Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Суть и виды научно-технической информации.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Умственный труд в любой его форме всегда связан с поиском информации. Тот факт, что этот поиск становится сейчас все сложнее и сложнее, в доказательствах не нуждается. Усложняется сама система поиска, постепенно она превращается в специальную отрасль знаний. Знания и навыки в этой области становятся все более обязательными для любого специалиста. Понятие подготовленности в этом отношении складывается из следующих основных элементов: · четкого представления об общей системе информационных ресурсов и тех возможностях, которые дает использование информационных источников своей области; · знания всех возможных источников информации по своей специальности; · умения выбрать наиболее рациональную схему поиска в соответствии с его задачами и условиями; · наличия навыков в использовании вспомогательных библиографических и информационных материалов. Характерной чертой развития современной науки является бурный поток новых научных данных, получаемых в результате исследований. Ежегодно в мире издается более 500 тысяч книг по различным вопросам. Еще больше издается журналов. Но, несмотря на это, огромное количество научной информации остается неопубликованной. Информация имеет свойство "стареть". Это объясняется появлением новой печатной и неопубликованной информации или снижением потребности в данной информации. По зарубежным данным интенсивность падения ценности информации ("старения") ориентировочно составляет 10% в день для газет, 10% в месяц для журналов и 10% в год для книг. Таким образом, отыскать новое, передовое, научное в решении данной темы - сложная задача не только для одного научного работника, но и для большого коллектива. Недостаточное использование мировой информации приводит к дублированию исследований. Количество повторно получаемых данных достигает в различных областях научно- технического творчества 60 и даже 80%. А это потери, которые в США, например, оцениваются многими миллиардами долларов ежегодно. Что же следует понимать под термином «информация»? Приведем несколько определений информации: · сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми; · уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений; · сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических[77], семантических[78] и прагматических[79] характеристик; · передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы). Научная информация – это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике. Из определения вытекает, что научной можно считать только ту информацию, которая удовлетворяет нескольким серьезным требованиям: · Во-первых, научная информация получается человеком в процессе познания, и, следовательно, неразрывно связана с его практической, производственной деятельностью, поскольку последняя является основой познания. · Во-вторых, научная информация – это логическая информация, которая образуется путем обработки информации, поставляемой человеку органами чувств, при помощи абстрактно-логического мышления. Например, совокупность данных о температуре в различных точках нашей страны, не будет еще научной информацией. Информация будет научной в том случае, когда между данными будет установлена связь. · При этом надо учитывать и третье условие отнесения той или иной информации к научной. Она должна адекватно отображать объективный мир. Однако выполнения этих условий не достаточно. Чтобы информация считалась научной, она должна удовлетворять еще одному, четвертому условию: она должна непременно использоваться в общественно-исторической практике. Именно поэтому к научной информации не могут быть отнесены научно-фантастические литературные произведения. Не может считаться научной адекватная и логически обработанная информация, полученная кем-то в результате многолетних наблюдений за погодой только с той целью, чтобы выбрать себе наиболее подходящее время для отпуска. Этот пример показывает, что не всякое использование информации делает ее научной. Под «источником научной информации» понимается документ, содержащий какое-то сообщение, а отнюдь не библиотека или информационный орган, откуда он получен. Это часто путают. Другими словами, структурной единицей, характеризующей информационные ресурсы и информационные продукты с количественной стороны, является научный документ, под которым понимается материальный объект, содержащий научно- техническую информацию и предназначенный для ее хранения и использования. В зависимости от способа представления информации различают документы: · текстовые (книги, журналы, отчеты и др.), · графические (чертежи, схемы, диаграммы), · аудиовизуальные (звукозаписи, кино- и видеофильмы), · машиночитаемые (например, образующие базу данных, на микрофотоносителях) и др. Документальные источники содержат в себе основной объем сведений, используемых в научной, преподавательской и практической деятельности, и поэтому речь идет именно о них. К документам относят различного рода издания, являющиеся основным источником научной информации. Издание – это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения. Документы создают огромные информационные потоки, темпы которых ежегодно возрастают. Все документальные источники научной информации делятся на первичные и вторичные. Первичные документы содержат исходную информацию, непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т.