Практические аспекты организации досуговой деятельности подростков в П. Сосновка карпинского района свердловской области. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические аспекты организации досуговой деятельности подростков в П. Сосновка карпинского района свердловской области.



АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ в п. СОСНОВКА

Население п. Сосновка составляет 973 человек, из них детей и подростков до 18 лет - 118.На территории посёлка находится общеобразовательная школа и центр развития и досуга "РАДУГА". Его посещают (78) подростков. Коллектив центра "РАДУГА" проводит большую работу по эстетическому воспитанию подростков. Регулярно проводятся тематические вечера, на которые приглашаются ребята старших классов из общеобразовательной школы. Вечер вальса, вечер танца, проводятся вечера и концерты, посвящённые творчеству известных композиторов. Так же организованы секции: фитнес-класс; настольный теннис; секция по шахматам; ритмика.

Воспитательная система помогает упорядочить работу по основным направлениям и добиться определённых результатов:

- вовлеченность учащихся в мероприятия центра

- формирование у подростков ценностных ориентаций, соответствующих нормам нашего общества.

Таким образом, мы видим, что в данном поселке всего два социальных института, которые поддерживают досуговую функцию. Что, естественно, не позволяет разносторонне организовать досуг и свободное время для подростков посёлка Сосновка.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

Нами был проведён опрос на тему "Досуг подростков". В опросе приняли участие подростки в возрасте от 13 до 15 лет, а именно учащиеся 7-9 классы. Возрастной состав выборки выглядит так: 13 лет - 12 человека, 14 лет - 15 человек, 15 лет - 11 человека. Мы ставили цель определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга.

Приложение №1. Насколько Вы удовлетворены проведением досуга в Вашей сельской местности? Исходя из результатов данной диаграммы, мы можем сделать вывод, что большинство подростков довольны, но не совсем проведением досуга в их местности. Это можно объяснить тем, что сельская местность не располагает всеми доступными средствами для организации разносторонней и полной организации досуга для подростков. В основном с ребятами работает только Центр досуга «Радуга» и школа. Центр досуга «Радуга» предоставляет хоровые, танцевальные и художественные кружки и занятия, а школа спортивные секции. Досуговая деятельность в п. Сосновка осуществляется на художественном уровне, а не на профессиональном. На селе много талантливых подростков, но недостаточно досуговых учреждений, которые бы способствовали реализации способностей, увлечений и интересов подростков.

Приложение № 2. Каким видом деятельности Вы предпочитаете заниматься в свободное время? Большинство подростков в возрасте 13-15 лет, участвовавших в опросе, достаточно не однообразно проводят свое свободное время. Самым предпочитаемым времяпровождением для подростков являются компьютерные игры (50%),просмотр ТV (25%), занятие спортом и физкультурой (15%) и общение с близкими, соседями, друзьями (5%). (5%) помощь родителям.

Приложение №3. Являетесь ли Вы членом какого-либо кружка или досугового объединения в своем посёлке? Большая часть из опрошенных (65%) являются членом какого-либо кружка или досугового объединения в посёлке Сосновка.

Приложение №4. Если да, то какой мотив Вашего участия в нем является преобладающим?

Преобладающим мотивом участия является желание получить новый для себя объём информации, знания, умения и навыки. Это можно объяснить тем, что в селе практически не осталось многодетных семей, дети стремятся выйти куда-то, получить дополнительное общение, проявить себя.

Приложение №5. Можете ли сказать про себя, что в рамках своего свободного времени, в условиях сельской местности Вам удается достаточно полно реализовать свои таланты и увлечения, умения, личные навыки и способности? Из результатов диаграммы, можно сказать, что большинство подростков далеко недостаточно могут реализовать свой талант и увлечения, умения, личные навыки и способности в данной сельской местности. Вроде ребята реализовали свои способности, их заметили на уровне посёлка, но когда они достигли определённых результатов, им хочется идти дальше, закреплять и улучшать свои способности и умения, но дальнейшего развития они не могут получить, так нет возможности, например, выехать в город.

Приложение №6. В чем выражается Ваше личное участие в культурно - массовой работе Вашей местности? Из данной диаграммы следует, что личное участие в культурно-массовой работе выражается тем, что подростки участвуют в концертах, проводимых мероприятий в клубе, библиотеке, музее и т.д.

Приложение №7. Какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в своей деревне? Респондентам был задан вопрос, "Какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в своем поселке?". 20 % опрошенных просят организовать секции по катанию на коньках и футболу в зимний период, 20% - организовать бесплатные клубы по интересам, 30% -- обучению бальным танцам, театр и т.д.

В качестве оценки полноценности досуга и свободного времени мы использовали два основных критерия. Первый - объём свободного времени (время), отводимого на организацию досуга. И второй критерий - это содержание досуга (формы). Согласно полученным результатам представленных в таблице, средний показатель досугового времени подростков сельской местности составляет 3 часа 45 минут в день.

