ТОП 10:

Оптимизация состава машинно-тракторного парка механизированных отрядов.



Проблема расчета оптимальной потребности в тракторах, машинах и орудиях, которые отвечали бы агротехническим требованиям возделывания различных сельскохозяйственных культур и были наиболее выгодны для условий конкретного механизированного отряда, является одной из главных задач оптимального использования средств производства. Качественный и количественный состав пооперационных групп (технологических звеньев) механизированного отряда зависит от многих факторов. Во-первых, от вида технологического процесса выполняемых сельскохозяйственных работ. С учётом этого фактора будет определяться качественный состав технологических звеньев, которые должны непосредственно входить в отряд по выполнению соответствующего технологического процесса. Например, в отряд по заготовке сенажа будут входить отдельные звенья, выполняющие скашивание с плющением, ворошение и сгребание, подбор и измельчение, транспортировку, закладку на хранение. Во-вторых, агротехническими сроками выполнения определенного вида технологического процесса (заложение силосной траншеи за 3-4 дня; уборка зерновых не более чем за 10 дней и т. д.). В-третьих, от объёма выполняемых работ (размер силосной или сенажной траншеи, площадь поля и его форма, урожайность данной культуры и др.). В-четвертых, от расстояния транспортировки и дорожных условий при транспортных работах. Последние три фактора определяют количественный состав технологических звеньев, то есть количественный состав техники, входящей в соответствующее звено.

Следует заметить, что оптимальный количественный состав конкретного отряда, при оперативном планировании - постоянно изменяющаяся величина, определяемая на основании вышеуказанных факторов. Однако целью данной задачи является определение оптимального состава машинно-тракторного парка механизированных отрядов на перспективу. При этом расчет должен осуществляться по некоторым средним величинам (длина гона, расстояние транспортировки, урожайность и др.) вышеперечисленных факторов, согласно запланированным объемам работ. Поэтому для осуществления комплектования на перспективу вновь создаваемых механизированных отрядов и доукомплектования уже существующих, с учетом вышеизложенных факторов, была разработана экономико-математическая модель оптимизации состав машинно-тракторного парка механизированных отрядов.

Рассмотрим структурный вид экономико-математической модели, в которой в качестве критерия оптимальности был выбран критерий минимума приведенных затрат, учитывающий как текущие затраты, так и эффективность капитальных вложений. В соответствии с этим целевая функция данной задачи примет следующий вид:

 

,

где

i- номер переменной (агрегата или комплекса машин);

j - номер операции;

t - номер агропериода;

Сп - приведенные затраты на агрегат (комплекс машин) типа i на работе вида) в агропериоде t;

Xijt - количество агрегатов (комплексов машин) типа i на работе вида] в агропериоде t.

Минимум целевой функции должен быть достигнут при выполнении следующих условий:

1.Выполнение запланированного объема работ по видам в установленные агропериоды согласно агротехническим срокам. Причём при определении оптимального состава машинно-тракторного парка вновь создаваемых механизированных отрядов это условие примет следующий вид:

где W — производительность агрегата (комплекса машин) типа i на работе типа j за срок равный агропериоду t;

UJt- запланированная величина объема механизированных работ ида j в агропериоде t в соответствии с агротехническими сроками. А при оптимизации доукомплектования уже существующих условие примет следующий вид:

 

де Bjt— объем работ на j-той операции, который может быть выполнен соответствующим технологическим звеном уже существующего механизированного отряда за расчётный агропериод t.

2. При неотрицательных переменных величинах:

 

Оперативный план работы механизированных отрядов должен строиться с учётом следующих условий:

определения перечня технологических звеньев, необходимого для выполнения определённой сельскохозяйственной работы конкретному товаропроизводителю;

дневная производительность временного, постоянного механизированного отряда или отдельных технологических звеньев должна быть таковой, чтобы обеспечивалось выполнение всего объёма работ в соответствии с агротехническими сроками или сроками установленными потребителем услуг. Например, при заготовке сенажа или силоса - агротехническими сроками заполнения траншеи (3-4 дня), а также агротехническими сроками уборки кормовых культур и т.п.;

возможности работы технологического звена (звеньев) в течение рабочего дня на одном поле;

уровня управляемости, так как любое технологическое звено представляет собой трудовой коллектив, где звеньевой работает наравне с остальными трактористами-машинистами.

