Пути увеличения прибыли от продаж услуг на основе учета и распределения затрат по видам внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути увеличения прибыли от продаж услуг на основе учета и распределения затрат по видам внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессам



Широкое распространение в последние годы получает в целом обоснованное мнение о том, что используемые в отечественной практике методики учета затрат и калькулирование себестоимости продукции в значительной степени устарели и не отвечают потребностям управления современным предприятием. Их основные элементы были сфор­мированы в первой половине XXв., когда первооче­редной задачей было обеспечение максимальной эффективности производства, а соответствующей задачей бухгалтерии считалась надлежащая органи­зация учета основных затрат[16]. Накладным расходам достаточного внимания не уделялось, так как они относились к категории постоянных, т.е. не зависящих от объема производства затрат и поэтому подвергались упрощенному учету. Распределение накладных расходов между видами продукции осу­ществлялось и в большинстве случаев до сих пор осуществляется пропорционально какому-либо одному показателю, зависящему от объемов про­изводства, например, пропорционально заработной плате основных производственных рабочих.

В настоящее время микроэкономическая среда и условия функционирования предприятий сущес­твенно изменились. Усложнение производства и управления, расширение ассортимента предлагаемых услуг, рост затрат на содержание административного аппарата привели к многократ­ному увеличению накладных расходов. Применение традиционных систем учета затрат и калькулирова­ние приводит к существенным искажениям себес­тоимости продукции, значительному ухудшению возможностей контроля и управления затратами и результатами деятельности организаций.

Для повышения качества управления затрата­ми, ценообразованием и бизнес-процессами мно­гие зарубежные предприятия примерно десять лет назад начали внедрять новую систему учета затрат по видам внутрихозяйственной деятельности и биз­нес-процессам ABC (Activity-Based Costing). Посте­пенно интерес к этой системе учета стали проявлять и российские коммерческие организации.

Актуальность и значимость новой методики управленческого учета как для зарубежных, так и для отечественных организаций обусловлена наличием у системы учета ABC ряда преимуществ по сравнению с традиционными методиками учета затрат, среди которых можно выделить:

- улучшение механизмов контроля и управле­ния затратами и результатами деятельности организаций, возможность выявления допол­нительных резервов снижения затрат;

- значительное повышение точности учетной информации о затратах, необходимой для калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) и установления цен;

- возможность группировки и представления ин­формации о затратах в различных аналитических разрезах и, как следствие, повышение полезнос­ти данных управленческого учета о затратах;

- улучшение информационной поддержки процессов принятия разнообразных управлен­ческих решений и, как следствие, улучшение качества управления предприятием.

В системе учета по видам внутрихозяйственной деятельности предполагается, что затраты возника­ют в результате осуществления внутрихозяйствен­ной деятельности и бизнес-процессов и что конеч­ная продукция создает спрос на определенные виды внутрихозяйственной деятельности. В связи с этим формирование информации о затратах при ведении учета по видам внутрихозяйственной деятельности проходит следующие стадии:

- определение величин расхода ресурсов по ор­ганизационным подраз­делениям предприятия (по филиалам, структур­ным подразделениям, отделам, цехам, участ­кам, местам и центрам затрат, центрам ответс­твенности и т.п.);

- на основе величин рас­хода ресурсов рассчи­тываются затраты по каждому виду внутри­хозяйственной деятель­ности и бизнес-процессу, осуществляемому в одном или нескольких подразделениях предприятия;

- исходя из величин затрат по отдельным видам внутрихозяйственной деятельности и объемов потребления данной деятельности определя­ется себестоимость продукции (работ, услуг) и других объектов калькулирование.

Методика учета затрат по видам внутрихо­зяйственной деятельности может применяться на российских предприятиях на последовательной основе. Для этого в систему бухгалтерского учета затрат необходимо ввести дополнительные вспо­могательные объекты учета — ресурсы, центры затрат и виды внутрихозяйственной деятельности, а в рабочем плане счетов бухгалтерского учета для формирования информации о затратах исполь­зовать счета 20—39. Счета управленческого учета 30—38 применяются для учета расхода ресурсов по центрам затрат, а счета 20—29 — для группировки затрат по видам внутрихозяйственной деятельности (см. рис. 3.1). При этом ведение управленческой и финансовой бухгалтерии в рамках единого плана счетов позволяет сократить объем счетной работы, облегчить внедрение автоматизированных систем управления и обеспечить значительное повышение качества информации о затратах предприятия.

Рассмотрим представленную схему учета затрат подробнее.

