Структурно-динамическая организация индивидуального опыта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурно-динамическая организация индивидуального опыта



Далее обсуждение будет проводиться последовательно по каждому показателю, одновременно при сравнении данных о детях и взрослых.

Как видно из табл. 6-1, 6-2, уровень понимания дескрипторов оказался выше у взрослых (Р<0,01 по критерию V Вилкоксона). В этом нет ничего неожиданного, т.к. дети раннего подросткового возраста еще не владеют в достаточной мере психологическими средствами обобщения, как и правилами высказывания дефиниций. Нужно добавить, что и для многих взрослых ответ на вопрос "Как Вы понимаете данное качество?" был достаточно труден.

Показатель асимметрии понимания дескрипторов между позитивным и негативным полюсами свидетельствует о том, что в статистиках накапливается и обобщается информация из повседневности неравномерно относительно положительных и отрицательных качеств личности.

Из табл. 6-1 и 6-2 видно, что более значительную асимметрию между полюсами показывают дети. Можно было бы предположить, что асимметрия между противоположными дескрипторами шкалы связана с недостаточным пониманием детьми некоторых понятий, что затем нивелируется с возрастом. Детальный сравнительный анализ понимания дескрипторов детьми и взрослыми говорит о том, что такой вывод был бы неточным. Действительно, личностный опыт детей в сравнении с опытом взрослых еще недостаточен для глубокого понимания того или иного дескриптора. Однако действительная причина большей асимметрии в детстве видится в другом.

На смену асимметричным шкалам в детстве приходят иные асимметричные шкалы взрослых, (Например, положительная асимметрия для шкалы "честный - нечестный" в детстве, говорящая о преобладании "честных" ситуаций в опыте ребенка, сменяется на отрицательную асимметрию, у значительной взрослых.) Другими словами, "детская асимметрия" сменяется "взрослой асимметрией". Такое возможно, если исходить из изначальной двойственности субъективных шкал.

Результаты эксперимента показывают, что действительным источником асимметрии является наличие относительно независимых статистик в индивидуальном опыте личности для разных полюсов шкалы.

Данный факт имеет важное значение для понимания природы личностного опыта. Наличие двух независимых статистик на одной шкале лежит в основании универсальной способности индивида производить одновременно две противоположные по смыслу оценки одного и того же объекта, которые представляются противоречивыми внешнему наблюдателю, но совместимы в его опыте.

Посмотрим, как это выглядит на практике. Допустим, испытуемый дает оценку другому (или самому себе) по шкалам "общительный - замкнутый", "добрый - злой" и т.п. Всегда находится достаточно аргументов для поддержки дескриптора "общительный". Наоборот, противоположные аргументы позволяют произвести оценку по дескриптору "замкнутый". Кстати сказать, такая совместимость противоположных статистик издавна широко эксплуатируется как средство манипулирования индивидуальным и массовым сознанием;

Достаточно провести контент-анализ текстов гороскопов, гаданий, угадываний по имени (фотографиям, рукам), многих предвыборных речей. Лучший позитивный пример - знаменитый психоделический катехизис Дейла Карнеги.

В общепсихологическом плане есть основания предполагать, что двойственность субъективных оценок лежит в основе общих адаптационных возможностей

индивида.Последнее предполагает, что статистики и соответствующие им шкалы не действуют изолированно. Механизм их кооперирования можно выявить при анализе следующего параметра.

Показатель переноса смыслов от одних шкал к другим оказался большим в детском возрасте. Феномен переноса фактически отражает так называемое "склеивание" шкал [26], которое является генетически и функционально необходимым в процессе формирования статистик и является условием для дальнейшей дифференциации шкал, оппозиций, полюсов, дескрипторов.

Феномен склеивания проявился для немногим более половины всех дескрипторов (53,38). При этом объяснение значений одного дескриптора через значение другого часто не было обратимым (Например, дескриптор "непривлекательный" получал у детей объяснение с помощью дескрипторов "злой", "глупый". Наоборот, при определении понятий "злой" и "глупый" дескриптор "непривлекательный" не использовался и т.п.) Такая необратимость заставляет говорить, что речь идет не "склеивании", а о своеобразном "приклеивании" одного дескриптора к другому.

