Общая характеристика процесса обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика процесса обучения



Глава II

Процесс обучения

Процесс обучения представляет очень сложную и динамичную совокупность действий педагога и учащихся. Чтобы иметь возможность правильно поставить его и руководить им,

необходимо ясно представлять его структуру, составные части и закономерные связи между ними. При этом особенно важно вскрыть внутренние закономерности процесса обучения,

имеющие объективный характер, с тем чтобы, используя их, успешно вести учащихся к вершинам современного образования.

М.А. Данилов, педагог, известный дидакт.

 

 
1. Постановка вопроса.

2. Общая характеристика процесса обучения.

 
3. Движущие силы процесса обучения.

4. Функции процесса обучения.

5. Структура процесса обучения и его логика.

6. Процесс обучения: исторический аспект.

7. Психологические основы моделей обучения.

8. Вопросы и задания для размышления и самоконтроля.

9. Задания для самостоятельной работы.

10. Рефлексивный анализ.

11. Литература.

Постановка вопроса

До сих пор, говоря об обучении, мы определяли его как средство передачи социального опыта, средство управления процессом познания, то есть рассматривали его как независимое социальное явление. Но об обучении говорят также, что оно «протекает», «осуществляется», «реализуется». А это значит, что оно находится в постоянном движении, развитии. Закономерное, последовательное изменение, развитие какого-либо явления, переход его в новое качество, как известно, представляет собой процесс. Следовательно, об обучении можно говорить как о процессе.

Процесс обучения является одним из двух главных компонентов, составляющих целостный педагогический процесс. Само понятие «педагогический процесс» уже рассматривалось в курсе общие основы педагогики, так же как и другая его составляющая – процесс воспитания (в курсе теория воспитания). Поэтому целесообразно вспомнить, что такое педагогический процесс? Каковы его функции? и пр. С этой целью вам предлагается выполнить несколько заданий.

1. Сравните определения понятия «педагогический процесс» в разных научно-педагогических источниках:

1. Это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин и др.);

2. Это развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых (И.П. Подласый);

3. Это целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей (Б.Т. Лихачев).

2. Можно ли считать следующие термины синонимами понятия «педагогический процесс»?

А. учебно-воспитательный процесс;

В. образовательный процесс.

3. Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. В чем заключается его сущность? Выберите правильный ответ.

Педагогическое взаимодействие – это …

А. педагогическое влияние;

В. педагогическое отношение;

С. педагогическое влияние и собственная активность воспитуемого в их единстве;

D. педагогическое воздействие.

4. Найдите соответствие между приведенными ниже утверждениями:

A. педагогический процесс …

B. главными характеристиками педагогического процесса являются …

C. педагогическая система …

D. системообразующим фактором педагогического процесса является …

E. к основным компонентам педагогического процесса относятся …

1) это динамическая система, отношения, между компонентами которой постоянно изменяются;

2) цели образования, от которых зависит сущность самого процесса;

3) целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный;

4) целостность, общность, единство;

5) это объединяющая все система, в которой воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания;

5. Движущими силами педагогического процесса являются следующие факторы. Выберите правильный ответ.

A. Несоответствие между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни;

B. Несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются;

C. Несоответствие между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания;

D. Несоответствие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;

E. Несоответствие между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса.

 

Функции процесса обучения.

В философском смысле функция – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. В нашем случае это, очевидно, проявление свойств процесса обучения в системе отношений учитель – ученик, учитель – учебный предмет, ученик – учебный предмет. Выделяют, как правило, три основные функции процесса обучения – обучающую, развивающую и воспитательную.

Обучающая функция заключается в формировании у учащихся: а) системы научных знаний о природе, обществе, человеке; б) умений применять полученные знания и умения для решения различных задач – учебных, практических, производственных, социальных, бытовых и пр.; в) в закреплении, совершенствовании, расширении и углублении полученных знаний, умений и навыков.

В педагогической энциклопедии знания определяются как проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, фактов, явлений, процессов, понятий, закономерностей, теорий [15]. В отличие от общественных знаний, которые являются принадлежностью всего человечества и существуют в книгах и др. носителях информации, индивидуальные знания являются атрибутом сознания каждого конкретного человека, они «помещаются в его голове – у кого сколько поместится» [ ].