Исходя из перечисленных выше условий, при оперативном планировании основное технологическое звено временного или постоянного механизированного отряда необходимо формировать из 2 - 4 агрегатов и соответственного количества техники в остальных звеньях этого отряда. На одном поле может работать несколько технологических звеньев, но при условии, что их общая дневная выработка не превысит площади поля с тем, чтобы исключить переезды техники на новое поле в течение рабочего дня. Рекомендуется проведение работ в одном загоне не более 3-4 агрегатами. Для лучшего управления временным или постоянным механизированным отрядом количество технологических звеньев не должно превышать восьми, а количество агрегатов в технологическом звене - от двух до семи.

Чтобы обеспечивалось выполнение этих условий, при оптимальных маршрутах движения по каждому конкретному району; примерно за неделю до начала сезонных работ, должны быть составлены рабочие планы для соответствующих временных механизированных или отдельных технологических звеньев по форме. При этом необходимо, чтобы очерёдность выполнения услуг их потребителям была таковой, чтобы минимизировать общие перегоны техники по району этих структурных формирований. Следует заметить, что последовательные календарные периоды в течение любого сезона проведения сельскохозяйственных работ, на которые составляется рабочий план, должны быть не менее двух недель. Основным документом для составления рабочего плана являются договора [66] между агросервисным предприятием, на базе которого создан механизированный отряд, и обслуживаемыми хозяйствами по форме предложенной в приложении 20. В связи с этим они должны заключаться заблаговременно, не позднее, чем за две недели до начала выполнения работ, которые оговариваются в них.

Используя положительный опыт механизированного обслуживания в зарубежных странах, мы предлагаем следующий механизм взаимоотношений между производителями и потребителями услуг. Ориентировочно за месяц до начала проведения сезонных работ экономическая служба того или иного агросервисного предприятия разрабатывает цены (калькуляции) на все виды предоставляемых услуг. Причём на каждый вид механизированных работ в зависимости от основных показателей проводимых сельскохозяйственных работ (глубина обработки почвы, урожайность сельскохозяйственной культуры, расстояние транспортировки, длина гона и др.) рассчитывает процент от их минимального уровня до максимального, которые незамедлительно доводятся до товаропроизводителей. В случае повышения цены услуг агросервисное предприятие должно проинформировать потребителей услуг не позднее, чем за один месяц, в течение которого действуют старые цены.

По мере поступления заявок на предлагаемые услуги от хозяйствующих субъектов всех форм собственности начальник механизированного отряда или какое-либо другое должностное ответственное лицо обязано заключить договор на выполнение сельскохозяйственной работы. Предварительно должны быть согласованы: перечень технологических звеньев, необходимых для выполнения сельскохозяйственной работы; кроме того, объём работ и основные её показатели (урожайность убираемой культуры, глубина обработки почвы, расстояние транспортировки, длина гона и т.п.); вопросы, связанные с тем, какая из сторон будет обеспечивать заправку техники горюче-смазочными материалами, доставку механизаторов к месту работу, а также - их питание. На основании этих данных, посредством проведения расчётов, экономическая служба агросервисного предприятия разрабатывает полную калькуляцию на выполнение всего комплекса работ с предоставлением цены за оказание услуг.

После осуществления всех предварительных работ и соглашений, два ответственных представителя, один со стороны заказчика, а другой от исполнителя услуг, непосредственно заключают сам документ договора, в котором устанавливается:

окончательно предмет договора о том, что товаропроизводитель поручает, а механизированный отряд принимает на себя выполнение работ (услуг) в объёме, в сроки и по ценам указанным в документе;

величина аванса в процентах от стоимости работы и сроки его перечисления;

количество дней с момента подписания акта об их приёмке-сдаче, представленного в приложении 21, в течение которого хозяйство обязуется рассчитаться за оказанные услуги;

размер штрафных санкций в пользу механизированного отряда за каждый день просрочки платежа со стороны хозяйства;

размер уплаты штрафа в пользу хозяйства со стороны механизированного отряда за несоблюдение сроков выполнения работ, не учитывая при этом возможную величину нанесённого ущерба.

