Тема 6. Российская империя на пути 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Российская империя на пути



К индустриальному обществу (XIX в.)

4 часа

I занятие

Занятие проводится в форме исторической олимпиады.

1. Модернизационные процессы в Европе, Азии и России: общее и особенное.

2. Социально-экономические преобразования в России
в XIX в.: а) развитие промышленности; б) этапы решения крестьянского вопроса в XIX в.

3. Реформирование системы государственного управления (Александр I, Николай I, Александр II, Александр III).

4. Итоги социально-экономических и внутриполитических преобразований в России с точки зрения различных исторических теорий.

Основные понятия

 

Вольные хлебопашцы, выкупные платежи, городские думы, городские управы, контрреформа, мировой суд, Негласный комитет, община, обязанные крестьяне, присяжные заседатели, промышленный переворот, реформа, Собственная его Императорского величества канцелярия

Самостоятельная работа

В тетради для самостоятельной работы выполните следующие задания:

Задание 1

Начертите схему «Высшее государственное управление в России в первой половине XIX в.». Охарактеризуйте основные преобразования государственного аппарата в царствование Александра I и Николая I.

 

Задание 2

 

На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные события, связанные с деятельностью крупных исторических личностей данного периода.

 

Исторический деятель Важнейшие мероприятия в области внутренней и внешней политики Основные результаты деятельности
Александр I    
Александр II    
Александр III    
Аракчеев А.А    
Бунге Н.Х.    
Валуев П.А.    
Витте С.Ю    
Вышнеградский И.А.    
Канкрин Е.Ф.    
Карамзин Н.М.    
Киселев П.Д.    
Кочубей В.П.    
Лорис-Меликов М.Т.    
Николай I    
Новосильцев Н.Н.    
Сперанский М.М.    
Уваров С.С.    

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем суть промышленного переворота в России?

2. Почему основной задачей правящей династии становится подготовка реформы по вопросу отмены крепостного права?

3. Назовите даты событий, являющихся вехами в истории решения крестьянского вопроса в России первой половины
XIX в.

4. Как отразились реформы 1860–1870-х годов на сословной структуре российского общества?

5. Реформы 1861–1874 гг. в России были вехой на пути перехода от традиционного общества к индустриальному. Опровергните или докажите правильность этого положения.

6. Охарактеризуйте проект изменения государственного устройства, предложенный М.М. Сперанским.

7. Контрреформы Александра III, их последствия для России.

Обязательная литература

История России для технических вузов: Учеб. пособие / Под ред. Б.В. Личмана. Ростов н/Д., 2004. С. 290–299, 310–323, 328–332, 334–358.

Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. М., 2003.
С. 172–195.

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 83–88, 208–215, 318–328, 440.

История России IX–XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона,
Н.П. Ионичева. М., 2002. С. 230–250, 273–308.

Дополнительная литература

Богатырева О.Н. Губернская администрация и земское самоуправление. Вторая половина XIX – начало XX века // Вопросы истории. 2004. № 8. С. 99–112.

Великая французская революция конца XVIII в. (1789–1794) // Россия и мир. Учебное пособие по истории под ред. проф. А.А. Данилова. М., 1994. С. 250–253.

Власть и реформы: Oт самодержавия к советской России. СПб., 1996. С. 259–340.

Выбор пути. История России 1861–1938 гг. / Под ред. проф. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. С. 9–133.

Корнилов А.А. Курс истории XIX в. М., 1993. С.56–76, 83–91, 133–134, 153–167, 222–230.

Мирзоев Е.Б. «Записка» Н.М. Карамзина и проекты М.М. Сперанского: два взгляда на Российское самодержавие. // Вестник Московского Университета. Сер. 8. История. 2001. № 1.

Мироненко С.В. Николай I. Попытки реформ./ Романовы. Исторические портреты. М. 1997. С. 371–394.

Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в.М, 1989. С. 207–219.

Политическая история. Россия – СССР – Российская Федерация. В 2 т. Т. 1. М., 1996. С. 231–267.

Приходько М.А. Становление министерской системы управления в России.// Вопросы истории. 2004. № 12.

Соловьева A.M. Промышленная революция в России в XIX в. М., 1990. С. 16–37.

Троицкий Н.А. Россия в XIX в.: курс лекций. М., 1999.

Уткин А.И. Николаевская эпоха.// Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000. С. 151–167.

Цимбаев Н.И. «Под бременем познанья и сомненья» (идейные искания 1830-х годов) // Российское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи. Мемуары современников. М., 1989. С. 19–31.

Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М., 1989. С. 60–90.

Шешин А.Б. Революционное и освободительное движение в России (этапы и цели)// Вопросы истории. 1999. № 9. С. 33–46.

 

 

II занятие

Семинар проводится методом «малых групп». Студенческая группа заранее делится на три подгруппы во главе с ведущими. Каждая из подгрупп получает задание подробно ознакомиться с одним из направлений общественно-политической мысли XIX в.

 

1. Консервативное направление: Н.М. Карамзин,
М.П. Погодин, С.С.Уваров, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев.