Передаются знания (т.е. становятся достоянием личности) путем организованного целенаправленного обучения. Выделяют несколько этапов усвоения знаний в ходе обучения – осознанное восприятие и запоминание информации; усвоение способов применения знаний по образцу; формирование умений применять знания в новой, незнакомой ситуации.

Основой усвоения знаний личностью является активная мыслительная деятельность учащихся. Усвоенные в процессе обучения знания характеризуются такими качествами, как прочность, осознанность, систематичность, полнота, глубина, гибкость и др. Уровень усвоения знаний зависит от целей обучения, от индивидуальных особенностей учащихся – от уже имеющегося у них запаса знаний, от уровня их умственного развития, от соответствия усваиваемого знания возрасту учащихся.

Знания неоднородны, различают несколько видов знаний – это факты, понятия, законы, теории, методологические знания (знания о методах, процессе и истории познания), оценочные знания (нормы отношений к тем или иным объектам, значение различных знаний). Виды знаний отличаются друг от друга и выполняют различную роль в обучении, хотя и взаимосвязаны между собой (подробнее см. гл. 6).

Для того чтобы овладеть способами деятельности, недостаточно их знать, надо уметь их осуществлять, т.е. усвоить опыт реализации способов деятельности, иначе говоря, овладеть умениями и навыками. В психологии термин "умение" имеет два значения: 1) как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.

2) как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.

Умения и навыки бывают практическими и интеллектуальными. К интеллектуальным относится способность использовать усвоенные знания для получения новых. Применение знаний, умений и навыков осуществляется в самых разнообразных видах деятельности и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого. При изучении физики, химии, естествознания, физической географии знания, умения и навыки применяются в таких видах деятельности учащихся, как наблюдение, измерение, фиксирование полученных данных в письменных и графических формах, решение задач и т.д. При изучении гуманитарных предметов знания, умения и навыки реализуются при самостоятельном объяснении учащимися тех или иных явлений, при применении правил правописания и т.д.(см. гл. 6).

В последние годы возрождается интерес к общеучебным умениям как универсальным для многих школьных предметов способам получения и применения знаний. «Следует разделять общие (общеобразовательные) и общеучебные умения, навыки, способы деятельности. Если первые в большей мере относятся к тематическому общепредметному содержанию образования, например, к овладению общенаучными понятиями и категориями, то вторые – к собственно учебному процессу, владению учениками самоорганизацией, планировани­ем, рефлексией, самооценкой и другими аналогичными способами деятельности» [ Кр.Хут. ].

 

Красным добавила, если оставить как было, то красное убрать, но ссылку на главу 6 оставить! Или убрать ниже абзац до обучающей функции …

Умение – это способность применять знание, владение способом деятельности, т.е. знание в действии. Навык – это умение, доведенное до автоматизма. Умения и навыки бывают практическими и интеллектуальными. Кроме этого, умения подразделяют на специальные (способы деятельности, специфичные для того или иного предмета) и общие для всех предметов. Основным способом усвоения умений и навыков является неоднократное воспроизведение действий.

Обучающая функция процесса обучения является ведущей, ее реализация служит основой процесса обучения. От того, насколько успешно в обучении осуществляется обучающая функция во многом зависит эффективность реализации и других функций обучения – воспитывающая и развивающая.

Суть развивающей функции процесса обучения заключается в развитии у учащихся мыслительных процессов (внимания, памяти, воображения и др.), приемов мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, экстраполяция, абстрагирование и др.), развитии познавательных интересов и способностей, воли, настойчивости в достижении цели, умений и привычек к самообразованию, самосовершенствованию; умений творческого мышления; в формировании культуры учебного труда и др. Осуществление развивающей функции тесно связано с вопросом о соотношении обучения и развития. Как известно, существуют разные точки зрения на решение этого вопроса. В отечественной педагогике и психологии общепринята точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским. Согласно ей, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка, так как «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Иначе говоря, обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие. Поэтому обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Т.е. в процессе обучения необходимо учитывать уровень развития, достигнутый учащимися (уровень актуального развития), и продвигать их на следующий доступный им уровень (зону ближайшего развития). В «зоне ближайшего развития», по Л.С. Выготскому, находятся те действия и операции, которые уже формируются, но которые учащийся сможет выполнить только в сотрудничестве с педагогом, не путем подражания его действиям, а решения задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей. Причем педагог должен учитывать, что «зона ближайшего развития» у каждого учащегося своя.