 

                                       
   
Учет затрат по видам деятельности (счета 20-29)
   
Учет ресурсов по местам затрат (счета 30-38)
 
     
       
 
   
     
Распределение 1 (по видам деятельности)
 
 
 
   
 
   
Дт счета 30-38 Кт
 
Дт счет 26 Кт
 
 

 

 


Рисунок 3.1 – Схема распределения затрат по видам внутрихозяйственной деятельности

 

В целях реализации первой стадии методики на счетах 30—38 организуется учет по местам затрат, под которыми рекомендуется понимать внутренние подразделения или функциональные сферы деятель­ности предприятия, непосредственно связанные с расходами определенного вида и ответственностью за уровень этих расходов. Место затрат может потреб­лять все или любой набор из доступных ему ресурсов (оборудование, материалы, персонал, производствен­ные помещения и т. п.), а также иметь в своем составе нижестоящие места и центры затрат.[17],[18]

Организация учета ресурсов по местам и центрам затрат предполагает открытие счетов управленчес­кого учета в разрезе организационной структуры предприятия. Каждое крупное подразделение или группа подразделений должны иметь свой счет, включающий в себя определенный набор субсчетов по ресурсам, потребляемым данным подразделением, а также субсчета для нижестоящих подчиненных мест и центров затрат, например, отделов, если таковые имеются. В свою очередь к субсчетам нижестоящих мест затрат открываются субсчета соответствующих ресурсов, которыми завершается построение детали­зированной системы счетов управленческого учета.

После обобщения информации о затратах по ресурсам и местам затрат на счетах управленческого учета 30—38 следующим этапом предлагаемой мето­дики является распределение затрат между видами внутрихозяйственной деятельности и определение себестоимости отдельных видов внутрихозяйс­твенной деятельности. Для учета затрат по видам внутрихозяйственной деятельности наиболее ра­циональным будет использование счетов 20—29, 44 типового плана счетов бухгалтерского учета. При этом сохраняется традиционное назначение счетов и применяется прежняя их корреспонденция, однако аналитический учет ведется в разрезе видов внутри­хозяйственной деятельности и бизнес-процессов.

В целях системной реализации механизма рас­пределения затрат, учтенных по местам и центрам формирования, между видами внутрихозяйствен­ной деятельности в рабочий план счетов бухгал­терского учета необходимо ввести отражающий (собирательно-распределительный) счет 39 «Отне­сение затрат на виды деятельности». По этому счету следует открыть субсчета аналитического учета по всем видам внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессам, выделенным на предприятии. По дебету счета 39 в корреспонденции со счетами 30-38 показывается распределение стоимости ресурсов, потребленных в местах и центрах затрат, между видами внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессами. По кредиту счета 39 в коррес­понденции с дебетом счетов 20—29,44 отражаются фактические затраты по осуществляемым видам внутрихозяйственной деятельности. Счет 39 «От­несение затрат на виды деятельности» закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет.

 

Таблица 3.7 – Управленческий отчет о прибыли от продаж при применении системы учета затрат по видам внутрихозяйственной деятельности в Арланском УГР за 2009г., тыс.руб.

Показатели Геофизические услуги
Разведка скважин Эксплуатация скважин Капитальный ремонт скважин Прочие работы
1. Количество реализованных услуг     3 912  
2. Цена одной услуги 2 298      
3. Выручка от реализации 2 292 77 181 218 453 3 680
4. Переменные затраты   24 110 29 838  
5. Постоянные затраты, всего 1 615 33 660 131 121 2 031
в т.ч.        
Затраты на оплату труда   18 990 63 750  
Материальные затраты   9 279 25 094  
Амортизация   2 822 9 817  
Прочие затраты   2 569 32 460  
6. Полная себестоимость реализованных услуг 2 034 57 771 160 959 2 804
7. Прибыль   19 410 57 494  
8. Рентабельность, %        
Справочно: отклонение в прибыли по сравнениию с таблицей 2.6 -181 1 253 6 001  

Рассмотрим возможности практического применения представленной схемы учета затрат на исследуемом предприятии (таблица 3.7).

Из таблицы 3.7 следует, что высокий процент рентабель­ности продаж по капитальному ремонту скважин свидетельствует о наличии резерва по снижению продажной цены. Сокра­щение уровня маржинального дохода может быть полностью компенсировано увеличением объемов продаж услуг по сниженным ценам. С другой стороны, становится ясным, почему конкуренты разведку скважин предлагают по более высоким це­нам. Поэтому необходимо увеличить цену по разведке скважин и стремиться договариваться с клиентами об увеличении объема этих услуг в одном заказе. Возможны и другие варианты реорганизации бизнес-процессов.

Таким образом, проведенные расчеты показывают, что при применении традиционной системы распределения косвенных затрат особенности потребления внут­рихозяйственной деятельности не учитываются, а данные о себестоимости и прибыли усредняются, что приводит к их искажению и затруднению при­нятия обоснованных управленческих решений по продукции. При применении системы учета затрат ABC выявляются различия в объемах отдельных видов внутрихозяйственной деятельности при изго­товлении и продаже разных видов продукции (работ, услуг). В результате создается возможность учесть эти различия при установлении цен и организации внутрихозяйственной деятельности и бизнес-про­цессов.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы.

1. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Прибыль можно разделить по характеру использования, по периодичности получения, по порядку и источникам формирования. На прибыль влияют как внутренние, так и внешние факторы. Относительным показателем прибыли является рентабельность. Анализ прибыли представляет собой иссле­дование механизма формирования конечного финансово-хозяйственного результата во всем многообразии причинно-следственных связей. Информационной базой для анализа является форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Прибыль формируется под воздействием са­мых различных факторов, которые имеют разно­направленное влияние, увеличивая или уменьшая ее объем.

