Структура процесса обучения и его и логика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура процесса обучения и его и логика



Компоненты процесса обучения находятся в определенной структурной взаимосвязи между собой, отсутствие одного из них ведет к его распаду. Системообразующим понятием процесса обучения как системы является цель обучения. На основе цели конструируется содержание образования, отбираются методы и формы работы - переменные составляющие этого процесса, средства и формы обучения, результат обучения, характеризуемый степенью усвоения содержания. Структуру процесса обучения можно представить схематически [6].


 

Социальный заказ школе

(общественные цели обучения)

 

 

 


Содержание образования

как цель обучения

 
 

 

  Деятельность учителя его средствами             Мотивы учителя  

 

  Деятельность ученика его средствами

 

 

 

Механизм усвоения

 

       
   
 
 

 

 

 


Результат усвоения

 


Рис. 1. Структура процесса обучения

(в статике)


Такова структура процесса обучения как теоретической модели, данной в ее статике. В ней прослеживаются два аспекта – личностный и процессуально-технологический. Дальнейшая конкретизация дидактической модели процесса происходит на уровне учебного предмета и отдельного учебного занятия и их системы.

Для процесса обучения характерна определенная логика, обеспечивающая оптимальную реализацию всех функций обучения, то есть успешное усвоение знаний, формирование умений, развитие способностей учащихся и их ценностного мира. Понятие логика учебного процесса было введено в дидактику М.А. Даниловым. «Логика учебного процесса – объективная закономерность, выражающая последовательность оптимально эффективного движения школьников от той ступени их знаний и уровня развития, с которых начинается изучение учебного предмета или его раздела и темы, до того уровня знаний, который соответствует полному овладению предметом или его разделом и темой» [12, С. 186].

Логика процесса обучения раскрывает его объективную структуру и включает ряд определенных звеньев, каждому из которых присущи специфические функции, отражающие деятельность и учащихся и педагога.

Применительно к учению логика процесса обучения отражает процесс учебного познания. Он включает следующие звенья: первичное ознакомление с материалом и его восприятие; специальная работа по его осмыслению и закреплению; применение учебного материала на практике, оперирование им в различных условиях, результатом чего становится овладение материалом; самоконтроль освоения материала.

Логика деятельности педагога включает следующую последовательность звеньев: постановка цели, мотивация и стимулирование познавательной деятельности учащихся; сообщение обучаемым учебного материала, руководство их познавательной деятельностью при самостоятельном усвоении знаний; руководство закреплением и совершенствованием знаний учащихся; руководство деятельностью учащихся по применению знаний на практике, формированием умений и навыков; анализ достижений учащихся, проверка и оценка их знаний, умений и навыков.

Все звенья процесса обучения в реальной действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены, их следует рассматривать в органическом единстве. При этом надо иметь в виду, что последовательность звеньев процесса обучения не является единственно возможной. В зависимости от целей и конкретного содержания она может быть различной. Примеры различных логик процесса обучения даны несколько ниже. Однако необходимо иметь в виду, что для освоения некоторой законченной части учебного материала наличие всех звеньев процесса обучения является обязательной. Например, процесс обучения нельзя считать завершенным, если не выполнены контроль и самоконтроль, или если отсутствует этап закрепления, формирования умений применять знания на практике.

Главная задача педагога в связи с этим состоит в том, чтобы подходить творчески к применению этой логики процесса обучения, находить его разные варианты, использовать в каждом звене процесса обучения соответствующие формы, методы и средства обучения, обеспечивающие эффективное формирование у учащихся запланированных знаний, умений, развитие их способностей и личностных качеств. Логику процесса обучения можно считать корректной в том случае, когда учащиеся в каждом звене обучения осуществляют работу по осмыслению изучаемого материала, совершенствуют умения и навыки, осваивают ценности и социально значимые нормы.

Так как логика учебного процесса характеризует последовательность организации учителем усвоения содержания учебного предмета, то она должна находиться в тесной связи с логикой учебного предмета, понимаемой как последовательность раскрытия содержания предмета. Известно, что усвоение практических навыков протекает иначе, чем усвоение теоретических обобщений, а усвоение научных фактов идет иначе, чем усвоение фактов искусства. Поэтому в дидактике обосновывается, что логика процесса обучения будет иметь свои особенности в зависимости от содержания изучаемого материала.

