Влияние затрат на конечный результат деятельности предприятия, Методы управления ими 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние затрат на конечный результат деятельности предприятия, Методы управления ими



Себестоимость продукции (работ, услуг) является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность предприятия, организации. В себестоимости как обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда; степень использования производственных мощностей.

Себестоимость как исходная база для формирования цен, также оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного денежного фонда – бюджета.

Данный рисунок отражает связь себестоимости через общие для обоих показателей факторы, изменение одного из факторов: объема реализации, отпускных цен или структуры продукции приводит к соответствующему изменению прибыли и себестоимости. Конкретное влияние факторов на себестоимость продукции будет рассмотрено в анализе себестоимости.

В условиях рынка деятельность должна осуществляться по принципу самофинансирования и саморазвития. Это предполагает, что главной целью финансово-хозяйственной деятельности любой коммерческой организации должна быть прибыль. В связи с этим необходимо обратить внимание на проблему качества прибыли. Такой акцент чрезвычайно важен для объективной оценки деятельности предприятия с позиции всех заинтересованных субъектов рыночных отношений.

В научной литературе эта проблема раскрыта недостаточно, точнее, она сведена до более узкого вопроса – достоверности отчетности. Компания, имеющая подтверждение достоверности отчетов, вполне может испытывать не только определенные трудности в плане доходности, но и стоять на пороге банкротства. Достоверность бухгалтерской информации в большинстве случаев подтверждается аудиторским заключением. В то же время, реформирование бухгалтерского учета на практике все чаще от бухгалтера требует не ограничиваться только техническими операциями, фиксируя прошедшие события, но и становиться аналитиком (прогнозистом), поскольку от него зависит принятие тех или иных управленческих решений, то есть профессиональная деятельность бухгалтера является как бы частью финансового менеджмента. Поэтому можно с достаточной уверенностью сказать, что учетная политика является реальным инструментом управления предприятием, финансового и налогового планирования, другими словами, – учетная политика обеспечивает вариантность конечных финансовых результатов. Логичным будет предложение ввести в практику такое понятие, как качество прибыли [27, с. 11].

Качество прибыли отражает, насколько для данной организации является характерным (стабильным) достигнутый уровень прибыли, а также степень использования хозяйственных резервов для его достижения.

Цель оценки качества прибыли состоит вовсе не в том, чтобы определить ее уровень по сравнению с результатами прошлой деятельности предприятия и выявить факторы, обеспечившие достижение этого уровня. Речь идет, скорее, о том, чтобы суметь выделить те аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые, как можно ожидать, обеспечат не столько рост прибыльности, сколько влияние на стабильность в будущем периоде. Таким образом, существенную роль играет только та информация, которая позволяет решить, насколько вероятно, что данное предприятие сможет достигнуть успеха в последующий период. Оценка качества прибыли должна рассматриваться как средство, помогающее проанализировать общую эффективность деятельности предприятия. Для оценки качества прибыли наряду с различными методиками аудиторской проверки могут быть использованы методы, способы и приемы экономического и финансового анализа [27, с. 13].

Известно, что затраты, их структура напрямую влияют на размер прибыли от реализации товаров и требуют пристального внимания при аналитической работе.

Более высокий коммерческий риск имеют предприятия с высоким уровнем постоянных затрат, поскольку постоянные затраты трудно поддаются оперативному управлению при быстроменяющейся экономической ситуации (например, при резком падении доходов предприятию быстро сократить постоянные затраты невозможно). Аналитический подход к затратам с точки зрения качества прибыли предполагает не только определение их структуры, но и выявление тех затрат, которые привлекают к себе внимание своей неоднозначностью: уменьшая уровень текущей прибыли, они положительно влияют на уровень прибыли в перспективе. Например, у предприятий обязательно имеются так называемые дискреционные расходы, размер которых может устанавливаться достаточно произвольно в зависимости от политики предприятия (расходы на рекламу, на ремонтные работы, на подготовку специалистов и т. п.).

Неоправданное сокращение этих расходов означает снижение качества прибыли, так как такие расходы необходимы для развития бизнеса. С другой стороны, сокращение этих расходов может играть положительную роль, если проводимая ранее политика дискреционных расходов не соответствовала требованиям положения предприятия на рынке.

Варианты управления текущими затратами представлены на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 – Методы управления текущими затратами

Рассмотрим перечисленные выше подходы, позволяющие определить соотношение «затраты - прибыль».

Анализ безубыточности. Для предприятия важно знать тот момент, когда объем выпуска продукции покрывает все сопутствующие расходы. Иными словами это порог безубыточности. Безубыточность это такое состояние, когда деятельность не приносит ни прибыль, ни убыток.

Точка безубыточности – это величина объема продаж, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои затраты (постоянные и переменные), не получая прибыли.

Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица будет приносить прибыль и в стоимостном выражении.

