Средства физического воспитания: гимнастика, игры, спорт, туризм. Особенности их применения во вспом. школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства физического воспитания: гимнастика, игры, спорт, туризм. Особенности их применения во вспом. школе.



Физическое воспитание подрастающего поколения- одна из важнейших задач, поставленных перед школой. Школа закладывает основы физического развития ребенка. В системе вспомогат. школы физическое воспитание занимает видное место, т.к. оно помогает решать задачи не только физического развития детей олигофренов, но и умственного. В процессе физического воспитания у/о дети получают и волевую закалку, у них формируются такие ценные качества, как активность, инициатива, быстрота и правильность ориентировки. Т.О. физич. воспитание заключается в коррекции личности у/о ребят. К средствам физич. воспитания относятся: гимнастика, игры, спорт, туризм. Утренняя гимнастика- комплекс физических упражнений, проводимых ежедневно до начала уроков. Это форма призвана решать главным образом воспитательные и оздоровительные задачи. Такие ежедневные упраж-ия благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, актов дыхания, воспитывают привычку регулярной гимнастики. Коллективные упраж-ия дисциплинируют, организуют, сплачивают уч-ся, повышают их работоспособ-ть. Лучше проводить на открытом воздухе, под музыку и раздельно для 1-4 и 5-9 кл. Температура не ниже +12, при низкой – занятия проводят в помещении, которое предварительно проветривают. Продолжительность 8-10 мин. Состоит из 6-10 упраж-ий различной направленности и соответствовать месту проведения, возрасту, подготовленности детей.Упраж-ия должны быть знакомы детям и иметь общеразвивающий характер. Туризм: воспитывает у детей самостоятельность, выносливость, выполнение общественных работ, т.к. они находятся в непривычной обстановке, они учатся распределять свои запасы, разжигать костер. Туристическая работа должна включать еще какую либо работу, например собрать гербарий. Все дети должны быть подготовлены разносторонне. Вся работа должна быть распределена между физруками, воспитателями, учителями. В осеннее и летнее время можно проводить упражнения на спортивной площадке. Дети могут играть в футбол, волейбол, баскетбол, но в конце следует давать 2-3 упражнения в медленном темпе с направленностью на успокоение организма.

 


 

 


№7. учебные программы всп. школы. Принципы построения и основные требования к программам. Коррекционная направленность учеб.программ. Учебники и учебные пособия для всп.школ.

Учеб.программы определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Для всп.школ созданы научно обоснованные программы для 1-10 классов по общеобразовательным предметам, по трудовому и профессиональному обучению, отд. видам спец. кор. занятий. По общеобразовательным предметам разработаны: типовые программы по рус.языку (развитие речи, чтение, грамматика, правописание, обучение грамоте), по мат-ке.(геометрия и арифметика), по естествознанию (неживая природа, растения, животные, человек), по географии, по истории; а также программа по изо, черчению, пению, физ-ре, ритмике, соц-быт ориентировке. По труду и проф. Обучению созданы программы для 1-3 классов (ручной труд), для 4-9кл по столярному, слесарному, швейному, с/х труду, столярно-плотницкому и штукатурно-малярному делу. Все программы рассматриваются как базисные. В зависимости от региона и местности, национальности в содержания вносятся дополнения. Программы направлены на разностороннее развитие личности уч-ся, способствуют их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, труд. эстетическое и физ.воспитание. Программы содержат тот материал общеобразовательных ЗУНов, который необходим для соц.адаптации. содержание обучения по всем предметам имеет практическую направленность, т.е. идет включение у/о в жизнь. Принцип кор.направленности обучения ведущий в программах, т.е все что изучается в школе необходимо у/о в их практической жизни.. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физ.развития и нрав.воспитания у\о в процессе овладения предметом и трудом. Внимание на коррекцию отд. специфических нарушений и коррекцию личности в целом. При отборе программного материала учтена воспитывающая направленность, формирование черт характера и всей личности. В учеб.программах всп.школы сформулированы осн.требования к знаниям и умениям, и критерии их оценки.

