Глава 4. Влияние портовых особых экономических зон на развитие экономики России: оценка результативности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Влияние портовых особых экономических зон на развитие экономики России: оценка результативности



ГЛАВА 4. ВЛИЯНИЕ ПОРТОВЫХ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Рис. 4.1. Общая схема проведения мониторинга

 

В целом, представленные выше нормативные и научные материалы в силу ограниченности их целей и задач (по отношению к исследуемой проблеме) могут лишь частично использоваться при обосновании методических положений по оценке результативности портовых особых экономических зон.

Такая оценка должна осуществляться на основе следующих принципов:

1. Соответствие проекта портовых особых экономических зон стратегии развития транспорта России и стратегическим приоритетам развития экономики страны в целом и ее регионов;

2. Комплексный подход, отражающий многообразие влияния портовых особых экономических зон на экономическое развитие страны;

3. Использование системы качественных и количественных критериев оценки результативности и их аккумуляция в интегральную оценку результативности.

4. Выделение показателей непосредственных и конечных количественных результатов, отражающих влияние ПОЭЗ на региональную и национальную экономику.

Таким образом, формирование оценки результативности портовых особых экономических зон на основе названных принципов предполагает выделение такой оценки на основе качественных критериев, количественных критериев и интегральной оценки. Значимость каждого из количественных и качественных критериев определяется на основе балльной системы оценки по каждому из указанных критериев. При этом вводимый балл предлагаемой оценки варьируется от 0 до 1. Высший балл, равный 1, отвечает требованиям законодательно-нормативных актов по исследуемой проблеме.

Оценка результативности портовых особых экономических зон на основе качественных критериев (Р1) осуществляется в соответствии с формулой:

 

∑ẞ1i

Р1 = 100%, (4.1)

K1 - K1 н

где:

ẞ1i - балл оценки i-ого качественного критерия (варьируются от 0 до 1);

K1 - общее число качественных критериев;

K1н - число критериев, не применимых к конкретной портовой особой экономической зоне.

 

Оценка результативности портовых особых экономических зон на основе количественных критериев (Р2) рассчитывается по следующей формуле:

 

Р2 = ∑ẞ2i х d i %, (4.2)

где:

ẞ2i - балл оценки i-ого количественного критерия;

d i - весовой коэффициент i-ого количественного критерия, в процентах; при этом сумма весовых коэффициентов по всем количественным критериям составляет 100%.

Интегральная оценка результативности портовых особых экономических зон (Р инт) определяется как средневзвешенная сумма оценок результативности на основе качественных и количественных критериев по следующей формуле:

 

Р инт = 0.2Р1 + 0.8 Р2 %, (4.3)

 

где: 0,2 и 0,8 -–весовые коэффициенты оценок результативности на основе качественных и количественных критериев соответственно[7].

 

Корректность оценок результативности портовых особых экономических зон определяется существенностью и полнотой качественных и количественных критериев результативности.

Оценка результативности портовых особых экономических зон предлагается осуществлять на основе следующих качественных критериев, разработанных в соответствии с вышеизложенными теоретическими позициями исследования:

1. Наличие четко сформулированной цели и задач государственного мегапроекта – ПОЭЗ[8] - с определением показателей результатов его осуществления. Высший балл (равный 1) по данному критерию присваивается, если в концепции ПОЭЗ и обосновании экономической целесообразности объемов и сроков осуществления строительства (реконструкции) портового комплекса представлена четкая формулировка конечных социально-экономических результатов реализации мегапроекта и определены характеризующие их количественные показатели[9].

2. Соответствие цели мегапроекта ПОЭЗ приоритетам и целям, определенным в прогнозах и программах социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии развития транспорта до 2030 года. Балл, равный 1, присваивается проекту, если его цель соответствует одному из приоритетов и целей в указанных документах.

3. Соответствие цели ПОЭЗ приоритетам и целям, определенным в долгосрочных (федеральных), региональных и ведомственных целевых программах (ДЦП, РЦП, ВЦП). Обоснованием комплексного подхода к реализации конкретной проблемы в рамках мегапроекта ПОЭЗ (балл, равный 1) является соответствие цели проекта портовой особой экономической зоны задаче программного мероприятия, решение которой обеспечивает реализация проекта.

4. Необходимость строительства (реконструкции) портовой инфраструктуры в ПОЭЗ только в рамках государственно-частного партнерства. Балл, равный 1, присваивается проектам в рамках мегапроекта, по которым финансирование портовой инфраструктуры осуществляется совместно государством и бизнесом.

