Производственный рычаг как инструмент поиска оптимального сочетания переменных и постоянных затрат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственный рычаг как инструмент поиска оптимального сочетания переменных и постоянных затрат



Основными элементами себестоимости продукции являются пе­ременные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным в зависимости от технической и технологи­ческой политики, выбранной предприятием. Изме­нение структуры себестоимости может существенно отразиться на величине прибыли.[11]

Инвестирование в основные средства сопровождается увеличе­нием постоянных и уменьшением переменных расходов. Однако эта зависимость носит нелинейный характер, а потому найти опти­мальное сочетание постоянных и переменных расходов сложно. Та­кая взаимосвязь и характеризуется категорией операционного (про­изводственного) рычага.

Выделение в составе затрат на производство и реализацию продукции прямых (переменных) и условно-постоянных расходов имеет важное зна­чение при планировании прибыли, формировании производственной (продуктовой) программы, опреде­лении при ограниченных ресурсов наиболее эффек­тивных путей улучшения финансового результата.

Ведущие специалисты в области планирова­ния на Западе Д. Хан, Д. Гоч и другие рекоменду­ют при составлении продуктовой программы ори­ентироваться на максимизацию суммы покрытия. Сумму покрытия одного вида продукции определяют как «разницу между ценой за единицу продук­ции и переменными издержками единицы продук­ции». Поскольку выручка за вычетом переменных затрат в российской практике имеет название ва­ловой маржи, то максимизация суммы покрытия, а значит, и прибыли заключается в построении мо­дели продуктовых программ с включением в них продуктов, товаров и уcлуг в порядке убывания рен­табельности по валовой марже.[12]

Выделение прямых (переменных) и условно-постоянных расходов позволяет найти методиче­ские подходы для оптимизации финансовых резуль­татов r различных ситуациях внешней и внутренней среды. Особенности этих подходов рассмотрим, ис­пользуя исходные данные таблицы 3.1.

Как видно из данных таблицы 3.1, сумма покрытия, рентабельность по валовой марже имеет наибольшее значение у геофизических услуг – эксплуатация скважин и прочие работы. Поэтому для максимизации прибыли, если внешняя рыночная среда и внутренние условия (возможности перепрофилирования техники, технологии) позволяют, целесообразно наращивать производство этих геофизических услуг и снижать производство других услуг, используя освободившиеся мощности для производства услуг с более высокой суммой покрытия.

 

Таблица 3.1 – Исходные данные для анализа по Арланскому УГР за 2009г.

Показатели Геофизические услуги
Разведка скважин Эксплуатация скважин Капитальный ремонт скважин Прочие работы
1. Выручка от реализации, тыс.руб. 2 292 77 181 218 453 3 680
2. Прямые затраты, тыс.руб. 1 434 34 913 137 123 2 041
3. Условно-постоянные расходы (УПР), тыс.руб.   24 110 29 838  
4. Удельный вес УПР в выручке (стр.3/стр.1х100)        
5. Прибыль (стр.1-стр.2-стр.3)   18 157 51 493  
6. Валовая маржа, тыс.руб. (стр.1-стр.2)   42 268 81 331 1 638
7. Рентабельность по валовой марже, % (стр.6/стр.2х100)        
8. Эффект производственного рычага (стр.3+стр.5)/стр.5 1,95 2,33 1,58 1,89
9. Эффект прямых затрат (стр.2/стр.5) 3,26 1,92 2,66 2,36

Однако на практике предложения геофизических услуг, Арланское управление не выбирает какие геофизические услуги оказывать. Так как наш объем услуг полностью зависит от тех потребностей, необходимых нашим заказчикам – нефтяным компаниям. Если оказываемая управлением услуга, хотя бы на 1% покрывает затраты, то она будет выполнена. В этом случае необходимо искать другие методические подходы для увеличения прибыли.

Прирост прибыли укрупнен может быть за счет двух факторов: снижения издержек и увеличения объема продаж (производства). Если в затратах пред­приятия на производство данной услуги превалируют условно-постоянные расходы, главное внимание следует направить на увеличение объема продаж (производства), расширение рынков сбыта данной услуги. При преобладании в составе затрат прямых расходов при ограниченности ресурсов следует больше обращать внимание на мероприятии по снижению этих расходов[13]. Для обоснова­ния.этого тезиса рассмотрим на основе исходных данных таблицы 1. как изме­нится прибыль по изделиям при увеличении объема продаж на 10 % (таблица 3.2).

 

Таблица 3.2 – Изменение прибыли при увеличении продаж на 10%, тыс.руб.

