Интерпретация себя как стоимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация себя как стоимости



Ядром личностного интерпретационного комплекса является накопленная индивидом совокупность оценок самого себя.

В арсенале психодиагностики накоплено впечатляющее количество средств и приемов измерения личности методом самооценки [56, 267]. Это не случайно, потому что и для самого индивида вопросы оценки себя, как и вообще жизненная установка "познай самого себя", сопровождают и влекут его на протяжении всей жизни. Поэтому легко предположить, что и диапазон интерпретаций себя должен быть самым внушительным по сравнению с иными, рассмотренными выше. Феноменально самоинтерпретация наиболее доступна индивиду, но от этого она не становится простой.

Основное отличие самооценочного интерпретационного комплекса от других его видов состоит в его проблемном характере. Для индивида оценочное отношение к себе всегда остается субъективно незавершенным, открытым.

В данном случае психодиагностика попадает в специфическую ситуацию, которую можно назвать ситуацией "парадокса вероятности ответов". С одной стороны, организовать и провести процедуру измерения самооценки всегда достаточно легко, т.к. каждый испытуемый в принципе обладает способностью дать ответ на любой мыслимый перечень стандартных и экзотических, удачных и плохих вопросов из области самооценки. С другой стороны, не существует ни одной личностной характеристики, которую испытуемый мог бы приписать себе строго со стопроцентной субъективной уверенностью. В отличие от интерпретаций внешних событий и других людей, оценка самого себя всегда выступает для индивида как вероятностное решение, как проблема. Итак: "могу ответить на любой вопрос, но ни на один - абсолютно уверенно".

Если обратиться к испытуемому с предложением "Охарактеризуйте себя...", перед ним возникает ряд типичных проблем, часть которых испытуемый может сформулировать, другая часть остается плохо осознаваемой.

Прежде всего, перед испытуемым возникает вопрос о выборе уровня интерпретации - мировоззренческого (субъективная гносеология), собственно личностного (субъективная аксиология), жизнеописательного (субъективная онтология). Независимо от того, какому будет отдано предпочтение или как они будут нерефлексивно перемешаны, каждый из этих уровней внутри распадается на отдельные качества, аналогом которых являются субъективные шкалы. Каждая шкала, по Келле имеет двухполюсную конструкцию, что для испытуемого выступает как наличие двух противоположных и самостоятельных по содержанию, мнений о себе. Бивалентность интерпретаций плохо осознается испытуемым или не осознается вовсе, но одновременно реально существует; при этом каждая из противоположных интерпретаций в нужном месте и в нужное время выполняет роль регулятора поведения индивида.

При анализе структуры личностного опыта речь с самого начала идет о выявлении некоторых феноменальных характеристик, которые даны субъекту самоинтерпретации в наиболее привычной и понятной для него форме. Индивид скорее всего напряженно не размышляет о своей роли и своем месте в истории и обществе в целом. (На всякий случай, еще раз подчеркнем, что речь идет не о примитивном, а о "повседневном человеке", который обладает некоторыми гомогенными, присущими

всем, качествами опыта.) Гораздо ближе индивиду представление о себе как о субъекте, лучше сказать, распорядителе, хозяине собственной истории. Если добавить параметр взаимодействия с ближайшим социумом, то мы обнаруживаем искомую интегральную характеристику, суверенность которой он тщательно оберегает, а именно - самоуважение личности. Данный психический интеграл не воспринимается индивидом как некоторая количественная мера ценностного отношения к себе. Зато индивиду понятны его образующие.

Прежде всего, сюда входят некоторый набор отобранных для себя в ходе жизни высоко ценимых им личностных характеристик (Я - честный, умный, общительный, немногословный, сильный, слабый и т.п.). Далее, наиболее понятными для человека, как то, "за что я себя уважаю", являются его возможности и достижения: в нематериальной сфере - знания, умения, навыки, в материальной - то, чем индивид владеет. И то и другое психологически переживается им как личная собственность. При сложении всех составляющих собственности возникает новый психологический феномен оценки себя, близкий по содержанию к понятию "стоимость": "По-моему, я лучше других знаю, чего я действительно стою". Именно "стоимость" как суммарная оценка индивидом своих знаний, умений, навыков и владений осознается им как статистический коррелят самоуважения.

Таким образом, личностная категория самоуважения на уровне опыта оказывается сопряженной с понятием субъективной стоимости. Между ними установлены отношения взаимоподдержки.