д.), а вторичные документы являются результатом аналитической и логической переработки первичных документов (справочные, информационные, библиографические и другие тому подобные издания). Рассмотрим, в первую очередь, те издания, из которых может быть почерпнута необходимая для научно-исследовательской работы информация. Это научные, учебные, справочные и информационные издания. Под научным изданием понимают издание, содержащее результаты теоретических и/или экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Научные издания можно разделить на следующие виды: монография, автореферат, диссертации, препринт, сборник научных трудов, материалы научной конференции, тезисы докладов научной конференции, научно-популярное издание. Учебное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения. К учебным изданиям относятся: учебник, учебное пособие, учебное наглядное пособие, учебно-методическое пособие, хрестоматия и т.д. Справочным называют издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения. Информационное издание - издание, содержащее систематизированные сведения об опубликованных, непубликуемых или неопубликованных документах или результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках. Информационные издания выпускаются организациями, осуществляющими научно- информационную деятельность. Информационные издания могут быть библиографическими, реферативными, обзорными. Библиографическое издание - библиографическое пособие, выпущенное в виде отдельного документа. По многим экономическим наукам публикуются тематические библиографические справочники. Реферативное издание – это информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей, включающих рефераты. К ним относятся реферативные журналы, реферативные сборники, информационные листки и экспресс-информация. Обзорное издание – это информационное издание, содержащее публикацию одного или нескольких обзоров, включающих результаты анализа и обобщения представленных в источниках сведений. Издания могут быть непериодическими, периодическими и продолжающимися. Непериодические изда ния – это издания, выходящие однократно и не имеющие продолжения. К ним относятся: книги, брошюры, листовки и т.д. Книга - книжное издание объемом свыше 48 страниц. Брошюра - книжное издание объемом более 4-х, но не более 48 страниц. Листовка - в издательском деле - листовое издание объемом до четырех страниц. Периодическое издание - сериальное издание, выходящее, через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков) и не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными или датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие. К периодическим печатным изданиям относят газеты, журналы, альманах, бюллетени, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Альманах - сборник, содержащий литературно-художественные и/или научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку. Бюллетень - периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации. Обычно периодические бюллетени имеют постоянную рубрикацию. Примерами таких изданий могут служить: биржевой бюллетень (в котором публикуются курсы ценных бумаг, биржевые цены товаров, сведения о заключенных сделках), бюллетень курсов иностранной валюты, бюллетень по вопросам исследований в области бухгалтерского учета и т.д. Традиционным средством передачи и сохранения информации является приведение в порядок документальных фондов. Наиболее распространенной является Универсальная десятичная классификация (УДК), которая используется более чем в 500 странах мира и юридически является собственностью Международной федерации по документации (МФД), которая отвечает за разработку таблиц УДК, их состояние и издание. УДК – это международная универсальная система, которая позволяет детально представить содержание документальных фондов и обеспечить оперативный поиск информации, имеет возможность своего развития и самосовершенствования. Она состоит из основной и вспомогательной таблиц. Основная таблица содержит понятия и соответствующие им индексы, с помощью которых систематизируют знания человечества. Каждый следующий шаг на пути прогресса достигается труднее, поскольку не только значительно возрастает объем информации, но и проходит ее старения. Поэтому для ускорения и эффективного отбора нужной информации в Украине создана общегосударственная служба научно-технической информации (НТИ). Эта служба включает в себя отраслевые информационные центры, отделы НИИ, конструкторские бюро. Сбор, хранение и предоставление информации осуществляют справочно-информационные фонды (СИФ). В Украине есть отраслевые, республиканские и местные (в НИИ, ВУЗах, ОКБ) СИФ. В этих организациях установлен определенный порядок хранения информации.
