Роль родителей в организации досуга подростка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль родителей в организации досуга подростка.



 

Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами различной работы. Это зона отдыха, восстановления физических и духовных сил. Другая ее функция - развитие способностей и интересов. Третья – свободное общение с интересными людьми. [45. с 36].

Отличительная особенность сферы досуга - добровольный выбор человеком, школьником занятий, форм отдыха. Ценность досуга для подростков оказывается значительно выше учебной деятельности.
Нет плохого или хорошего досуга. Тот или иной досуг хорош, когда психологически оправдан. Кто перенапряжен в школе, для кого дни там летят стрелой, тому полезен отдых-разрядка, снимающий напряжение, усталость, стрессовое состояние. Для того, кто считает, что его дни тянутся однообразно, скучно, нужна на отдыхе зарядка, активизация, встряска.
Социологи выделяют несколько типов личности, но отношению к использованию досуга:

· Одни люди стремятся к максимально полезному проведению досуга, у них каждый час на счету. Они заранее планируют выходные и каникулы. Как правило, очень много успевают.

· У других интересы сосредоточены на одном увлечении, которому они отдают все свободное время. Эти люди стремятся к углубленному знанию о предмете своего увлечения. Это натуры отраслевые, занижающие окружающих своей беззаветной увлеченностью.

· Третьи отличаются пассивностью, склонностью к домашним формам досуга: телевизор, чтение, неспешные занятия в мастерской.

А есть люди, которые предпочитают проводить все время в обществе, совместных прогулках, беседах, походах, танцах.

Нравственно опасен для общества «время убиватель», он не имеет никаких глубоких интересов и привязанностей, склонен к агрессии, жестокости. Анализ системы родители-дети показал незаинтересованность родителей в общении со своими детьми, потерю привычки, умения с той и другой стороны совместно проводить время, общаться, решать возникающие вопросы, просто отдыхать. В то же время потери практически невосполнимы ни для детей, ни для родителей. [34. с 60].

Привычка проводить время вне семьи, вне родительского общения противоестественна и имеет далеко идущие последствия, которые недооцениваются как родителями, так и педагогами. Прежде всего, это сказывается на ценности развития личности, становлении опыта совместной жизни, усвоении и формировании норм жизнедеятельности и взаимоотношений в своей будущей семье.
У детей огромная потребность в общении с родителями, заинтересованность в совместной деятельности или хотя бы в совместном пребывании. Досуг же в семье не отличается большой разнообразностью.

Семейные традиции проявляются в основном в виде застолий и значительно реже - в совместном отдыхе и совместной творческой деятельности. [30.с 15].

Предпочтительные занятия в семье просмотр телепередач. У многих детей самыми радостными часами в их детских рабочих буднях являются вечерние, когда уроки сделаны, все тревоги дня позади и можно заняться чем-то своим, заветным. Если нет у ребенка вечеров с теплыми бликами настольной лампы, с негромкими спокойными голосами, красивой музыкой, мягкими прикосновениями, мирными беседами о событиях дня, такой ребенок многое теряет, а воспитание во многом проигрывает. Каковы слагаемые вечера?

Давайте попробуем нарисовать идеальную модель вечера.
Время с семи часов вечера до десяти: три часа отдыха. Любимых занятий, сокровенных бесед... как их провести? Получасовая прогулка на воздухе с отцом, старшим братом или с матерью? Это было бы прекрасно. Во время прогулки можно разобраться во многом. И ответить на вопросы дочери, почему мальчишки такие вредные: и грубят, и пристают, и не отделаешься от них? Почему не всегда можно говорить правду? И эти «почему» бесконечно много. Если каждый вечер не отвечать на них, то их скопится больше, чем звезд на небе.
Итак, одно из звеньев идеальной модели: прогулка с ответами на вопросы.

Потом наш ребенок начинает заниматься и интересным для него делом: возможно, он дочитывает захватывающий детектив, разучивает музыкальный этюд, решает задачу, которую никто не решил на олимпиаде. Глаза его светятся, лицо горит, не надо его сейчас ничем отвлекать. Вы сидите, читаете книгу или газету. И вам спокойно. Вы рады тому, что ребенок вовремя закончил свои занятия, помог вам в чем-то по дому Вы успеваете еще поговорить о завтрашнем дне, о том, кто, чем займется с утра...
Большую роль в сплочении семьи играют традиции совместного труда родителей и детей. Особенно богата трудовыми традициями была патриархальная русская семья. Во время долгого трудового дня «в домашней академии дети перенимали опыт, трудовые навыки родителей, дедушек и бабушек». Многое из опыта ваших предков мы можем заботливо пересаживать на нашу сегодняшнюю почву с учетом современного образа жизни. Важно соблюдать режим труда и отдыха. Физические нагрузки служат прекрасным средством выравнивания взаимоотношений нервных процессов в коре головного мозга - возбуждения и торможения. Прекрасные «переключатели» уставшего мозга - это работы по дому. Практически у всех детей есть обязанности по дому. Однако бытовой труд они воспринимают как «обязаловку». Не потому ли понятие «мой дом», «домашний уют» - вне эмоциональной сферы детей, вне сознания? Дом для них не понятие очага, а лишь строение, место проживания. Не внося в свой быт чувства заботы, участия, понятно, нельзя дом сделать очагом добра, тепла и уюта. К сожалению, некоторые родители, стараясь взять на себя все трудовые дела, лишают своих детей радости бытового труда.
Заслуживают похвалы и подражания те родители, которые поощряют участие своих детей в различных кружках, клубах, поддерживают интерес сына или дочери к изобретательству, новаторству, творчеству, интересуются у руководителей успехами своих детей, помогают выбрать для знаний то иное внешкольное учреждение. Ведь некоторые ребята неудовлетворенны своим образом жизни, сложившимися отношениями в семье, школе. Они ищут и порой обретают себя именно любительских занятиях. Там они превращаются из неудачников в нужных, полезных и интересных людей. Хотя в настоящее время набирает силу тревожная тенденция: постепенно разрушается система внешкольного образования, воспитания и развития, и это приводит к резкому уменьшению возможностей для удовлетворения культурных, досуговых, образовательных запросов.. [45.с 29].

