Выпуск 2011/2012, очная форма обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпуск 2011/2012, очная форма обучения



Выпуск 2011/2012, очная форма обучения

Выпуск 2012/2013, очно-заочная форма обучения

Сензитивные периоды психического развития ребенка раннего и дошкольного возраста, их характеристика.

Понятие сензитивный период в работах Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. Соотношение основных закономерностей психического развития: гетерохронность, неравномерность, сенситивный период развития. Общие характеристики сенситивных периодов психического развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Характеристика сенситивных периодов: развитие речи; развитие чувства порядка, развитие самостоятельности, развитие движений и действий, сенсорного развития, период восприятия мелких предметов, развития социальных навыков (по М.Монтессори). Сенситивные периоды развития способностей.

 

Кризисы в дошкольном возрасте, их содержание и психологические новообразования.

Понятие кризис. Обязательность и относительно константное содержание кризисов в дошкольном возрасте, их симптоматика и психологические новообразования (Э.Эриксон, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). К кризисам психического развития относятся кризис рождения как характеристика переходного состояния от внутриутробного образа жизни к внеутробному. Кризис 1-го года жизни - кризис обретения субъективности в действии. Кризис 3-х лет, демонстрирующий социальную отдельность ребенка от других людей. Кризис 6-7 лет, отражающий процесс формирования личности и стабилизацию личностно-окрашенного поведения ребенка.

Эмоциональное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста.

Возрастные особенности эмоциональной сферы ребенка в раннем детстве: импульсивность и интенсивность эмоциональных реакций, неустойчивость и лабильность в выражении эмоциональных состояний и переживаемых чувств, низкий уровень способностей адекватно воспринимать эмоции других людей и эмоционального самоконтроля. Факторы эмоционального развития ребенка раннего возраста.

Общие характеристики эмоционального развития ребенка дошкольного возраста: дифференциация и обогащение эмоциональных переживаний, увеличение устойчивости и продолжительности эмоций и чувств, развитие способности их осознания и вербализации. Интенсивное развитие социальных эмоций и чувств: эстетических, познавательных, нравственных. Возникновение эмоциональной децентрации, различных форм проявления эмпатии, механизмов эмоциональной регуляции (эмоциональное предвосхищение, произвольность эмоциональных процессов, «эмоциональная коррекция» - внутренняя детерминация поведения социальными мотивами). Факторы эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.

 

Игровая деятельность дошкольника как психолого-педагогический феномен.

Понятие игровой деятельности. Социально-историческая обусловленность игрового феномена в культуре, в развитии цивилизации, развитии ребенка в связи с удлинением периода детства. Теории происхождения игры: теория «избытка сил» (Ф.Шиллер, Г.Спенсер), теория рекапитуляции (Ст.Холл), теория игры (К.Гроос), теория социальной природы игры (Д.Б.Эльконин). Функции игры (социализирующая, педагогическая, коммуникативная, гедонистическая, компенсаторная). Социокультурное значение игры.

Психологическая структура игры. Особенности игровых мотивов, воображаемая игровая ситуация, игровой взаимодействие. Ребенок как субъект игровой деятельности. Роль игры в психическом развитии ребенка. Игра как ведущий вид детской деятельности. Современная детская игровая субкультура.

Виды игр, их классификация. Игра как форма организации жизни детей в педагогическом процессе детского сада. Современные проблемы использования игры в детском саду.

