Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Три этапа развития науки о строительных материалах↑ Стр 1 из 45Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наука о строительных материалах имеет большую историю развития, уходящую в далекую древность. Профессор И.А.Рыбьев1) выделяет три основных, не одинаковых по продолжительности, этапа развития науки о строительных материалах, между которыми нет четких разделительных границ. Главным критерием для их выделения во времени является состояние производства, поскольку его совершенствование во многом определялось потребностями общества в материалах. Первый этап является наиболее длительным по времени. Исходной точкой отсчета начала развития науки о материалах признан момент получения керамики путем осознанного изменения структуры глины при ее обжиге. Это подтверждено результатами археологических раскопок. Вначале свойства изделий улучшали правильным подбором глины, а затем – путем их обжига на открытом огне в специальных примитивных печах. Однако первым этапом в этой технологии были попытки использования глины, как вяжущего воздушного твердения. Это объясняется тем, что глина очень проста в применении, не требует помола, а нуждается лишь в разминании и увлажнении. Для предотвращения усадки и растрескивания глины отощались песком, а для увеличения прочности в глиняное тесто (раствор) добавляли траву, рубленую солому, волос животных (это был первый опыт упрочнения изделий путем армирования). Значительно позднее человечеством были познаны металлы, прочность и жесткость которых были известны уже с VIII тысячелетия до н. э. Вначале была открыта и использовалась холоднокованая самородная медь. Позже она была заменена медью, выплавляемой из руд, которые встречались в недрах Земли чаще и в значительно бόльших объемах. В дальнейшем к меди стали добавлять другие металлы и примерно в III тысячелетии до н. э. научились получать и использовать сплав меди с оловом – бронзу (бронзовый век). К этому же периоду относится время, когда люди научились обрабатывать благородные металлы (серебро, золото). С течением времени объемы использования металлов возрастали и человечество вступило в железный век, поскольку железные руды оказались гораздо доступнее медных. Таким образом, в I тысячелетии до н. э. стало преобладать железо. Сознательное создание новых керамических и металлических изделий было обусловлено возросшей необходимостью в них для развивающегося мореплавания, ирригации, постройки пирамид, храмов, укрепления дорог, создания других крупных сооружений. Крупный вклад в развитие науки о материалах внесли выдающиеся русские ученые М.В.Ломоносов и Д.И.Менделеев. М.В.Ломоносов (1711 – 1765 гг.) заложил основы науки в области химии и физики. Им был открыт закон сохранения материи и движения, разработаны важнейшие положения в области физической химии. Он написал первую книгу на русском языке по металлургии, получил составы цветных стекол и изготовил из них мозаичные панно. Неоценим вклад М.В.Ломоносова в различные отрасли знания и его роль в развитии материаловедения огромна. Д.И.Менделеев (1834 – 1907 гг.) открыл важнейший закон природы – периодический Закон, в соответствии с которым свойства химических элементов находятся «в периодической зависимости от величины их атомных весов». Д.И.Менделеев получил важные результаты по исследованию растворов, опубликовал книгу «Основы химии», в которой описано атомно-молекулярное строение вещества. Ему принадлежит первый труд по основам стекольного производства. В качестве некоторого итога становления и развития науки о строительных материалах в первом этапе (период от глубокой древности до первой половины XIX века) можно отметить сравнительно ограниченное количество разновидностей изучавшихся материалов и данных об их свойствах. Однако, не смотря на слабое развитие точных наук, великие ученые и философы прошлых столетий на основе интуиции, логики, гипотез и теорий сумели дать достаточно полное представление о структуре материалов, установить общие зависимости их свойств (в основном механических) от их состава. Например, Р.