Семинарское занятие проводится в форме дискуссии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие проводится в форме дискуссии.



1. Политическое и духовное развитие советского общества в 1945 – середине 1950-х годов.

2. Основные тенденции общественно-политической жизни страны середины 1950-х – середины 1980-х годов.

3. Трансформация советской политической системы в 1985–1991 гг.: замыслы и результаты.

 

Для более полного раскрытия вопросов семинарского занятия целесообразно выделить следующие ключевые проблемы:

1. Чем вызвано новое ужесточение внутренней политики СССР в конце 1940-х – начале 1950-х годов?

2. В чем причины дискуссий 1940–1950-х годов в области науки, литературы, искусства? Какие задачи они ставили? Какую роль в жизни страны они сыграли?

3. Какие политические процессы прошли в конце 1940-х – начале 1950-х годов? Какие задачи они преследовали?

4. В чем сущность кампании по «борьбе с космополитизмом»?

5. Что включается в понятие «хрущевская оттепель»? Покажите ограниченность процессов демократизации в годы «оттепели».

6. Какие причины культа личности Сталина были указаны в докладе Н.С. Хрущева на ХХ съезде? Какие предлагались меры по исправлению положения?

7. Что представляла собой политическая система советского общества по Конституции СССР 1977 г.? Какие права и свободы провозглашались в ней? В чем состояла противоречивость декларируемых лозунгов и их реального содержания?

8.В чем состоял принцип «возрастания руководящей роли партии в жизни советского народа»? Чем объяснялась необходимость этого явления?

9. Раскройте основные направления и задачи реформы политической системы СССР.

10. Каковы результаты реформы политической системы с точки зрения современных измерений российского исторического процесса?

Основные понятия

Космополитизм, диссидентство, «оттепель», гласность, плюрализм, консенсус, гражданское общество, правовое государство

 

Контрольные вопросы

1. Чем вызвано усиление борьбы с инакомыслием в конце 1940-х – начале 1950-х годов?

2. Каковы были основные направления демократизации советского общества после смерти И.В. Сталина?

3. Какие права советских граждан провозглашала Конституция СССР 1977 г.? В чем недостатки этой Конституции?

4. Каковы основные направления реформирования политической системы в конце 1980-х годов? Какие результаты дала эта реформа?

Самостоятельная работа

В тетради для самостоятельной работы выполните следующие задания:

Задание 1

Изучив тему «Национальная политика в послевоенные годы», ответьте на поставленные ниже вопросы.

1.1. В послевоенные годы были репрессированы целые народы, обвиненные в сотрудничестве с немцами (немцы Поволжья, чеченцы, калмыки, крымские татары, ингуши, корейцы, греки и др.). В 1960-е годы они были реабилитированы, их государственность восстановлена.

Оцените эти события с точки зрения современных измерений российского исторического процесса.

 

1.2. В советский период в национальных отношениях проводился принцип «коренизации». В национальных республиках ставилась задача создания национальных кадров интеллигенции, управленцев, ученых. Преимущественное право на занятие должностей имели представители коренной национальности.

Оцените эти события с точки зрения современных измерений российского исторического процесса.

 

1.3. В 1970-е годы провозглашалось, что в СССР сложилась новая национальная общность – советский народ. Русский язык стал языком межнационального общения. Советская культура – синтез национальных культур, единая советская экономика не просто сумма экономик союзных республик, а единый организм.

Оцените эти события с точки зрения современных измерений российского исторического процесса.

 

1.4. В конце 1980-х годов, в связи с обострением экономических трудностей, в национальных республиках стала утверждаться мысль о том, что центр обирает территории, тратя деньги на оборону и на содержание госаппарата, и что каждая республика жила бы значительно лучше, получив самостоятельность. С другой стороны, российское руководство выдвинуло лозунг об ограблении России республиками. Россия давала 60,5% валового национального продукта СССР, добывала 90% нефти, 79% газа, 92% древесины, 56% угля и т.д. Для того чтобы жить лучше, надо сбросить балласт союзных республик.

Какое из этих положений, на ваш взгляд, является правильным? Может быть, существовал иной вариант решения национальных проблем? Обоснуйте свою мысль.

Задание 2

 

На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные события, связанные с деятельностью крупных исторических личностей данного периода.

 

Исторический деятель Важнейшие мероприятия в области внутренней и внешней политики Основные результаты деятельности
Андропов Ю.В.    
Берия Л.П.    
Брежнев Л.И.    
Жданов А.А.    
Маленков Г.М.    
Сахаров А.Д.    
Солженицын А.И.    
Черненко К.У.    

 

 

Обязательная литература

Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса 1964–1994. М., 1996. Гл. II, IX.

Выбор пути. История России 1939 – 2000 / Под ред. А.Т. Тертышного, В.Д. Камынина и А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2001. Гл. 3. С. 145–156; гл. 4. С. 198–210; гл. 5. С. 273–280; гл. 6. С. 326–351.

Новейшая отечественная история ХХ в. / Под ред. Э.М. Щагина, В.В. Лубкова: В 2 кн. М., 2004. Кн. 2. Гл. 13, § 1; гл. 14, § 4; гл. 15, § 3.

Дополнительная литература

Алексеев В.В., Алексеева Е.В. Распад ССР в контексте теории модернизации и имперской эволюции // Отечественная история. 2003.
№ 5.

Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю (1985–1991). М., 2002.

Жуков Ю.Н. Тайны Кремля. Сталин, Молотов, Берия, Маленков. М., 2000.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953. М., 2000.

Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Кн. II. От Великой победы до наших дней. М, 2002.

Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945–1991. М., 1998.

Согрин В.В. Политическая история современной России (1985–2001): от Горбачева до Путина. М., 2001.

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005.

Фроянов И.Я. Погружение в бездну. Россия на исходе ХХ века. СПб., 1999.

 

III занятие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.006 с.)