Семинар проводится в форме групповой дискуссии (метод «мозгового штурма»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар проводится в форме групповой дискуссии (метод «мозгового штурма»).



1. Советская модернизация: варианты, методы проведения, результаты, исторические оценки.

2. Политическая система в СССР.

 

Подготовьтесь к обсуждению ключевой проблемы: «Стратегия форсированной модернизации в 1930-е гг. в СССР – это объективная необходимость или политический маневр?»

Для этого обратите внимание на следующие вопросы:

1. Какие основные модели перехода к регулируемой рыночной экономике были использованы в 1930-е годы на Западе?

2. Какие были альтернативные проекты развития СССР в конце 1920-х годов? Почему победил сталинский вариант?

3. Как интерпретируется деятельность И.В. Сталина в теориях исторического процесса?

4. Каковы особенности и итоги советской индустриализации? Коллективизации?

5. Что принято в исторической литературе называть годом «великого перелома»? Какие события вызвали это явление?

6. В чем заключались успехи и трудности индустриализации и коллективизации в СССР?

7. В чем сущность общественной системы, которая сложилась в СССР в 1930-е годы?

9. В чем заключались причины внутрипартийной борьбы в 1920-е годы?

10. Какие причины привели к усилению репрессий в 1930-е годы?

11. В чем суть авторитарной (тоталитарной) системы власти? Назовите ее конкретные проявления в 1920–1930-х годах.

12. Почему в СССР оформилась однопартийная политическая система?

13. Какие механизмы позволяли сталинскому режиму держать советский народ в 1930-е годы в состоянии повышенной мобилизационной готовности?

14. Какова цена создания в СССР индустриального общества?

15. Как рассматриваются итоги построения Советского государства к концу 1930-х годов в теориях исторического процесса?

Основные понятия

ГУЛАГ, диктатура пролетариата, коллективизация, коллективная безопасность, кулак, культ личности, культурная революция, Лига наций, социалистическая индустриализация, социалистическая модернизация, раскулачивание, репрессии, социализм, сталинизм, стахановское движение, тоталитаризм, фашизм.

Самостоятельная работа

 

В тетради для самостоятельной работы выполните следующие задания:

Задание 1

 

Заполните таблицу, в которой обобщите основные события, связанные с деятельностью крупных исторических личностей:

.

Исторический деятель Важнейшие мероприятия в области внутренней и внешней политики Основные результаты деятельности
Вавилов С.И.    
Капица П.Л.    
Киров С.М.    
Куйбышев В.В.    
Луначарский А.В.    
Молотов В.М.    
Орджоникидзе Г.К.    
Сталин И.В.    
Тухачевский М.Н.    
Фрунзе М.В.    
Шолохов М.А.    

Задание 2

Составьте блок-схемупо вопросу: «Формирование тоталитарной политической системы» с помощью прилагаемого ниже ключа. Определите предпосылки и последствия формирования тоталитарной политической системы в СССР.

 

Задание 3

 

Дайте ответы на вопросы, используя текст приведенного документа.

 

Из постановления Политбюро ЦК ВКП(б)

«О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств

в районах сплошной коллективизации»

Совершенно секретно

30 января 1930 г.

Исходя из политики ликвидации кулачества как класса и в связи с этим из необходимости провести наиболее организован­ным путем начавшийся в районах сплошной коллективизации процесс ликвидации кулацких хозяйств и решительно подавить попытки контрреволюционного противодействия кулачества колхозному движению крестьянских масс и признавая срочность этих мероприятий в связи с приближающейся с.-х. кампанией, ЦК постановляет:

...1. Отменить в районах сплошной коллективизации в отно­шении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наемного труда в сельском хо­зяйстве...

2. Конфисковать у кулаков этих районов средства производ­ства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы.

