Семинар проводится в форме «круглого стола». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар проводится в форме «круглого стола».



1. Основные тенденции развития стран Западной Европы в XVIII в.

2. Модернизация Петра I, ее последствия с точки зрения современных измерений российского исторического процесса.

 

Студенты делятся на подгруппы: сторонники формационного измерения, либеральной модели исторического развития, модернизационного и цивилизационного подходов. Необходимо осветить следующие вопросы:

1. В чем заключались основные предпосылки модернизации в Западной Европе? Когда она началась? Разные точки зрения в исторической литературе.

2. Назовите качественные изменения, которые произошли вследствие модернизации в Европе во всех сферах жизни. Дайте их характеристику.

3. Какие процессы происходили в это время в странах Востока? Можно ли говорить о модернизации в этих странах?

4. Были ли исторические предпосылки для модернизации в России или Петр начал их по своей воле?

5. Какие мероприятия способствовали созданию отечественной промышленной базы – основы государственного могущества России?

6. Как оценить итоги петровских преобразований в экономике?

7. Что изменилось в политической системе России и как это сказалось на жизни русского общества?

8. Каково воздействие реформ Петра на изменение социального статуса, образа жизни и сознания различных социальных групп?

9. В чем выражался социокультурный раскол российского общества?

10. Назовите особенности российской модернизации.

11. Оцените итоги петровских преобразований с точки зрения современных измерений российского исторического процесса (цели, методы, последствия).

Основные понятия

Империя, подушная подать, традиционализм, социокультурный раскол, регулярное государство, меркантилизм, протекционизм, секуляризация, рекрутские наборы, Сенат, Синод, коллегии.

 

Сообщения

1. Оценки личности и деятельности Петра I в исторической литературе.

2. Европейский и российский абсолютизм: общее и особенное.

3. Внешняя политика России в I четверти XVIII в. Ее оценки в исторической литературе.

Самостоятельная работа

В тетради для самостоятельной работы выполните следующие задания:

 

Задание 1

 

На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные события, связанные с деятельностью крупных исторических личностей данного периода.

 

Исторический деятель Важнейшие мероприятия в области внутренней и внешней политики Основные результаты деятельности
Апраксин Ф.М    
Головин Ф.А.    
Карл XII    
Лефорт Ф.    
Меншиков А.Д.    
Петр I    
Потемкин Г.А.    
Прокопович Ф.    
Толстой П.А.    
Шереметев Б.П.    

Задание 2

Ответьте на приведенные ниже вопросы.

2.1. Е.В. Анисимов, оценивая деятельность Петра, исходил из целесообразности проводимых реформ. По его мнению, «с одной стороны, Петр резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенося Россию сразу через несколько этапов, но, с другой стороны, в основе его преобразований лежало насилие. Автор указывает, что Петр I создал «полицейское», «военно-бюрократическое» «самодержавное» государство, тотально контролирующее все общественные процессы.

Подтвердите или опровергните точку зрения историка конкретными историческими фактами.

2.2. Еще историки начала ХХ в. (в частности, С.Ф. Платонов) считали, что Петр I не был ни реформатором, ни революционером. Некоторые современные историки (А.А. Бушков, А.М. Буровский и др.) утверждают, что предпосылки для реформ Петра I были заложены еще в XVII в.

Опираясь на конкретные исторические факты, подтвердите или опровергните данную точку зрения.

2.3. Я.Е. Водарский, называя Петра I великим государственным деятелем, тем не менее считает, что Петр не вывел Россию на путь ускоренного экономического, политического и социального развития, не заставил ее совершить «прыжок через несколько этапов». Его действия не были исторически оправданными и в максимальной степени соответствующими интересам развития России. Напротив, эти действия в максимально возможной степени затормозили прогрессивное развитие России и создали условия для его торможения еще в течение полутора столетий.

Приведите другие точки зрения на личность Петра и его роль в истории России.

Контрольные вопросы

1.Могла ли Россия обойтись без модернизации российского аграрного общества или она была необходима?

2. На какие теоретические принципы опирался Петр I при реформировании системы управления?

3. В чем состоит связь войны и реформ в эпоху Петра?

4. Каковы основные черты регулярного государства, создаваемого Петром?

5. Подведите итоги преобразований Петра с точки зрения современных измерений российского исторического процесса.

 

Обязательная литература

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России
XVIII в. Опыт целостного анализа. М., 1999. С. 1–25.

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М., 1999.

Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: Сравнительно-историческое исследование. М., 1993. С. 16–32, 33–46.

Сахаров А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные судьбы России // Отечественная история. 2000. № 5. С. 11–13; 15–22.

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 63–72, 201–202, 315– 316, 419, 436–437.

Дополнительная литература

 

Валькович А. Чада мои возлюбленные: петровская гвардия – основа крепости российских войск // Родина. 2000. № 11. С. 10–17.

Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. 1996. № 6. С. 59–77.

Запецкая Н.Д. Национальные интересы и приоритеты внешней политики России в XV–XIX вв.: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2004.
С. 16–19.

Запецкая Н.Д. Россия в войнах XV–XVIII столетий: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2005. С. 31–60.

История Европы.М., 1994. В 5 т. Т. 4.С. 243–261, 349–366.

История России с древнейших времени до 1861 г. / Под ред.
Н.И. Павленко. М., 2000. С. 247–291.

Ключевский В.О. Петр Великий среди своих сотрудников // Исторические портреты. М., 1991.

Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой цивилизации. М., 2001.

Мощелков Е.Н. Преобразовательные процессы в истории России (XVIII – начало ХХ века) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2000. № 4.

Что написано Петром // Власть. 2003. № 25. С. 63–77.

II занятие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.006 с.)