Рекомендации по работе с научной и технической литературой. В научно-исследовательской работе особое место занимает поиск и анализ научной информации. Этап сбора и отбора информации для проведения научных исследований является одним из ключевых. Организация его предполагает: · определение круга вопросов, которые будут изучаться; · хронологические рамки поиска необходимой литературы; · уточнение возможности использования литературы зарубежных авторов; · уточнение источников информации (книги, статьи, патентная литература[80], стандарты и тому подобное); · определение степени отбора литературы – всю по данному вопросу, или только отдельные материалы; · участие в работе тематических семинаров и конференций; · личные контакты со специалистами по данной проблеме; · изучение архивных документов, научно-технических отчетов; · поиск информации в Интернете. При поиске информации следует придерживаться определенных принципов ее формирования, а именно: · актуальность информации должна реально отражать состояние объекта исследования в каждый момент времени; · достоверность - это доказательство того, что названный результат есть истинным, правдивым; · информация должна точно воспроизводить объективное состояние и развитие объекта; · информационное единство, т. е. представление информации в такой системе показателей, при которой исключалась бы вероятность противоречий в выводах и несогласованность первичных и полученных данных; · релевантность данных, то есть получение информации по запросу пользователя, включая работу с данными, которые не относятся к исследованию. Информационный поиск – это совокупность операций, направленных на поиск документов, которые нужны для разработки темы проблемы. Поиск может быть: ручной, который осуществляется по библиографическим карточкам, картотекам, каталогам, а также механический и автоматизированный. Определение состояния изученности темы целесообразно начать со знакомства с информационными изданиями, которые содержат оперативные систематизированные сведения о документах, существенные стороны их содержания. Информационные издания (в отличие от библиографических) включают не только сведения об опубликованных работах, но и идеи, факты, которые в них содержатся. Кроме оперативности, их характеризует новизна представленной информации, полнота охваченных источников и наличие справочного аппарата, что облегчает поиск и систематизацию литературы. Информационные издания охватывают все отрасли народного хозяйства, их выпускают институты, службы НТИ, центры информации, библиотеки. К основным институтам и организациям в Украине, которые осуществляют централизованный сбор и обработку информации основных элементов опубликованных документов, являются: · Книжная палата Украины, · Украинский институт научно-технической и экономической информации (Український інститут науково-технічної і економічної інформації, УкрІНТЕІ), · Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского и другие библиотечно-информационные учреждения общегосударственного и регионального уровней. Изучение источников информации начинается с подбора и составления списка (картотеки) Интернет - источников, учебников, учебных пособий, монографий, журнальных и газетных статей. Необходимо просмотреть в библиотеках систематические, алфавитные и предметные каталоги, каталоги авторефератов диссертаций, журнальных и газетных статей. В алфавитном каталоге названия книг (карточки) расположены в алфавитном порядке, который определяется по первому слову библиографического описания издания (фамилии автора или названию издания, автор которого не указан). В систематическом каталоге карточки расположены по отдельным отраслям знаний в порядке, определяемом библиографической классификацией. Разновидностью такого каталога является каталог новых поступлений, в котором содержатся названия книг, поступивших в библиотеку в течение последних месяцев. В предметном каталоге названия книг размещены по определенным предметам (темам) исследования, отраженным в рубриках. Сами рубрики и названия книг в этом каталоге следуют друг за другом в алфавитном порядке. Для подбора литературы полезно воспользоваться библиографическими и реферативными изданиями. Можно просмотреть постраничные ссылки на использованную литературу в монографиях, учебных пособиях и журнальных статьях. Нельзя упускать из вида сборники научных трудов вузов и научно-исследовательских учреждений, тезисы и материалы научно-практических конференций. Ценную информацию, особенно при изучении спорных вопросов темы, можно получить из рецензий на работы ученых и преподавателей. Наконец, некоторые учебники, учебные пособия, учебные программы, планы семинаров и практических занятий по дисциплине, к которой имеет отношение выбранная тема исследования, содержат списки основной и дополнительной литературы. Научный работник, прорабатывающий тему, накапливает большое количество различной информации. Так, библиография кандидатской диссертации насчитывает обычно около 150 наименований. Это значит, что проработать необходимо в 2-3 раза больше источников. Работу с литературой рекомендуется проводить поэтапно: · общее ознакомление с материалом в целом по его содержанию; · быстрый просмотр всего содержания; · проработка в порядке последовательности размещения материала; · выборочное чтение любой