Анализ затрат на один рубль товарной продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ затрат на один рубль товарной продукции



Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выявить тенденцию изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции. Общая сумма затрат на производство продукции может изменяться за счет: объема производства продукции; структуры продукции; суммы постоянных расходов.

Рассмотрим более подробно анализ общей суммы затрат, приведенных в таблице 2.9 и выяснив какие факторы влияют на конечный результат дея­тельности предприятия.

Таблица 2.9 – Исходные данные для факторного анализа общей суммы затрат на производство продукции ООО «Ковчек» за 2013-2014 годы

Затраты Факторы изменения затрат
Сумма, тысячи рублей Объем выпуска продукции Структура продукции Переменные затраты Постоянные затраты
           
2013 год   План План План План
2013 год, пересчитанный на фактический объем производства продукции при сохранении базовой структуры   Факт План План План
2013 год на фактический выпуск продукции   Факт Факт План План

 

Продолжение таблицы 2.9

           
2014 год при базовом уровне постоянных затрат   Факт Факт Факт План
2014 год   Факт Факт Факт Факт

Из данных таблицы видно, что в связи с увеличением выпуска продукции на 5,7 процентов сумма затрат увеличилась на 25534 тысячи рублей.

За счет изменения структуры продукции сумма затрат возросла на 145005 тысяч рублей. Это свидетельствует о том, что в общем объеме производства увеличилась доля затратоемкости продукции.

Из-за снижения уровня удельных переменных затрат общая величина их снизилась на 174236 тысяч рублей (444265 – 618501).

Постоянные расходы возросли на 8530 тысяч рублей (452795 – 444265), что также явилось одной из причин увеличения общей суммы затрат.

Таким образом, общая сумма затрат в 2014 году оказалась выше суммы 2013 года на 4833 тысячи рублей, или на 1,1 процентов, в том числе за счет изменения объема производства на 25534 тысячи рублей, ее структуры – на 145005 ты­сяч рублей увеличения постоянных расходов на 8530 тысяч рублей за счет снижения уровня переменных затрат себестоимости снизились на 174236 тысяч рублей.

Используя данный показатель, можно провести отраслевое сравнение, представив его в таблице 2.10.

Таблица 2.10 – Динамика затрат на один рубль товарной продукции
ООО «Ковчек» за 2013-2014 годы

Год ООО «Ковчек» В среднем по отрасли
Уровень показателя, рубли Отношение к 2013 году, проценты Уровень показателя, рубли Отношение к 2013 году, проценты
  0,94 100,0 0,91 100,0
  0,89 94,68 0,92 101,5

Из данных таблицы можно сделать следующий вывод: что за анализируемый период уровень этого показателя повысился на 2 процента, а в среднем по отрасли на 1,4 процентов.

При сравнении с данными в среднем по отрасли можно отметить, что затраты по ООО «Ковчек» в 2014 году ниже, чем по отрасли, что явля­ется положительным как для самого предприятия, так и для покупателей в це­лом. Наглядно данную тенденцию покажем на рисунке 2.7.

Рисунок 2.7 – Динамика затрат на рубль товарной продукции ООО «Ковчек»
и в среднем по отрасли

На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиваться или уменьшаться за счет уровня ресурсоемкое продукции и цен на потребляемые ресурсы. Стоимость товарной продукции за­висит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.

Влияние перечисленных факторов на изменение затрат на один рубль товар­ной продукции рассчитаем способом цепной подстановки по данным таблицы 2.9 и нижеприведенным данным, представленным в таблице 2.11.

Таблица 2.11 – Исходные данные ООО «Ковчек» для расчета влияния факторов на уровень затрат на один рубль товарной продукции

В тысячах рублей

Наименование показателя Сумма
Товарная продукция (базисный год – 2013)  
Фактически при плановой структуре и плановых ценах  
Фактически по ценам плана  
Фактически по фактическим ценам – 2014 год  

Взаимосвязь перечисленных выше факторов показана на рисунке 2.8.

