Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение целей преподавания и целей ученияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Как известно, ученик на уроке всегда имеет свои цели, ради которых он включается в учебную деятельность. Целями ученика могут быть желание получить отметку, избежать неприятностей, приобрести знания, которые нужны для сдачи выпускных или приемных экзаменов и др. На уроке он ищет ответы на свои вопросы, удовлетворяет познавательные потребности и т.п. Несомненно, лишь в последнем случае его цели представляют высокую педагогическую ценность. Например, учитeль ставит на уроке цель: способствовать формированию исследовательских навыков у учащихся, учитывая возможности учебного материала. Для достижения этой цели необходимо продуцировать учебно-исследовательскую деятельность ученика, то есть добиваться того, чтобы он исследовал какое-то явление, "открывал" какие-то закономерности, правила и т. п., благодаря чему и происходит определенный микросдвиг в его способностях, или подготавливается почва для сдвига, или закрепляется, если он уже имел место. Именно ради этого результата организуется учебно-исследовательская деятельность. Но такой результат получится, если деятельность не навязывается учителем, а порождается познавательной целью ученика. Ученик, слушая на уроке объяснения, выполняя требования учителя и т. п., совершает лишь комплекс определенных движений, которые ничего не говорят о характере его поведения. Здесь наличествует лишь физическая данность, а не психическое поведение. Действия ученика становятся внутренними психологическими процессами, когда они переживаются им как носители определенного личностного смысла и ценности. Но поскольку ценности бывают различные, то один и тот же комплекс движений (физическое поведение) в психологическом смысле может представлять собой совершенно различное поведение. Например, у ученика, преследующего цель получить нужную оценку, будет одно поведение, и совершенно иное, если его целью является стремление получить удовольствие, общаясь с любимым литературным героем, или найти ответ на интересующий его вопрос. Задача учителя на уроке (и в системе уроков) заключается в том, чтобы цели преподавания, поставленные им при разработке проекта урока, стали целью ученика. И. Я. Лернер в своих исследованиях пришел к выводу, что цель ученика не должна непременно совпадать с целью учителя, она должна только соответствовать ей. Учитель должен создать условия, при которых порождается цель у учащихся. Вот как он представлял механизм возникновения цели ученика: "Учитель приводит факты с целью поразить воображение ученика, между тем как у ученика возникает цель быть внимательным и выслушать сообщение учителя" [10, C. 161]. Далее он развивает свою точку зрения о цели ученика следующим образом: "Ведь когда учитель дает задачу, имея в виду повторить применение какого-либо изученного правила, то у ученика возникает только стремление выполнить задание. Когда учитель показывает памятник художественной культуры, стремясь воздействовать на эстетические чувства школьника, то у последнего может возникнуть только стремление рассмотреть памятник, задать вопросы, осмыслить увиденное. Но в обоих случаях целей ученика достаточно, чтобы происходило движение к цели, намеченной учителем" [6, C. 187]. Возникает естественный вопрос: каким образом можно заранее определить цель ученика, чтобы потом порождать ее в голове этого же ученика, для достижения которой он уже начнет и совершит свою деятельность. Практика показывает, что можно действовать следующим образом: сначала определить цель урока для учителя, потом - деятельность ученика, воспитательный результат которой и есть цель учителя. А чтобы деятельность не навязывать, а продуцировать, необходимо определить соответствующую цель для ученика и создать условия, при которых она возникает у учащегося. Цели учителя и учеников здесь различны, они не совпадают, но их взаимодействие обеспечивает конечный результат. Значит, обеспечивая целепорождение, учитель тем самым формирует деятельность ученика, в которой он не то что "претерпевает деятельность учителя" (Ушинский К. Д.), а действует добровольно, непроизвольно, как ее субъект. В практике работы массовой школы нередко действует механизм целепорождения, но он пока остался незамеченным. Учителя стихийно пользуются этим механизмом, но полностью не используют его возможности, так как все это, в основном, делается неосознанно. В тех случаях, когда действует механизм целепорождения, учитель не замечает его, приписывает это феномену интереса, что не соответствует действительности. Необходимость исследования целей учения и процесса целепорождения диктуется и тем, что когда на уроке у учащихся разнохарактерные цели, это мешает созданию коллектива и коллективной работы, в которую включены все. Если одни ученики ставят цель "зарабатывать" оценки, другие - избегать неприятностей, третьи - проводить время, четвертые - найти ответы на свои вопросы, то невозможно в таких условиях организовать работу всего класса и формировать коллектив. А когда на уроке учитель обеспечивает порождение единой цели, то это уже основа для сплочения коллектива, так как обеспечивается коллективная деятельность всего класса.