части монографии, пособия, диссертации, статьи; · выписка материала, относящегося к теме и являющегося интересным; · критическая оценка записанного, его редактирование, чистовая запись как фрагмент текста будущей работы. При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, содержащаяся в ней, а лишь та, которая имеет непосредственное отношение к теме. Критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в работе. Для эффективного анализа этой информации необходимо знать методы ее учета, проработки и анализа. Учет проработанной информации сводится к составлению библиографии. Библиография – это перечень различных информационных документов с указанием следующих данных: фамилия и инициалы автора, наименование источника, место издания, издательство, год издания, объем в страницах. Библиографическое описание нужно приводить в соответствии с действующими стандартами по библиографическому и издательскому делу. Этого требует ДСТУ ГОСТ 7.1:2006 «Система стандартів з інформації, бібліотечної та видавничої справи. Бібліографічний запис. Бібліографічний опис. Загальні вимоги та правила складання».. Проще всего заполнять так, как записано в самом издании, если оно не очень старое. Библиографический перечень удобнее всего составлять на отдельных карточках. Это облегчит работу в дальнейшем, когда надо будет располагать источники либо в алфавитном порядке, либо в порядке упоминания в работе. Проработка информации сводится к ее изучению и запоминанию. Изучение научной литературы позволяет: · выявить достижения науки, ее достоинства и недостатки; · определить основные тенденции во взглядах специалистов на проблему, учитывая то, что уже достигнуто в науке; · определить актуальность и уровень изученности проблемы; · помогает выбрать направление, аспекты исследования; · обеспечивает достоверность выводов и результатов ученого, связь его концепции с общим развитием науки. Первым условием эффективной проработки документа является установка, т.е. цель чтения, направленность. Изучение научно-технической информации требует творческого подхода, для чего необходимо вдохновение. Но даже если его нет нужно усилием воли заставить себя работать творчески. Иногда с первого раза кажется, что все непонятно, что данная информация слишком сложна. В этом случае нужно заставить себя читать еще и еще. Иногда полезно на время оставить этот документ и заняться другим и вернуться через неделю-две. Внимание и сосредоточенность во многом определяют качество проработки информации. В процессе чтения действуют различные раздражители – музыка, шум, разговоры, собственные мысли и др. Они независимо от человека действуют на центральную нервную систему, ухудшают условия мышления, вызывают утомление. Поэтому, чтобы повысить работоспособность умственного труда, различные помехи следует устранять. Нельзя вдаваться в крайности. Как показывают психологические опыты, работа в полной изоляции от внешней среды также не оптимальна. В качестве помехи в таких случаях выступают собственные мысли, отвлечения. Здесь каждый должен найти свой оптимум. Самостоятельность труда. Каждая страница должна быть неторопливо проанализирована, обдумана и сопоставлена с намеченной целью. Настойчивость и систематичность. Часто, особенно при чтении сложного нового текста четко осмыслить его с первого раза невозможно. Приходится читать и перечитывать, добиваясь полного понимания материала. Систематическое, усидчивое чтение по плану, с обдумыванием и анализом прочитанного намного производительнее бессистемного. Производительность проработки информации существенно зависит от умственной работоспособности. Последняя зависит от умения правильно распределить свою работу во времени, умело использовать перерывы. После 1-2 часов работы нужно делать перерывы на 5-7 минут, физические упражнения, обтирания тела и лица теплой водой или усиленное глубокое дыхание. Прорабатывая текст, необходимо добиваться, чтобы все было понятно. В отдельных случаях нужно не только понять, но и запомнить текст на тот или другой период. Каждый научный работник должен владеть искусством запоминания. Существуют различные способы запоминания. 1. Механический – основан на многократном повторении и заучивании прочитанного («зазубривание»). В этом случае отсутствует логическая связь между отдельными элементами. Этот способ наименее эффективен, он применим в ограниченных случаях: даты, формулы, иностранные слова и др. Доказано, что тренировка памяти многочисленными повторениями малоэффективна. 2. Смысловой способ запоминания основан на запоминании логических связей между отдельными элементами. При чтении необходимо понять не отдельные элементы, а весь текст в целом, его смысл, направленность, значение. Часто достаточно прочесть текст один раз, чтобы его запомнить. Текст хранится в памяти определенное время. Со временем он начинает забываться. Сначала процесс забывания протекает наиболее быстро, со временем темп замедляется. Так, в среднем через один день теряется около 20-25% заученного, через 5 дней – около 35%, через 10 дней – 40%. 