Учебники всп.школ издаются по всех предметам. Это книга для ученика и для учителя, которая определяет последовательность введения понятий, глубину раскрытия, распределения времени учебного материала. Должны отвечать требованиям: воспитывающий характер обучения и формирование материалистическое мировоззрение, научнодостоверные данные, развитие мышления и речи, формировнаие приемов умст.деятельности; самост.подготовка; соответствие возрасту по содержанию; членение и выделение выводов, понятий; иллюстрации к тексту; включение заданий для самост.работы. Должен соблюдаться принцип кор.направленности обучения, требования индив. и дифференцированного подхода – как условия продвижения в развитии у\о ребенка. Предусмотрено: поэтапное преподавание, опора на усвоенное и практику, обращение к реальным связям, выявление закономерностей, акцент на главное, количество практич.заданий, рац.использование иллюстраций, самост.упражнения разной сложности.

Требования к иллюстрациям – наглядность, направление на усвоение, с 5кл. символическая наглядность (схемы, таблицы).



№8 Психолого-пед. вопросы кор. работы во всп.школе и их реализация.

Процесс обучения, в котором в качестве осн. применяются спец. пед.приемы, влияющие на исправление свойственных учащимся всп.школ недостатков и способствующие их интеллект. и физ.развитию и становлению личности, называют кор.направленным. Вопрос о кор.работе с у\о всегда был одним из основных и главных в истории всп.обучения. М. Монтессори «сенсорная культура», А.Н. Граборов «психическая ортопедия»- кор.работа по приспособлению к дефекту, т.к. опора на элементарные функции. Опираясь на учение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии у\о детей, было установлено, что кор.работа должна проводиться во всем процессе О и В учащихся всп.школ, путем использования спец.пед.приемов. Физиологической основой коррекции недостатков псих. и физ.развития у/о является учение о пластичности функций цнс и компенсации дефектов. Компенсация дефектов у у\о понимается своеобразный процесс перестройки организма. Психологической основой коррекции дефектов у/о детей является положения о возможностях их развития и о единстве законов развития нормального и у/о ребенка (Л.С. ВыготскийЮ, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев). Общие выводы из всех исследований сводятся к тому, что основным условием как общего развития, так и развития отд.способностей учащихся является учебная деятельность, что нужна особая направленность учебного процесса, чтобы получить наибольший эффект в развитии учеников. В кор.работе различают направленность на исправление дефектов, общих для всех у/о детей и направленность на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников. Для того, чтобы правильно организовать работу по исправлению дефектов мышления у/о детей в процессе обучения, необходимо учитывать сущность этой психической деятельности и закономерности ее развития. Кор.работу с млад.классами необходимо направлять на развитие и использование их практ.наглядно-действенного мышления. В соответствии с этим обучение будет заключаться в развитие у учащихся способности правильно и отчетливо воспринимать наблюдаемые предметы и явления и, использовать свое восприятие в качестве основы мыслит.процессов. система учебных занятий у млад.классов должна строиться на сочетании наглядного образа, слова и практических действий. В старш.классах всп.школы учебная деятельность осуществляется с опорой на словесно-логическое мышление. Кор.работа в профессионально-трудовом обучении имеет цель приблизить характер трудовой деятельности у/о к норме существующей в обществе. Общая кор.работа дополняется индив. коррекцией недостатков, которые характерны для отд.групп учащихся. Эта кор.работа реализуется в процессе дифференц. похода.

 


 

 

№9.Понятие умственная отсталость, олигофрения и деменция. Современная психолого-педагогическая классификация у\о детей.