Содержание досуга определяется интересами подростков. Важное место в структуре досуга подростки уделяют занятиям игре на компьютере 1 час 10 минут, физкультуре и спорту - 1 час, общению с близкими и друзьями -1 час, прогулка - около часа. Особую тревогу вызывает отсутствие интереса к чтению литературы, настольным играм у подростков. Мы считаем, что это связано с тем, что подростки предпочитают свободное время занять игрой на компьютере и Интернет.

Анализируя полученные результаты нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы.

1) Учащиеся имеют четко сформированное мнение по вопросам организации досуга.

2) Досуг подростков не разносторонний, возможностей для реализации способностей, умений недостаточно

3) Проблема посёлка в том, что люди, работающие с детьми и организующие досуг уже предпенсионного возраста, у которых уже нет сил, чтобы ходить с ребятами в походы, проводить секции и занятия.

4) В село не едут молодые специалисты, которые бы активно работали с детьми и организовывали разносторонний досуг.

5) В сельской местности нет квалифицированных специалистов, которые бы организовали досуг.

6) Средний показатель досугового времени подростков сельской местности составляет 3 часа 45 минут в день.

7) Распространенные формы досуга: занятия физкультурой и спортом, игра на компьютере, общение с близкими и друзьями, просмотр телевизора.

8) Не интересны подросткам такие формы досуга как: чтение литературы, слушание музыки, подвижные игры.

Таким образом, подросткам, проживающим в данном посёлке, недостаточно создано условий для раскрытия своих способностей (секции по катанию на коньках и футболу в зимний период, обучение бальным танцам, театр и т.д.), показать себя, заниматься любимым делом. По результатам, которые у нас получились, мы считаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ В п. СОСНОВКА.

 

На основании проведенных исследований и полученных результатов, мы предлагаем рекомендации по организации досуга и свободного времени подростков в п. Сосновка:

1) включать родителей в совместную с детьми досуговую деятельность, чтобы они были заинтересованы в способностях своих детей и помогли им их реализовать;

2) использовать возможности семьи для организации свободного времени детей, их товарищей по двору, классу, школе (домашних библиотек, аудио - видеоаппаратуры, спортивно-туристского инвентаря, музыкальных инструментов).

3) открывать кружки, клубы, творческие объединения для организации досуга в соответствии с интересами детей;

4) инициатором создания и организации работы с подростками и молодёжными объединениями должен выступать социальный институт села: школа, сельский клуб, музей, сельская администрация, комитет по делам молодёжи, крестьянское хозяйство и т.д.;

5) основу развития молодёжного движения на селе должны составлять традиции, которые являются формой передачи воспитательных ценностей от одного поколения к другому, их необходимо сохранять.

6) развивать современные молодежные объединения, которые должно строиться на внедрении новейших информационных технологий, телекоммуникаций.

7) организовывать в социуме совместную общественно-полезную и культурно-досуговую деятельность подростков и взрослых;

Перспективный план работы центра досуга и развития «РАДУГА»

Сентябрь

 

· Игровая программа ко Дню Знаний «Большая перемена»

· «Клуб приглашает друзей» - дни открытых дверей в клубе

· Вечер памяти, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом «Памяти Беслана» посвящается.

· Мероприятия по профилактике наркомании, по пропаганде ЗОЖ

· Мероприятия по правовому воспитанию и по профилактике правонарушений

· Мероприятия по толерантности

· Мероприятия по профилактике межэтнических отношений

· Мероприятия по ПДД

· Конкурс рисунка «Золотая осень»

· Туристический слет

Октябрь

· Мероприятия в рамках Дня пожилого человека – «Дорогие мои старики»

· Игровая программа ко дню учителя – «Хочу быть учителем»

· Реализация социально-значимой акции в рамках «Осенней недели добра»

· Общегородской субботник - «Чистый город»

· Трудовые десанты по уборке прилегающей к клубу территории- «Чистый дворик»

· Генеральная уборка в клубе – «Чистота – залог здоровья»

· Трудовая операция – «Уют»

· Спортивная игра- «Мы – здоровые ребята

· Беседа – «Берегите нашу планету»

Ноябрь

 

· День всенародного единства- история праздника, беседа.

· Программа «возрождение» - нравственные ценности.

· Урок нравственности - тема «Верность»

· Беседа в рамках дня отказа от курения – «Не кури!»