Показатели Геофизические услуги
Разведка скважин Эксплуатация скважин Капитальный ремонт скважин Прочие работы
1. Выручка от реализации, тыс.руб. 2 521 84 899 240 299 4 048
2. Прямые затраты, тыс.руб. 1 434 34 913 137 123 2 041
3. Условно-постоянные расходы, тыс.руб.   24 110 29 838  
4. Прибыль (стр.1-стр.2-стр.3)   25 875 73 338 1 234
5. Рост прибыли к базису, % 19,54 23,28 15,79 18,93

 

Как видно из приведенных данных, наибольший рост прибыли наблюдается по капитальному ремонту скважин, которые имеет наибольший

удельный вес по прямым расходам в суммарных затратах. Наименьший рост

прибыли по разведке скважин, имеющий наименьший удельный вес

условно-постоянных расходов в общих затратах.

Плановый рост прибыли (ΔП) при увеличении объема продаж (производ­ства) при стабильных прямых затратах на единицу продукции определяется по эффекту производственного рычага (ЭПР)[14]:

 

ΔП = К0 * ЭПР, (3.1)

 

ЭПР = (УПР + Пр) / Пр, (3.2)

 

где К0 – изменение объема продаж, %;

УПР – условно-постоянные расходы;

Пр – прибыль.

В нашем случае прирост прибыли по геофизическим услугам составит (по формуле 1):

Разведка скважин: 1,95 * 10% = 19,54%;

Эксплуатация скважин: 2,33 * 10% = 23,28%;

Кап.ремонт скважин: 1,58% * 10% = 15,79%;

Прочие работы: 1,89% * 10% = 18,93%.

Таким образом, чем выше доля условно-постоянных расходов в выручке, тем больший эффект в плане прироста прибыли дает увеличение объема продаж. По услугам, большую долю в себестоимости производства которых составляют прямые затраты, главное внимание должно быть обращено на снижение этих за­трат[15]. Прирост прибыли за счет изменения прямых затрат при неизменном объ­еме продаж может быть определен с помощью показателя, который по аналогии с ЭПР можно назвать эффект прямых затрат (ЭПЗ):

 

ЭПЗ = Пз / Пр, (3.3)

 

где Пз – прямые затраты.

Плановый прирост прибыли на основе ЭПЗ может быть определен по формуле:

ΔП = Кп * ЭПЗ, (3.4)

 

где Кп – процент изменения прямых (переменных) затрат на единицу (или 1 тыс.руб.) услуг.

Таблица 3.3 – Изменение прибыли при снижении прямых затрат на 10%

Показатели Геофизические услуги
Разведка скважин Эксплуатация скважин Капитальный ремонт скважин Прочие работы
1. Выручка от реализации, тыс.руб. 2 292 77 181 218 453 3 680
2. Прямые затраты, тыс.руб. 1 290 31 422 123 410 1 837
3. Условно-постоянные расходы, тыс.руб.   24 110 29 838  
4. Прибыль (стр.1-стр.2-стр.3)   21 649 65 205 1 070
5. Рост прибыли к базису, % 32,6 19,2 26,6 23,6

 

Проанализируем изменение прибыли в нашем примере при снижении прямых затрат на 10% (таблица 3.3).

Как следует из данных таблицы 3.3 наиболее существенный рост прибыли при снижении прямых затрат на 10%получен по капитальному ремонту скважин с наибольшим удельным весом этих затрат. По разведке скважин со значительным удельным ве­сом условно-постоянных расходов снижение прямых затрат оказало значитель­но меньшее влияние на рост прибыли. Прирост прибыли по услугам по фор­муле 3.4 составит:

Разведка скважин: 3,26 * 10% = 32,6%;

Эксплуатация скважин: 1,92 * 10% = 19,2%;

Кап.ремонт скважин: 2,66 * 10% = 26,6%;

Прочие работы: 2,36 * 10% = 23,6%.

Наибольший эффект, однако, будет получен при использовании обоих

подходов к увеличению прибыли, то есть при наращивании объёмов продаж и снижении прямых затрат. Сделаем расчет возможного прироста прибыли при увеличении объема продаж и снижении прямых затрат на 10% (таблица 3.4).

 

Таблица 3.4 – Изменение прибыли при увеличении объема продаж и снижении прямых затрат на 10%

Показатели Геофизические услуги
Разведка скважин Эксплуатация скважин Капитальный ремонт скважин Прочие работы
1. Выручка от реализации, тыс.руб. 2 521 84 899 240 299 4 048
2. Прямые затраты, тыс.руб. 1 290 31 422 123 410 1 837
3. Условно-постоянные расходы, тыс.руб. (   24 110 29 838  
4. Прибыль (стр.1-стр.2-стр.3)   29 367 87 050 1 438
5. Прирост прибыли к базису, % 84,8 61,7 69,1 66,1

 

Как видно из данных таблицы 3.4, при этом варианте значительно перекрыва­ется прирост прибыли по предыдущим вариантам. При планировании равного прироста продаж и снижения прямых затрат плановый прирост прибыли может быть определен по формуле:

ΔП = К (ЭПР + 2ЭПЗ), (3.5)

 

где К – плановый прирост объема продаж и снижения прямых затрат.