у/о – стойкое выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения цнс, которое является результатом воспалений, интоксикаций, травм, наследсв. генетич. аномалий. Олигофрения – это форма умст. и психич. недоразвития, возникающего в результате поражения цнс в пренатальный, натальный и постнатальный период. Или – состояние стойко нарушенного интеллекта, возникающего на фоне органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Деменция – слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности, критики, памяти, ослабление и огрубение эмоционально-волевой сферы, возникает в результате органического поражения головного мозга, травм, воздействие факторов вызывает повреждение почти сформировавшихся мозговых структур. Структура интел.недостаточности отличается неравномерностью различ.познават.функций. наблюдается несоответствие между запасом знаний и органическими возможностями их реализации. Проявляется в виде утраты позднее приобретенных функций.

 

Характерный признак «полевое поведение» - нецеленаправленные общие движения, расторможенность, аффективная возбудимость, некритичность, немотивированно повышенный тон настроения. Резидуальная (остаточные явления) и прогрессирующая (текущий патологический процесс). Классификация у\о М.С. Певзнер: неосложненная – уравновешенность нервных процессов, нет грубых нарушений анализаторов. сохранна эм-волевая сфера, способен к целенаправленной деятельности, поведение не имеет резких отклонений, трудолюбивы, программу усваивает успешно; осложненная нейродинамическими расстройствами (неустойчивость эм-вол.сферы) – возбудимые (эретичные) импульсивны, расторможены, беспокойны, неустойчивое внимание, истощаемость памяти / тормозные вялые замедленны, инертны, сниженная работоспособность; осложненная нарушением анализаторов (слух, речь, зрение); осложненная психопатоподобным поведением – резкое нарушение эм.-вол.сферы, недоразвитие личностных компонентов, некритичность, расторможенность влечений, аффекты; осложненная лобной недостаточностью – изменение личности по лобному типу, моторика бедна,стереотипна, речь бессодержательна и подражательна, плохо ориентируются, беспомощны, неспособны к волевым усилиям.


№ 10 Коррекция двигательных нарушений у учащихся всп.школ средствами физического воспитания.

Условия позволяющие осуществить коррекцию недостатков двигат.сферы:

учет тяжести и характера двиг.нарушений, особенностей, возрастных и половых различий;

содержание и методы физ.воспитания соответствовали двиг. и функц. возможностям у/о;

добиваться осмысления и выполнения у/о словесных инструкций;

осуществлять физ.развитие с опорой на сохранные двиг.возможности;

совершенствование двиг.сферы и познават.деятельности у/о средствами физ-ры;

системный подход к реализации кор.задач, т.е. коррекция двиг.нарушений, формирование двиг.сфер, развитие ВПФ.

Особенности развития двиг.сферы у/о: уровень сформированности двиг.сферы зависит от тяжести и характера двиг.нарушений;

отставание в развитие координации проявляется явнее в младших классах;

к 17 годам абсолютные показатели.

В процессе физ.воспитания у/о активная двиг.деятельность способствует развитию всех зон коры больших полушарий мозга, улучшение координации связей, повышение умственной работоспособности. Физич.упражнения осуществляют направленное корригирующее воздействие. Урок физической культуры, физминутки на уроке (3-4 упр. 1-3минуты), физпаузы(спортивные игры на переменах), утренняя гимнастика (8-10 минут), игры с мячом способствующие формированию навыка письма.

Основные движения: ходьба, бег, прыжки, метание.

Правильная осанка является необходимым условием для нормальной деятельности организма ребенка, подготовки его к труду.



№ 11 Классно-урочная система, ее преимущества по сравнению с другими системами обучения. Урок – основная форма организации обучения. Типы урока во всп.школе. подготовка учителя к уроку.