Вместе с тем, самоуважение и стоимость следует различать по их функциональной принадлежности. Самоуважение является интегральной характеристикой уровня развития личности, не раскладываемой на отдельные оценочные составляющие. Стоимость является базовой характеристикой личностного опыта, отражающей совокупность ценных для индивида достижений. Пожалуй, наиболее выразительным является следующее различие: в структуру личностного опыта входят реальные и уже реализованные личные достижения, тогда как самоуважение личности интегрирует в себя как реальные, так и еще не реализованные, возможные достижения. К накопленной реальной "стоимости" как бы добавляется некая идеальная "прибавочная стоимость". Опыт и личность как системные образования каждый в качестве системообразующего фактора имеют ориентацию на будущий результат жизнедеятельности. Но опыт, как стабилизирующая структура, смотрит из настоящего в будущее, личность же, как развивающая себя структура, смотрит из будущего в настоящее, разрывая тем самым опыт и определяя направление его формирования. В случае, когда мера неопределенности будущего превышает возможности индивидуального прогноза ("будущее размыто"), как это случилось для множества людей в переходный период, психологическое пространство самоуважения сворачивается до пределов накопленной стоимости, часто его необходимый уровень находит поддержку в ретроспективе.

Можно попытаться найти способ экспериментального измерения параметра субъективной стоимости индивида.

В методике "Стоимость" испытуемому необходимо было оценить свои личные качества, способности, умения и достижения в различных сферах личностной активности в соответствии с заложенными в опросник факторами: "инструментальный", "личностный", "межличностный".

С помощью данной методики была сделана попытка переложить базовую для личностного опыта характеристику - субъективную стоимость - на такие качества человека, которые отражают его способности и достижения в его реальной жизни, связаны с повседневностью, понятны ему. Название опросника в определенной мере отражает замысел проводимого нами исследования. Предварительный анализ показал, что испытуемые различают понятия "самоуважение", относящиеся скорее к сфере "Я - концепции", и личную "стоимость", определяемую совокупностью личных качеств, знаний, умений, навыков, достижений, что относится к сфере опыта.

Данные эксперимента были подвержены факторному анализу, что позволило выделить факторы, показывающие, в каких сферах жизни, каким способом человек достигает необходимого представления о своей стоимости.

 

Фактор 1 - "Мой дом", факторный вес 23,2, в него вошли следующие показатели:

1. Уметь шить, готовить, делать ремонт 0,78

2. Принимать гостей 0,73

3. Уметь утешать 0.70

4. Уметь обольщать 0,68

5. Уметь любить 0,66

6. Иметь квартиру, дачу и т.п. 0,54

Данный фактор отражает тот факт, что наибольший вклад в отношении стоимости вносят показатели семейно-интимных и одновременно укладных отношений в жизни индивида.

 

Фактор 2 - "Экономический", факторный вес 13,4.

1. Зарабатывать 0,78

2. Экономить 0,73

3. Постоять за себя 0,68

4. Иметь престижную вещь 0,58

Данный фактор отражает экономические реалии жизни, когда умение адаптироваться к ее условиям является средством достижения необходимого уровня стоимости. В этом смысле показатель "постоять за себя" не является инородным по отношению к другим показателям в условиях экономических трудностей и конкуренции.

 

Фактор 3 - "Надежность", факторный вес 9,2.

1. Здоровье 0,78

2. Выполнять обещания 0,58

3. Строить семью 0,57

Данный фактор отражает личностные ориентации индивида на надежность, планирование и наличие перспектив в жизни.

 

Фактор 4 - "Успех", факторный вес 8,8,

1. Внешность 0,77

2.. Разбираться в людях 0,61

3. Иметь квартиру, дачу и т.п. 0,53

4. Схватывать на лету 0,48

5. Профессиональная компетентность 0,45

Данный фактор отражает представление человека о том, что стоимость имеет два источника; изначальные индивидуальные возможности и, как следствие их развития - материальные и профессиональные приобретения. Такой тип индивидов ценностью считает принцип "надеяться на свои силы".

Изучение интерпретационного комплекса в сфере самооценки показало, что в структуре личностного Я-опыта система самооценок опирается на личные качества, знания, умения, навыки, а также материальные достижения индивида. Ценностные ориентации индивида, порождающие шкалу субъективных оценок себя, определены потребностью индивида в достижении и сохранении необходимого уровня самоуважения. Базовой характеристикой личностного опыта выступает субъективная стоимость самого себя. Ее количественная мера определена суммой частных возможностей и достижений, которые индивид присваивает себе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.130.130 (0.01 с.)