Кроме того, в договоре должны быть детально оговорены обязательства каждой из сторон по:

подготовке фронта работ;

обеспечению сельскохозяйственной техники горюче-смазочными материалами;

обеспечение доставки механизаторов к месту работы, а также - их питание.

Наряду с этим, стороны устанавливают условия досрочного расторжения договора.

Примерно за две недели до начала сезонных работ начальник механизированного отряда, используя заключённые договора на выполнение сельскохозяйственных работ, осуществляет составление рабочего плана оказания услуг (см. приложение 19) с учётом условий оперативного плана функционирования структурных формирований механизированного отряда. При этом дальнейшее заполнение рабочего плана в течение сезона проведения работ производится по мере поступления заблаговременно заключённых договоров.

Функционирование всех структурных формирований механизированного отряда, как хозрасчётного подразделения агросервисного предприятия, подразумевающее не только их строение, но и движение пс району, должно осуществляться в строгом соответствии с составленным рабочим планом. Вследствие этого, общий уровень организации работы механизированного отряда будет предопределяться квалифицированностью разработки рабочих планов.

В процессе непосредственного оказания услуг, в отдельных технологических звеньях, а в большей степени во временных или постоянных, механизированных отрядах, где в одном месте сконцентрировано значительное количество сельскохозяйственной техники, неизбежны ее поломки, оперативное устранение которых возможно лишь посредством применения специального ремонтного оборудования и инструмента. В таких ситуациях звеньевой технологического звена с помощью средств связи сообщает начальнику механизированного отряда о характере поломки, на что последний, в свою очередь, отдаёт соответствующее распоряжение звену технического обслуживания, которое выезжает на место поломки и устраняет её. Кроме того, данное звено, в случае жесткого графика работы структурных формирований механизированного отряда, осуществляет выполнение простых видов плановых технических обслуживании (ТО-1, ТО-2) непосредственно в полевых условиях или в местах ночной стоянки техники.

В период оказания услуг по выполнению работ, связанных с уборкой зерновых или заготовкой кормов, когда имеет место жёсткий график работы соответствующих полнокомплектных временных специализированных механизированных отрядов, который предусматривает более чем 12 часовой рабочий день, целесообразным решением будет лтсомплектование этих формирований передвижными вагончиками для организации отдыха механизаторов в ночное время суток.

После завершения оказания услуг конкретному хозяйствующему субъекту по выполнению механизированных работ в объёме установленном в договоре, она незамедлительно должна быть сдана в установленном порядке. Для этого два ответственных должностных лица, представляющие соответственно механизированный отряд и товаропроизводителя, составляют акт приёмки-сдачи работы (см. приложение 21), в котором отражаются:

планируемый и фактически выполненный объём работ;

планируемые и фактические сроки завершения работы;

объективные замечания по качеству проведенных работ;

характер и стоимость работ, в которых принимало участие хозяйство.

Одновременно с этим осуществляется расчёт денежной суммы, которую товаропроизводитель должен выплатить за оказанные услуги.


Тема 8 Агроэкотуризм.

1. Сущность и экономическое содержание туризма.

2. Экономические и правовые основы агроэкотуризма в Республике Беларусь.

3. Договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма.

4. Экономическая эффективность деятельности туристского предприятия.

 

1. Сущность и экономическое содержание туризма.

Туризм возник в период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания. В процессе своего развития туризм прошел большое количество характерных ему черт на каждом из этапов развития. Сегодня можно сказать, что точное определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках.

1. Туризм есть результат передвижения людей по различным туристическим маршрутам.

2. Туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в пункт назначения и остановка там.

3. Путешествие означает выезд из страны, где турист проживает постоянно.

4. Туризм - это путешествие, не включающее в себя деятельность по получению прибыли.