Урок – учебная работа. Классно-урочная система возникла благодаря Яну Амосу Коменскому в конце 16 века. Группы состоят из детей приблизительно одного возраста, одинаковой степени готовности к усвоению материала. Учитель одновременно руководит всеми учениками класса, каждый из которых усваивает материал индивидуально. Недостаток – невозможность оказания полноценной помощи отдельному ученику, постоянного контроля за его работой. Урок продолжается 45 минут (1кл – 35мин). Другие формы организации учебной работы: экскурсии, практич. и лабораторные работы, дом.работа, производственная практика, специфич: ритмика, соц-быт. ориентировка, лфк логопедические занятия. Требования к уроку: реализация в комплексе образовательной, кор-развивающей, воспитат.функции обучения; соответствие урока принципам обучения, организационная четкость урока, оптимизация учеб-воспит процесса, интенсификация учеб-воспит процесса, соответствие содержания урока учебным программам, осуществление межпредметных и внутрипредметных связей, повышение самостоятельности учащихся, каждый урок должен иметь точно сформулированную тему на доске или плакате, четко поставленные дидактич. кор. воспит. развивающ задачи, каждый урок должен наглядно оборудован, время должно быть использовано рационально, практическая направленность урока, каждый урок завершенный характер, структура урока (соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока,способствующих решению поставленных задач): организация начала урока, проверка д\з, постановка цели и задач, сообщение нового материала, закрепление изученного,повторение, сам.работа,подведение итогов иоценка работы, задание на дом.

Типы уроков:

изучение нового материала (небольшой объем) – формирование первоначальных представлений о новом материале.

закрепление и практическое применение ранее полученных ЗУНов – вторичное осмысление изучаемого материала, применение знаний на практике

повторительно-обобщающий урок, проводимый после уроков с ряд родственных учеб. тем – систематизация и повторение изученной темы

контрольный урок – проверка и контроль знаний учащихся устно или письменно

комбинированный урок – каждая часть урока продолжается от 10 до 15 минут

урок состоит из несколько общих частей:

подготовительной - создание и готовность учеников к работе, включение их в учебный процесс,

основной – ознакомление с новым материалом, его изучение, систематизация и углубление выученного, закрепление ЗУНов и повторение.

Заключительной – оценка прилежания учеников и задание на дом.

Подготовка учителя к уроку: общая подготовка (работа над содержанием учебного предмета в целом) и подготовка к отдельному уроку: четко сформулировать тему и цель урока, подбор материала, продумывание методов, оборудования, наглядности, тех.средств обучения, продумать виды самост.работы, подборка заданий, спец.вопросов, дом.задания, методику выполнения его и объяснения его учащимся, приемы учета и проверки ЗУНов. Учитель составляет план урока и конспект его.

 


№12 организация внеклассной работы во всп.школе. цели и задачи.

Внеклассная работа во всп.шкоел и школах-интернатах весьма многообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетич воспитания. В практике применяются три формы организации такой работы: массовые (праздники, соревнования), групповые (кружки), индивидуальные (обучение отд. учеников пению, вышивке). Во внеурочное время рекомендуется проводить с учащимися занятия, с тематикой: «волшебные слова», поведение, внешний вид. Занятия в кружках или школьных клубах способствует увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и худ.самодеятельности. характер занятий той или иной деятельности во внеклассное время во многом отличается от уроков, так как здесь широко применяются самые разнообразные материалы и инструменты – в процессе деятельности участвуют многие рецепторы что важно для общего развития у\о. достоинство хоровых, танцевальных кружков

 

 

в том,,что они оказывают сильное влияние на нравственное и эстетич.развитие и объединяет большое число детей с разными интересами и развитием. Большое образов. И воспит.значение для у\о имеет школьный театр, кот способствует развитию драмматич. склонностей детей, инициативы, влияет на развитие и коррекцию речи. Также проводятся тематические беседы об изобразительном искусстве, художниках, знакомство с живописью, декоративно-прикладным творчеством,что способствует расширению знаний у\о. эффективность внеклассной работы повышается если работа организуется в системе, имеет четкое планирование и предусматривает взаимосвязь мероприятий с программным содержанием уроков. Существенное значение при этом имеет учет потенциальных возможностей у/о на разных этапах обучения, соответствие форм и средств воспитания индив.особенностям каждого ребенка,, а также сочетание воспит., образоват, и коррекц целей проводимой работы.

