николаевск-на-Амуре богат историческими и архитектурными достопримечательностями. Среди них можно выделить обелиск Г.И. Невельскому, памятник-бюст О.К. Кантеру, первому председателю Нижнеамурского облисполкома, Мемориальный комплекс «Памяти борцов, погибших за победу Советской власти на Нижнем Амуре в 1918-1922 годах», Военно-инженерный и историко-революционный памятник «Чныррахская крепость» (Николаевская крепость), памятник Г.И. Невельскому, основателю города Николаевска-на-Амуре, открытый 13 августа 1950 года.

Николаевский-на-Амуре муниципальный краеведческий музей им. Розова, благодаря своим уникальным коллекциям и научно-исследовательской работе, стал центром международных изысканий. У музея налажены научные связи с университетом Цукуба (Токио, Япония) и национальным этнографическим музеем (Осака, Япония), получены предварительные приглашения для вступления в ассоциацию музеев северных территорий (о. Хоккайдо) и участие в международной этнографической выставке в 2001 году (Осака).

Ну и последний, но не по значению, город на территории Хабаровского края – Советская Гавань, расположенный на берегу залива Советская Гавань (Татарский пролив), в 866 км к востоку от Хабаровска.

История основания этого города такова. 23 мая 1853 года. Н.К. Бошняк открыл на побережье Татарского пролива залив Хаджи, оказавшийся одной из лучших в мире естественных гаваней. На одном из мысов залива был установлен крест с надписью: "Гавань императора Николая, открыта и глазомерно описана лейтенантом Бошняком 23 мая 1853 года, на туземской лодке, со спутниками казаками Семеном Парфентьевым, Киром Белохвостовым, амгинским крестьянином Тваном Мсеевым".

4 августа 1853 года. Г.И. Невельской основал "военный его императорского высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост". Это было первое русское поселение в заливе Императорская Гавань.

В 1922 году залив был переименован в Советскую гавань, а в 1941 году это же имя было дано и поселению, которому присвоили статус города. Длительное время порт Советская Гавань являлся одной из баз Тихоокеанского военно-морского флота, а с 90 годов XX века в связи с начавшейся военной конверсией, порт стал доступен для захода иностранных судов.

В настоящее время Советская Гавань – морской рыбный и торговый порт с населением около 32 тыс. жителей. Город обладает высоким потенциалом для ремонта и переоснастки морских судов (АО «Якорь» и «Северный судоремзавод»). Также значимое место занимает рыбная (АО «Морские ресурсы»), пищевая («Гаваньхлеб», молокозавод, колбасный завод, пищекомбинат) и деревообрабатывающая промышленность.

Выход в Тихий океан позволяет развивать и поддерживать экономические связи со странами АТР. Советская Гавань - достаточно развитый транспортный узел: железнодорожная ветка имеет выход на БАМ, автодорога связывает город с краевым центром, аэропорт имеет возможность принимать самолеты любого класса.

На территории города Советская Гавань проживают около 132 человек из числа коренных малочисленных народов Севера, однако мест компактного проживания малочисленных народностей в районе нет. В городе зарегистрировано 4 национальных предприятия в форме Национальных общин и семейно-родовой общины, так же в 2001 году прошло регистрацию Советско-Гаванское отделение краевой Ассоциации коренных малочисленных народов Севера. Производственной деятельностью занимаются только одно предприятие НО ООО "Ороч", основными видами деятельности которого являются рыболовство, охотничий промысел и сбор дикоросов. Общая численность занятых в национальном хозяйстве из числа коренных малочисленных народов Севера составляет 11 человек.

Основной достопримечательностью города являются его маяк. Один из старейших маяков побережья Татарского пролива – Красный партизан. Реликвия. Исторический памятник, которому уже более 110 лет. На нем расположен старинный колокол, весом в 42 пуда 14 фунтов, с надписью: «Божию славу благовествуй земли радость велю храните небеса», который был отлит в 1895 году на заводе товарищества П. И. Оловянникова и сыновей в Ярославле. Метрах в пяти от колокола была установлена специальная будка, из окошечка которой к языку колокола тянулся канат. В непогоду, день и ночь, вахтенный звонил в колокол – 3 удара через каждые 2 минуты. Вдобавок к этому стреляли из сигнальной пушки, которую в последствии убрали за ненадобностью. В 80-х хотели и колокол увезти, да маячники свою реликвию отстояли. Сменилось и название - до 1931 года назывался маяк Николаевским. Эпоха Советов оставила здесь и еще один отпечаток своей бурной деятельности. Есть на Красном партизане памятник маячникам, погибшим в 1919 году от белогвардейских карателей.

Города Амурской области

В 1948 году из состава Хабаровского края была выведена Амурская область. С этого времени она стала самостоятельным субъектом Российской Федерации. Поверхность Амурской области преимущественно гористая, расположена между Становым хребтом (высота до 2313 м) на севере и р. Амур на юге. Параллельно Становому хребту проходит цепь хребтов: Янкан, Тукурингра, Соктахан, Джагды. Вдоль восточной границы протягиваются хребты: Селемджинский, Ям-Алинь, Турана. На севере - Верхнезейская равнина, на юге центральной части - Амурско-Зейская равнина, на юге - Зейско-Буреинская равнина. На территории области разрабатываются месторождения золота, бурого и каменного угля, железной руды, кварцевых песков, каолинов, известняков, тугоплавких глин, туфов, кварцитов. Минеральные источники.

Большая часть территории Амурской области дренируется левыми притоками р. Амур, наиболее крупные - Зея (с Селемджой), Бурея. На северо-западе - реки бассейна Лены (Олёкма с притоком Нюкжа), на северо-востоке - бассейн Уды (р. Мая).

Климат муссонный, характеризующийся холодной, сухой, малоснежной, безоблачной зимой и жарким дождливым летом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.227.42 (0.052 с.)