Таким образом, обучение является средством развития личности при условии специального отбора содержания и организации активной учебно-познавательной деятельности. В дидактике разработаны специальные технологии и методические системы обучения, направленные на развитие различных сфер личности, например, технологии Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов) направлены на развитие интеллектуальной сферы, методические системы Д. Кабалевского, Б. Неменского - на развитие эмоциональной сферы и др.

Воспитательная функция процесса обучения заключается в том, что процесс обучения оказывает воздействие на воспитание учащихся, то есть на формирование ценностей, служащих основой определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности учащихся. Воспитывающее влияние оказывает любой процесс обучения, независимо от того, как рассматривает этот вопрос педагог, ведущий занятие. По отношению к воспитанию обучение не может быть нейтральным. Поэтому основная задача педагога – это знать и максимально использовать воспитательные возможности дидактических средств для формирования у учащихся личностных и социально-значимых качеств.

В ходе учебного процесса у учащихся формируются высокие нравственные качества, готовность к взаимодействию с другими людьми, дисциплина, добросовестность, ответственность, чувство долга, инициативность, нормы и правила поведения и другие личностные свойства.

К основным воспитывающим факторам обучения относятся: личность педагога, его профессиональное и педагогическое мастерство; содержание учебного материала, которое должно быть значимым для учащихся; методы и средства обучения, направленные на развитие активности учащихся, стимулирование их самостоятельности в учебной (прежде всего) деятельности; формы организации обучения, реализуемые на основе сочетания коллективизма и личностных особенностей обучаемых; характер общения учителя и учащихся, психологический климат в коллективе.

Однако, говоря о воспитательной функции обучения, не следует думать, что под влиянием этих факторов она проявляется «автоматически». Каждая личность в школьном возрасте обладает определенным уровнем воспитанности (нравственные и эстетические представления, потребности и мотивы поведения, ценностные ориентации и пр.), в процессе обучения эти качества, свойства личности могут закрепляться, углубляться, ослабляться и т.п. Чтобы обучение оказывало на учащихся формирующее воздействие, необходимо заранее предусмотреть воспитательный результат, задать цель воспитания, учитывая при этом индивидуальные особенности, потребности и мотивы обучающихся, а также характеристики классного коллектива. Воспитывающее воздействие процесса обучения – это не включение в него каких-то особых воспитательных моментов. Реализация воспитательной функции заключается, прежде всего, в направленности учебного процесса не только на формирование знаний и умений, но и выявление, и акцентирование внимания на ценностных аспектах обучения, раскрытие обучаемым связей знаний и умений с жизнью, с ежедневной практикой.

Между обучением и воспитанием не односторонняя связь, не только обучение влияет на воспитанность, но и чем выше уровень воспитанности учащихся, тем продуктивнее обучение, выше уровень обученности.

В практике обучения все эти функции тесно связаны между собой, так же как связаны и сами процессы обучения, воспитания, развития – в процессе обучения решаются задачи развития и воспитания; воспитание объективно содействует обучению и развитию; а развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.

Рефлексивный анализ

Выполните рефлексию собственной деятельности по отношению к изучению данной главы. Для этого: 1) восстановите этапы своего изучения темы и ответьте на вопросы: какие элементы темы вызвали наибольший интерес, каков при этом был ход ваших мыслей, какие методы использовали, какие были ошибочны и почему?

Что было непонятно до изучения темы, какие элементы темы, упражнения, задания вызвали затруднение, что осталось непонятным после изучения темы, что будете делать с этим дальше?

Какие эмоциональные состояния (радость, растерянность, гордость, повышение собственной самооценки и пр.) вызвало изучение элементов темы?

2) Сколько времени вы потратили на выполнение заданий блока актуализации, блока применения? Сколько заданий, из предложенных вам, выполнили? Какие виды заданий вам больше понравилось выполнять (задания, где все понятно и не требуется много времени и сил, которые заставляют много думать, сложные задания, к которым не знаешь, как подойти), какими способами учебно-познавательной деятельности вы овладели при их выполнении.