 


 

 


№ 19 Образовательное и коррекционное значение оценки знаний учащихся. Виды контроля: текущий, периодический, заключительный. Методы.

Педагогический контроль за усвоением у/о знаний и овладением умениями является составной частью обучения. Чтобы обучение было эффективным, необходим постоянный контроль за его результатами. Только располагая сведениями об овладении учениками ЗУнов, учитель сможет правильно организоватьих познавательную деятельность, оказать им своевременную помощь. Учащиеся не всегда достаточно четко представляют, насколько успешно продвигаются в учении. Они без должной критичности оценивают свои знания, умения, не могут объективно судить об уровне понимания. сохранения в памяти учебного материала. Только учитель может дать детям критерии оценок качества ЗУНов, показать каждому ученику уровень овладения им учебным материалом. Контролируя продвижения детей, сообщая им результаты проверок их письменных работ, знакомя с оценками за устные ответы, учитель тем самым воспитывает у учащихся способность адекватно оценивать свои успехи и неудачи, правильно судить о своих возможностях в усвоении знаний. Формируя правильное отношение учащихся к достигнутым ими результатам в учении, учитель стимулирует их усилия на преодоление трудностей, воспитывает желание овладеть знаниями, совершенствовать успехи, ликвидировать отставание. Проверка и оценка ЗУНов помогает решать воспит.задачи, стоящие перед всп.школой. с помощью проверки знаний и умений должны выявляться особенности познават деятельности у/о, чтобы подчинить обучение решению задач коррекции. Наблюдение за у/о учитель ведет постоянно: опрашивает, проводит проверочные сам.работы. выделяют след. Виды контроля: текущий –наблюдения, опрос учащихся по ходу изучения учебной темы, выполнение сам.работ, содержащих небольшой вопрос, входящий в тему

Периодический – проводится после изучения программной темы, раздела.

Итоговый - в конце учебной четверти, года


 

№ 20 Охранительный лечебно-педагогический режим на уроке во всп.школе.

cон

Чередование учения и отдыха

Чередование умственной и практической деятельности

Проведение физминуток

«тропы здоровья» А.А.Дмитриев, Дульнев, Воронкова, Мирский, Петрова.

 

 


№ 22 Проверка ЗУНов учащихся во всп.школе, их образовательное, воспитательное, коррекционное значение.

Педагогический контроль за усвоением у/о знаний и овладением умениями является составной частью обучения. Чтобы обучение было эффективным, необходим постоянный контроль за его результатами. Только располагая сведениями об овладении учениками ЗУнов, учитель сможет правильно организоватьих познавательную деятельность, оказать им своевременную помощь. Учащиеся не всегда достаточно четко представляют, насколько успешно продвигаются в учении. Они без должной критичности оценивают свои знания, умения, не могут объективно судить об уровне понимания. сохранения в памяти учебного материала. Только учитель может дать детям критерии оценок качества ЗУНов, показать каждому ученику уровень овладения им учебным материалом. Контролируя продвижения детей, сообщая им результаты проверок их письменных работ, знакомя с оценками за устные ответы, учитель тем самым воспитывает у учащихся способность адекватно оценивать свои успехи и неудачи, правильно судить о своих возможностях в усвоении знаний. Формируя правильное отношение учащихся к достигнутым ими результатам в учении, учитель стимулирует их усилия на преодоление трудностей, воспитывает желание овладеть знаниями, совершенствовать успехи, ликвидировать отставание. Проверка и оценка ЗУНов помогает решать воспит.задачи, стоящие перед всп.школой. с помощью проверки знаний и умений должны выявляться особенности познават деятельности у/о, чтобы подчинить обучение решению задач коррекции. Наблюдение за у/о учитель ведет постоянно: опрашивает, проводит проверочные сам.работы. выделяют след. Виды контроля: текущий –наблюдения, опрос учащихся по ходу изучения учебной темы, выполнение сам.работ, содержащих небольшой вопрос, входящий в тему

Периодический – проводится после изучения программной темы, раздела.

