Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.



Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и психологических особенностей ребенка, обеспечивающая ему успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению. Психологическая готовность к школе как необходимый и достаточный уровень сформированности у ребенка определенных психологических новообразований: «внутренней позиции школьника», произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу и т.д. Личностная готовность к школе как ведущий компонент в структуре школьной готовности. Многообразие точек зрения на этот аспект развития ребенка (Бабаева Т. И., Божович Л. И., Эльконин Д. Б. и др.).

Характеристика современных проблем и особенностей подготовки ребенка к школе. Формирование фундамента школьной готовности как целенаправленное, организованное на знании закономерностей психического развития и возрастных особенностей ребенка педагогическое руководство деятельностью ребенка (учебной, игровой, трудовой).

 

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях педагогической деятельности. Единица профессиональной деятельности воспитателя – педагогическая задача. Построение педагогической деятельности как взаимодействия, общения воспитателя с детьми, коллегами, родителями. Группы задач, решаемые педагогом в ходе педагогической деятельности: видеть ребенка в педагогическом процессе, проектирование и организация педагогического процесса, создание развивающей среды в группе детского сада, проектирование и осуществление профессионального самообразования.

Своеобразие взаимодействия воспитателя с детьми раннего, дошкольного возраста.

 

 

Практические задачи к педагогической части государственного экзамена по психолого-педагогическим основам дошкольного образования.

1. Представьте сценарий организации детской проектной деятельности по теме «Мой четвероногий друг».

2. Представьте сценарий организации детской проектной деятельности по теме «Как мы следы осени искали».

3. Представьте сценарий организации детской проектной деятельности по теме «Путешествие в мир сказок».

4. Представьте сценарий организации детской проектной деятельности по теме «Украсим наш детский сад к празднику».

5. Представьте проект развивающей среды одной из групп дошкольного образовательного учреждения, направленной на развитие самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей по теме «Книжный гипермаркет».

6. Представьте проект развивающей среды одной из групп дошкольного образовательного учреждения, направленной на развитие самостоятельной деятельности детей по теме «Наш город».

7. Представьте проект развивающей среды одной из групп дошкольного образовательного учреждения, направленной на развитие самостоятельной деятельности детей по теме «Скоро в школу!».

8. Представьте проект развивающей среды одной из групп дошкольного образовательного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей «Маленький исследователь»

9. Представьте сценарий организации тематического дня в детском саду «День космических путешествий».

10. Представьте сценарий организации тематического дня в детском саду «День Земли».

11. Представьте сценарий организации тематического дня в детском саду «День волшебных превращений».

12. Представьте сценарий организации тематического дня в детском саду «Большие и маленькие».

13. Представьте вариант организации педагогической диагностики, направленной на изучение эмоциональной отзывчивости детей.

14. Представьте вариант организации педагогической диагностики, направленной на изучение представлений детей о себе и своей семье.

15. Представьте вариант организации педагогической диагностики, направленной на изучение любознательности и познавательной активности детей.

16. Вам предстоит выявить уровень развития высших психических функций детей 4-5 лет. Составьте программу обследования и опишите методы психодиагностики.

17. Вам предстоит выявить эмоциональное благополучие ребенка 6-ти лет в семье. Опишите методы диагностики.

18. Опишите методы психодиагностики развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

19. Опишите алгоритм и методы диагностики социальных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.

20. Опишите методы коррекции межличностных отношений детей в старшей группе детского сада.

Вариативная часть программы

Вариативная часть программы

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

«Психолого-педагогические основы дошкольного образования»

Профиль 050602

"Детская практическая психология"

Данные задачи (третьи в билете) направлены на выявление уровня сформированности профессиональной компетентности в области профильной подготовки выпускника (в области детской практической психологии). Задачи носят интегративный, практико-ориентированный характер. В ходе экзамена проверяются следующие компоненты, составляющие профессиональную компетентность бакалавра по профилю «Детская практическая психология»:

1. способность самостоятельно строить модель профессиональной деятельности практического психолога, планировать профессиональную деятельность,

2. знание теоретических основ детской практической психологии и умения применять эти знания на практике в будущей профессиональной деятельности детского практического психолога,

3. навыки анализа профессиональной деятельности и умения выбирать меры по ее оптимизации

4. готовность к следующим видам профессиональной деятельности:

 

· конструировать собственную профессиональную деятельность;

· отбирать методы диагностики адекватные проблемам и личностным особенностям ребенка дошкольного возраста;

· строить консультативную работу с педагогами и родителями в зависимости от поступившего запроса на деятельность детского практического психолога;

· осуществлять меры по психологическому просвещению и психопрофилактике

· проектировать (создавать) коррекционные и развивающие программы с детьми, педагогами и родителями;

· осуществлять коррекционную и развивающую работу с учетом специфики проблем ребенка и личностных особенностей;

· взаимодействовать с педагогами и родителями по решению личностных и интеллектуальных проблем детей дошкольного возраста;

· систематически повышать свою профессиональную квалификацию.

 

Образец задания:

Задача:

В период адаптации к условиям детского сада мальчик 5-ти лет стал проявлять агрессию по отношению к сверстникам (со слов воспитателя). Опишите Ваши действия как практического психолога по отношению к ребенку, его родителям, воспитателю.

 

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:

I. Этап. Диагностический.

 

1. Диагностика ребенка с целью выявления причин агрессивного поведения и вида агрессии.

На данном этапе возможно использование следующих диагностических методик:

А) Наблюдение за поведением ребенка в режимных ситуациях и в свободной игровой деятельности.

Б) Проведение проективных тестов:

Ø Тест Розенцвейга «Методика рисуночной фрустрации», с целью выявления типа реакции на ситуацию фрустрации.

Ø Тест Руки «Hand Test», с целью прогнозирования явного агрессивного поведения

Ø «Рисунок человека», «Несуществующее животное», с целью выявления уровня агрессивности.

Ø «Рисунок семьи» с целью выявление особенностей внутрисемейных отношений

 

2. Консультирование родителей с целью выявления особенностей поведения ребенка в домашней обстановке и выявления особенностей детско-родительских отношений.

В процессе консультирования родителей возможно использование таких диагностических методик как:

Ø Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, с целью выявления особенности стиля родительского воспитания

Ø Опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги и В.В. Столина, с целью выявления особенностей детско-родительских отношений.

 

3. Консультирование воспитателей с целью выявления особенностей агрессивного поведения ребенка в группе ДОУ. В процессе консультирования воспитателей возможно использовать анкету Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. «Критерии агрессивности у ребенка», с целью выявления уровня агрессивности у ребенка в группе.

 

4. Постановка психологического диагноза о причинах агрессивного поведения ребенка.

Возможные причины:

А) несформированность навыков общения со сверстниками/ или коммуникативных навыков

Б) агрессивное поведение как вариант проявления свойств личности.

В) агрессивное поведение как неадекватная реакция на адаптацию к условиям ДОУ

Г) нарушение детско-родительских отношений

Д) нарушение взаимоотношений с воспитателем группы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.012 с.)