3) Сформулируйте личностное приращение, которое вы получили в процессе изучения темы. На основе этого сформулируйте цели своего дальнейшего усвоения темы, какие виды заданий из блока самостоятельных работ вы выберете для этого? Почему?

Для наглядности собственной деятельности при изучении данной главы можете использовать методику «Градусник». С этой целью начертите шкалу «градусника» - ось Y с делениями (рис.1), затем при помощи точки зафиксируйте на «градуснике» свою оценку предложенного ниже критерия. Отметьте точкой оценку:

1) своей готовности к изучению главы;

2) выполнения заданий на актуализацию;

3) знаний по изученной (новой) теме;

4) выполнения заданий на применение;

5) выполнения заданий самостоятельных работ.

 

 

Рис. 1

 

Литература

1. Анастасиев А.И. Какое обучение считать хорошим («Основы успешного обучения»): Очерки дидактики. Изд. 2-ое, испр. и доп. М.: - 1911.-237 с.

2. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. – М.: Просвещение, 1981. - 143с.

3. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. – М.: Педагогика, 1982. – 128 с.

4. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 384 с.

5. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М.: Учпедгиз, 1960. – 299 с.

6. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М..Н. Скаткина. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1982. – С. 129 – 181.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. 4 изд. – М.: Изд. Центр Академия, 2007. – 192с.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.

9. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. – Владимир: Изд-во ВГПИ, 1972. – 264 с.

10. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368с.

11. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Изд-во «Эгвес», 2005. – 176 с.

12. Основы дидактики / Под ред. Б.П Есипова. – М.: Просвещение, 1967. – С. 176 – 234.

13. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.- С. 124 – 160.

14. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. – 430 с.

15. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. Т.1. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – 600с.

16. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. Т.2. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 605с.

17. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр Академия, 2008. – 416 с.

18. Сластенин В.А., Исаев И. Ф. И др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Школа- Пресс, 2000. – С.155 – 210.

19. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1989. – 320 с.

20. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). – Казань,2001. – 180 с.

 

Глава II

Процесс обучения

Процесс обучения представляет очень сложную и динамичную совокупность действий педагога и учащихся. Чтобы иметь возможность правильно поставить его и руководить им,

необходимо ясно представлять его структуру, составные части и закономерные связи между ними. При этом особенно важно вскрыть внутренние закономерности процесса обучения,

имеющие объективный характер, с тем чтобы, используя их, успешно вести учащихся к вершинам современного образования.

М.А. Данилов, педагог, известный дидакт.

 

 
1. Постановка вопроса.

2. Общая характеристика процесса обучения.

 
3. Движущие силы процесса обучения.

4. Функции процесса обучения.

5. Структура процесса обучения и его логика.

6. Процесс обучения: исторический аспект.

7. Психологические основы моделей обучения.

8. Вопросы и задания для размышления и самоконтроля.

9. Задания для самостоятельной работы.

10. Рефлексивный анализ.

11. Литература.

Постановка вопроса

До сих пор, говоря об обучении, мы определяли его как средство передачи социального опыта, средство управления процессом познания, то есть рассматривали его как независимое социальное явление. Но об обучении говорят также, что оно «протекает», «осуществляется», «реализуется». А это значит, что оно находится в постоянном движении, развитии. Закономерное, последовательное изменение, развитие какого-либо явления, переход его в новое качество, как известно, представляет собой процесс. Следовательно, об обучении можно говорить как о процессе.

Процесс обучения является одним из двух главных компонентов, составляющих целостный педагогический процесс. Само понятие «педагогический процесс» уже рассматривалось в курсе общие основы педагогики, так же как и другая его составляющая – процесс воспитания (в курсе теория воспитания). Поэтому целесообразно вспомнить, что такое педагогический процесс? Каковы его функции? и пр. С этой целью вам предлагается выполнить несколько заданий.

1. Сравните определения понятия «педагогический процесс» в разных научно-педагогических источниках:

1. Это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин и др.);

2. Это развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых (И.П. Подласый);

3. Это целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей (Б.Т. Лихачев).

2. Можно ли считать следующие термины синонимами понятия «педагогический процесс»?

А. учебно-воспитательный процесс;

В. образовательный процесс.

3. Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. В чем заключается его сущность? Выберите правильный ответ.

Педагогическое взаимодействие – это …

А. педагогическое влияние;

В. педагогическое отношение;

С. педагогическое влияние и собственная активность воспитуемого в их единстве;

D. педагогическое воздействие.

4. Найдите соответствие между приведенными ниже утверждениями:

A. педагогический процесс …

B. главными характеристиками педагогического процесса являются …

C. педагогическая система …

D. системообразующим фактором педагогического процесса является …

E. к основным компонентам педагогического процесса относятся …

1) это динамическая система, отношения, между компонентами которой постоянно изменяются;

2) цели образования, от которых зависит сущность самого процесса;

3) целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный;

4) целостность, общность, единство;

5) это объединяющая все система, в которой воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания;

5. Движущими силами педагогического процесса являются следующие факторы. Выберите правильный ответ.

A. Несоответствие между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни;

B. Несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются;

C. Несоответствие между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания;

D. Несоответствие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;

E. Несоответствие между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса.

 

Общая характеристика процесса обучения

Процесс обучения представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование способности применять их на практике.

Основными компонентами процесса обучения являются: цель, принципы, содержание, методы, средства, формы обучения. Эти компоненты характеризуют любой процесс обучения, где бы он не протекал, кто бы его не осуществлял. Конкретное наполнение этих компонентов может быть (и бывает) различным в зависимости от того, кто, когда, где и в каких условиях проходит процесс обучения, какая дидактическая теория лежит в основе процесса обучения и т.д. Однако состав компонентов инвариантен, он имеет место в любом процессе обучения. Подробно содержание каждого из этих компонентов будет раскрыто в следующих главах пособия. Здесь же дадим их краткую характеристику.

Цель процесса обучения заключается в формулировании педагогом во взаимодействии с учащимися конечного результата обучения. Этот результат проектируется на разные временные интервалы – на весь срок изучения предмета; на систему занятий; на отдельный урок.

Принципы обучения определяют основные направления достижения поставленных целей. Они выступают в виде основных требований к отбору содержания, форм, методов и средств обучения.

Содержание обучения представляет собой дидактически интерпретированную часть социального опыта, которая передается учащимся для достижения поставленной цели. Содержание обучения определяется содержанием образования, которое фиксируется в нормативных документах - государственном образовательном стандарте, учебных планах, учебных программах по предметам, учебниках и др. В содержании обучения воплощены социальные цели, поставленные перед системой образования (общего или профессионального), а значит и цели соответствующей дидактической системы. Цель, в свою очередь, влияет на выбор дидактических средств, то есть форм, методов, дидактических орудий т руда педагога и учащихся и др. Таким образом, содержание обучения определяет ход учебного процесса. Однако и закономерности процесса обучения оказывают воздействие на формирование содержания обучения. Это взаимовлияние проявляется в следующем.

Во-первых, содержание обучения, отражаемое в учебной документации (учебных программах, учебниках и т.д.) должно строиться с учетом реальных условий процесса обучения. Так, при составлении учебных программ и учебников следует предусмотреть реальные учебные возможности обучаемых, временной фактор, соответствие логики предметного содержания логике учебного процесса и др. В противном случае учебные материалы могут оказаться слишком сложными (или слишком легкими) для обучаемых, нереальными по отводимому учебному времени, не соответствующими логике учебного процесса.

Во-вторых, реальный ход учебного процесса может потребовать от педагога внесения изменений в логику изложения учебного материала по той или иной дисциплине. Дело в том, что логика учебного предмета не догма, а некий общий порядок изложения учебного материала. Но в процессе реализации этого учебного материала в конкретном классе включаются условия, в которых протекает учебный процесс и которые педагог должен учитывать на конкретном занятии или их системе. Это могут быть внешние условия (освещенность, оснащенность необходимым оборудованием, обстановка и др.) и внутренние условия (уровень подготовленности учащихся, морально-психологический климат в классе и пр.).

Средства обучения. Процесс обучения осуществляется с применением определенных средств обучения (учебники, различные технические средства, компьютерная техника и пр.). От наличия средств и их качества во многом зависит и качество процесса обучения, его результат.

Методы обучения – действия педагога и учащегося, посредством которых передается и осваивается содержание обучения.