В нашем примере прирост прибыли по видам геофизических услуг составит:

Разведка скважин: 10% (1,95 + 2*3,26) = 84,8%;

Эксплуатация скважин: 10% (2,33 + 2*1,92) = 67,7%;

Кап.ремонт скважин: 10% (1,58 + 2*2,66) = 69,1%;

Прочие работы: 10% (1,89 + 2*2,36) = 66,1%.

В условиях инфляции довольно частой является картина, когда происхо­дит рост объема продаж при одновременном увеличении прямых затрат на еди­ницу услуг (рост расходов на материалы, комплектующие изделия, на заработную плату и т. п.). В таблице 3.5 представлены расчеты измене­ния прибыли при одновременном росте выручки и прямых затрат на единицу продукции на 10 %.

С учетом такого роста прямые затраты корректировались на коэффициент

1,21 (1,1 * 1,1).

 

Таблица 3.5 – Изменение прибыли при увеличении продаж и росте прямых затрат на единицу (1 тыс.руб.) услуг на 10%

Показатели Геофизические услуги
Разведка скважин Эксплуатация скважин Капитальный ремонт скважин Прочие работы
1. Выручка от реализации, тыс.руб. 2 521 84 899 240 299 4 048
2. Прямые затраты, тыс.руб. 1 735 42 245 165 919 2 470
3. Условно-постоянные расходы, тыс.руб.   24 110 29 838  
4. Прибыль (стр.1-стр.2-стр.3)   59 054 208 726 1 540
5. Прирост в % прибыли к базису, %        

 

Как видно в этом случае, по услугам, где доля прямых затрат в выру­чке более 50%, одновременное увеличение в равном размере объема про­даж и прямых затрат на единицу продукции не спасает от снижения прибыли: по разведке скважин она снижается на 16%, по капитальному ремонту скважин - на 13%. При равном со­отношении прямых и условно-постоянных затрат прибыль меняется незначи­тельно. Наконец по услугам, где доля прямых расхо­дов менее 50% (эксплуатация скважин и прочие работы) равное увеличение объемов продаж и прямых затрат на единицу (1 тыс.руб.) продукции приводит к некоторому увеличе­нию прибыли: по эксплуатации скважин - 2%.

В условиях кризиса и спада объемов геофизических услуг весьма важно определить, при каком объеме производства предприятие может полностью лишиться прибыли. Такие расчеты основывают­ся на определении точки безубыточности (порога рентабельности).

Для этого используем данные таблицы 3.6.

Минимальный объем выручки (Vmin), при котором Арланское УГР не будет убыточным, может быть определен по формуле:

 

, (3.6)

 

где d – удельный вес переменных расходов в выручке. В нашем случае d = 0,52 (156971/301606).

По формуле 3.6 определяем:

 

Таблица 3.6 – Выручка о реализации и структура затрат на производство и реализацию услуг по Арланскому УГР за 2009г.

Показатель 2009г.
1. Выручка от реализации 301 606
2. Переменные затраты 156 971
3. Условно-постоянные затраты 73 680
5. Прибыль (стр.1 – стр.2 – стр.3) 70 955

 

В условиях спада выручки предприятие чаще экономит на условно-посто­янных расходах, так как на прямых (переменных) расходах сэкономить значи­тельно сложней. Основные пути экономии условно-посто­янных расходов: сокращение управленческого аппарат, освобождение от личных активов или их консервация, что позволя­ет сэкономить не только на налоге на имущество, но и на отоплении, освеще­нии и т. д. С помощью формулы 3.2 можно определить размер необходимой экономии на условно-посто­янных расходы, чтобы сохранить при спаде производства прежнюю прибыль. Например, по данным таблицы 6 при ЭПР, равным 4, при снижении выручки на 10%прибыль снизится на 20,3% (10% * 2,03), то есть на 20,3 тыс. руб. Для сохранения прежнего размера прибыли на эту сумму надо сократить условно-постоянные расходы.

Таким образом, исходя из складывающихся рыночных условий (возмож­ности наращивания продаж, конкуренции на рынке услуг, роста цен на материалы и расходов на зарплату производственных рабочих) целесообраз­но выбрать при ограниченных ресурсах наиболее эффективный комплекс мер по увеличению или сохранению прибыли предприятия. Так, чем выше доля условно-постоянных расходов в выручке, тем больший эффект в плане прироста прибыли дает увеличение объема продаж. По услугам, большую долю в себестоимости производства которых составляют прямые затраты, главное внимание должно быть обращено на снижение этих за­трат.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.028 с.)