 

Вариативная часть программы

Вариативная часть программы

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

«Психолого-педагогические основы дошкольного образования»

Профиль 050602

"Детская практическая психология"

Данные задачи (третьи в билете) направлены на выявление уровня сформированности профессиональной компетентности в области профильной подготовки выпускника (в области детской практической психологии). Задачи носят интегративный, практико-ориентированный характер. В ходе экзамена проверяются следующие компоненты, составляющие профессиональную компетентность бакалавра по профилю «Детская практическая психология»:

1. способность самостоятельно строить модель профессиональной деятельности практического психолога, планировать профессиональную деятельность,

2. знание теоретических основ детской практической психологии и умения применять эти знания на практике в будущей профессиональной деятельности детского практического психолога,

3. навыки анализа профессиональной деятельности и умения выбирать меры по ее оптимизации

4. готовность к следующим видам профессиональной деятельности:

 

· конструировать собственную профессиональную деятельность;

· отбирать методы диагностики адекватные проблемам и личностным особенностям ребенка дошкольного возраста;

· строить консультативную работу с педагогами и родителями в зависимости от поступившего запроса на деятельность детского практического психолога;

· осуществлять меры по психологическому просвещению и психопрофилактике

· проектировать (создавать) коррекционные и развивающие программы с детьми, педагогами и родителями;

· осуществлять коррекционную и развивающую работу с учетом специфики проблем ребенка и личностных особенностей;

· взаимодействовать с педагогами и родителями по решению личностных и интеллектуальных проблем детей дошкольного возраста;

· систематически повышать свою профессиональную квалификацию.

 

Образец задания:

Задача:

В период адаптации к условиям детского сада мальчик 5-ти лет стал проявлять агрессию по отношению к сверстникам (со слов воспитателя). Опишите Ваши действия как практического психолога по отношению к ребенку, его родителям, воспитателю.

 

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:

I. Этап. Диагностический.

 

1. Диагностика ребенка с целью выявления причин агрессивного поведения и вида агрессии.

На данном этапе возможно использование следующих диагностических методик:

А) Наблюдение за поведением ребенка в режимных ситуациях и в свободной игровой деятельности.

Б) Проведение проективных тестов:

Ø Тест Розенцвейга «Методика рисуночной фрустрации», с целью выявления типа реакции на ситуацию фрустрации.

Ø Тест Руки «Hand Test», с целью прогнозирования явного агрессивного поведения

Ø «Рисунок человека», «Несуществующее животное», с целью выявления уровня агрессивности.

Ø «Рисунок семьи» с целью выявление особенностей внутрисемейных отношений

 

2. Консультирование родителей с целью выявления особенностей поведения ребенка в домашней обстановке и выявления особенностей детско-родительских отношений.

В процессе консультирования родителей возможно использование таких диагностических методик как:

Ø Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, с целью выявления особенности стиля родительского воспитания

Ø Опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги и В.В. Столина, с целью выявления особенностей детско-родительских отношений.

 

3. Консультирование воспитателей с целью выявления особенностей агрессивного поведения ребенка в группе ДОУ. В процессе консультирования воспитателей возможно использовать анкету Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. «Критерии агрессивности у ребенка», с целью выявления уровня агрессивности у ребенка в группе.

 

4. Постановка психологического диагноза о причинах агрессивного поведения ребенка.

Возможные причины:

А) несформированность навыков общения со сверстниками/ или коммуникативных навыков

Б) агрессивное поведение как вариант проявления свойств личности.

В) агрессивное поведение как неадекватная реакция на адаптацию к условиям ДОУ

Г) нарушение детско-родительских отношений

Д) нарушение взаимоотношений с воспитателем группы

III Этап. Контрольный срез.

Проведение повторной диагностики, с целью определения уровня агрессивности ребенка после проведения коррекционной работы.

Повторное использование части методик, проводимых на первом этапе.

Контрольный срез проводиться сразу после проведения коррекционной программы и через 5-6 месяцев. Если у ребенка сохранились положительные изменения в течение полугода, то коррекционная программа была эффективна.

Вариативная часть программы

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

«Психолого-педагогические основы дошкольного образования»

«Методика дошкольного обучения иностранному языку».