2. Фактор затрат не только немаловажен, но и во многом является определяющим в стратегии предприятия, его гибкости в условиях рыночной экономики. Грамотная политика в отношении затрат, их верная калькуляция, своевременная отчетность и правильное распределение средств как по временным периодам, так и по сферам деятельности может реально изменить картину производственной сферы к лучшему.

Затраты представляют собой использованные ресурсы и израсходованные денежные средства на товары и услуги, которые имеют отношение к производству конечного продукта. Они отражаются дебетовыми оборотами 20,23,26 активных счетов. Существует классификации затрат по экономическим элементам, по отношению к объему производства, по способу отражения в бухгалтерском учете, по способу отнесения на себестоимость, по статьям калькуляции себестоимости. В дальнейшей работе при анализе прибыли будем оперировать такими затратами, как прямые и косвенные, постоянные и переменные. Будем использовать наиболее крупные статьи себестоимости – затраты на оплату труда и ЕСН, материальные затраты, амортизационные отчисления, услуги сторонних организаций, прочие затраты.

Управление затратами представляет один из основных факторов, влияющих на образование прибыли, повышение рентабельности и формирование цен. Распределяя затраты по различным группам товаров, можно уменьшать или, наоборот, увеличивать издержки в зависимости от потребности предприятия. Управление затратами предполагает управление затратами в целом и отдельными их видами, как основными, вспомогательными, так и второстепенными. Составной частью управления затратами является их оптимизация. Оптимизация затрат предприятия, прежде всего, связана с их снижением. Эта задача подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по месту возникновения и виду затрат, а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости. Для осуществления этой задачи необходимо провести анализ влияния затрат на финансовые результаты предприятия и определить пути оптимизации.

3. Проведя исследования факторов формирования показателей прибыли Арланского УГР можно заметить что основной фактор который может объяснить всю отрицательную динамику в 2009г. – это сохранение высокого уровня себестоимости при падении объемов производства, уменьшении рентабельности геофизических услуг и относительном увеличении издержек производства и обращения.

Согласно анализу влияния затрат на финансовые результаты деятельности управления при различных видах геофизических услуг, было определено, что снижающаяся доля трудовых и прочих затрат и возрастающая доля амортиза­ции и материальных затрат в выручке от реализации говорит о повышении производительности труда в результате внедрения новых технических средств. Снижение объема реализации услуги капитальный ремонт скважин, которое занимает основную позицию в общей реализации услуг (57% и 72%) привело к заметному падению прибыли на 22912 тыс.руб. в 2009г..

4. Результатом вычислений корреляционно-регрессионного анализа стало построение регрессионной модели зависимости между размером затрат на оплату труда (Х1), прочих затрат (Х2) и прибылью предприятия (Y). Регрессионная зависимость имеет вид: y=0,981х1+3,277х2-59048,811. Расчет характеристик регрессионного уравнения позволяет сделать следующие выводы. Значение индекса корреляции 0,806 свидетельствует о наличии прямой, достаточно сильной связи между результирующим и факторными признаками, т.е. связи между прибылью и затратами на оплату труда и прочими затратами. Коэффициент детерминации R2=0,650 свидетельствует о том, что 65% вариации зависимой переменной учтено в модели и обусловлено влиянием включенных факторов. Расчетное значение F-критерия Фишера F=30,708 позволяет принять гипотезу об адекватности уравнения регрессии с доверительной вероятностью 0,95.

Согласно проведенному анализу, прогнозные значения размеров прибыли предприятия на следующие три периода IV квартал 2010г., I и II квартала 2011г., рассчитанные по полученной модели составляют, соответственно, 36 683, 40 343, 44 003 тыс.руб. (итого 121029).

5. Исходя из складывающихся рыночных условий (возмож­ности наращивания продаж, конкуренции на рынке услуг, роста цен на материалы и расходов на зарплату производственных рабочих) целесообраз­но выбрать при ограниченных ресурсах наиболее эффективный комплекс мер по увеличению или сохранению прибыли предприятия. Так, чем выше доля условно-постоянных расходов в выручке, тем больший эффект в плане прироста прибыли дает увеличение объема продаж. По услугам, большую долю в себестоимости производства которых составляют прямые затраты, главное внимание должно быть обращено на снижение этих за­трат.

Проведенные расчеты показывают, что при применении традиционной системы распределения косвенных затрат особенности потребления внут­рихозяйственной деятельности не учитываются, а данные о себестоимости и прибыли усредняются, что приводит к их искажению и затруднению при­нятия обоснованных управленческих решений по продукции. При применении системы учета затрат ABC выявляются различия в объемах отдельных видов внутрихозяйственной деятельности при изго­товлении и продаже разных видов продукции (работ, услуг). В результате создается возможность учесть эти

различия при установлении цен и организации внутрихозяйственной

деятельности и бизнес-про­цессов.

И в заключении добавим, что в условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.41.148 (0.02 с.)