3. Повторение – один из эффективных способов запоминания. Повторение бывает пассивным (перечитывание несколько раз) и активным (перечитывание с пересказом). Второй способ сочетает заучивание с самоконтролем, поэтому, он более эффективен. Учитывая характер забывания, материал лучше всего повторить в день чтения или же на следующий день, а затем повторять только периодически и лишь то, что представляет наибольший интерес. Небольшой по объему текст лучше повторить полностью. Большие тексты вначале осваивают в целом, затем повторяют особо трудные фрагменты. Неотъемлемым требованием проработки научно-технической информации является запись прочитанного. Она позволяет лучше его понять, удлинить процесс восприятия информации, лучше запомнить, восстановить в памяти забытое, развить мышление, проанализировать текст, отобрать наиболее важные фрагменты для разрабатываемой темы. Однако запись требует дополнительного времени, которого часто не хватает. Поэтому делать ее нужно правильно. Очень коротко – теряете информацию. Излишне подробно – свидетельство неумения понять и отразить главное. Прорабатывая научно-техническую информацию, применяют выписки, аннотации, конспекты. Выписка – краткое (или полное) содержание отдельных разделов, глав, страниц информации. Ценность выписок очень высока. Они могут заменить сплошное конспектирование текста, их краткость позволяет в малом объеме накопить большую информацию. Аннотация – это краткая характеристика текста с точки зрения содержания, назначения, формы и др. Аннотации составляют на данный документ информации в целом. Аннотации удобно накапливать на отдельных карточках по разным вопросам прорабатываемой темы. Аннотации позволяют быстро восстановить в памяти текст. Конспект – это подробное изложение содержания информации. Главное в составлении конспекта – это уметь выделить рациональное зерно применительно к разрабатываемой теме. Конспект должен быть содержательным, полным и по возможности кратким. Полнота здесь означает не объем, а все то, что является главным в данной информации. Правило: чтобы конспект был кратким, его нужно составлять своими словами, что требует осмысливания, анализа прочитанного. Рекомендуется применять сокращенные слова, но так, чтобы не потерять смысл. В сокращенном тексте следует сохранить все знаки препинания. Полезно каждому научному работнику иметь свой словарь сокращенных слов. Конспект должен быть правильно оформлен. Каждое произведение желательно конспектировать в отдельной тетради. Запись вести только с одной стороны листа с полями около ¼ ширины листа. Текст нужно разбивать на абзацы и иерархические пункты, например, 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, …, 1.2.1, 1.2.2 и т.д. Для выделения главных мыслей нужно применять подчеркивание сплошной, волнистой, пунктирной и т.п. линиями. Иногда конспект нужно пополнять новыми материалами, своими мыслями, анализом и т.д. По тексту ставят номера, которыми отмечают соответствующие дополнения на полях или обратной стороне листа. Существуют два способа составления конспектов. Первый – подобранная информация по теме прорабатывается последовательно. Вначале составляют конспект на каждую информацию, а затем все объединяют в одно обзорное произведение. Этот способ наиболее распространен, но он не достаточно эффективен, т.к. требует большой затраты времени. Второй способ, выборочный, заключается в следующем. Подобранную информацию располагают в ряд по степени полноты, актуальности, новизны. Вначале изучают самую полную современную информацию высокого научного уровня. С помощью оглавления составляют полный план темы. Далее приступают к беглой проработке менее важной, второстепенной, информации, дополняя ею план основного первоисточника. В случае повторения второстепенную информацию опускают. Второй способ сокращает время на подготовку обобщенного конспекта. Особенно внимательно нужно пользоваться цитатами, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника. При цитировании следует придерживаться таких правил: · цитаты должны быть точными; · нельзя искажать основное содержание взглядов автора; · использование цитат должно быть оптимальным, то есть определяться потребностью научной темы; · следует точно указать источник цитирования; · цитаты должны вписываться в контекст темы исследования. Изучение и анализ литературы требует определенной культуры исследователя. Все фамилии авторов, которые придерживаются единой точки зрения по тому или иному вопросу, необходимо указать в алфавитном порядке. Алфавитный порядок подчеркивает одинаковое отношение исследователя к научным концепциям ученых. На завершающем этапе работы с литературой целесообразно сделать сравнительный анализ полученной информации. Это позволит оценить актуальность, новизну и перспективность информации. По данным критического анализа следует сделать выводы. Их обобщение позволит методологически правильно поставить и сформулировать тему исследования, наметить цели и конкретные задачи.