Детальный анализ ответов испытуемых показывает, что сама возможность склеивания находится в зависимости от уровня понимания дескриптора. Дескрипторы, шкалы и стоящие за ними личностные характеристики склеиваются на том уровне сформированности личностного опыта, когда степень понимания дескриптора является "промежуточной". Перенос практически не наблюдается в случае, если понимание дескриптора ещё аморфное ("низкий" уровень понимания, характерный прежде всего детям) либо уже - дифференциированное ("высокий" уровень понимания, характерный для взрослых).

По показателю семантической поддержки - числу семантических единиц, описывающих данное понятие, значимых различий между детьми и взрослыми не обнаружено. Важно лишь отметить использование удачных по лингвистическому содержанию тезаурусов. В частности, для детей характерным было включение в описание различных литературных и киногероев, персонажей из сказок и мультфильмов.

Полученные данные говорят о том, что то или иное значение точки уровня адаптации и для детей, и для взрослых не связано с уровнем понимания дескриптора. Точно так же показатели самооценки не связаны непосредственно ни с феноменом переноса, ни с семантической поддержкой. Можно утверждать, что мнение о себе и оценка испытуемым себя не определены только лишь "статистикой" встреч индивида с "сильными-слабыми", "добрыми - злыми" и т.п. персонажами. Существуют какие-то иные постоянные факторы, формирующие самооценку индивида в процессе его жизнедеятельности.

Из табл. 6-1 и 6-2 видно, что у детей и взрослых существует универсальный сдвиг показателей самооценки в позитивную сторону, негативный сдвиг вообще отсутствует. Такие ответы закономерны, так как всякая самооценка затрагивает мотивационную сторону личности, которая защищает и поддерживает необходимый уровень самоуважения.

Подробный анализ ответов по отдельным шкалам позволил выявить ряд из них, где испытуемые обеих групп дали наиболее высокие положительные результаты: "умный - глупый", "общительный - необщительный", "отзывчивый - замкнутый", "справедливый - несправедливый". Одновременно низкие именно для этих шкал значения дисперсии позволяют говорить о наличии самооценочных стереотипов, уже с раннего возраста влияющих на характер субъективных статистик, а в более широком смысле влияющих на формирование личностного опыта детей и взрослых. Устойчиво высокое, "единогласное" оценивание себя по качествам - умный, открытый, справедливый, наверняка, не является универсальным, инвариантным. В иных социумах их ранги могут меняться. Вместе с тем их "социабельность" подтверждается как раз тем, что такие качества регулярно воспроизводятся по результатам наших и других опросов последних лет, где желательность данных качеств приписывается и себе и другим.

Представленная здесь и проанализированная таксономия субъективного шкалирования фактически является отражением своеобразной микроструктуры психологического пространства личностного опыта.

Трудность в изучении статистик состоит в том, что по своей природе они являются реальными носителями всего протяженного во времени личностного опыта, а любой эксперимент способен охватить лишь часть опыта. Однако и в этой части выявилась довольно обширная и разнообразная номенклатура (таксономия) факторов и средств, которыми обладает субъект личностного опыта.

Выяснилось, что индивид является носителем ничем, кроме самого опыта, не ограниченного разнообразия шкал. Важнейшей их характеристикой является двух-полюсность, где сами полюса способны развиваться не только в единстве, но и самостоятельно, отражая бимодальную структуру субъективных шкал.

Симметрия и асимметрия в понимании смысла дескрипторов на полюсах является закономерной, а сами шкалы подвержены трансформациям в процессе онтогенеза. На определенном уровне понимания себя и других, по мере накопления личностных знаний происходит взаимная поддержка шкал, реализуемая в форме их временного склеивания.

Таким образом, на микроструктурном уровне психологической единицей личностного опыта является субъективная статистика, представляющая собой квази-стабильную совокупность следов событий, основу формирования субъективной шкалы.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.005 с.)