Тема 9. Ссср в 1920 – начале 1940-х годов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Ссср в 1920 – начале 1940-х годов



4 часа

I занятие

Форма проведения семинара: При рассмотрении первого вопроса проводится блиц-опрос по знанию конкретных событий и дат. При рассмотрении второго вопроса заслушивается сообщение 2 (см. тематику сообщений) и проводится статусно-ролевая игра по оценкам итогов нэпа. Определяются три группы:

1) «оптимисты» (доказывают, что нэп позволил преодолеть кризисное состояние экономики);

2) «пессимисты» (убеждают в обратном);

Реалисты» (должны дать объективную оценку).

При этом участники групп должны показать, как решались основные задачи:

поиск источников, средств для осуществления индустриализации;

определение приоритетов экономической политики;

Пути преодоления технико-экономической отсталости.

 

1. Основные тенденции мирового развития. Россия в новой геополитической ситуации.

2. Новая экономическая модель – нэп: формирование, основные черты, противоречия, итоги. Оценки в исторической литературе.

При подготовке к первому вопросу необходимо учитывать, что в результате Первой мировой и Гражданской войны в России на мировой арене сложилась новая геополитическая ситуация.

Для более полного раскрытия проблем международного развития в межвоенный период 1919–1939 гг. найдите ответы на следующие вопросы:

 

1. В чем проявились изменения европейской системы международных отношений?

2. В чем сущность Версальско-Вашингтонской системы и какие противоречия в международных отношениях данная система выявила?

3. Определите цели внешнеполитических акций Советского государства в 1920-е годы.

4. Как повлиял на характер международных отношений мировой экономический кризис 1929–1933 гг.?

5. Какие изменения произошли в советской внешней политике в 1930-е годы и чем они были обусловлены?

6. Была ли в 1930-е годы создана система коллективной безопасности; если да, то что она собой представляла?

 

При раскрытии второго вопроса и при подготовке к дискуссии необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

 

1. Как повлияло изменение международной обстановки в конце 1920-х гг. на внутренние развитие СССР?

2. Какие причины обусловили переход от политики «военного коммунизма» к нэпу?

3. Как понимали нэп большевики и их политические оппоненты?

4. Как относились современники к нэпу и от каких факторов зависело это отношение?

5. Каковы причины кризисов нэпа?

6. Какие социально-экономические проблемы решались в 1920-е годы?

7. Каковы особенности политического режима в 1920-е годы?

8. Каковы основные этапы можно выделить во внутрипартийной борьбе в 1920-е годы? В чем заключались ее причины?

9. Какие существуют интерпретации нэпа в исторической литературе и с чем связано многообразие оценок нэпа?

Основные понятия

Авторитаризм, автономия, ГОЭЛРО, демократия, денационализация, децентрализация, диктатура пролетариата, кооперация, концессия, кулак, наркоматы, нэп (новая экономическая политика), нэпман, оппозиция, плюрализм, продналог, ратификация, социализм, федерация, фракция

Сообщения

Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы: приоритеты, этапы, результаты.

2. Изменения в социальной структуре общества в годы
нэпа.

 

Самостоятельная работа

 

В тетради для самостоятельной работы выполните следующие задания:

Задание 1

 

Изучите тему «Проблемы национально-государственного устройства Советского государства. Образование СССР» и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие концепции и принципы были заложены в основу создания союзного государства?

2. Каковы были причины образования СССР?

3. Как конституция 1924 г. определяла национально-госу-дарственное устройство и форму правления СССР?

4. Какие страны вошли в состав СССР в 1922 г.?

5. Когда были присоединены к СССР Западная Украина и Западная Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония, Северная Буковина?

6. Какие органы управления государством существовали на союзном и республиканском уровне? Каковы были их полномочия?

7. Какие этапы можно выделить в образовании СССР? Мог ли Советский Союз быть действительно федеративным государством?

8. Как оцениваются методы построения Советского государства в интерпретациях различных теорий исторического процесса?

Задание 2

 

Изучите документ и ответьте на приведенные ниже вопросы.

 

1. Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю ра­бочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тай­ным голосованием, причем перед выборами провести свобод­ную предварительную агитацию всех рабочих и крестьян.

2. Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов и левых социалистических партий.

3. Свободу собраний и профессиональных союзов и кресть­янских объединений...

5. Освободить всех политических заключенных социалисти­ческих партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармей­цев и матросов, заключенных в связи с рабочими и крестьянски­ми движениями...

7. Упразднить всякие политотделы, так как ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получать от государства средства на эти цели...

8. Немедленно снять все заградительные отряды...

11. Дать полное право действия крестьянам над всею зем­лею так, как им желательно, а также иметь скот, который содер­жать должен и управлять своими силами, т. е. не пользуясь на­емным трудом...

15. Разрешить свободное кустарное производство собствен­ным трудом.

 

1. Определите сроки принятия этого документа:

а) 1917 г.;

б) 1921 г.;

в) 1918 г.;

г) 1928 г.

2. Можно ли считать данные призывы антисоветскими? Антибольшевистскими? Обоснуйте свой ответ.

Задание 3

 

На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные события, связанные с деятельностью крупных исторических личностей изучаемого периода.

 

 

Исторический деятель Важнейшие мероприятия в области внутренней и внешней политики Основные результаты деятельности
Бухарин Н.И.    
Калинин М.И.    
Ленин В.И.    
Преображенский Е.А.    
Рыков А.И.    
Сокольников Г.Я.    
Сталин И.В.    
Троцкий Л.Д.    
Чичерин Г.В.    
Эйзенштейн С.М.    

Обязательная литература

 

Боффа Дж. История Советского Союза. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 573 – 618.

Выбор пути. История России 1861–1938 / Под ред.
А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. С. 343–414.

Документ эпохи 20–30-х годов ХХ в. // Хрестоматия конституций СССР 1917–1945 / Под ред. Э.М. Щагина. М., 1991.

История России: Учебник / Под общ. ред. Ю.И. Казанцева,
В.Г. Деева. М. – Новосибирск, 2000. С. 365–385.

Кацва Л. Россия нэповская (политический строй в первые годы нэпа) // http://archive.1september.ru/his/1998/his39.htm

.

Дополнительная литература

Елизаров М.А. Еще раз о причинах Кронштадтского восстания в марте 1921 г. // Отечественная история. 2004. № 5.

Иголкин М. Нэп и конвергентные модели общественного развития // Диалог. 2000. № 2. С. 45–49.

История России в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Сост.
С.А. Кислицын. Ростов н/Д., 1999. С. 386–388, 612–625.

История России с древнейших времени до конца ХХ в.: Учеб. пособие. М., 2001. С. 382–418.

Назаров О.Г. Проблемы планирования в контексте борьбы за власть в условиях нэпа // Отечественная история. 2000. № 4.

Николаев М.Г. На пути к денежной реформе 1922–1924 гг. // Отечественная история. 2000. № 1. С. 82–102.

Рубан М.В. Положение в мире и Советский Союз в 20–30-е годы // Тертышный А.Т., Трофимов А.В., Шориков А.Ф. Отечественная история: мультимедийный интерактивный учебник. 2005.

Телицын В.Л. Новая экономическая политика: взгляд из русского зарубежья // Вопросы истории. 2000. № 8.

Файн Л.Е. Нэповский эксперимент над российской кооперацией // Вопросы истории. 2001. № 7.

Эволюция национальной политики СССР. 1917–1941 // Вестник Московского гос. ун-та. Серия 8. История. 2002. № 3.

 

II занятие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.009 с.)