Как видим, способность целеполагания важна не только для учителя, но и для учащихся. Если учитель отыскивает, формулирует и переопределяет цели на всём протяжении образовательного процесса, изменяя и целевые глобальные установки на обучение, и цели конкретных образовательных ситуаций, то ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия. Поэтому одним из источников целей учащихся являются ситуации образовательной напряженности или возникающие проблемы, выявленные противоречия. Целеполагание в таких случаях является следствием рефлексивного осознания возникающих ситуаций. Заслуживает внимания предлагаемая А.В.Хуторским технология формирования ценностей и целей учащихся, состоящая из следующих этапов: диагностика целей учеников, анализ и систематизация полученных данных, конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога. Этап диагностики ученических целей может проводиться с помощью устного собеседования, письменного анкетирования, тестирования, наблюдений, экспертных опросов и др. После анализа полученных от учеников в ходе диагностики данных учитель получает полную картину ученических предпочтений, с учетом которых формулирует приоритетные цели обучения. Чтобы цели обучения были достижимы, необходим их предварительный анализ в следующих направлениях: 1) установление стимулирующей роли цели, то есть способности вызвать у учеников именно те ожидания и виды деятельности, в которых они заинтересованы. Если учитель ставит цель по отношению к развитию когнитивных способностей учеников (сопоставление, анализ, классификация и т.п.), эти цели должны совпадать с задачами, формулируемыми самими учениками, даже если они были сформулированы ими несколько иначе; 2) выяснение дидактической ценности конкретных учебных целей, предложенных учениками, то есть выявление целей, которые будут решать актуальные образовательные задачи по отношению к конкретным ученикам в сложившихся на данный момент условиях; 3) приведение уровня сложности целей в соответствие индивидуальным особенностям учеников и уровню их развития. Например, сложность действий ученика будет различна при достижении следующих целей по биологии: "Определить, чем отличается ель от сосны" или "Выяснить, чем обусловлены отличия ели и сосны". Затем на основе установочных целей конструируется базовая технологическая карта, включающая систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения. С помощью данной карты конструируется образовательная программа по учебному курсу, составляется тематический план и поурочные разработки. Сама методика обучения учащихся целеполаганию включает в себя следующие процедуры: наличие познавательного стремления ученика; определение предмета своей цели; умение ученика определить свою связь с предметом цели; представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели; вербальное (словесное) формулирование цели; предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель; Для того, чтобы ученик поставил личную образовательную цель в образовательной области, отмечает А.В.Хуторской, необходимо, во-первых, выстраивание личностного отношения ученика с объектом целеполагания (вещью, понятием, процессом, явлением, фундаментальным образовательным объектом), которое выявляет и актуализирует его личностные качества, относящиеся к объекту (например, любовь к природе при изучении растения); во-вторых, установление личностного смысла в объекте, т.е. того, чем он связан с личностью познающего его субъекта; в третьих, выбор типа отношений или вида деятельности для взаимодействия с объектом, например, исследование его химических, математических, этических свойств. [18, 19]. Причем считается, что начинать работу в этом направлении целесообразно довольно рано, до начала подросткового периода – периода повышенного внимания учащегося к социализации. Если начинать поздно, например, в старших классах, то сделать удастся немного, так как у учащихся уже сформируется ориентация на подчинение внешним целям.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.68.196 (0.01 с.) |