ТОП 10:

Труд как экономический ресурс. Земля как экономический фактор



+22 билет

Принято выделять четыре вида экономических ресурсов: земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Эти виды ресурсов иногда называют также факторами производства.

 

Термин земля в экономической теории означает природные ресурсы, т.е. площадь, расположение и плодородие земли, полезные ископаемые, климат, лес, запасы воды, гидроэнергии и т.п. Однако природные ресурсы играют не только пассивную роль источников сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания стоимости продукции по сравнению с величиной издержек (например, колос, вырастающий из одного зерна). Таким образом, земля – это один из важных источников «чистого продукта», т.е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.

 

Труд как экономический ресурс обычно характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных функций. Затраты труда принято оценивать количеством отработанных человеко-часов и расходами на персонал, включающими заработную плату и социальные выплаты.

Труд как экон.ресурс харак-ся численностью работников, их квалификацией. Доход от труда – зарплата. Компоненты трудового потенциала: здоровье, образование, активность, профессионализм и т.д. Т представляет собой интеллектуальную или физич. деят-ть, направленную на изготовление благ и оказание услуг. Время, в течение к-рого чел-к трудится – рабочее время или рабочий день. На продолжительность рабоч. времени оказывают влияние интенсивность и производительность труда, безработица. Интенсивность Т – степень расходования физич. и умственной энергии в единицу времени. Производит-ть Т – выпуск продукции в единицу времени.

 

Земля как экономический ресурс

 

Наряду с трудом и капиталом важнейшим фак-ром производства является земля. З для человека является средой обитания, источником минеральных и органич.рес-сов, сферой приложения труда, капитала. Особенностью З как эконом.рес-са явл-ся её ограниченность (З определенного кач-ва, расположенная в определ-м месте). Спрос на З вкл-ет в себя 2 составляющих: спрос с/х и нес/х потребителей. Для с/х потреб-лей цена З определ-ся её плодородием, а для нес/х потреб-лей – местоположением и подготовленностью к использованию (для строит-ва зданий и т.д).Основными фак-ми, влияющими на предложение З явл-ся плодородие и её геогр.положение. Рента – регулярно полу-чаемый доход с З и всех тех рес-сов, кол-во к-рых ограничено. Рентные отношения складываются между собственником З и арендатором. В рын.хоз-ве З явл-ся предметом купли и продажи.

 

Земля - в экономической теории это все естественные ресурсы, используемые в производстве продуктов и услуг. Это то, из чего производятся продукты, потребляемые человеком. К этим ресурсам относятся собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса. Естественные ресурсы выступают в качестве предметов труда, то есть тех предметов, на которые направлены труд человека и которые им преобразуются с помощью средств труда. Предметы труда и средства труда вместе взятые образуют средства производства.

 

Предпринимательская способность как фактор производства - это особый вид человеческих ресурсов, способность объединять все факторы производства в каком-то производстве, способность рисковать и внедрять в производство новые идеи и технологии.

 

Билет

Капитал и его сущность

 

Капита́л (от лат. capitalis — главный, главное имущество, главная сумма) — совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Под денежным капиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями. Направленные на потребление ресурсы капиталом не являются.

 

Процессу использования капитала с целью получения дохода предшествует процесс купли-продажи его.

 

Совокупность сделок по купле-продаже капитала образует рынок капиталов.

 

Физический капитал, как и всякий товар, продается и покупается по определенным ценам. В основе цены на капитал лежит чистая производительность капитала. Разница между суммой дохода, полученного с помощью капитала, и суммой затрат на приобретение того же капитала составляет величину чистой производительности капитала. Таким образом, цена капитала - это тот доход, который способен принести этот капитал в процессе использования.

 

Чистую производительность капитала, выраженную в процентах, называют «естественной» нормой процента, так в развитых странах способность капитала приносить доход считается его естественным свойством. Капитал пользует спросом потому, что он производителен, т.е. - способен приносить доход.

 

Капитал — это определенная сумма благ в виде материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса в дальнейшем производстве. Поэтому капитал есть сумма так называемых капитальных благ, т.е. благ по производству других благ. Капитальным благом можно считать кирпичи (из них сложат дом), станки (на них изготовят детали будущих легковых машин), телевизор (он воспроизведет телепередачу) и т.д.

 

 

Билет

Спрос на товары. Факторы спроса.

 

Потребители в рыночной экономике выступают носителями спроса. Тогда в наиболее широком смысле Спрос – объём потребности в товаре данного вида, предъявляемый конкретный потребителем в данном месте и в данное время и выраженный в деньгах. Спрос в своей основе имеет конкретную потребительную стоимость, носителем которой является определённое товарное тело. Но для рынка принципиально важным является то, какую цену готов заплатить за данный товар в данный момент времени конкретный потребитель. Поэтому выраженность в деньгах Отражает стоимость и его хар-ку. Спрос можно рассматривать как способность и возможность данного покупателя приобрести товар в данном месте и в данное время. Величина спроса определяется как стоимость тех товаров, которые покупатель может и хочет купить.

Наиболее значимымый фактор, оказывающий влияние на спрос – цена товара. Изменение цены вызывает изменение спроса.

Важнейший фактор – потребительски предподчтения. Они индивидуальны в одно и то же время, т.к формируются под воздействием психо-физиолгических характеристик. Так же предпочтения могут быть сгруппированы, т.к большие группы людей имеют близкие или схожие потребности.

Cчитается,что рост доходов потребителя приводит к увеличению спроса.

изменение в распределении доходов внутри данного хозяйства вызывает изменение спроса.

Если цена субститута растёт, то спрос на данный товар вырос….

Изменение общего количества людей.

Закон спроса, кривая спроса…

 

Спрос - это желание и возможность потребителя купить определенное кол-во товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

 

Различают:1)индивидуальный С – это С конкретного субъекта 2)рыночный С- это спрос всех покупателей на данный товар. Факторы оказывающие влияние на С:1)доходы потребителей 2)вкусы и предпочтения потребителей 3)цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары 4)запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей) 5)информация о товаре 6)время, затраченное на потребление. Закон С: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить. Кривая с -отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

 

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве.

 

ФАКТОРЫ СПРОСА (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса.

 

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности.

 

Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.

 

Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции.

 

Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода.

 

Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары, поэтому данный фактор не используется в модели

 

 

Билет







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.06 с.)