Итоговый - в конце учебной четверти, года

Устный и письменный опрос.


 

№21 Пути активизации познавательной деятельности на уроке во всп. школе

Чтобы возникла деятельность должен сформироваться мотив, который побуждает и направляет деятельность на достижения предмета данной потребности. Недостаточное использование противоречий обучения для его активизации объясняется воспитанной у учащихся установкой на постоянное получение помощи от учителя и тенденцией на сглаживание противоречий.

Среди многих средств активизации учения можно выделить два магистральных: проблемное обучение и самостоятельная работа. Отдельные приемы проблемного обучения успешно применяются в всп.школе. к ним относится проблемная ситуация в качестве способа активизации учения. Проблемная ситуация определяется как интеллектуальное затруднение, возникающее в случаях, когда человек не может действовать стандартно, он поставлен перед необходимостью искать решение. Условия для активизации учения:

1. Четкость, конкретность и оптимальная трудность задаваемого вопроса.

2. Содержание вопроса связано с опытом учащихся

3. К высказываниям по поводу проблемной ситуации у\о приучают с млад.классов

4. Высказывания у\о стимулируются наводящими вопросами, поощрениями за частично верные вопросы

5. В отд случаях, учитель организует встречу с новым на практике.

6. Использование эффекта неожиданности проблемы

Возникновение и стабильность внутр. Мотивов во многом зависит от того, достигает ли ребенок успеха в учебе. Успешность выполнения у/о учебных заданий во многом определяется методическими и организационным уровнем обучения, который можно рассматривать в числе значимых факторов активизации учения и развития у/о. в первый период обучения в мастерских существенную роль играют внешние мотивы учения (требования учителя, стремление не отставать от сверстников, оценка, отношение родителей к деятельности). Мотивирующими факторами являются общественная значимость продукции. Сила мотивов связана с эмоциями, возникающими у у/о в процессе учения. Познавательная деятельность представляет для у/о большую трудность, которая проявляется в неправильных результатах учения. Низкая успешность учебных действий создает отриц эмоц фон учения, что затрудняет кор. работы. Большое значение имеет психологический климат в классе, который зависит от стиля руководства учителя. На отношение к учению влияние оказывает организация досуга у/о во время перемен и внеклассной работы после занятий. Эффективность кор работы связана со стимулирующей ролью применяемых методов обучения. Активность учащихся должна создавать все методы уч-восп работы. Существуют методы стимулирующие учебу (Бабанский Ю,К.): методы формирования познавательных (учебных) интересов – интересы у\о отличаются неустойчивостью, неинтенсивностью, неосознанностью недифференцированы. Действует здесь положит. эмоции созидания, при выполнении продукции, отличие деятельности на труде от уроков по предметам, потребность в овладении профессией в старших классах, потребность в труде на общую пользу; методы формирования чувства долга и ответственности в учении: учитель заставляет задуматься у\о над тем, что из дальшейшая судьба связана с успеваемостью в трудовом обучении, приучение к трудовой деятельности, общественно полезному труду.

К факторам, активизирующим у\о в учении, относится оценка учебы и ее результатов. Еще достингается путем использования пед приемов взаимодействия учителя с у\о (эмоциональность речи учителя).

 


Билет№54

Внутришкольный контроль

Эффек-ть руководства уч-восп процессом в шк-интернате в основном опр-ся правильн.осуществлением системат. разносторон. внутришкол.контроля. Он охватывает все многогран. Стороны уч-восп процесса и администр-хоз деят-ти.Директор в/ш,его заместители должны располагать полн.достовер.всестор.инф-й о деят-ти кажд учителя,восп-ля,а также о качестве ЗУНов уч-ся,ур-не их дисциплин-ти.

Несомнено,что квалифицир.системат. контроль за деят-ю пед. коллектива влияет на повыш-е ответ-ти кажд.учит-ля и восп-ля за качество уч-восп.работы.