Исходя из сказанного В.В. Краевский, И.Я. Лернер считают, что следует различать внутреннюю и внешнюю стороны процесса обучения [19]. Внутреннюю сторону составляет процесс присвоения личностью социального опыта, который связан с логикой процесса обучения.

Внешнюю сторону составляет деятельность учителя и учащихся, направленная на создание условий для реализации внутренней стороны – то есть освоения социального опыта.

Интерес представляют разработанные этими же авторами модели процесса обучения для учебных предметов различного типа. Типы учебных предметов различаются в зависимости от ведущего компонента их содержания, это предметы основной функцией которых является: формирование системы знаний (химия, физика, история и др.), формирование способов деятельности (иностранный язык, физкультура, технология и др.), формирование отношений (литература, музыка, изобразительное искусство и др.). Под моделью авторы понимают наполнение процесса обучения видами деятельности учителя и учащихся в соответствии с дидактическими задачами. Представим их схематично.

Таблица 1

Модели процесса обучения предметам первого типа (основная функция –формирование системы знаний: физика, химия, история и др.).

 

Этапы процесса обучения Модели процесса обучения
I Этап ознакомления с фрагментом содержания Модель А Модель Б
  Предъявление и восприятие знаний с помощью изложения Предъявление и восприятие знаний в процессе решения проблемных задач
II Этап применения фрагмента содержания в учебной практике Чтение и вариативное воспроизведение текста, выполнение упражнений и решение проблемных задач, систематизация знаний, лабораторные работы, тематический контроль.
III Этап использования содержания в жизненной практике Использование знаний в производительном труде, техническом творчестве, общественно полезной работе.

 

Таблица 2

Модели процесса обучения предметам второго типа (основная функция -формирование способов деятельности: иностранный язык, физкультура идр.)

  Этапы процесса обучения Модели процесса обучения
      I Этап ознакомления с фрагментом содержания Модель В Модель Г
  Показ действий, операций, разъяснение правил их выполнения, пробные действия, их корректировка и самоконтроль Показ продукта деятельности, поиск недостающих умений, знаний, выполнение действий, корректировка, самоконтроль
II Этап применения фрагмента содержания в учебной практике Отработка техники действий, автоматизация навыков в упражнениях, выполнение систем действий в вариативных условиях, решение практических задач, корректировка и самоконтроль.
III Этап использования содержания в жизненной практике Использование умений в производительном труде, общественной работе, опытничестве и техническом творчестве.
       

Таблица 3

Модель процесса обучения предметам третьего типа (основная функция – формирование отношений: литература, музыка, ИЗО и др.).

 

Этапы процесса обучения Модель Д
I Этап ознакомления с фрагментом содержания Предъявление и восприятие художественного материала, его общая оценка
II Этап применения фрагмента содержания в учебной практике Анализ художественного материала, творческие работы и упражнения, моделирование жизненных ситуаций использования эстетической деятельности
III Этап использования содержания в жизненной практике Использование художественной культуры в самовоспитании и в пропаганде эстетических ценностей.

 

 

Как видим, для процесса обучения предметам первого типа характерны две модели. В первой ознакомление с содержанием осуществляется с помощью изложения учителя, а во второй протекает в ходе решения учебных проблем.

На предметах второго типа происходит овладение практической деятельностью, знания о способах деятельности привлекаются учащимися для осознания учащимися своих действий. Здесь, также как и в первой модели, возможны два пути осуществления процесса: традиционный, когда все действия разъясняются и показываются учителем и проблемный, т.е. самостоятельного поиска учащимися нужных действий, материала, знаний.

Однако есть предметы, которым свойственна двойная функция и двойная отнесенность к предметам первого и второго типа, например, русский язык, математика. Если эти предметы конструируются по первой или только второй модели, то нарушается целостность, единство процесса обучения этим предметам.

В учебных предметах третьего типа возможна одна модель процесса обучения, так как мы имеем дело с творческой деятельностью восприятия, понимания и оценки фактов искусства.

Как видим, между логикой учебного предмета и логикой процесса обучения существует взаимосвязь. Первая обуславливает контуры второй, а вторая корректирует и дополняет ее для данных конкретных условий (уровень подготовленности учащихся класса, учителя, оснащенность оборудования и пр.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.011 с.)