Процесс обучения: исторический аспект. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс обучения: исторический аспект.



Еще в древнем мире делались попытки (Гераклит, Демокрит, Платон и др.) обосновать процесс обучения на основе общих законов развития человека и закономерностей познания. Впервые научное обоснование сущности процесса обучения дал Я. А. Коменский (ХVIIв.). Исходя из идеи природосообразности, он пытался доказать, что процесс обучения, его структура, принципы являются производными от законов природы. С помощью аналогии он установил сходство между разными группами явлений: природой и обучением.

Попытка раскрыть сущность обучения на основе философских воззрений о месте человека в природе характерна также для французского мыслителя Ж.Ж. Руссо. Он, выводя процесс обучения из природы познания ребенком окружающего мира, обосновывает идею зависимости обучения от особенностей познавательной деятельности человека. Согласно его концепции процесс обучения сводится к наблюдению за детьми и приспособлению школьных занятий к их потребностям и интересам, естественным способностям и устранению всего того, что мешает их развитию. Эти идеи позволили Руссо найти ряд эффективных средств и методов умственного развития учащихся.

Теоретически и практически обосновать процесс обучения пытался И.Песталоцци. Опираясь на сенсуалистическую теорию познания, он разрабатывает свою систему взглядов на закономерности познавательной деятельности учащихся, о так называемых первоначальных элементах (слово, форма, число), с которых начинается процесс познания.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский анализирует познавательную деятельность человека для того, чтобы раскрыть природу и сущность обучения, опираясь при этом на психологию. Согласно его взглядам, процесс обучения основывается на психологических особенностях познавательной деятельности, на природе ребенка. Все это позволило К.Д. Ушинскому выявить существенные стороны обучения, обосновать систему педагогических и методических рекомендаций [2].

АнастасиевАндрей Иванович (30.11.1852 - 9.02.1914) Крупнейший педагог, внесший большой вклад в подготовку учительства Поволжья. Окончил курс обучения в Казанском университете по историко-филологическому факультету со степенью кандидата в 1878 году. С 1880 по 1885 год он преподавал в Казанском учительском институте русский язык. С 1986 по 1903 гг. - директор Казанского учительского института. Автор работ по педагогике - "Очерки дидактики", "Народная школа. Руководство для учителей и учительниц", методике преподавания русского языка.

Опираться на психологические особенности познавательной деятельности в обучении предлагал и видный ученый А.И. Анастасиев, отмечавший, что «обучение состоит в обогащении ума воспитываемых полезными сведениями, в доставлении их сознанию живых и сильных впечатлений и ощущений, в возбуждении способностей представления, памяти и воображения к плодотворной работе и а в развитии отвлеченного мышления, слагающего из анализа и синтеза, сравнения, отвлечения и обобщения» [1, С. 22].

Задача более глубокого проникновения в сущность процесса обучения была поставлена в нашей стране после революции. Если в годы становления советской дидактики основное внимание уделялось изучению отдельных компонентов процесса обучения – методов, форм обучения и пр., то в дальнейшем, по мере накопления знаний, ученые стали исследовать движущие силы, закономерности, основные характеристики процесса обучения в целом, т.е. начали рассматривать процесс обучения как целостное явление. Этому способствовало и расширение исследований в области педагогической психологии, в частности труды П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. Одним из первых ввел понятие об обучении как о целостном процессе М.А. Данилов. Он писал: «Обучение осуществляется всегда как целостный процесс, в котором все его стороны и звенья выступают в сложном взаимодействии, и движение каждого из них подчинено, в конце концов, закономерностям движения целого. Чтобы понять эти закономерности, необходимо рассмотреть развитие обучения как целостного явления в его основных структурных единицах» [5, С. 94]. Рассмотрение процесса обучения как целостного явления являлось, по мнению многих исследователей, началом нового этапа в исследовании педагогического процесса.

Большое значение для осмысления процесса обучения имело исследование вопроса о противоречии как движущей силе процесса обучения, проведенное М.А. Даниловым. «Движущей силой учебного процесса, - писал он, - является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения учебными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития школьников» [5, С.42].

Перспективными линиями развития дидактики в последующие годы, направленные на оптимизацию процесса обучения, явились такие вопросы как: исследование соотношения обучения и развития учащихся (Л.В.Занков, В.В.Давыдов), формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся (И.Т.Огородников, Н.А.Половникова, П.И.Пидкасистый и др.), развитие творческого мышления учащихся (Д.В.Вилькеев, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин и др.), стимулирование познавательных интересов в процессе обучения (Г.И.Щукина, В.С.Ильин и др.), индивидуализация обучения (Рабунский, И.Э.Унт, А.А.Кирсанов и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.004 с.)