Директор шк. и его замы ежедневно общаются с уч-ся,уч-ми и восп-ми, посещают уроки,внекл.мероприятия, анализ-т классн.журналы, дневники,тетради уч-ся.

Но наиболее распр.недостаток в том,что руководители при посещении уроков и восп-х занятий оч.мног. вним. уделяют внеш. формам орг-ии урока или внеклассн.занятия, недостат-но анализ-я при этом содерж-е и рез-ты. Подчас анализ посещён.уроков огранич-ся лишь рассмотрением их стр-ры урока,методов, акт-ти уч –ся,наличием нагляд.средств.Однако и они оценив-ся зачастую субъективно и односторонне.При этом упускается из виду сам.главн. –усвоение знаний,их осознаность, умение ими польз-ся в практ. ситуациях.Последнее крайне необх-мо во в/ш,где весь проц.обуч-я имеет практ-ю направл-ть.

Качество знаний уч-ся следует также проверять путём изуч-я ответов детей во время посещ-я уроков.Весьма полезно-проведение руков-ми шк. кратк.бесед с уч-ся,требующих от дет. ответов с опорой на приобретён-е в проц.обуч-я ЗУНы.Но необх. учит-ть,что проведение таких бесед не может проходить стихийно. К ним надо оч.тщательно готовится, отбирать элементар.материал,имеющий практ.знач-е и применяемый чаще в разл.жизнен.ситуац-х.

Больш.знач. в сист. внутришк.контроля имеет тематич.контроль,кот. пров-ся для изуч-я работы всего пед.кол-ва или отдел.методич.объединения над одной из актуал.пед.тем. Например:разв-е логич.мышл. в проц. изучения общеобразоват-х предметов,работа по разв. речи уч-ся в проц обуч и восп.

В сист.внутришк.контроля одним из рационал-х методов получ-я объектив.инф-ии явл-ся метод статист.анализа.В шк. имеется больш.объём таких данных.На их основе возможно проводить анализ многих сторон деят-ти шк. Например: изуч-е возраст.состава выпускников в сравнит.плане по годам;результаты выпускн. Экзаме-нов по труд.обуч-ю;ознакомл-е с раб-й по внеклас.чтению идр.

Особ.знач.имеет учёт трудоустройства выпускников наличие данных о том как они работают,какова их судьба.Катамнестич.данные, кот. необх-мо ежегод.анализ-ть,дают объектив.хар-ку качества уч-восп работы и говорят о правильности выбора профилей труд.обуч-я,ур-не соц-быт адаптации.

Труд уч-ля и восп-ля оч.сложен,он связан с больш.умств,эмоц и нервн напряж-м.Деловая творч.обстановка может быть в тех кол-х,где руков-ли шк. уважительно относятся к педагогам,бывают предельно справедливы к ним.Компетентность и пед.такт, своевр.квалифицир.помощь уч-лю и восп-лю положительно влияет на сачувствие и настроение в коллективе.

 

 

№13 Методы обучения

Метод – способ организации позн-й деят-ти, приём – часть метода.

В зависимости от позн-й деят-ти уч-ся, характера деят-ти учти-ля методы делятся на: а) объяснит-но-иллюстративные; б)репродуктивные;в) частично-поисковые(эвритические); г) исследовательские.

Существует бинарная классф-я методов, суть кот-й состоит в том, что они распределяются на методы преподавания и соотв-щие им методы учения: инструктивному методу – практический, объяснительно - побуждающий.

Ю.К. Бабанский предлагает класс-ию на основе теории дея-ти человека. Выделяет группы методов организация и осуществление учебно-познавательносй дея-ти, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля. Классф-ия учитывает основные положения – комплексность, системный подход, многомерность метода, его обусловленность объективными и субъективными факторами.

Т.А. Ильина – внутри первой группы деления по дидактическим целям: а) методы, используемые для сообщения новых знаний; б)методы используемые для приобретения новых знаний,в) закрепления и обработки умений и навыков, г) методы работы с техническими средствами, д) самостоятельная работа, е) программирование обучения и проблемно-поисковый. ж) контроля и самоконтроля.