5. Расширение спектра деятельности портового хозяйства и изменение статусов территории портов в соответствии с изменением таможенного режима. Так, в рамках мегапроекта осуществляются изменения статуса территории морского порта как «таможенного склада временного хранения», являющегося низким статусом для портового перегрузочного комплекса, предоставляющего услуги по перевалке внешнеторговых и транзитных грузов, что обуславливает некачественное предоставление клиентуре услуг в международном сообщении по сравнению с портами сопредельных государств. Переход к новому более высокому таможенному статусу – таможенному статусу портовых особых экономических зон ведет к повышению качества услуг, предоставляемых в ПОЭЗ. Балл, равный 1, присваивается мегапроектам, функционирование которых обеспечивает развитие комплекса услуг в портовой ОЭЗ, соответствующее законодательным требованиям (осуществление диверсификации деятельности резидентов ПОЭЗ).

6. Обоснование факторов необходимости создания конкретной ПОЭЗ. Типичным примером является создание ПОЭЗ в Хабаровском крае и в Мурманске, где представлено обоснование этих факторов. Балл, равный 1, присваивается при наличии концепции, в которой отражены цели создания ПОЭЗ, отвечающие законодательству, определена невозможность их реализации без режима зонирования, а также идентифицированы специфические факторы необходимости создания ПОЭЗ, отражающие особенности конкретной ПОЭЗ.

7. Обоснование обязательности государственного и муниципального софинансирования строительства или реконструкции порта и выполнение графика поступления государственных и муниципальных инвестиций. Балл, равный 1, присваивается мегапроекту, в концепции которого осуществлено обоснование государственного софинансирования объектов портовой инфраструктуры, отражены объемы государственного (муниципального) софинансирования и заключено соглашение между региональными властями и ОАО «ОЭЗ» о создании на территории региона ПОЭЗ, предусматривающее график поступления государственных и муниципальных инвестиций.

8. Определение целесообразности привлечения иностранных консалтинговых компаний для разработки концепции ПОЭЗ. Балл, равный 1, присваивается, если консалтинговая компания побеждает в конкурсе по разработке концепции зоны; при этом в рамках конкурса принимают участие российские консалтинговые компании, имеющие практический опыт деятельности в этом направлении.

9. Наличие деловой, социальной инфраструктуры ПОЭЗ. Балл, равный 1, присваивается мегапроекту, в рамках которого сформированы инфраструктурные объекты деловой и социальной направленности не менее чем на 50 % и предусмотрено их строительство на основе совместного финансирования государства и бизнеса.

10. Использование при реализации мегапроекта ПОЭЗ дорогостоящих строительных материалов, дорогостоящих машин и оборудования.

Использование при реализации мегапроекта ПОЭЗ дорогостоящих строительных материалов, машин и оборудования признается обоснованным (балл, равный 1), если:

а) заявителем обоснована необходимость использования дорогостоящих строительных материалов, дорогостоящих машин и оборудования;

б) отношение сметной стоимости объекта капитального строительства/реконструкции к проектируемой мощности объекта не более чем на 5 процентов превышает значение соответствующего показателя по проекту-аналогу;

в) отношение сметной стоимости объекта капитального строительства к общей площади объекта капитального строительства (кв. м) или строительному объему (куб. м) не более чем на 5 процентов превышает значение соответствующего показателя по проекту-аналогу.

При этом в качестве проекта-аналога должен использоваться проект, реализуемый (или реализованный) без использования дорогостоящих строительных материалов, машин и оборудования или (в случае необходимости использования дорогостоящих строительных материалов, машин и оборудования) проект-аналог, доля дорогостоящих материалов в общей стоимости строительно-монтажных работ и/или доля дорогостоящих машин и оборудования в общей стоимости машин и оборудования которого не превышает значения соответствующих показателей по рассматриваемому проекту.

11. Реализация на территории ПОЭЗ кластерного подхода. Балл, равный 1, присваивается мегапроекту, в рамках которого сформирован отраслевой кластер, обеспечивающий эффективное развитие региональной экономики.

12. Повышение качества жизни населения ПОЭЗ. Балл, равный 1, присваивается мегапроекту, в рамках которого:

- средняя заработная плата работников превышает среднюю заработную плату по региону, в котором расположена ПОЭЗ;

- индекс обеспечения населения жильем выше, чем региональный индекс;

- уровень профессиональных форм заболеваемости ниже, чем в регионе;

- уровень безработицы в пределах ПОЭЗ ниже, чем в регионе;

- наличия образовательных учреждений разного уровня.

Оценка результативности портовых особых экономических зон на основе количественных критериев в соответствии с выделенными принципами предусматривает выделение показателей непосредственных и конечных результатов. Такие критерии по отношению к ПОЭЗ разработаны на основе анализа концепций развития созданных портовых зон и их влияния на основные социально-экономические показатели развития региона и страны. Результаты проведенного анализа представлены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

ГЛАВА 4. ВЛИЯНИЕ ПОРТОВЫХ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.009 с.)