Рисунок 2.8 – Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на один рубль товарной продукции

Рисунок 2.9 – Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на один рубль товарной продукции
Далее необходимо провести анализ и определить влияние факторов на изменение уровня данного показателя. Аналитические расчеты показывают, что уровень затрат на один рубль товарной продукции изменился за счет факторов: увеличение объема производства продукции вызвало снижение затрат на рубль продукции на 21,65 копейку; изменение структуры и ассортимента производства – увеличение на 61,62 копеек; изменение уровня переменных затрат – уменьшение на 37,74 копейки; изменение размера постоянных затрат - увеличение затрат на 1,85 копейки; изменение цен на продукцию - уменьшение затрат на 9,08 копеек; всего затраты на один рубль товарной продукции снизился на 5 копеек в сравнении с 2013 годом. Рост уровня постоянных и переменных затрат, как уже отмечалось, обусловлен двумя факторами: с одной стороны, повышением ресурсоёмкости про­изводства, а с другой – увеличением стоимости потребляемых ресурсов. Также следует отметить, что при изменении структуры производства происходит удорожание затрат на один рубль произведенной продукции на 61,62 копеек.

После этого можно установить влияние анализируемых факторов на изменение суммы прибыли. Для этого необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции отчетного периода, выраженный в плановых ценах (таблица 2.12).

Таблица 2.12 – Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли
ООО «Ковчек»

В тысячах рублей

Фактор Влияние Изменение
положительное отрицательное увеличение уменьшение
Объем выпуска продукции, тысячи рублей 21,05 × 503200 ÷ 100  
Структура продукции, тысячи рублей 61,62 × 503200 ÷ 100  
Уровень переменных издержек на единицу продукции, тысячи рублей 37,74 × 503200 ÷ 100  
Изменение суммы постоянных затрат на производство и реализацию продукции, тысячи рублей 1,85 × 503200 ÷ 100  
Изменение уровня отпускных цен на продукцию, тысячи рублей 9,08 × 503200 ÷ 100  
Всего    

В результате проведенного факторного анализа и сопоставления отклонений и темпов изменения показателей, влияющих на прибыль, полученных рас­четным путем видно, что снижению прибыли способствовали изменение струк­туры выпуска продукции (наибольшее влияние) (310072 тысячи рублей), а также изменение суммы постоянных затрат на производство и реализацию продукции (9309 тысяч рублей).

Положительное влияние оказал такой фактор, как увеличение объема выпуска продукции в размере 108943 тысячи рублей и изменение уровня отпуск­ных цен на продукцию – 45691 тысячу рублей. Таким образом снижение затрат на 0,05 копеек привел к получению дополнительной прибыли на 25161 тысяч рублей. Проведенный анализ деятельности ООО «Ковчек»
за 2013-2014 годы по­зволяет сделать следующие выводы, что предприятие находится в неустойчивом финансовом положении, но стремится расширить занимаемую «нишу» рынка.

Кроме того, в процессе анализа были выявлены существенные резервы снижения себестоимо­сти продукции. Так выпуск товарной продукции возрос в 2014 году по сравнению с 2013 го­дом на 5,7 процентов при росте объема реализации на 4,8 процента, себестоимость товарной продукции
– на 1,1 процента в основном за счет существенного увеличения матери­альных затрат. По элементу «заработная плата», «отчисления на социальные нужды» прослеживается тенденция снижения. Имеют тенденцию к увеличению такие постоянные затраты как, цеховые и общезаводские расходы, напрямую не связанные непосредственно с объемом и структурой выпускаемой продукции. От­рицательное влияние на величину издержек производства и соответственно фи­нансовые результаты деятельности предприятия оказывают потери от брака.

Кроме этого, в процессе анализа были выявлены и другие негативные факторы – непроизводительные расходы, штрафы, пени и т.д., которые могут рассматриваться как внутренние резервы дальнейшего снижения затрат на производство и реализацию продукции.

3 Направления снижения затрат на производство
и реализацию продукции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.01 с.)