Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие сведения о машиностроительных материалах.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Общие сведения о машиностроительных материалах. Свойств металлов: металлический блеск, электро- и теплопроводность, большой удельный вес, обладают высокой прочностью, ковкостью, упругостью и твердостью. В чистом виде металлы редко применяются в технике. В производстве чаще употребляются сплавы различных металлов (более 5 тысяч). 1)Сталь — сплав Fe 98-99% с C до 1,7 — 2,0%. Механические свойства стали дают возможность ковать, прокатывать, закаливать, сваривать ее и обрабатывать резанием. 2) Чугун — сплав Fe с большим количеством C (3—4%), примеси Si, Mn, P и S. Плавится при более низкой t, чем Fe, и хорошо отливается в формы благодаря текучести. 4) Пластма́ссы - органические материалы (полимеры). малая плотностью, низкая эл-ая и тепловая пров-ть, средняя механическая прочностью. Не чувствительны к влажности, устойчивы к действию сильных кислот и оснований. Энергетический и кинематический расчёты приводов. I. Энергетический расчёт. 1.1)Определяем общий кпд привода: 1.2)Определяем расчетную мощность на валу электродвигателя: кВт 2.3)Определяем частоту вращения последовательно на каждом валу. 2.5)Расчетные мощности на валах кВт, кВт, 2.6)Определяем крутящие моменты на валах Hм Ременная передача. Относится к передачам трением с гибкой связью. «+» -Простота конструкции и малая стоимость. -Плавность и бесшумность работы. -Малая чувствительность к толчкам и вибрации. -Способность воспринимать большие перегрузки(до 300% от номинальной) -Возможн-ть работы с высокими N вращ.
-Межосевое S до 15 м. -Не требует смазки(простой уход). «-» -Непостоянство передат. отношения. -Больш.нагрузки на валы и опоры. -Больш.габаритные размеры. -Невысокая долговечность ремня. -Необх.примен-я устройств для натяжения ремня. -Не примен-ют во взрывоопасн.местах. Классификация: 1.по способу передачи вращения: -м/д || валами,вращающимися в 1 сторону(открытая). - м/д || валами,вращающимися в разные стороны(перекрестная). -м/д перекрещивающимися валами (полуперекрестная). «-» износ. 2.по форме сечения ремня: -плоскоременные. -клиноременные. -поликлиноременные. -круглоременные. -зубчатоременные. ОСН.КИНЕМАТ. ХАР-КИ: Передаточное отношение: Окружные скорости шкивов: ; . - угол обхвата; - угол относит.покоя; -угол упругого скольж-я; . Дуга обода шкива, на кот. ремень соприкас-ся с ведущим шкивом наз. дугой обхвата, а соотв. ей центральный угол – углом обхвата α. Явл-е потери скорости ремня на ведущем шкиве явл. рез-ом упругого скольж-я. Упругое скольж-е ремня и относит. потеря скорости хар-ся коэфф. скольж-я ; à Коэфф. скольж-я зависит от передаваемой нагрузки,то U не строго const. ГЕОМЕТР. ХАР-КИ РЕМ.ПЕРЕДАЧ 1.Диаметры шкивов.(по ГОСТу) Зависят от: типа передачи, передаваемой мощн. и передат. отнош-я. 2.Межосевое S. Ограничивается min и max. Min:ограничивается по усл-ям обеспечения угла обхвата. Max:опред-ся габаритами передачи по усл-ям натяжения ветвей от собств.веса. 3.Расчетная длина ремня. Определяется как Σ длин дуг шкивов на углах обхвата и длин прямолин-ых участков ремня. Расч.длина плоского ремня увел. на 100-300мм для сшивки. У клин. и поликлин.округл. до станд-ого. 4.Угол обхвата на малом шкиве. Плоскорем. Клинорем. Поликлинорем.