Гук еще в 1665 году выявил типичную кристаллическую структуру железа. Второй этап развития науки о строительных материалах начинается со второй половины XIX века и заканчивается в первой половине XX века. Он характеризуется созданием новых материалов и производством их в массовом количестве. Это было вызвано бурным развитием промышленности, строительством многочисленных инженерных сооружений. Кроме этого, развитию науки о материалах способствовали новые открытия в области исследования их составов, структуры и оценки свойств. Ярким примером является открытие в 1912 году явления дифракции рентгеновских лучей, что позволило создать фундаментальный физический метод изучения структуры различных материалов. Достижения в физике, химии, минералогии и других науках явились фундаментом для дальнейшего развития строительного материаловедения. Второй этап развития науки о материалах существенно отличался от первого. Действительно, если на первом этапе устанавливались лишь общие связи между атомно-молекулярным составом веществ и их свойствами, то на втором этапе главным стало всестороннее изучение конкретных материалов, создаваемых для возводимых строительных объектов, и обеспечение их высокого качества. На втором этапе развития строительного материаловедения наблюдается начало четкой дифференциации исследований применительно к запросам отдельных производств материалов. На этом этапе каждая отрасль производства получала от науки максимум информации о необходимом для нее сырье, способах его переработки, объективных методах оценки свойств выпускаемой готовой продукции, ее стандартизации и путях дальнейшего улучшения качества. В России получили развитие науки о Земле: геология и геохимия (академики В.А.Обручев, А.Е.Ферсман, В.И.Вернадский и др.), что способствовало выявлению многих новых месторождений полезных ископаемых. Было установлено, что на долю 9 химических элементов приходится 98 % земной коры, причем половину из этого количества составляет кислород и больше одной четверти – кремний. Было также определено, что большая часть элементов образует в земной коре различные химические соединения – кристаллические и аморфные минералы. Эти данные о минеральном сырье интенсивно использовались для его переработки в заводских условиях с получением минеральных вяжущих веществ, керамики, стекла и других промышленно выпускаемых строительных материалов. Особенно подробно были изучены глины. Труды В.И.Вернадского, Н.А.Земятченского и других исследователей по глинам способствовали созданию промышленно развитой отрасли производства керамики и керамического строительного кирпича. Исследования в этом направлении оказались неоценимым вкладом в создание керамических огнеупоров, что было крайне необходимым для развития металлургии. Следует особо отметить успехи в производстве вяжущих веществ в России в XVIII веке (строительного гипса и гидравлической извести). В начале XIX века Е.Г.Челиевым было открыто новое вяжущее, получившее в дальнейшем название портландцемент. Особенно большой вклад в развитие цементной промышленности в России внес Н.А.Белелюбский и его специализированная лаборатория. Массовый выпуск цементов способствовал производству бетонов и появлению науки о бетонах (бетоноведение). Большой объем исследований в этом направлении выполнили Н.М.Беляев, Б.Г.Скрамтаев, и другие, что позволило создать плотный бетон с расчетом его состава. Одновременно с развитием технологии бетона и бетоноведения формировалась технология изготовления железобетона и наука о железобетоне. Считается, что основателями этой науки являются французские ученые Ламбо и Коанье. Открыл же явление упрочнения бетона с помощью железной арматуры парижский садовник Монье. В 1881 году профессор Н.А.Белелюбский провел успешные испытания различных конструкций из железобетона. Следующим большим шагом в развитии железобетона явилось внедрение в начале ХХ века предварительно напряженной арматуры. Продолжались научные исследования и совершенствовались технологии многих других строительных материалов безобжигового типа (асфальтобетон, полимерные материалы, ситаллы и др.). Науку о строительных материалах на втором этапе можно рассматривать как сложную совокупность знаний о конкретном материале на базе фундаментальных наук – физики и химии. На втором этапе были изданы отдельные монографии, посвященные отдельным материалам, а также учебники по строительным материалам. Так, например, в 1896 году В.В.Эвальдом был написан учебный курс, выдержавший 14 переизданий: «Строительные материалы, их изготовление, свойства и испытания». Далее были подготовлены известные учебники В.А.Кинда и С.Д.Окорокова (1934 г.), Б.Г.Скраматева, Н.А.