Объем продаж в точке безубыточности в стоимостном выражении определяется по формуле 1.1:

(1.1)

где T точка безубыточности, рубли;
  Cпос постоянные затраты, рубли;
  Спер переменные затраты, рубли.

В стоимостном выражении уровень безубыточности определяется по формуле 1.2:

(1.2)

где T точка безубыточности, рубли;
  Cпос постоянные затраты, рубли;
  Спер переменные затраты, рубли;
  В выручка, рубли.

В натуральном выражении количество единиц проданных товаров в точке безубыточности определяется по формуле 1.3:

(1.3)

где К количество единиц проданных товаров, штуки;
  T точка безубыточности, рубли;
  Цед цена единицы товара, рубли.

Метод «Вклад в покрытие». Вклад в покрытие постоянных затрат и формирование прибыли – это разность выручки от реализации продукции и переменных затрат на производство этой продукции и определяется по формуле 1.4:

(1.4)

где Ввп вклад в покрытие, рубли;
  Спер переменные затраты, рубли;
  В выручка от реализации, рубли.

Эти данные облегчают расчеты, связанные с возможными изменениями объема продаж, цены затрат и прибыли.

При принятии решений, нацеленных на увеличение прибыли, необходимо стремиться к максимальному увеличению вклада в покрытие.

Изменяя объем производства при заданном соотношении постоянных и переменных затрат можно достичь оптимизации величины прибыли. Эта зави­симость носит название в теории «эффект операционного рычага». Операцион­ный рычаг показывает, на сколько процентов изменится прибыль при измене­нии выручки на 1 процент (формула 1.5).

(1.5)

где Ор операционный рычаг, проценты;
  Ввп вклад в покрытие, рубли;
  П прибыль, рубли.

Операционный рычаг связан с уровнем предпринимательского риска: чем он выше, тем выше риск. Для продукта с высоким уровнем операционного ры­чага положение ниже точки безубыточности сопряжено с большими убытками: достижение уровня безубыточности вознаграждается прибылью, быстро рас­тущей с увеличением продаж.

На основе точки безубыточности определяется запас финансовой прочно­сти в виде следующего расчета по формуле 1.6:

(1.6)

где З запас финансовой прочности, рубли;
  В выручка от реализации, рубли;
  Т точка безубыточности, рубли.

Запас финансовой прочности – это оценка дополнительного, т.е. сверх уровня безубыточности, объема продаж.

Метод «директ-костинг». Анализ соотношения «затраты-объем-прибыль» – один из самых мощных инструментов, имеющихся у специалистов. Он помогает им понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнем производства, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешан­ными затратами и прибылью. Он является ключевым фактором в процессе при­нятия многих управленческих решений. Эти решения касаются вопросов опре­деления ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа марке­тинговой стратегии и т.д. Благодаря такому широкому спектру применения анализ «затраты-объем-прибыль», несомненно, является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной в данных условиях при­были организации.

Анализ «затраты-объем-прибыль» позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными затратами, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит маржинальной прибыли.

Очевидно, что добиться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинальной прибыли. Достичь этого возможно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, по­стоянные затраты и объем выпуска продукции.

Величина маржинальной прибыли в расчете на единицу продукции также оказывает существенное влияние на выбор модели поведения предприятия на рынке.

Маржинальная прибыль определяется по формуле 1.7:

(1.7)

где Р прибыль, рубли;
  Рмарж маржинальная прибыль, рубли;
  Спост постоянные затраты, рубли.

При этом маржинальная прибыль равна сумме маржинальных прибы­лей на единицу продукции по всей продукции или она рассчитывается как раз­ница объема продаж в стоимостном выражении и переменных затрат.

Однако вследствие того, что обычно производство и продажи ограничены не количеством продаваемого продукта, а наличием какого-то ресурса, то применяется понятие маржинальная прибыль на единицу используемого ресурса.

Примером такого понятия является маржинальная рентабельность, являющаяся маржинальной прибылью на единицу вложенных средств.

Можно проводить анализ маржинальной прибыли при ограничении вышеуказанного фактора для достижения максимального или оптимального размера маржинальной прибыли. Итак, маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности, как всего производства, так и отдельных изделий.

Чем выше разница между продажной ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше маржинальный доход и уровень рентабельности. Деление затрат на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ас­сортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в слу­чае убыточной деятельности.

Одним словом, в использовании маржинальной прибыли заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходом предприятий.

Анализ «затраты – объем - прибыль» часто называют анализом величин в критической точке. Под критической точкой понимается та точка объема продаж, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, то есть затраты на производство и реализацию полностью покрываются выручкой от реализации изделий, продукции.

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что затраты, осуществляемые предприятием в процессе своей деятельности, неоднородны по сво­ему характеру, составу, структуре, назначению и размеру денежного выраже­ния. В соответствии с этим каждый из видов затрат имеет свои источники по­гашения и по-своему оказывает влияние на результаты хозяйственной деятель­ности предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.013 с.)