СИЛЫ И НАПРЯЖ-Я В РЕМНЯХ Окружная сила на шкивах: Из усл-я равнов-я ремня при передаче Т: . Соотнош-е натяжений ветвей ремня: Нагрузочн. способн-ть рем. передачи возрастает с ↑ . 5.2. , - натяжение ведущей ветви; -натяжение ведомой ветви; -нач.натяжение. Предварит.напряжение: Отнош-е окружного усилия к площади поперечн. сеч-я ремня наз. полезным напряж-ем Напряж-я в ветвях ремня от раб. нагрузки: ;
Напряжение в ремне от действия центробежных сил: Напряж-я изгиба: Max напряж-я в ремне: КРИТЕРИИ РАБОТОСПОСОБН. РЕМ.ПЕРЕДАЧ 1.Тяговая способность передачи. 2.Долговечность ремня. Для зубчаторем.передач: прочность и долговечность. Тяговая способность рем. передачи – способн. передавать заданную нагрузку без частичн. или полного буксования ремня. Коэф.тяги: - полезн.напряж-е,МПа. - начальн.напряж-е,МПа. Эксперим-но для кажд.типа передачи установлен рацион-ый диапазон , при кот. КПД имеет наиб. значение. Допуск-ое полезн. напряж-е соотв. типовой перед-е , Условие работоспособности: -расчетноедопускаемое полезн.напр-е. k – коэф.,учитывающий особенности рассчитываемой передачи. Долговечность ремня – способн. сопротивляться усталостн. разруш-ю. Частота пробегов ремня в секунду,с-1: , - расчетн.длина,м - допуск.частота пробега ремня,с-1 РАСЧЕТ ПЛОСКОРЕМ. ПЕРЕДАЧИ ПО ТЯГОВОЙ СПОСОБНОСТИ Сводится к опред-ю ширины ремня. Площадь поперечн.сечения ремня: При выбранной толщине ремня Н ширина ремня: РАСЧЕТ КЛИНОРЕМ. ПЕРЕДАЧИ ПО ТЯГОВОЙ СПОСОБНОСТИ Сводится к опред-ю кол-ва ремней в связке. Требуемое количество ремней: max 7 - коэфф., учитывающий неравном-ть распред-ия нагрузки м/д ремнями в комплекте 0,85…1. Для 1ого: - мощн. на ведущем шкиве,кВт - мощн.,передав-ая 1им ревнем,кВт. МАТЕРИАЛЫ И КОНСТРУКЦИИ РЕМНЕЙ И ШКИВОВ Мат-ал ремня д. обладать: достаточной прочностью, износостойкостью, эластичностью, долговечностью, хорошо сцепляться со шкивом и иметь низкую стоим-ть. Типы плоских ремней: 1.резинотканевые(состоят из тканевого каркаса нарезной констр-ии с резиновыми прослойками м/д прокладками. Каркас ремней изгот-ют из техн-их тканей с х/б, комбинир-ыми или синтет-ими нитями) 2.кожаные(шкуры крупн. рогатого скота) -х/б(в пищевой промышл-ти) 3.шерстяные(шерстяная ткань,прошитая х/б нитями и пропитанная) 4.синтетические(капроновые нити, пропитанные полиамидным составом) Шкив: -обод; -диск; -ступица. Конструкция: -без диска. -с диском. -со спицами. Материалы шкивов: -чугун(распр) -сталь(быстрох.передачи) -легкие сплавы,пластмасса.(б.п.) -дерево.
Цепная передача. Передача зацеплением и гибкой связью. «+» -Меньшие габар-ые размеры по сравн-ю с рем.передачами. -Постоянство передат.числа. -Высокий КПД. -Небольш.нагрузки на валы и опоры. -Межосевое S до 8м. «-» -Износ шарниров. -Непостоянство скор-ти движ-я цепи. -Необх.точной установки валов. -Необх-ть смазывания и регулировки Типы цепей: 1.Грузовые(используют для закрепления грузов) 2.Тяговые(прим-ют для перемещ-я грузов в машинах непрерывного транспорта (конвейерах, подъемниках, эскалаторах и др.) 3.Приводные(используют для передачи движения) Классификация: 1.по конструкции приводных цепей: -роликовые. -втулочные. -зубчатые. 2.по числу рядов цепей: -однорядные. -многорядные. 3.по усл-ям эксплуатации: -открытые. -закрытые. ГЕОМЕТР.ХАР-КИ ЦЕПИ 1.шаг t – S м/д осями соседн.шарниров. 2. ширина b,мм СИЛОВАЯ ХАР-КА ЦЕПИ 1.разрушающая нагрузка F,кН. КОНСТРУКЦИЯ РОЛИКОВОЙ ЦЕПИ -внутр.пластины. -втулка. -ролик. -наружн.пластины. -ось. ВИДЫ ЦЕПЕЙ 1.Приводные роликовые цепи. Примен-ют при скор-ях до 20 м/с. Износостойкость выше по сравн-ю со втулочными цепями.
