ТОП 10:

Монополия и ее происхождения



 

Монополия – от греч. – один продаю; от лат. моно и полис – один властвует; - наз-ся ситуация или явление, к-рое характер-ся асимметрией в отношениях власти. В эконом. системе М проявляет себя в форме частной собственности, т.е неразде-ленного ни с кем права принимать решения по поводу сущ-ния или ф-ния объекта или субъекта, наход-ся вне пределов данного. В этом смысле 1значение М определилось Марксом (эконом. рукописи 1858-59). Происхождение М: Маркс считал что в эк. сис-ме М проявляет себя как результат истор. процесса развития конкуренции. Он рассм-л М как тип рын.структуры, для к-рой харак-но взаимодействие множ-ва покуп-лей однородного продукта с единств-м продавцом, т.е сит-ция при к-рой весь V предложения товара на дан.рынке осущ-ся единств-м продавцом так, что именно он определяет цену и условие продажи т-ра на рынке. 2 основных проц-са, приводящие к образов М (Ленин): 1.Сущностный («Подрыв М-ей то-варного произв-ва») М происх-т из конкур-ции, модифицирует её и отрицает. В основе возник-ния М лежит проц-с, описыв-й законом стоим-ти (конкур.борьбы). 2.Централизация – проц-с добровольного или насильственного объединения уже сущ-щих произв-в и капитала в управление отдельного собственни-ка (слияние или альянс). 4 вида М-ких объединений (Ленин): картели (Герм)-форма М.О, при к-рой дележу подвергаются рынки сбыта, тресты (США)-участники не самостоятельны в вопросах произв-ва,сбыта и управления,но самост-ны в фи-нансах, синдикаты (Рос)-соглашающееся о дележе рынков сбыта и установлении норм произв-ва, концерны (Франц)-объединение всех сторон деят-ти и как правило во главе – крупные банки.

 

 

Механизмы монополии

 

Мех-м М. М возникает там и тогда, где и когда формир-ся высокие барьеры для вступления в отрасли. Это м.б связано с экономией от масштаба произв-ва, когда по мере увеличения V произв-ва, величина средних постоян.затрат уменьш-ся на столько что перестает играть сколько-нибудь значительную роль. 3 вида М: 1.Абсолютная – харак-ет деят-ть гос-ва и свя-зана с распределением политич.власти гос-ва не только на экономич. но и соц.подсистему; 2.Чистая – редкое эконом.яв-ление, при к-рой 100% V произв-ва и предложения данного то-вара предлагает единственный производитель. Возникает если сущ-ет незамененный рес-рс или продукт; 3.Нормальная – связана с такой ситуацией, в к-рой больш-во товаров данного вида реализуется на рынке данным произв-лем.

 

Билет (?)

Олигополия

 

Олигополия – (от олиго – много, полис – власть) – струк-тура рынка, при к-рой сущ-ет возм-ть явного или неявного сговора между продавцами по поводу цен и условий купли-продажи товаров. Различают 2 вида: 1)Плотные – условно от-раслевые стр-ры, насчитывается от 2х до 8 продавцов;2)Разря-женные – более 8 прод-цов, считается что в первом случае возможны явные сговоры, а во 2м неявные.
С точки зрения реализованного на рынке продукта различают ординарные и дифференцированные. При ординарных – продукция стандар-тна, однородна, с кач-ной точки зрения выигрыш производи-теля не может быть значительным. Дифференц-ные О – хакт-но, что выпускается широкий ассортимент продукции и кач-ные различия могут быть существенны. Значение в теории О. имеют: местоположение предпр-тий (некоторые виды регио-нальных и нац.рынков, обслуживаются незначительным кол-вом продавцов). Теория О учитывает наличие межотраслевой конкуренции, связанной с произв-вом товаров субститутов и наличием возможности импорта.

 

Характерные черты олигополии:

Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти (сталелитейная и автомобильная промышленность, производство стройматериалов).

Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба. Кроме эффекта масштаба, олигополистическая концентрация порождается патентной монополией (фирмы «Ксерокс», «Кодак», «IBM»), монополией контроля над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу.

Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Специфическим фактором ценообразования в условиях олигополии является стратегический план реакции олигополиста на ожидаемые действия конкурентов.

 

Возможны 2 основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.

 

Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

 

 

Билет (?)

Монопсония.

 

Монопсония — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множ-вом продавцов, диктуя им цену и V продаж.Чистая М - редкое явление. Она может сущ-вать в небольших городах, в к-рых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыноч.предложения, т.к продажа этого товара другим покупателям запрещена. Примером монопсонии явл-ся рынок труда, на к-ром сущ-ет множ-во работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы. М возникает при след. условиях: 1)на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо 1 крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в 1 группу и выступающих как единый наниматель труда; 2)этот вид труда не имеет высокой мобильности; 4)фирма-монопсонист сама устанавливает ставку зарплаты, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

 

При совершенном конкурентном рынке труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предл-ния труда в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса — труда. В условиях же М сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предл-ния труда для фирмы и отрасли совпадают. Но для отдельной фирмы-монопсониста кривая предл-ния труда показывает не предельные, а средние величины изд-жек на наем труда, для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек (AC), а не предельных.

 

Билет







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.005 с.)