2. Либеральное направление: декабристы (П.И. Пестель, Н.М. Муравьев), П.Я. Чаадаев, «западники» (Т.Н. Грановский С.М. Соловьев); «славянофилы» (А.С. Хомяков; братья
К.С. и А.С. Аксаковы); «буржуазные либералы» (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин); «легальные марксисты» (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский).

3. Революционное (радикальное) направление: А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский; «народники» (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев); группа «Освобождение труда» (Г.В. Плеханов); В.И. Ульянов-Ленин.

 

На семинарском занятии каждая из подгрупп характеризует свое направление по предложенному плану:

1) зарождение и развитие указанного направления;

2) цели и методы деятельности;

3) взгляды на современную ему политическую систему России;

4) представление об идеальной системе государственного устройства;

5) отношение к крестьянскому вопросу, методы его решения;

6) выводы об эволюции указанного направления общественно-политической мысли на протяжении XIX в.

В процессе обсуждения уточняющие вопросы по содержанию материала задает преподаватель и студенты остальных групп. По итогам семинарского занятия каждый студент получает оценку.

 

Основные понятия

Анархизм, декабризм, западничество, консерватизм, либерализм, марксизм, народничество, радикализм, славянофильство

Контрольные вопросы

 

1. Представители каких направлений общественно-политической мысли XIX в. выступали за сохранение монархии и каких – за ее ликвидацию?

2. Охарактеризуйте основные положения теории «официальной народности». Назовите ее автора.

 

Самостоятельная работа

В тетради для самостоятельной работы выполните следующие задания:

Задание 1

 

Декабристу Пестелю принадлежит высказывание: «Нынешний век ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции. То же самое зрелище представляет и Америка. Дух преобразований заставляет, так сказать, умы клокотать».

Назовите даты упоминаемых П.И. Пестелем событий, которые происходили в Западной Европе и Америке и которые могли повлиять на возникновение и деятельность тайных обществ в России (1816–1825 гг.).

 

Задание 2

 

Народничество базируется на концепции «крестьянского социализма», родоначальниками которой были А.И. Герцен и Н.П.Огарев. Основные положения этой концепции – возможность России через крестьянскую общину сразу, минуя капитализм, перейти к социалистическому обществу. Первая организация народников – «Черный передел» – возникла в 1876 г. Постепенно в народничестве оформились два направления: революционное во главе с П.Л. Лавровым и реформаторское, возглавляемое П.Н. Ткачевым. Народовольцы все силы отдали подготовке и проведению в жизнь покушения на царя. И 1 марта 1880 г. Александр III был убит. Но надежды народников на подъем массовой освободительной борьбы не оправдались. Сразу после убийства царя народниками была выпущена прокламация с призывом к революции, однако и она не имела успеха. Народничество вступило в полосу кризиса, и уже с начала 1880-х годов на смену ему пришел марксизм. Народники же сосредоточили внимание на борьбе с самодержавием на земском поприще.

Найдите ошибки в приведенном историческом тексте.

 

Задание 3

 

Составьте таблицу «Течения общественно-политической мысли в России XIX в.».

 

  Консерватизм Либерализм Радикализм
Историческая самоидентификация России      
Отношение к крепостному праву      
Отношение к самодержавию      
Проекты государственного устройства      
Проекты общественного устройства      
Способ преобразования общества      

Задание 4

 

На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные события, связанные с деятельностью крупных исторических личностей данного периода.

 

Исторический деятель Важнейшие мероприятия в области внутренней и внешней политики Основные результаты деятельности
Бакунин М.А.    
Герцен А.И.    
Грановский Т.Н.    
Кавелин К.Д.    
Катков М.Н.    
Лавров П.Л.    
Леонтьев К.Н.    
Муравьев Н.М.    
Огарев Н.П.    
Пестель П.И.    
Плеханов Г.В.    
Победоносцев К.П.    
Ткачев П.Н.    
Ленин В.И.    
Чаадаев П.Я.    
Чернышевский Н.Г.    
Чичерин Б.Н.    

Обязательная литература

История России IX–XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона,
Н.П. Ионичева. М., 2002. С. 250–273, 312–331.

История России для технических вузов: Учеб. пособие / Под ред. Б.В. Личмана. Ростов н/Д., 2004. С. 299–304, 333.

Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. М., 2003.
С. 195–211.

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 208–215, 318–328, 440.

Дополнительная литература

B поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков. М., 1997. С. 294–298, 307–311.

Карпи Г. Были ли славянофилы либералами. // Вопросы истории. 2002. № 9.

Корнилов А.А. Курс истории XIX в. М., 1993. С. 119–127, 187–193, 213–237.

Олейников Д.И. Классическое российское западничество. М., 1996. С. 7–19, 131–137.

Пахарь Л. Полемика западников и славянофилов в свете русской ментальности. // Диалог. 2001. № 2.

Тарасов Б. Чаадаев. М., 1990. С. 197–200.

Троицкий Н.А. Россия в XIX в.: курс лекций. М., 1999.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.233.223.189 (0.044 с.)