2.Приводные втулочные цепи. Более легкие и дешевые по срав-ию с роликовыми, но обладают меньшей прочн. и износостойкостью. Прим-ют в малонагруж. передачах при скоростях менее 10 м/с. 3.Зубчатые приводные цепи. Работают более плавно и бесшумно. Лучше восприн-ют ударную нагрузку. Обладают min шагомà допускают более высокие скорости (до 35 м/с). Но цепи тяжелые, сложны в изгот-ии, дорогие и примен-е их ограничено. МАТЕРИАЛЫ ЦЕПЕЙ Цепи д. б. прочными и износостойкими. Пластины цепей изгот-ют из стали (сталь50; сталь 40х и др.) с закалкой до твердости HRC 40-50. Оси, втулки, ролики выполняют из цементируемых сталей (сталь15; сталь20; сталь15х и др.) с закалкой до твердости HRC 52-65.
ГЕОМ.ХАР-КИ ЦЕПН.ПЕРЕДАЧ. 1.Числа зубьев. Для обеспеч-ия плавности работы, высокой долговечн., бесшумности ограничивают min число зубьев на маленькой звездочке 19, для передач со средн. и высокими скор-ми 13 15, в тихоходн. 23 в передачах с ударн.нагрузками. Max число зубьев на больш.звездочки огранич-ют по соображ-ям износостойк. Для равномерного изнаш-ия цепи рекомендуется применять нечетн. число зубьев на малой звездочке и четн. на большой. 2.Шаг цепи t.(по ГОСТу) Чем меньше шаг, тем меньше динамические нагрузки, выше кач-во работы передачи. С увел. шага стат. прочность и нагрузочная способность цепей возрастают. Шаг цепи огран-ся max допустимым знач-ем ω малой звездочки. 3.Межосевое S. Оптимальное значение: Min знач-е огранич-ся усл-ем обеспеч-я угла обхвата цепьюменьшей звездочки : . Max знач-е огранич-ся во избежание чрезмерного натяжения цепи силой собств. тяжести: . 4.Длина цепи. Число звеньев цепи: 6.2 округлить до четн.числа. Длина цепи: УСИЛИЯ В ЦЕПНОЙ ПЕРЕДАЧЕ 1.Усилия, действ-ие на ведущую и ведомую ветви цепи: ; 2. Окружное усилие: 3. Натяжение от провисания ведомой ветви цепи: q - масса 1ого метра цепи; g – ускор-е свободного падения; а – межосевое расст-е; -коэфф. провисания цепи. 4.Натяж-е от центробежных сил: . Нагрузка на валы: ПРИЧИНЫ ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ ЦЕПНЫХ ПЕРЕДАЧ 1. Износ шарниров àизмен-е шага(для откр.передач). 2. Усталостное разруш-е пластин по проушинам àусталостные трещины(для закр.передач). 3. Усталостное выкраш-е и разруш-е роликов àпеременные контактные напряж-яàтрещины(для закр.передач). 4. Проворачивание валиков и втулок в пластинах в местах запрессовки. 5. Недопуст.провисание ведомой ветви цепи (где не регулир-ся межосевое S и нет натяжных устройств).
6. Износ зубьев звездочек (плохая смазка,грязь).
ОСН.КРИТЕРИИ РАБОТОСПОС-ТИ ЦЕПН.ПЕРЕДАЧ Основной причиной потери работоспособности цепных передач является износ шарниров цепи. 1.Износостойк.шарниров в цепи(осн.) 2.Статич-ая прочность цепи.