· Программа, посвященная Дню Матери – «Мамочка моя»

· Внутриклубные турниры по теннису, шашкам, шахматам

· Семейная экскурсия в музейный центр в палаты- «Вместе с мамой»

· Обновление стенда - «Информация для родителей»

· Участие в конкурсе проектных работ – «Моя родословная»

· Международный день толерантности – беседа «Многонациональная Россия»

· Беседа по правовому воспитанию – «Его величество закон»

· Участие в конкурсе проектных работ – «Семейные трудовые династии»

Декабрь

 

· Мероприятия по профилактике наркомании, пропаганде ЗОЖ, в рамках дня борьбы со СПИДом

· Участие в городском фестивале-конкурсе «Зимушка – зима»

· Новогодний праздник «Веселых масок карнавал»

· Уроки нравственности тема «Мужественность»

· День конституции РФ, беседа «Уроки конституции»

· Конкурс рисунков «Новогодние желания»

· Открытие мастерской Деда Мороза (изготовление новогодних украшений на елку в клубе и на улицу)

· Игровая программа «Саквояж веселых затей»

 

Январь

 

· Программа «Рождественские гадания»

· «Терроризм – угроза жизни» - беседа

· Экологическая игра «Планета загадок»

· Конкурс чтецов «Зима»

· Беседа по правовому воспитанию – «Конфликты, контакты»

 

Февраль

 

· Организация творческой смены

· День святого Валентина, литературный вечер

· Пропаганда ЗОЖ - Спортивно-игровая программа «Мы - здоровые ребята»

· Участие в спортивно-игровой эстафете «Удаль молодецкая, сила богатырская»

· Беседа «Зачем порядок нужен нам» - профилактика правонарушений

· Трудовая операция «Уют»

Март

· Организация творческой смены

· «Женский день 8 марта» - праздничная программа

· Конкурс рисунка «Слава тебе, солдат- победитель!»

· Игровая программа «Умники и умницы»

· Игра по станциям «Здоровье – это жизнь»

·

· Беседа «Земля наш дом родной»

 

Апрель

 

· В рамках дня борьбы со СПИДом – акция «Дети против СПИДа»

· Участие в областной добровольческой акции «Весенняя неделя добра»

· Участие в городском фестивале – конкурсе «Пою мое Отечество»

· Игровая программа «День смеха»

· Субботник «Клубный двор – лучший двор

· «Внимание светофор» - беседа по ПДД

· Акция милосердия «Внимание ветеран»

 

Май

 

· Акция «Поздравь ветерана»

· «Праздник со слезами на глаз» - встреча с ветеранами

· Ко Дню Семьи – творческий конкурс «Моя семья»

· Конкурсно - игровая программа «Путешествие в страну справедливости» (правовое воспитание)

 

Июнь Организация и проведение творческой смены.

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ.

 

Обобщая вышесказанное, досуг - это сфера свободного поведения человека, возможность выбора занятий и в тоже время целенаправленность самого процесса досуга, который охватывает искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д. Досуговая сфера даёт ребёнку возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий. В процессе досуга ребёнку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам исследования, можно прийти к следующему выводу, что подростки имеют четко сформированное мнение по вопросам организации своего свободного времени и досуга. Досуг подростков направлен на реализацию возможностей и способностей человека познать, что то новое, заниматься тем, чем хочешь. Проблема п. Сосновка в том, что люди, работающие с детьми и организующие досуг уже пред пенсионного возраста, у которых уже нет сил, чтобы ходить с ребятами в походы, проводить секции и занятия. В сельской местности нет квалифицированных специалистов, которые бы организовали досуг. Средний показатель досугового времени подростков сельской местности, составляет 3 часа 45 минут в день. В сфере досуга дети, подростки, юноши и девушки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе активного досугового времяпровождения происходит укрепление чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология/Г.С.Абрмова.-М.,1997-110с.

2. Алемаскин М.Л. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 1979. - 42 с.

3. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток/Р.Т.Байярд,Д.Байярд-М.,1991-73 с.

4. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Уч. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2013 -110с.

5. Викторов, А. Досуг - дело серьёзное // Воспитание школьников. М: ПОЛИЗДАТ 2014 - 110с.

6. Выготский, Л.С. «Педагогика подростка» - М. 2012 -316с.

7. Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьёй. М: Педагогическое общество России, 2013 - 192с.

8. Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика. (Пособие для педагогов) - Мн.: Амалфея, 2015 - 448с.

9. Дальто, Ф. На стороне подростка - СПб. 2007-110с.

10. Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. - М., 1994-86с.

11. Ерошенко, И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 2013-126с.

12. Еремин, В.А. Улица - Подросток - воспитатель. - М.: - Просвещение, 2012-85с.

13. Зинченко, В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся. – М.,2010-38с.

14. Киселёва, Т.Г., Красильников Ю.Д.: Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 2013.-136с

15. Кле, М. Психология подростка/М.Клее.-М.,1991

16. Колесникова, И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. Пособ, для высш, учеб, заведений. – М., 2005-172с.

