Цели урока. Номенклатура целей обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели урока. Номенклатура целей обучения



Перейдем к рассмотрению максимально конкретных целей – целей урока, опираясь на исследования О.С. Гребенюка. Как уже отмечалось, цель урока предполагает достижение целей обучения, воспитания и развития. Цели урока – это планируемый результат деятельности учителя, выражаемый в изменениях у обучающихся состояний обученности, воспитанности и развитости [5, С. 126].

Гребенюк Олег Семено­вич (1938-2003), д-р пед. наук, профессор. Автор работ по проблемам мотивации учения и труда, создатель научной школы «Педагогика индивиду­альности».

В практике обучения широко распространены следующие способы постановки целей обучения на уроке (системе уроков). Первый способ – определение целей через деятельность учителя. Этому способу постановки цели соответствуют примерно следующие формулировки: ознакомить учащихся с …; рассказать учащимся о …; показать учащимся …; и пр. Второй способ постановки целей - определение целей через учебную деятельность учащихся. Например, здесь возможны следующие формулировки: выполнение упражнений на …; исследование …; решение уравнения, задач на …; и пр. Третий способ постановки целей – через изучаемое содержание. Например, изучить какое-либо явление, правило; доказать правило и пр. Четвертый способ постановки целей -через внутренние процессы развития ученика: формировать умение анализировать, сравнивать; формировать познавательный интерес и пр.

Корректная постановка целей предполагает выполнение таких требований, как диагностичность, конкретность, реалистичность, преемственность, идентификация (включение в процесс целеполагания всех участников деятельности). Одно из основных требований к целям – диагностичность, означающая, что цели следует формулировать через результат обучения, который может быть измерен. Можно ли судить о результате при первом способе постановки цели? Например, урок русского языка в третьем классе, цель урока – ознакомить учащихся с приемами распознавания падежей. Данный способ постановки цели – «от учителя» – сосредоточен на его собственной деятельности, в нем не отражены результаты обучения. По данной формулировке трудно судить о том, научились ли учащиеся распознавать падежи, если да, то на каком уровне? Чтобы формулировка цели отвечала требованию диагностичности, в ней должен быть отражен результат обучения, который можно легко опознать, замерить. В данном случае можно предложить примерно следующую формулировку цели - сформировать у учащихся умение определять падеж имени существительного в типовой ситуации. Как видно из цели, учащиеся в ходе урока должны овладеть последовательностью действий на распознавание падежа имени существительного. Научились они это делать или нет, легко проверить с помощью специально разработанных заданий.

Отвечает ли требованиям второй способ постановки целей через учебную деятельность учащихся? Для той же темы урока цель через учебную деятельность будет формулироваться следующим образом – выполнение упражнений на распознавание падежей имен существительных. На первый взгляд такая формулировка цели вносит определенность в планирование и проведение урока. Однако здесь, как и в первом случае выпадает результат обучения, сдвиг в развитии учащегося, который будет отражаться в той или иной деятельности, в данном случае это определенный алгоритм действий ученика по распознаванию падежа имени существительного. Таким образом, этот способ постановки целей также нетехнологичен и явно недостаточен.

При третьем способе постановки целей (через изучаемое содержание) формулировка будет иметь вид: изучить приемы распознавания имен существительных. Такой способ постановки целей раскрывает область знаний, осваиваемых на уроке, но он не дает ответа о результатах урока, тех действиях, которые учащиеся должны усвоить.

И, наконец, часто встречающийся в практике способ постановки целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и др. развития ученика. Формулировка цели обучения этим способом для той же темы урока могла бы быть следующей– формировать умение самостоятельно анализировать условие задания и находить приемы распознавания имен существительных. Возможно ли достижение подобной цели в течение одного урока? Нет, она сформулирована слишком обобщенно, при таком способе постановки нельзя обнаружить ориентиры, по которым можно судить о результатах урока. Это цель нескольких уроков. Чтобы пользоваться такой формулировкой на отдельном уроке ее необходимо конкретизировать, т.е. разбить на конкретные действия, которыми должен овладеть учащийся.