РАСЧЕТ НА ИЗНОСОСТОЙК. ШАРНИРОВ ЦЕПИ В ЦЕПН.ПЕР-ЧЕ по допускаемому давлению для шарниров: p – давление в шарнире; -допуск. средн. давл-е в шарнирах, установленное для типовой передачи, работающей в средн. усл-ях экспл-ии; -окружн. усилие; Т –вращ. момент; d –диаметр делит. окружн. звездочки; -площадь проекции опорной пов-ти шарнира; m –число рядов цепи; К –коэфф.экспл-ии, учитывающий конкретные особ-ти рассчитываемой передачи. Эксперим-о установлено,что износост-ть шарниров прямо пропорц-на удельному давл-ю и обратно пропорц-на долговечности.Расчет по данному критерию сводится к опред-ю удельного давл-я в шарнире и сравн-ю его с допуск.значением. При проектном расчете опред-ся шаг цепи и округл-ся до ближайшего станд.знач-я. .
РАСЧЕТ НА СТАТ.ПРОЧНОСТЬ В ЦЕПН.ПЕРЕДАЧЕ n -расчетный коэфф. запаса прочности цепи; -допуск. коэфф. запаса прочности цепи; - разрушающая нагрузка цепи; -усилие натяж-я ведущей ветви цепи.
МАТЕРИАЛЫ ЗУБЧ.КОЛЕС В машиностр-ии: термообраб-ые углерод-ые и легир-ые стали, чугуны, пластмассы. В приборостроении: стали, пластмассы, латунь, алюминиевые сплавы. Выбор материала опред-ся назнач-ем передачи, усл-ми ее работы, габаритами колес, типом производства (единичное, серийное, массовое), технолог-ими соображениями. Iгр. тверд. 350НВ -Средне- и высоколегир-ые стали с нормализацией или улучшением. -Способность к прирабат-ию хорошая. -Прим-ся в единичн. или мелкосерийном произв-ве мало или средне нагруж-ых передач. «-» большое изнашивание. IIгр. тверд.>350НВ -Легир-ые стали с термич. или химикотермич. обработкой. -Способность к прираб-ю плохая. -Прим-ся в крупносерийном или массовом произв-ве быстроходн. или высоконагруж.передач. Чугуны -серые. -модифицированные. -высокопрочные. «+» -Низкая стоим-ть. -Хорошие литейные св-ва. Применяют в тихоходн.передачах. НеМе материалы -текстолит. -древеснослоистые пластики. -капрон. -нейлон. «-» низкая нагрузочная способность. «+» -Сниж-е шума и вибраций. -Самосмаз-ть. -Хим.стойкость. Применяют в слабонагруж-х передачах,к габаритам кот. не предъвляют жестких требований.
ОСН.КИНЕМАТ.ХАР-КИ ЗУБЧ.ПЕРЕДАЧ Передат.отноше-е: Передат.число:
ЦИЛИНД.ПРЯМОЗУБЫЕ ПЕРЕДАЧИ Прим-ют при небольш. окружных скоростях (до 5 м/с), в закр. и откр. передачах. 12 степеней точности. ГЕОМ.ХАР-КИ ЗУБЧ.КОЛЕС: Делит. наз. окружности,по кот. в проц-се изгот-ия зубч. колес производится деление цилиндр-их заготовок на число частей, равное числу зубьев: - длина окр-ти -делит.диаметр. р – окружн.делит. шаг
s- толщина зуба е – ширина впадины m – окружн.делит. модуль - высота головки зуба; - высота ножки зуба; с – радиальный зазор; - диам.вершин зубьев - диам.окружности впадин 7.2. b – ширина зуба(S м/д торцами зубч.венца) - коэф. ширины венца по делит. диаметру. =b/d - коэф.ширины венца по межосевому S. =b/a a – межосевое расст-е СИЛОВЫЕ ХАР-КИ: Силы в зацеплении: - норм. сила, действующая по линии зацепления; - окружн. сила, действующая по касат-ой к окружн-ям; - рад. сила, действующая по радиусу к центру; - угол зацепления,20°
ЦИЛИНД.КОСОЗУБЫЕ ПЕРЕДАЧИ. «+» -Плавность зацепления. -Большая нагрузочная способность. -Коэф.перекрытия выше,чем у прямоз. «-» -Возникают осевые силы,кот. сдвигают колесо и вал с оси. - окружн.шаг зубьев; - окружн.модуль; - норм.шаг зубьев; - норм. модуль; - угол наклона зубьев,8-18°