Попова (1950 г.) и др. Общепризнанно, что учебно-методическая литература в различные периоды сыграла огромную роль в систематизации знаний о научных основах производства различных материалов, а также обучении кадров инженеров-строителей и технологов. Третий этап развития науки о строительных материалах охватывает современный период (начиная с окончания Второй мировой войны) и продолжающийся в ХХI веке. Каковы же его отличия от предыдущих этапов? Во-первых, он характеризуется процессом дальнейшего расширения объема производства традиционных и появления новых материалов. При этом наблюдается возросший уровень теоретических исследований, применительно к конкретному виду материалов. Во-вторых, отмечается интеграция научных знаний о строительных материалах (например, физико-химическая механика дисперсных материалов, «отцом» которой стал академик П.А.Ребиндер). Эти два сложных процесса взаимосвязаны и обогащают друг друга. Они оказывают существенное влияние на эффективное решение проблем повышения качества и снижения стоимости материалов, изделий и конструкций на их основе. Импульсом, стимулирующим указанные процессы, явились последствия Второй мировой войны, потребовавшие огромного объема работ по восстановлению во многих странах мира разрушенных городов, промышленных зданий и транспортных коммуникаций. Строительство интенсивно переводилось на индустриальные способы, благодаря внедрению крупноразмерных изделий и конструкций из сборного железобетона. Это, в свою очередь, потребовало реконструкции и расширения производства цемента и его ассортимента. Было разработано около 30 видов, включающих быстротвердеющие, высокомарочные расширяющиеся и безусадочные. Развитие металлургии способствовало созданию и выпуску в больших объемах шлакопортланцемента. Стала перспективной организация производства шлако-щелочных вяжущих веществ, характеризуемых высокой прочностью. Появились новые виды цементов. Большие успехи были достигнуты в стекольной промышленности: разработаны новые виды – стеклохолст, стеклосетки, стеклопластики, стеклорубероид, ситаллы. Вместо металлической арматуры в бетонах стали использовать стеклополимерные стержни и сетки. На втором этапе началось, а на третьем этапе развития науки о материалах быстро совершенствовалось производство полимеров. В основе достижений в этой области материаловедения лежат открытия выдающихся ученых-химиков. Прежде всего, труды А.М.Бутлерова (середина ХIХ века) в области химических реакций получения органических полимеров, С.В.Лебедева (конец ХIХ – начало ХХ века), исследовавшего процесс полимеризации ненасыщенных соединений и являющегося одним из создателей производства синтетического каучука; Н.Н.Семенова, разработавшего теорию цепных реакций и описавшего закономерности таких реакций при полимеризации. Большие заслуги в развитие новых видов пластмасс принадлежат К.А.Андрианову, А.А.Берлину, В.А.Каргину и другим ученым. В области строительного материаловедения значительный вклад внесли труды И.А.Рыбьева, Н.В.Горелышева (дорожный асфальтобетон), В.И.Соломатова (композиционные материалы), И.Н.Ахвердова (цементобетоны) и многих других ученых. На современном этапе наука о материалах представлена как система обобщенных взглядов и характеризуется коренным пересмотром критериев прогрессивных технологий с выходом их на оптимальные экстремальные значения. При этом четко прослеживается действие законов развития материи в системах «структура – состав – свойства» с научной конкретизацией категории «оптимальная структура» материала. Философская направленность развития строительного материаловедения выражается в том, что в ней действуют две тенденции: 1) идет дальнейшая дифференциация научных знаний о материалах; 2) происходит одновременный синтез научных знаний о них. Обе тенденции «подпитываются» применением новых видов сырья, вяжущих веществ, заполнителей, добавок и технологий, использующих известные физические эффекты (ультразвук, электрогидравлический эффект, трибоактивация и др.). В совокупности обе указанные тенденции обогащают друг друга и вскрывают новые закономерности (например, «закон створа» И.А.Рыбьева) или кардинально улучшают технологию получения традиционных материалов (например, активация компонентов асфальтобетона на основе известных физических эффектов)1). Таковы краткие теоретические и экспериментальные аспекты исторического развития строительного материаловедения, как непрерывного трехэтапного движения. Суть этого динамического процесса состоит в постоянном совершенствовании перехода от старого к новому, от простого к сложному, от низкого к более развитому уровню производительных сил общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.013 с.) |