Анализ рассмотренных способов постановки целей позволяет сделать вывод о том, что цели обучения на уроке должны быть выражены через результат обучения, в котором отражены конкретные действия учащихся, по которым можно судить о результатах. Для этого надо максимально четко описать то, что ученик сможет сделать в результате обучения. Должен ли он усвоить учебный материал на уровне воспроизведения, применения в сходной ситуации, или на уровне применения в новой ситуации. Кроме этого, в формулировке целей можно использовать глаголы, указывающие на определенные действия. Например, находить различие между сходными понятиями, интерпретировать словесный материал, упростить, записать и пр.

Также не обязательно на каждый урок ставить разные цели обучения. Нередки ситуации, когда достижение цели осуществляется в течение нескольких уроков, на отдельных же уроках ставятся задачи, решение которых в совокупности приводит к достижению поставленной цели.

Цели развития предполагают развитие на уроке психических качеств учащихся. Это, прежде всего развитие интеллекта, воли и самостоятельности и пр. Из психологии известно, что в течение одного урока не представляется возможным развить то или иное психическое качество, для этого необходим более длительный промежуток времени. Некорректно формулировать цели развития урока следующим образом: формировать интерес к …, формировать аналитическое мышление, развивать познавательную самостоятельность и пр. Это обобщенные формулировки целей, которые достигаются на уровне предмета, цикла предметов, серии уроков. Обобщенная цель дорабатывается до конкретной цели, в которой должны быть отражены те действия или умения, которыми учащийся должен овладеть в ходе данного урока, серии уроков. Допускается также достижение цели развития в течение нескольких уроков. Результат достижения конкретной цели может быть измерен.

Цели воспитания предполагают формирование направленности личности, ее ценностного мира, отношений и т.п.. В течение одного урока сформировать какое-либо качество личности также невозможно, для этого требуется более длительный промежуток времени, т.е. это цели более крупных частей процесса обучения (полугодия, года и т.д.). Поэтому цели типа – воспитать любовь к родному краю и пр. хотя и звучат красиво, но мало что значат. Любое новое качество личности проявляется лишь в определенных ситуациях, которые нужно намеренно создавать. Зародившиеся качества, повторяясь неоднократно, обобщаются, происходит их усвоение личностью, они интериоризируются, превращаются во внутреннее достояние человека, черты личности.

Примерная процедура постановки цели воспитания может иметь следующий вид: сначала формулируется цель в общих терминах, а конкретность вносится при описании нужных образцов поведения, которыми ученик должен овладеть и которые можно определить (замерить). Начать формулировку цели полезно с определения конечного результата. Затем идет процедура разбиения результата на отдельные знания и умения, которыми учащийся должен овладеть. Например, цель «воспитание дисциплинированности» складывается из усвоения знаний о нормах поведения, формировании потребностей в их соблюдении, воспитание ответственности за свое поведение, в соблюдении этих норм, формирование привычки их выполнения. Урок, как наименьшая часть процесса обучения, обладает возможностями возбуждения актуальных состояний формируемых качеств личности, их стимулирования и подкрепления в сходных ситуациях. «Поэтому и формулировки целей воспитания на конкретных уроках могут приобретать соответствующие выражение: вызвать заинтересованность.., возбудить любознательность.., возбудить готовность решать задачи самостоятельно.., побуждать учащихся к активности.., закрепить уверенность в … и т. п. [5, С. 122]. При этом в каждой цели необходимо предусмотреть включение большинства учащихся в ситуации с положительными мотивационными и эмоциональными состояниями (активности, заинтересованности, удовлетворения успехами и пр.)