СИЛЫ В ЗАЦЕПЛЕНИИ: (норм.) (окружная) (рад.) (осевая) ШЕВРОННАЯ ПЕРЕДАЧА Цилиндр-ое зубч. колесо, венец кот. по ширине состоит из участков с правыми и левыми зубьями, наз. шевронным. Часть венца с зубьями одинакового направления наз. полушевроном. «+» -Высокая прочность зубьев. -Высокая плавность зацепления. -Высокая нагрузочн.способность. -Прим-ют в мощных быстроходн. передачах. «-» высокая трудоемкость и себестоим. изготовления. Осевые силы на полушевронах взаимно уравновешиваются внутри колеса и не передаются на валы и подшипники. Геометр-ий и силовой расчеты аналогичны расчетам косозубой передачи. При расчете каждого полушеврона принимают половину мощности, передаваемой передачей. ВИДЫ РАЗРУШЕНИЙ ЗУБЬЕВ 1. Усталостн.выкраш-е раб. пов-ей зубьев от действия переменных контактных напряж-ий(для закр.передач) 2. Поломка зубьев: - усталостный излом от действия переменных контактных напряж-ий изгиба(для откр. и закр.передач) - статический излом в рез-те действия кратковременных незначит-х нагрузок. 3. Абразивное изнаш-е пов-ти зубьев (для откр.). 4. Заедание зубьев. харак-но для тяжелонагруж. и быстрох. передач. ЗУБЧАТЫЕ КОНИЧ. ПЕРЕДАЧИ. Прим-ют для передачи вращения м/д пересекающимися осями. ,Σ-межосевой угол передачи. «+»передача вращающего мом-та под углом. «-» -Большая масса и габариты. -Сложны в изгот-ии и монтаже. -Шум. Классификация: 1.по форме зуба: -прямозубые. -косозубые. -с круговыми зубьями. -шевронные. 2. в зависимости от изменения размеров сечений по длине: -форма I. Пропорц-но понижающиеся зубья. Прим-ют при единичном и мелкосерийном произв-ве прямозубых и косозубых колес, ограниченно для передач с круговыми зубьями при mn 2, zΣ=20…100. -форма II. Понижающиеся зубья. Явл-ся основной для колес с круговыми зубьями. Позволяет 1им инструм-ом обрабатывать обе пов-ти зубьев колеса, прим-ют в массовом произв-ве. -форма III. Равновысокие зубья. Прим-ют для круговых зубьев при при средн. конусных расст-ях 75-750 мм. zΣ 40. ОСН.ГЕОМ.СООТНОШЕНИЯ Произв-ми размерами конич. колеса явл. размеры в норм. сечении к большому торцу, выражаемые через внешн. окружной модуль. - углы делительных конусов. - межосевой угол передачи b - ширина зубч. венца. Ограничена 2мя доп-ми конусами – внутр. и внеш. - внешн. делит. окружной модуль m – средн. окружн. делит. модул - внешн. делит. диаметр - средн. делит. диаметр - внешн. конусное расст-е R – средн. конусное расст-е - внешн. высота головки зуба - внешн. высота ножки зуба - внешн. высота зуба - внешн. диаметр вершин зубьев - внешн. конусное расст-е ортогональной передачи R – средн. конусное расс-е; - угол головки и ножки зуба
КИНЕМАТ. ХАР-КИ КОНИЧ. ПЕРЕДАЧИ Передат.отношение:
; ; УСИЛИЯ В ЗУБЧ. КОНИЧ.ПЕРЕДАЧЕ Окружн. сила на шестерне и колесе: Рад. сила на шестерне численно = осевой силе на колесе: Осевая сила на шестерне численно = рад. силе на колесе:
ОСН.КРИТЕРИИ РАБОТОСПОСОБН. КОНИЧ.ЗУБЧ.ПЕРЕДАЧ 1. Усталостная контактная прочность. . При проектн. расчете опред-ем внешн. делит.диаметр колеса de2. 2. Усталостная изгибная прочность. . При проектном расчете опред-ем средн.модуль зацепления m.
ЧЕРВЯЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ Прим-ют для передачи вращ-ого движ-ия м/д валами, у кот. угол скрещивания осей обычно составляет ϴ=90°. Черв. передача – зубчатовинтовая передача, движение в кот. осущ-ся по принципу винтовой пары. Ведущим явл. червяк.Для облегания тела червяка венец черв. колеса имеет зубья дугообразной формы, что увел. длину контактных линий в зоне зацепл-ия и повышает их прочн. «+» -Больш.передат.числа при сохранении малых габаритных размеров. -Плавность и бесшумность работы. -Повыш-ая кинемат-ая точность. -Возможн.получ-я самотормозящей передачи. «-» -Низкий КПД. -Большое тепловыдел-е. -Повыш-ый износ и склонность к заеданию. -Изгот-е зубьев колес из дорогих антифрикц-ых материалов(бронза). Классификация: 1.по форме внешн.пов-ти червяка: -с цилиндрич.червяком. -с глобоидным червяком. 2.по располож-ю черв.относит-о червячного колеса: -под колесом(нижнее). -над колесом(верхнее). -вертик-о сбоку колеса(боковое). 3.по направл-ю винтовой линии: -с правым червяком. -с левым червяком. 4.по числу заходов червяка: -с однозаходным червяком. -с многозаходным червяком. 5.по форме винтовой пов-ти червяка: -с архимедовым червяком.(ед.произв-во) -с конволютным червяком.(редко) -с эвольвентным червяком.(масс.произв.) ОСН.ГЕОМ.ХАР-КИ В ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧЕ а) червяк. -число заходов червяка z1(выбир-ся в завис-ти от передат.числа). -осевой модуль черв. m(= торцевом модулю черв.колеса). -шаг червяка p= *m (для однозаходных). -ход витка червяка (для многозах.) -коэф.диаметра червяка q(в целях сокращ-я номенклатуры зуборезного инструм-та стандартизованы модули и коэф.диаметра червяка). -делит.диаметр черв. -высота головки витка. -высота ножки витка. -диаметр вершин витков червяка. -диаметр впадин витков червяка. -угол подъема линии витка червяка. -угол профиля витка черв. в осевом направлении. 2 -длина нарезанной части червяка b1. б) червячное колесо. -число зубьев черв.колеса. z2 Для силовых передач 30…90 -делит.диаметр колеса. d2=m*z2 (по средн.сечению) -диаметр вершин зубьев колеса. -диаметр впадин зубьев колеса. -наиб.диаметр колеса. -ширина венца колеса b2. -угол обхвата червяка венцом. -межосевое расст-е.(стандартизовано) ОСН.КИНЕМАТ.ХАР-КИ ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ Передат.число-число зубьев колеса к числу заходов червяка: Окружн.скорость червяка: Окружн.скорость колеса: Скорость скольжения: КПД: , - приведенный угол трения. КПД ↓ с ↑ , т.к. при этом улучшаются усл-я образ-я масляного клина. При ↑ z1 ↑ угол подъема и ↑ КПД.
9.2. СИЛЫ В ЗАЦЕПЛ-ИИ ЧЕРВ.ПЕРЕДАЧ Окружная сила на колесе = осевой силе на червяке: Окружная сила на червяке = осевой силе на колесе: Радиальная сила:
МАТЕРИАЛЫ ЧЕРВ.ПЕРЕДАЧ Т.к высокие скор-ти скольжения и неблагопр-ые усл-я смазки, то мат-лы червячной пары должны обладать низк. коэфф. трения, хорошей износост-ю и пониженной склонностью к заеданию. Червяки: среднеуглеродистые и легированные стали с закалкой. Чем больше нагружена передача,тем больше твердость. Червячные колеса: оловянные и безолов.бронзы. Выбор мат-ла зависит от скор-ти скольж. Ступицы: углеродистые стали(Ст45).