При выборе МО необходимо учитывать принципы обуч.(особ-но пр-п корр.направленности). В процессе обуч. широко используются словесные (методы устного изложения материала: рассказ, объяснение, лекция, работа с книгой, беседа), наглядные (демонстрация, экскурсия, самостоятельное наблюдение) и практические (упражнения, работа в мастарских, лабораторные работы) методы.

1. Методы для сообщения новых знаний: а) объяснение -истолкование отдельных понятий, явлений, правил, приемов работы с инструментами, слов и терминов. Условия применения: - небольшой и доступный материал; -непродолжительное его изложение; - сопровождение наглядностью или показом приемов выполнения работы; -возможность задать?-ы на понимание. б) рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала: -рассказ-вступление (восприятие нового материала); - рассказ-изложение (раскрывается содержание новой темы); - рассказ-заключение (обобщение изученного, выводы);- рассказы-описания (создание представлений определенных образов, геогр. объектов, истор. обытий). Условия: - небольш. объем, ограниченные по кол-ву новых понятий, достоверность сведений, четкое и доступное содержание, эмоциональность учителя для заинтересованности учащихся, яркая наглядность, примеры, звукозапись.

Рассказ может проводится в начале урока или материал делится на короткие части, каждая из которых завершается выполнением упражнений. в) метод демонстрации - применяется в сочет-и с др.методами. Демонстрироваться могут: реал. объекты, работа механизмов, опыты, все виды учебной наглядности(натуральная,

 

 

 

 

образная, символическая, схематическая). ТСО использ. при закреплении, повторении, при сообщении новых знаний, самоконтроля.

Требования к нагл-ти: 1.соответствие основной задачи обучения, 2.определить этап урока, когда будет проводится работа, 3. ограниченность.4. последовательность 5.доступные ср-ва наглядности 6. удачное место расположения в кл.

3. Методы приобретения новых знаний 1. Беседа – вопросительно-ответный метод,применяется для сообщения,закрепления,повторения,контроля. По месту в учебн. Процессе они делятся на вводные, текущие, заключительные.

Для беседы выбирается небольшой мат-ал, ко-ый легко делится на логич. Части, каждая часть, каждая часть разделяется по?-ам. Необходимо четко продумывать?-ы и предполагать ответы. 2.Наблюдение – целенаправленная планомерная, различная по длительности восприятие человеком явлений предметов окр.мира. Используется с целью обучения, замечать изменения в природе, жизни.

Работа с книгой – метод получения новых знаний, закрепления. Повторения, систематизации, обобщения. Гл.цель- подготовка к самообразованию.

Игра – применяются дидакт. игры на разл. уроках с целью закрепления и повторения.Сочетаются с рассказом, беседой,объяснением.наблюдением,упражнениями. Условия: доступность по сюжету и движениям, тесная взаимосвязь с программным материалом и темой урока, учет психофиз-их особенностей детей, предварительная работа перед проведением, хорошее оснащение.

Упражнение – цель:закрепление знаний, совершенствование умений и навыков, в зависимости от цели урока делятся на обучающие и проверочные. По форме выражения мысли на устные и письменные. По месту оформления: домашние,классные. Эфф-ть зависит от условий:сознательное выполнение задания. Соблюдение последовательности в подборе упражн. Постепенное усложнение уровня трудности, самост-ти выполнения.

Лабор-но-практ-ие работы. Цель: приобретение новых знаний, закрепление.

Методы работы с ТСО -кинопособия, грампластинки, магнитофон.записи. Мл.шк – 15мин. Ст.шк – 20-25мин. После просмотра проводится беседа, в ходе показа с пом.?-ов привлекать внимание к главному.

 

Программированное обучение – вид сам-ой работы, используется как метод.Хар-но: расчленение материала на небольшие группы. Послед-сть выполнени опред.действ.проверка, соблюдения ответов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.081 с.)