Как видим при выборе целей воспитания и развития учитель сталкивается с множеством альтернатив: какие качества личности следует формировать в первую очередь? какие цели воспитания и развития актуальны на данном этапе формирования личности? и др. Поэтому здесь важно иметь прогноз протекания процесса обучения. Прогнозируя процесс, учитель выявляет: какие конкретные цели возможны и достижимы исходя из наличного состояния процесса; какие средства наиболее пригодны для реализации этих целей; находит правильное соотношение между целями и текущими задачами; на каких этапах и как следует учитывать результаты (какие-либо опросники, тесты).

Кроме этого, важным является составление прогноза организации процесса воспитания отдельных качеств личности. Основой такого прогноза должно являться знание сущности формируемого качества личности, уровней его развития.

Таким образом, при постановке целей урока необходимо учесть, с одной стороны, требования государственно-образовательных стандартов, требования общества к развитию и воспитанности учащихся, с другой стороны – уровни обученности и мотивации учащихся, уровни их развития и воспитанности, тип и особенности школы, обучающие, развивающие и воспитывающие возможности содержания, методов, форм и средств обучения. Поэтому постановка целей урока не одномоментный акт, а процесс, которым начинается и заканчивается планирование урока.

Учитывая то, что процесс обучения носит целостный характер, а личность учащихся не формируется по частям, цели обучения, воспитания и развития должны быть непротиворечивы и согласованы между собой.

О номенклатуре целей урока. Ученые-педагоги за рубежом давно занимаются разработкой таксономии целей обучения. Ее суть заключается в разработке банка подцелей в соответствии с общими целями обучения какому-либо предмету. Таксономия предполагает также систематизацию и классификацию подцелей. Предполагается, что постепенная реализация детально разработанных целей приводит практически любого педагога к достижению общей цели обучения предмету.

В отечественной педагогике также делались попытки разработки номенклатуры целей обучения, пользуясь которой учитель мог бы легко конкретизировать цели урока в соответствии с особенностями класса, уровнем подготовленности отдельных учащихся, возможностями учебного предмета и пр. [2, 9].

Приведем примерную номенклатуру целей урока (обучения, развития и воспитания), разработанную О.С. Гребенюком [2, 5].

Цели обучения: сформировать новое понятие на уровне…; обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, особенностей, свойств…; обучить … способу действия; устранить пробелы в знаниях (перечисляется каких конкретно); систематизировать знания о …; отработать навыки, закрепить известные способы действия (перечисляется какие); сформировать у учащихся представления о…; сформировать умение видеть связи между понятиями…; обучить переносу знаний о … в новую ситуацию; обучить учащихся выполнять задания по образцу; добиться от учащихся самостоятельного вывода …; добиться усвоения учащимися мировоззренческой идеи..; оценить у учащихся умений решать задачи определенного типа и т. д.

Цели развития: интеллектуальная сфера - формировать навыки познавательного мышления; формировать навыки творческого мышления; формировать навыки саногенного мышления и поведения; формировать качества ума (сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность); развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие); развивать мыслительные навыки (вычленение, сличение, анализ, синтез, конкретизация, систематизация); формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы, применять знания); формировать умения и навыки учебного труда (работать с книгой, найти нужный материал в справочнике, составить план параграфа, найти в тексте главную мысль, составить конспект, ответить на поставленные вопросы); развивать умения применять знания на практике (строить замысел работы, планировать свою деятельность, пользоваться приборами и инструментами, контролировать и оценивать результаты свих действий, проводить измерения, вычисления и т. д.).

Цели воспитания: воспитывать чувство гордости своим народом, его историей и культурой; формировать бережное отношение к природе; формировать привычку оказывать помощь товарищам в учении, труде и пр.; развивать требовательность к себе и другим, добросовестное отношение к выполнению задания; воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать привычку своевременного выполнения любой нужной работы; воспитывать ответственность за свои действия и поступки; развивать привычку быть добропорядочным в различных ситуациях; развивать культуру речи и письма, организации своего рабочего места и др. [5, С.118 – 123].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.67.119 (0.015 с.)