17. Кондратьев, Д.Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги // Педагогика. - 1998. - № 4. - С.70-73.

18. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. – 233с.

19. Кон, И.С. Юность как социальная проблема // Молодёжь и общество. М.: Просвещение, 2011-250с.

20. Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка. - М.: Педагогика, 1972. - 120с.

21. Лучанкин, А.И., Сияцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. – Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. – 396с.

22. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. - М.: Изд. Центр "Академия", 2013-256с.

23. Махов, Ф.С. Подросток и свободное время. - Л.:- Полиздат, 2013-180с.

24. Мудрик, А.В. «Общение как фактор воспитания школьников», М. Педагогика, 1997 -38с.

25. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения. Материалы круглого стола // Вопросы философии. - 1990. - №6. - С.5-12с.

26. Минюрова, С.А. Возрастная психология:детство, отрочество. Учебное пособие для студентов/С.А.Минюрова;Урал.гос.пед.ун-т.-Екатеринбург,2010.-176с.

27. Морозова, М.И. Программа как педагогическая модель менеджмента воспитания школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – серия: Педагогика. - №2 (4). – СПб: ЛГУ, 2008-56с.

28. Наш проблемный подросток: Учебн. пособие. СПб.: Союз, 1998.

29. Немов, Р.С. "Психология" книга 2 -М. издательство "Владос" 2015-240с.

30. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с.

31. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В.Дубровиной - М.: Педагогика, 1988-121с.

32. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога.- М.: ТЦ Сфера, 2012.-480с.

33. Педагогика: Учебн. пособие /А.Г.Шебуняев и др. 2-е изд., испр. и доп. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999.Полугаров, В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория-практика. - М, 2014-118с.

34. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности (Пер. с нем.). - М., 2004-116с.

35.. Селевко, Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. – 1996. - №6. – С.3.

36. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004-130с.

37. Соколов, Р.В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. - М.,2012-120с.

38. Столяренко, Л.Д. «Основы психологии». Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2010-212с.

39. Смирнова, Е.В. Журнал "Клуб", №4 2014-28с.

40. Смирнова, Е.В. Журнал "Клуб" №6, ст. "Досуг XXI". 2014-28с.

41. Толстых, Н. Н., Прихожан А. М., ООО «Издательство Юрайт» 2016 -19с.

42. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. - М.: Просвещение, 2010. – 137 с.

43. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной - М.: Педагогика, 2007-80с.

44. Фельдштейн,Д.И. «Психологические аспекты изучения современного подростка» Вопросы психологии, М:2010-340с.

45. Халабузарь, П., Методика подросткового воспитания. М., 2010. – 73 с.

46. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология/И.В.Шаповаленко.-М.,2007-188с.

47. Шпалинский, В. В. Социальная психология подросткового коллектива / В.В. Шпалинский - Спб.: Питер, 2000. - 325с.

48. Юсов, Б.П. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сб. научных трудов. - М., 2011. - 18-29 с.

49. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк. М., 2012. – 135 с.

50. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2000.- № 6. - С. 54-58с.

 

Приложение №1

 

Анкета

Насколько вы удовлетворены проведением досуга в Вашей сельской местности?
1. Да меня всё устраивает 2. Нет, не удовлетворен /а, мне здесь скучно 3. 50 на 50 4. Здесь весело, столько мероприятий 5. Когда праздники есть на что посмотреть и поучаствовать, а так тишина.

 

Приложение №2

 

Опрос

 

Каким видом деятельности Вы предпочитаете заниматься в свободное время?
1. Компьютерные игры – 50% 2. Просмотр TV – 25% 3. Спорт – 15% 4. Общение с близкими – 5% 5. Помощь родителям -5 %

 

Приложение № 3

 

Опрос

 

Являетесь ли вы членом какого-либо кружка или досугового объединения?
1. Да 2. Нет 3. Хочу, но не успел записаться 4. Подумываю над этим 5. Это не моё

Приложение № 4

 

 

Если да, то какой мотив Вашего участия в нём является преобладающим
Ответ:___________________________

 

 

Приложение № 5

 

 

Приложение №6

 

 

 

Приложение №7

 

Понятийный аппарат

1. Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми [9. с 75].

 

2. Досуговая деятельность - это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духов­ной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично разви­вающейся природной и социальной среде и представляет собой цен­ности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. [20.c 54].

 

3. Досуг детей - это свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей.[19.c 15]

4. Досуг для подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.[18.c 37].

 

 

5. Организация - это целевое объединение ресурсов для достижения определенной цели. Термин употребляется преимущественно для обозначения социальной группы, которая распределяет выполнение задач между участниками для достижения определенной коллективной цели..[21.c 45].

6. Подростковый возраст - это переход от - детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними..[16.c 7].

7. Свободное время - это общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости. [17.c 89].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.108 с.)