Формы организации обучения объединяют и интегрируют все компоненты, придают учебному процессу логическую завершенность и целостность.

Таким образом, процесс обучения – это целостное дидактическое явление, все компоненты которого тесно взаимосвязаны: цели образования воплощены в содержании образования, которое определяет формы и методы обучения.

Процесс обучения как часть педагогического процесса имеет ряд характерных свойств, к которым большинство исследователей относят: активно-деятельностный характер, бинарность, целостность, цикличность, управляемость. Рассмотрим их подробнее.

Основным условием успешности учения является активность познавательной деятельности учащихся. Как отмечает академик РАО А.М.Новиков, активность следует рассматривать как качество учебной деятельности учащихся, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации усилий и воли на достижение учебно-познавательных целей, формировании умений получать эстетическое наслаждение и удовлетворение от достижения целей [11]. Активность учащихся может быть различной по характеру и степени интенсивности, но важно, что процесс обучения невозможен, если обучаемые пассивны.

Познавательная активность оказывает влияние и на становление личности обучаемого, на его отношение к самому себе и своему учебному труду, к другим людям, обществу, окружающей природе, миру в целом.

Новиков Александр Михайлович (1941) д-р пед. наук, профессор, академик РАО (1996), руководитель центра проблем непрерывного образования Института теории и истории педагогики РАО. Известный специалист в области методологии и теории образования.

Важной особенностью и характеристикой процесса обучения является его бинарность, проявляющаяся во взаимодействии педагога и обучаемых, единстве преподавания и учения. Говоря о взаимодействии и единстве преподавания и учения, необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что определяющую, направляющую и руководящую роль играет педагог. Он выполняет функцию сообщения знаний, организовывает работу учащихся по решению задач и выполнению упражнений с целью формирования у них соответствующих умений, оказывает воспитывающее воздействие через использование различных педагогических средств, через личный пример и т.п. Однако подчеркнем, что как бы активна ни была деятельность педагога, если при этом не будет активизирована и деятельность учащихся, то ни о каком эффективном процессе обучения речь не может идти. Активность педагога должна выражаться в мотивации учебной деятельности обучающихся, побуждении и организации их познавательной деятельности, которое, в свою очередь, требует учета реальных учебных возможностей обучающихся. В этом случае можно говорить о подлинном взаимодействии педагога и учащихся.

Целостность процесса обучения – это его важнейшая характеристика. В философии целостная система - это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство, обладающее интегративными свойствами. В педагогике целостность процесса обучения проявляется в единстве и взаимосвязи всех его компонентов (целей, содержания и др.) и сторон (мотивационной, содержательной, процессуальной, организационной), в ориентации на достижение не только сугубо предметных целей и задач, но и на формирование общепредметных и ключевых компетенций учащихся.

Следующее свойство процесса обучения это его цикличность. Дело в том, что изучение учебного материала осуществляется, как правило, циклично: учебный материал делится на небольшие части и затем усваивается, результаты усвоения каждой части контролируются, корректируются, после чего переходят к усвоению следующей части и т. д., т.е. цикл повторяется, но на более высоком уровне. Причем каждый цикл включает определенную последовательность действий – актуализацию, введение нового, закрепление, контроль, и имеет определенную цель, средства реализации и результат (уровень обученности и воспитанности).

Управляемость является еще одним свойством процесса обучения. Она проявляется в том, что учитель управляет обучением, воспитанием, развитием учащихся. С этой целью он планирует процесс обучения, создает необходимые и достаточные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, направляет ее, корректирует, контролирует ход и результаты процесса, используя для этого нужные средства.

Как отмечает О.С. Гребенюк, процесс обучения в своем генезисе прошел ряд с тадий развития, при этом уровень целостности становился выше, и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемного обучения, теория которого обоснована в трудах М.И. Махмутова, А.М.Матюшкина, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера и др. В чем заключается сущность проблемного обучения?

Цель проблемного обучения - усвоение школьниками не только результатов научного познания, но и овладение способами познания, общее развитие учащихся, формирование их интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер, развитие индивидуальных способностей каждого школьника. Важной целью проблемного обучения является формирование и развитие мотивации к исследовательской, творческой и интеллектуальной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.104 с.)