ТОП 10:

Потребители и их рыночное равновесие



 

Потребители – субъекты рынка, удовлетворяющие свою потребность в том или ином виде товара (услуги). Ими могут быть как конечные П, покупающие товар для удовлетв-ния собств.потреб-й, так и посредники, покупающие товар для перепродажи.

 

Поведение потребителя на рынке. Поведение потребителя на рынке определяется двумя особенностями: предпочтением полезности определенного потребительского набора и ограниченным бюджетом (доходом) для приобретения товара. Однако, делая свой выбор, потребитель стремится максимизировать удовлетворение своих потребностей.

 

Потребительские предпочтения. Предпочтения множеств потребительских наборов означают последовательность, порядок предпочтений, которые расположены по степени их желательности субъектов (предпочтения потребителями одного набора потребительских товаров и услуг по отношению к другому).

 

Потребители делают свой выбор путем сравнения наборов потребительских товаров и услуг. Располагая определенным доходом с учетом сложившихся цен, покупатель может и желает приобрести то или иное количество товаров, тот или иной набор товаров и услуг. Но сочетание данных товаров и услуг может меняться. Совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей покупателя, называется кривой безразличия. Она показывает, что в каждой точке есть набор товаров, обеспечивающий одинаковое удовлетворение потребностей покупателя. Поэтому потребитель (покупатель) безразличен к выбору наборов .

 

 

Рыночное равновесие

 

Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.

 

Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).

 

Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

 

Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

 

Билет

Бюджетная линия показывает различные комбинации 2х продуктов, к-рые могут быть приобретены при фиксированной величине денеж.дохода. Расположение БЛ зависит от: величины денеж.дохода; изменения цен товаров. если БЛ будет в точке С то потреб-ль не сможет купить опред-е кол-во А и Б.если в С1 то покупка возможна, но при этом часть бюджета будет не израсход-а.
Уравнение БЛ: У=p*y+z*x БЛ показывает процесс замещения товара А товара В.Снижение денеж.дохода при условии, что цены на товары остаются неизменными, приводит к параллельному смещению БЛ влево. Соответственно увеличение денеж.дохода приводит к смещению БЛ вправо. Если цены на оба товара будут изменяться пропорционально, т. е. увеличиваться или уменьшаться в одно и то же кол-во раз (например, при 10% инфляции все цены увеличиваются в 1,1 раза), то БЛ также будет параллельно перемещаться; если цены пропорционально возрастут, то БЛ сместится влево и, наоборот, снижение цен переместит БЛ вправо. Отсюда следует, что если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (или одновременно пропорционально понизятся), то положение БЛ не изменится. В этом состоит смысл индексации доходов населения: инфляционное повышение цен, к-рое приводит к параллельному смещению БЛ влево, сопровождается одновременным пропорциональным (т. е. в то же количество раз) увеличением дохода (что смещает БЛ параллельно вправо), и БЛ, а значит, и реальное благосостояние потребителей не меняются.

 

 

Кривая безразличия-U1-совокупная полезность товара А и В. Все точки и точка С0 не имеют общих точек с БЛ Х0 и У0 т.е желая получить потребность, потребитель не сможет купить нужного кол-ва товара АиВ одноврем-но. Если потребитель захочет получить КБ U2 то ей принадлежат точки С1,С2,С3. С точки зрения полезности точки одинаковы т.к принадлежат одной и той же КБ, но с точки зр-я расхода бюжета очевидно, что в точках С1 и С3 на получения С2 той же полезности затрачено больше денег. => U2 не явл-ся оптимальным. Тогда с точки зр-я матем-и будет строгим предполож-ть что след-ет выбрать полезность U3-КБ ,к-рой имеет одну общую точку Е. В этой точке потребитель совершает свой выбор т.к получает желаемую полезность путем покупки АиВ.

 

Билет

Эффекты в потреблении

 

Эффект присоединения к большинству — эф-кт увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, к-рый покупают другие. Решение, принимаемое субъектом, зависит т обр-м от мнения и поведения других субъектов. Пример эф-кта - мода.

Эф-кт сноба - явление, противоположное эф-кту подражания. V спроса «сноба» тем меньше, чем больше данного блага покупают другие. Особой разновидностью ЭС явл-ся эф-кт престижа, выражающийся в покупке благ, обладание к-рыми подчеркивает исключительность их владельцев, к-рые могут себе позволить то, что недоступно другим.

Эф-кт Веблена — рост величины спроса на товар при увеличении цены товара, наблюдаемый в условиях демонстративного потребления, когда богатые приобретают товар, чтобы продемонстрировать свои возможности. ЭВ харак-зует. величину, на к-рую возрастает индивидуальный спрос вследствие увеличения цены на рассматриваемый товар. Эф-кт наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, что и вызывает дополнительный спрос.

Эф-кт дохода - изменение реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага. Если денеж.доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное кол-во благ, к-рое можно приобрести на его денеж.доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денеж.доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ. Это и есть ЭД, отражающий влияние изменения цены на величину спроса на блага, к-рое имеет место из-за влияния этого изменения на величину реального дохода потребителя.

Эф-кт замены (замещения) - замена одного блага другим, обусловленная изменением их относительных цен. Понижение цены блага вызывает рост V спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие блага повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подешевевшим благом другие блага, оказавшиеся относительно более дорогими. Наоборот, если, например, цена какао растет, а цены остальных благ неизменны, то какао становится относительно дороже. В этом случае его будут покупать меньше, а чая купят больше.

 

 

Билет







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.004 с.)