Третий вопрос в билете направлен на выявление уровня сформированности профессиональной компетентности в области профильной подготовки выпускника (в области раннего обучения иностранному (английскому) языку). Задание носит интегративный, практико-ориентированный характер. В ходе экзамена проверяются следующие компоненты, составляющие профессиональную компетентность бакалавра по профилю «Методика дошкольного обучения английскому языку»:

1. уровень владения английским языком (профессиональная иноязычная
коммуникативная компетенция),

2. знание теоретических основ методики обучения иностранным языкам и
умение применить эти знания в практике обучения детей дошкольного
возраста английскому языку в будущей профессиональной
деятельности (лингво-методическая компетенция),

3. готовность к следующим видам профессиональной деятельности:

· решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-методической литературы в области образования, в профессиональной области «раннее обучение иностранным языкам»;

· конструировать содержание обучения на разных этапах обучения;

· осуществлять обучение и воспитание с учётом специфики возрастных особенностей обучающихся;

· использовать эффективные средства, методы и приёмы раннего обучения иностранному языку;

· проектировать программы развития и организации педагогического процесса, программы развития субъектов педагогического процесса;

· конструировать собственную профессиональную деятельность;

· взаимодействовать с социокультурной и профессиональной средой;

· систематически повышать свою профессиональную квалификацию.

Образец задания:

(содержание текстов – проблемы преподавания иностранных языков в дошкольных учреждениях)

1. Прочитайте и переведите текст № (1,2……) отрывок из научно-методической статьи.

2. Определите основную педагогическую (методическую) проблему и способы её решения, предлагаемые автором, выразите Ваше мнение по данной проблеме, опираясь на теоретические основы раннего обучения иностранным языкам.

3. Ответьте на вопросы экзаменаторов на английском (или русском) языке.

Вариативная часть программы

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

«Психолого-педагогические основы дошкольного образования»

профиль «Управление дошкольным образованием»

 

1. На основе имеющего содержания, предложите и обоснуйте оптимальный вариант перечня материалов методического кабинета, подготовленных к заседанию педагогического совета.

2.Оцените качество формулировки одной из задач годового плана. Обоснуйте ответ.

3. На основе имеющихся материалов, предложите и обоснуйте оптимальный вариант содержания взаимодействия с семьями воспитанников.

4.Выберите из предложенных вариантов тему педагогического совета, разработайте предварительную работу к его подготовке.

5. На основе имеющихся материалов, предложите и обоснуйте оптимальный вариант плана и содержания консультации для педагогов.

6.Проанализируйте и дополните перечень вопросов для изучения степени информированности родителей об особенностях работы возрастной группы детского сада.

7.Проанализируйте и дополните план тематической проверки. Обоснуйте ответ.

8.Проанализируйте и дополните перечень вопросов для изучения степени удовлетворенности педагогов процессом повышения квалификации в детском саду.

9.Проанализируйте предложенную вам анкету, направленную на изучение степени информированности педагогов о современных технологиях организации педагогического процесса и представьте вариант ее обогащения.

10.Оцените предложенные методы активизации педагогов на семинаре-практикуме и дополните их.

11.Проанализируйте повестку дня педагогического совета и предложите варианты решений.

12. На основе имеющихся материалов, предложите и обоснуйте оптимальный вариант перечня материалов методического кабинета, направленных на успешную адаптацию молодых педагогов детского сада.

13.Проанализируйте план мероприятий для родителей и определите цель его проведения с целью повышения их педагогической компетентности.

14.Проанализируйте план тематической проверки в дошкольном образовательном учреждении и дополните его.

15.Оцените план мероприятий по повышению квалификации педагогов, предложенных в годовом плане, и дополните его.

16.Проанализируйте содержание пояснительной записки основной образовательной программы дошкольного образования и предложите рекомендации по ее совершенствованию.

17. На основе имеющихся материалов, предложите и обоснуйте оптимальный вариант наполнения содержания образовательной области «Социализация» в основной образовательной программе дошкольного образования.

18.Проанализируйте содержание вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования и предложить рекомендации по совершенствованию.

19.Оцените методы мониторинга эмоциональной отзывчивости ребенка, представленные в основной образовательной программе дошкольного образования, и дополните их.