Вопросы по теме 10: 1. Что такое «информация»? Чем отличается научная информация? 2. Что понимается под «источником научной информации»? 3. Какие документы различают по способу представления информации? 4. В чем состоит отличие вторичных документов от первичных? 5. Какие виды изданий Вы знаете? Приведите примеры. 6. Что такое УДК? Для чего она создана? 7. Как организовать этап собора и отбора научной информации? 8. Каких принципов следует придерживаться при поиске информации? 9. Назовите основные институты и организации в Украине, осуществляющие централизованный сбор и обработку информации. 10. Охарактеризуйте различные виды библиотечных каталогов. 11. Какие этапы работы с литературой Вы знаете? 12. Что такое библиография? Как она составляется? 13. Какие Вы знаете способы запоминания информации? 14. Как прорабатывают научно-техническую информацию? 15. Назовите способы составления конспектов. 16. Каких правил следует придерживаться при цитировании? Вместо заключения: В жизни почти всегда бывает так, что человек, владеющий разными инструментами (по своей профессии) и применяющий их в зависимости от характера выполняемой работы, добивается лучших результатов, чем человек, владеющий лишь универсальным приемом. В одних случаях можно выполнить вычисления устно, в других – необходим лист бумаги для расчетов, в-третьих – расчет на компьютере, в-четвертых – привлечение специальной программы оптимизационных расчетов. Нужно знать и уметь пользоваться универсальными и частными приемами, которые ведут к цели быстрее и легче. Афоризмы классиков математического моделирования: Математика имеет хороший инструмент. Экономика обладает хорошим материалом. Экономико-математические методы – это совмещение хорошего инструмента с хорошим исходным материалом. Генрих Герц В мире не происходит ничего, в чем не был бы виден смысл какого-нибудь максимума или минимума. Леонард Эйлер Любая модель принесет мало пользы при отсутствии необходимой информации. Х. Таха Исследование операций как средство решения задач организационного управления можно рассматривать и как науку, и как искусство. Х. Таха Математика подобна мясорубке, она может переработать любое мясо, но для того, чтобы получить хорошие котлеты, нужно и хорошее мясо. Томас Генри Гексли Самый большой и наименее рациональный риск из всех возможных – риск ничегонеделания. П.Ф. Друкер Гений мыслит и создает. Человек обыкновенный приводит в исполнение. Дурак пользуется и не благодарит. К. Прутков Нужно иметь храбрость, поверить в свои убеждения, иначе самое интересное, что могло прийти вам в голову, заберут другие. Норберт Винер [1] Валидный - соответствующий требованиям, допустимый, приемлемый, правильный. [2] Пётр Леонидович Капица (1894-1984) - советский физик. Основатель Института физических проблем, директором которого оставался вплоть до последних дней жизни. Один из основателей Московского физико-технического института. Первый заведующий кафедрой физики низких температур физического факультета МГУ. Лауреат Нобелевской премии по физике (1978). [3] Сократ (470/469 г. до н. э. - 399 г. до н. э.) - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. [4] Платон (428 до н. э. - 348 до н. э.) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью. [5] Аристотель (384 до н. э. - 322 до н. э.) - древнегреческий философ. Воспитатель А. Македонского. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. [6] Новое время (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем (с середины XVII века до Первой мировой войны – 1914 года). [7] Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) - английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма. Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. [8] Гносеология - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, теория познания как таковая. [9] Томас Гоббс (1588 - 1679) - английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история. [10] Джон Локк (1632 - 1704) - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. [11] Рене Декарт (1596 - 1650) - французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики. [12] Технология (от греч, techne — искусство и logos — слово, учение) - совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов производства. [13] Ноосфера - сфера деятельности человеческого разума; все созданное разумом человека (в отличие от природного и первозданного). [14] Синергетика - междисциплинарное научное направление, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах на основе присущих им принципов самоорганизации. [15] Теория бифуркаций динамических систем — это теория, которая изучает изменения качественной картины разбиения фазового пространства, в зависимости от изменения параметра (или нескольких параметров). [16] Семиотика - наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (языки), природе или самом человеке (зрительное и слуховое восприятие). [17] Лингвистика (языкознание) – комплексная наука о человеческом языке как средстве общения (общих законах его строения и функционирования) и обо всех языках мира. [18] Андроник Родосский (ок. 60 г. до н. э.) — древнегреческий философ из Родоса. Издание Аристотеля под редакцией Андроника стало основой для всех последующих переизданий, и, вероятно, благодаря ему были сохранены для потомков многие труды Аристотеля. [19] Гераклит Эфесский (544 -483 гг. до н. э.) — древнегреческий философ. Основатель первой исторической или пер
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.017 с.) |