Далеко не все родители осознают место чтения в жизни подростка. Есть родители, которые вообще убеждены, что чтение художественных произведений - пустая забава, что все знания, которые должен усвоить ее сын, заключены только в школьных учебниках. Далеко не все из нас систематически интересуются домашним чтением своих детей. Общеизвестно, что книга имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Она помогает учиться, изучать математику, физику, географию, рассказывает о героях прошлого и настоящего, о разнообразных профессиях и о многом другом. Чтение таких книг дает возможность ученикам за скупыми строками учебников увидеть интересные события, живых людей. Дети, читая книги, привыкают хорошо говорить. Дети подражают своим любимым литературным героям. Эти герои заставляют их оценивать свои поступки, серьёзнее вглядываться в окружающую жизнь, продумывать свое отношение к ней. Школа уделяет большое внимание работе учащихся с книгой. Но учителям намного труднее, чем отцу и матери, следить за тем, сколько, что и как читают школьники в свободное время. Поэтому и родителям необходимо интересоваться домашним чтением детей, воспитывать всяческими способами у них любовь к книге. Еще большего внимания от родителей требует руководство чтением школьников-подростков. Помощь ребенку в этом возрасте заключается в том, чтобы приобщить подростка к самообразовательному чтению в условиях домашней индивидуальной работы. [39. с.44].
Просмотр кинофильмов и компьютеры занимают важное место в жизни детей. Родителям необходимо заботиться о том, чтобы педагогически правильно использовать их для воспитания. Хорошие филь мы не только расширяют познания детей, но и учат их вглядываться в жизнь, заставляют осуждать недостойное в людях, в окружающей действительности, показывают зрителям красоту, благородство мыслей, переживаний и поступков человека. [46. с 17].

Огромную ошибку совершают в тех семьях, где разрешают смотреть детям по телевизору фильмы для взрослых. Не будучи в силах правильно разобраться в содержании, в художественной ценности таких фильмов дети привыкают просто глазеть на такие вещи, которые должны вызывать у человека глубокие мысли и чувства, эстетические переживания. Чрезмерное увлечение фильмами, компьютером приносит вред, поскольку обилие впечатлений утомляет нервную систему. Приходится иногда видеть, как кино и компьютер делается главным содержанием жизни ребенка, когда он из-за них забывает о других обязанностях и о школьной работе. Ребенок в таком случае привыкает к пассивному удовольствию, которое не идет дальше простого безвольного зрительного впечатления: художественные впечатления у него пробегают поверхностно, не задевая личности, не вызывая мысли, не ставят перед ним никаких вопросов.
Наредкость, точно соответствуют желаниям, нуждам и проблемам многих детей компьютерные игры. Видеоигры обещают напряженность и развлечение. Они увлекают действием, которого в будничной жизни многим недостает. Компьютер всегда под рукой. Видеоигра дает возможность точно измерить собственные достижения. Подросток сразу замечает свой успех - его подтверждает экран. Видеоигры дают ощущение собственной силы. С помощью видеоигры можно построить «аниматор». Родителям следует использовать повышенный интерес детей к видеоиграм и таким образом узнать много об электронике. Если вы сами окажетесь в курсе дела, ребенок будет с вами обсуждать игры и советоваться приобретению новых. При всем взаимопонимании не мешает, однако, установить ребенку ряд правил. Например, определенное количество часов за экраном в неделю и никаких игр перед сном. [47.с 68].
Успешное воспитание школьников нельзя представить без их: творческой деятельности. Развитие творческих способностей детей требует от взрослых творческого подхода. Участие в том или ином кружке требует от ученика довольно много времени, определенной работы над собой дома. И случается нередко так, что вокальный, хоровой, танцевальный ансамбль, драматический кружок начинают поглощать не только свободное, но и учебное время, появляются одна за другой плохие оценки. Учителя жалуются на рассеянность этих учеников, а родители категорически запрещают посещение этого кружка, несмотря на то, что через неделю в школе или клубе должна состояться выступление, в которую вложено столько ребячьей выдумки, творческих сил! Если подросткам взрослые как можно скорее помогут перейти к убеждению, что в искусство нет дороги без знаний, а тому нельзя забрасывать учебные занятия, увлекаться своими первыми успешными шагами в кружке, то творческая деятельность ребят будет не мешать учебным занятиям, а дополнит их. Сколько переживаний приносят первые выступления на школьной или клубной сцене перед товарищами, друзьями, учителями! Удалась или не удалась роль? Хорошо ли звучал голос? Заметно и было сильное волнение? - вот вопросы, которые интересуют каждого участника школьного концерта или спектакля; критика не должна вскружить ребенку голову либо убить в нем интерес к художественной самодеятельности. [36.с 15].


Свободное время рассматривается как сфера формирования личности, ее интересов, потребностей, способностей, ценностных ориентации, самопознания, самоутверждения. На основании анализа именно свободного времени учащихся можно давать оценку работе семьи по воспитанию и формированию личности. [27. с 63].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.007 с.)