20.Проанализируйте предложенную вам анкету, направленную на изучение степени информированности педагогов о современных технологиях организации педагогического процесса и представьте вариант ее совершенствования.

 

Рекомендуемая литература

Психологический цикл.

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекосознания. – М., 1977.

2. Андреева Т.В. Психология семьи: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2007.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1999.

4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии. – М., 1996.

5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПБ., 2004.

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко: В 2 т. – М., 1986.

7. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. – М., 2004.

8. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нисканен. – М., 2002.

9. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2005.

10. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! – СПб., 2004.

11. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. Уч.пос. – М., 2005.

12. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Психология развития: общие и специальные вопросы. – СПб., 2008.

13. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: Психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб., 2004.

14. Косякова О. О. Психология детей раннего и дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону, 2007.

15. Лейтес Н.С. умственные способности и возраст. – М., 1971.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. – М., 1975.

17. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.

18. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.

19. Практическая Монтессори-педагогика. – М.: ЮНИОН-паблик АЛЬТА-ПРИНТ, 2005.

20. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

21. Проблема индивидуальности в онтопсихологии / Под общ. ред. А.А.Крылова, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 1993.

22. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л.: ЛГУ,1990.

23. Целуйко В. М. Психологические проблемы современной семьи – М.: У-Фактория, 2007.

24. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. Учебное пособие для вузов. 5-е изд. – М.: Академический проект, Константа, 2011.

25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

26. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

 

Педагогический цикл.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М: Академия, 1998.

3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Карапуз, 2002.

4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М.: Мозика-Синтез, 1999.

5. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993.

6. Болотина Л.Р. и др. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект; Культура, 2005.

7. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.

8. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост. Т.А. Данилина. – М.: АРКТИ, 2004.

9. Воз и меленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет/ Автор-составитель: Зубкова Н.М. – СПб.:Речь, 2007.

10. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Под ред. Т.И. Бабаевой – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

11. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

12. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

13. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2001.

14. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004.

15. Игра и дошкольник/ Под ред. Т.И. Бабаевой – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

16. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования». - М.: Владос, 2006.

17. Каменская В.Г. К школьной жизни готов! – СПб., 2004.

18. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Академия, 1998.

19. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

20. Куликовская ИЭ., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

21. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: «ГНОМ и Д», 2000.

22. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников.- СПб: Детство-Пресс, 2008.

23. Михайлова З.А., Носова Е.А., Столяр А.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2008.

24. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / Под ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.

25. Несложные опыты, знакомящие детей с природой // Мир природы и ребе­нок /Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. СПб., 1998.

26. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебн. Пособие для студ.высш.уч. заведений.М., 2005.

27. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.

28. Педагогика детства: Петербургская научная школа. - СПб., 2005. Статьи М.Н.Поляковой по развивающей среде..

29. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2008

30. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993.

31. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве современной России. Монография. Часть 2. – СПб., 2010.

32. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1984.

33. Родничок здоровья. Учебно-методиченское пособие / под ред. В.А.Деркунской. – СПб., 2009.

34. Рубинштейн С.Л. Развитие речи у детей //Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1998. Т.1. С.460-483.

35. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.,2006.

36. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь. 2010.

37. Серебрякова Т.А. Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников // Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М., 2006.

38. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

39. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: РАО, 2001.

40. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной, 1972.

41. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошк. обр. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

 

Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования нового поколения («От рождения до школы», «Детство»).

Нормативно-правовые документы и рекомендации.

1. Национальная доктрина образования в РФ.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ Д.А.Медведевым, 04 февраля 2010).

3. Закон об образовании РФ.

4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (2008).

5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655).

6. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 2151).

7. «Петербургская школа 2020» (Одобрено решением Коллегии Комитета по образованию СПб от 17.11.2010 г.).

8. Проект нового Федерального закона «Об образовании», система дошкольного образования в проекте закона «Об образовании».Тенденции модернизации дошкольного образования.

Выпуск 2011/2012, очная форма обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.114 (0.076 с.)