3. Одновременно... принять в отношении кулаков следующие меры:

а) первая категория — контрреволюционный кулацкий ак­тив немедленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих орга­низаций перед применением высшей меры репрессии;

б) вторую категорию должны составить остальные эле­менты кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР и в пределах данного края в отдаленные районы края;

_в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводи­мых им за пределами колхозных хозяйств участках.

 

1. Как Вы считаете, насколько были взаимосвязанными процессы раскулачивания и создание колхозов?

2. Были ли такие меры в отношении кулачества необходимы? Аргументируйте свой ответ.

 

Контрольные вопросы

1. Какие изменения произошли в международной ситуации в 1920-е годы?

2. Какие причины обусловили переход от политики «военного коммунизма» к нэпу?

3. В чем сущность нэпа?

4. Каковы причины кризисов нэпа?

5. Какие этапы можно выделить в создании СССР?

6. Каковы были основы национально-государственного устройства советского государства?

7. Какие были альтернативные проекты развития СССР в конце 1920-х годов? Почему победил сталинский вариант?

 

 

Обязательная литература

Выбор пути. История России 1861–1938: Учеб. пособие / Под ред. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. С. 424–515.

Выбор пути. История России 1939–2000 Учеб. пособие / Под ред. А.Т. Тертышного, В.Д. Камынина и А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2001. С. 43–53.

История России: Учебник / Под общ. ред. Ю.И. Казанцева,
В.Г. Деева. М. – Новосибирск, 2000. С. 386–402.

История России в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д., 1999. С. 389–397, 403–409

История России с древнейших времени до конца ХХ в.: Учеб. пособие. М., 2001. С. 420–460.

Курс отечественной истории IX–XX вв. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе // Под ред. Л.И. Ольштинского. М., 2000. Гл. Х, XI.

Пыхалов И. О масштабах сталинских репрессий // Диалог. 2001. № 10. С. 59–66.

Павлова И.В. Понимание сталинской эпохи и позиция историка // Вопросы истории. 2002. № 10. С. 18–24.

Власть и советское общество в 1917–1930-е годы: новые источники // Отечественная история. 2000. № 1. С. 129–142.

Старков Б.А. Роль органов государственной безопасности во внутрипартийной борьбе 1920–1930-х годов. http: //www.fsb.ru/ history/read/1999/starkov.html

 

Дополнительная литература

Боффа Дж. История Советского Союза. В 2 т. Т. 1. М., 1994.

Безнин М.А., Димони Т.М. Повинности российских колхозников в 1930 – 1960-е гг. // Отечественная история. 2002. № 2.

Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. М., 1992.

Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия. М., 1995.

Дэвис Р.У., Хлевнюк О.В. Отмена карточной системы в СССР. 1934 – 1935 гг. // Отечественная история. 1999. № 5.

Зеленин И.Е. Крестьянство и власть в СССР после революции «сверху» // Вопросы истории. 1996. № 7.

Индустриализация Советского Союза: Новые документы. Новые факты. Новые подходы. Ч. 1. М., 1997.

Кожинов В.В. Россия. Век ХХ-й (1939–1964). М., 1999

Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 1930-е годы // Вопросы истории. 2001. № 10.

Мухин М.Ю. Эволюция системы управления советской оборонной промышленностью в 1921 – 1941 гг. и имена приоритетов «оборонки» // Отечественная история. 2000. № 3.

Романовский Н.В. Люди Сталина: этюд к коллективному портрету // Отечественная история. 2000. № 4.

Рынок и реформы в России: исторические и теоретические предпосылки. М., 1995

Слезин А.А. Воинствующий атеизм в СССР во второй половине 1920 г. // Вопросы истории. 2005. № 9. С. 129–136.

Смирнова Т.М. «Бывшие». Штрихи к социальной политике советской власти // Отечественная история. 2000. № 2.

Соколов А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940 гг. М., 1999.

Хлевнюк О.В. Политбюро: Механизмы политической власти в 1930-е годы. М., 1996.

Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм: социальная история Советской России в 30-е годы: город. М., 2001.

 

 

Тема 10. СССР во II Мировой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.017 с.)