По определению, принятому ООН в 1954 году, туризм — это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 году в Мадриде, дано следующее определение: туризм — один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта. В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение: туризм — это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями

Есть и другие определения, и каждое из них отражает те или иные стороны туризма. Разнообразие дефиниций связано с двойственностью внутренней природы самого туризма. С одной стороны, туризм есть частный случай путешествия, с другой — деятельность по производству туристического продукта. В принципе и путешествие, и производство турпродукта есть деятельность. Однако производство — это экономическая деятельность и его целью является получение прибыли, а путешествие — это всегда передвижение в пространстве. Найти грань между целями путешествия и целями туризма довольно сложно, поэтому стоит различать эти понятия.

Наиболее часто в литературе встречается следующее определение туризма.

Туризм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.

Путешествия - это термин, обладающий значительной общностью понятийного смысла, обозначающий перемещение людей в пространстве и во времени независимо от цели такового. Туризм же это новая формация, которая выделилась как отдельная и весьма привлекательная часть путешествия. Главное отличие туризма от путешествий это его цель и массовость. У туризма есть только один потребитель услуг - турист. Турист как потребитель туристского продукта (туров, услуг, товаров) представляет собой объект деятельности тур фирм.

В отличие от товарных и финансовых рынков, на которых товар идет к покупателю, в туризме, наоборот - покупатель идет к туристскому продукту, к услугам туризма. В этом заключается отличительная особенность туриста как потребителя. Потребитель туристского продукта не имеет возможности предварительно ознакомиться с качеством предлагаемых ему туров, услуг и товаров. Туристский продукт находит свою оценку лишь в процессе потребления его туристом.

Отметим, что под туристической услугой и туристическим продуктом понимается следующие.

Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, то есть при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. В связи с этим теория экономики туризма выделяет два вида предоставляемых услуг:

• К первому виду услуг относятся услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело с потребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве, оно тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда: средства труда, предмет труда, сам труд (то есть целенаправленная деятельность человека), технология и организация труда. Это дает основание называть услуги первого вида материальными.

• Второй вид услуг - это услуги, действие которых направленно непосредственно на человека, или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их производство неотделимо от потребления. Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными (непроизводственными). К ним относятся услуги по реализации туристических путевок, по обслуживанию туристов в гостиницах и предприятиях питания, по организации концертных выступлений и другие. Как и любой товар, нематериальная услуга имеет стоимость и потребительскую стоимость.

Понятие туристский продукт представляет собой совокупность услуг и товаров туристского назначения, которые приобретают туристы. Туристский продукт включает в себя:

Туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные).

• Туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и другие).

Как и любой другой товар, который страна может экспортировать или импортировать, услуги туризма..

Туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также выполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтому имеет производственные и непроизводственные функции. Хозяйственный процесс, протекающий в области туризма, является производственно-обслуживающим процессом. Туризм, как диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, представляет собой туристскую индустрию.

Туристская индустрия представляет собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Туроператор (туристический оператор) — организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания, рассчитывает цены на туры, передает туры турагентам для их последующей реализации туристам.

Некоторые турфирмы совмещают функции туроператора и турагента, выступая как туроператор (компания, полностью отвечающая за тур) по одному или нескольким направлениям и как турагент по многим другим направлениям, для ассортимента.

Турагент — организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров. Турагент приобретает туры у туроператора и реализует туристский продукт покупателю, либо выступает посредником между туристом и туроператором за комиссионное вознаграждение, предоставляемое туроператором.

Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется классификацией его форм. Под классификацией форм туризма подразумевается их группировка по однородному признаку, которые зависят от определенных практических целей.

Каждая форма туризма характеризуется своеобразием потребностей туристов и предполагает соответствующий набор услуг, удовлетворяющих эти потребности.

В производственно - обслуживающем процессе туризма выделяют формы туризма, виды туризма и разновидности форм туризма.

С точки зрения коммерческой деятельности в АПК наибольший интерес представляет агроэкотуризм.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.210 (0.015 с.)