Методы поощрения и наказания во вспом. школе и пути их реализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы поощрения и наказания во вспом. школе и пути их реализации.



Методы воспитания детей с отклонениями в развитии имеют специфику в своей реализации и используются в целесообразных сочетаниях как между собой, так и с методами обучения. Отбор и композиция методов воспитания определяются возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также характером и степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных отклонений в развитии, участием семьи в воспитательном процессе. Три основные группы методов воспитания: 1. информационные методы(беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы, примеры из жизни); 2. практически-действенные методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изо, иппотерапия); 3. побудительно-оценочные методы(поощрение, наказание, осуждение, педагогическое требование, порицание). Поощрение и наказание реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением (хорошо, верно, молодец) и материальным. Поощрение- это положительная оценка поведения уч-ка, побуждающая его к хорошим поступкам. Во вспом. школе оно выражается устным одобрением, вынесением благодарности, награждением грамотами, подарками. Применение поощрения требует от уч-ля тщательного анализа поведения ребенка с учетом его индив-х особенностей, тем более что у у/о детей наблюдается склонность к повышенной самооценке. Преподавателю необходимо учесть влияния поощрения не только на данного ребенка, но и на всех уч-ся класса. Это поможет воспитать критическое отношение к собственным поступкам и поступкам товарищей. Важно всем показать положительный поступок как пример для подражания. Поощрение помогает укрепить в ребенке уверенность в своих силах, поэтому оно является хорошим стимулом для коррекции личности. Методы наказания также имеют практически действенный характер, т.к. словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Применяя наказание, учитель должен знать причины, породившие поступок, разобраться в его мотивах. Поэтому педагог должен проявлять необходимую сдержанность в порицании ребенка и выражать неодобрение строгим взглядом, покачиванием головы, сопровождая словами: плохо, некрасиво, стыдно, я огорчен. В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного поступка. По мере развития ребенка становятся возможным и словесные формы наказания: словесное порицание, выговор. При этом важно не проявлять фронтальной требовательности ко всем, а индивидуально подходить к каждому и стараться изжить причины, породившие нарушения. Применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой поступок, если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли, если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привыкание к нему. Нельзя наказывать ребенка трудом, деятельностью в целом, т.к. это привлекательные для ребенка вещи и их нельзя обесценивать, используя в качестве наказания. Более действенным является лишение участия в деятельности, игре, общении. Педагог никогда не должен повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением являются те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения. В системе вспомогат.обучения применять наказание можно только с учетом дефекта ребенка, с учетом отклонений его характера, поведения.

 


Предмет, цели и задачи олигофренопедагогики как науки о воспитании, обучении и образовании детей с проблемами.

Олигофренопедагогика- это часть дефектологии, изучающая ребенка с различными нарушениями интеллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации. Термин «олигофрения» был введен немец. психиатором Э.Крепелином. Предметом изучения олиг-ки является воспитание, обучение и образование у/о детей с особыми трудностями в познавательной деятельности. Олиг-ка изучает педагогический процесс с уч-ся, имеющими особые трудности в деятельности, с целью повышения как теоретических знаний, так и практической его деятельности. Как самостоятельная наука выделилась из общей педагогики и имеет особенность в том, что объектом ее изучения является у/о ребенок. Основной целью олиг-ки является создание условий для максимального развития реальный и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами спец. образования. Олиг-ка руководствуется в разработке теории обучения и воспитания а/детей общими педагогическими принципами. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации уч.работы в школе, основные положения частных методик -все это в олиг-ке разрабатывается в соответствии с общепедагогическими принципами. Однако общепедагогические принципы олиг-

ка рассматривает как исходные для решения ее основной задачи- коррекции развития у/о ребенка. Задачами олиг-ки как науки также являются: 1. Разработка теоретических и методологических основ изучения, воспитания, обучения и развития у/о детей; 2.Разработка теоретических подходов к дифференциальной диагностике, дифференцированному обучению и воспитанию у/о детей; 3.Разработка пед.технологий восп-я и обуч-я у/о детей; 4.создание необходимой учебно-методической базы в подготовке учителя дефектолога к коррекционно-педагогической работе с детьми снедостатками в психофизическом развитии. 5.Поиск и разработка вариативных форм организации специального образования. Как наука олиг-ка имеет свой предмет исследования – научное обобщение практики и разработка теории обучения и воспитания у/о детей. У истоков олиг-ки стояли такие видные врачи и физиологи как Бехтерев, Маляревский, Россолимо, Лесграфт. Также Граборов, Занков, Замский. Т.О., современная олиг-ка изучает особенности и закономерности развития у/о детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает педагогическую классификацию и типологию, обеспечивающие возможности индивидуального и дифференцированного подхода к различным типам у/о детей, принципы и методы их воспитания, содержание общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания уч. предметов, систему и структуру специальных учреждений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.005 с.)