ВИДЫ РАЗРУШ-ИЙ ЧЕРВ.ПЕРЕДАЧ 1. Заедание. Из-за высоких скоростей скольж-я и недостаточной смазки. Виды: -«Намазывание». Происх-ит постеп-ый перенос мат-ла зубьев колеса на витки червяка. Хар-но для червячных колес, изгот-ых из мягкого мат-ла (оловянных бронз). -«Задир». Тяж. форма заедания черв. передач, колеса кот. изгот-ы из тверд. мат-ов (чугун, безоловянные бронзы). Резко повыш-ся коэфф. трения в зацепл-и с послед. быстрым изнаш-ем зубьев. 2. Изнашивание. Происх-ит из-за заедания, а также при абразивном изнашивании или при неточном монтаже передачи. 3. Усталостное выкраш-ие раб.пов-ей. Из-за действия переменных контактных напряж-ий. Трещины à выкрашивание. 4. Поломка зубьев колеса. Из-за напряж-ий изгиба.(редко)
КРИТЕРИИ РАБОТОСПОСОБН. ЧЕРВ. ПЕРЕДАЧ 1.Усталостная контактная прочн.(осн.) . При проектном расчете опред-ем межосевое расст-е . Расчет по 1ому усл-ю косвенно учиты-вает стойкость против заед-ия и изнаш-е передачи. 2.Износостойкость. 3.Стойкость против заедания. 4.Изгибная усталостная прочн.(пров). Он становится осн. при расчете передач с ручным приводом + силовых при числе зубьев колеса > 100. Проверочный расчет червяка на жесткость при изгибе. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ЧЕРВ. ПЕРЕДАЧИ Усл-е теплового баланса: Q1=Q2. Выделяющаяся тепловая мощность: Тепловая мощн.,передаваемая в окруж. среду: Р1-мощн. на червяке; tм – темпер-ра масла; А- площадь пов-ти охлаждения корпуса; kt – коэф.теплопередачи. Температура масла в редукторе: Способы охлажд-я масла: -на валу черв.делают лопасти.Обдув корпуса воздухом. -в масляной ванне проходят трубы с холодной водой. -циркул-ая сист-ма смазки при боковом или верхн.располож-ии черв.
ВАЛЫ И ОСИ Ось – дет. предназначенные для поддержания насаженных на них дет. и направл-я вращ-я. Ось вращающий мом-т не передает. -вращающиеся(колеса вагона) -неподвижные Вал – дет., предназначенная для передачи вращ-их мом-ов и поддержания насаженных на него дет. -коренные(валы машин, кот. кроме дет. передач несут раб. органы машины) -шпиндель(коренной вал станков с вращ-ым движ-ем инстр-та или изд-ия) -трансмисионные(вал, распред-ий мех. Е по отдельным раб. машинам) Классификация: 1.по форме геом.оси: -прямые *гладкие *ступенчатые -коленчатые -гибкие(для передачи небольш. мом-ов под углом)
КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛ-ТЫ ВАЛОВ И ОСЕЙ. 1.посадочная пов-ть – пов-ть, на кот.насаживают ступицы дет.: зубч. колеса,шкивы,звездочки. -цилиндрические. -конические(прим-ся там,где необх. зафиксир-ть в осевом направл-ии; центровка детали) 2.цапфа – опорная часть вала или оси. Концевая цапфа, воспринимающая преимущ-но радиальную нагрузку,наз. шипом: -цилиндрический -конический Промежуточная цапфа,воспринимающая преимущ-но рад.нагрузку,наз. шейка. Концевая цапфа,воспринимающая осевую нагрузку,наз. пятой: - плоская -гребенчатая 3.переходная пов-ть. а)галтель – плавн. переход от 1ого диаметра к др. Уменьш. концентр-ю напряжений. -const R - переменного R -с поднутрением б)канавки – углубл-е определ-ого профиля. Для выхода шлифовального круга. «-» -↑ концентр-ю напряж-ий. -слишком сильное ослабл-е вала. в)буртик - кольцевое утолщ-е вала. Для упора дет. и осевого фиксир-я дет. на валу. Плоск. пов-ти буртика наз. заплечиком.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.122 (0.454 с.) |