Практическое занятие № 2. Учение о конституции. Конституция Российской Федерации ( 12 час.) с применением метода активного - обучения интеллект-карты (1 час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие № 2. Учение о конституции. Конституция Российской Федерации ( 12 час.) с применением метода активного - обучения интеллект-карты (1 час)



1. Понятие и сущность конституции.

2. Виды конституций.

3. Соотношение понятий конституция и основной закон.

4. Развитие российского конституционного законодательства.

5. Порядок принятия и изменения Конституции РФ.

6. Основные черты и юридические свойства Конституции России.

7. Конституционная ответственность в Российской Федерации.

8. Институт конституционного контроля - понятие, этапы развития. Виды и процедуры Конституционного контроля.

9. Порядок формирования, организация работы, предметы ведения и полномочия Конституционного Суда РФ.

 

Практическая часть

После блока теоретического материала, обобщающего лекционный материал и результаты самостоятельной работы студентов по данной теме, студентам предлагается составить интеллект-карту, отводится 45 мин.

После окончания работы студенты презентуют свои карты. Во время презентации задаются уточняющие вопросы. Преподаватель отслеживает ход работы, уточняет информацию, вносит правку и т.п.

В качестве задания студентам будет предложено разработать интеллект-карту по следующему вопросу: Основные черты и юридические свойства Конституции РФ.

Необходимость рассмотрения данного вопроса с помощью интеллект-карты возникла в связи с тем, что студентам 1 курса при изучении темы №2 «Конституция основной закон государства» с трудом дается запоминание категорий «основные черты», «юридические свойства», а также их перечня. В данном случае необходимо прибегнуть к методу визуализации.

Для решения поставленной задачи студентам предлагается с помощью различных цветов визуализировать вопрос. Главным образом в интеллект-карте выступит «Конституция», ответвлением – основные черты конституции, а также особые юридические свойства.

В процессе обсуждения результата студенты должны прийти к определению «основные черты Конституции», «Юридические свойства конституции», охарактеризовать их.

 

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки

 

1. Дайте понятие категории «конституционализм».

2. Как непосредственно применять нормы Конституции, всегда ли это возможно? Вправе ли суд не применять обычный закон и применять норму Конституции, если пришел к убеждению, что закон не соответствует Конституции, или же суд должен приостановить производство и обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ? При подготовке к ответу на данный вопрос см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №8 от 31 октября 1995 г. И Постановление Конституционного Суда о толковании ст. 125, 126, 127 Конституции РФ).

3. Назовите статьи Конституции РФ, которые толковались Конституционным Судом РФ. Используйте Постановления КС о толковании Конституции.

4. Совпадают ли даты принятия и вступления в силу Конституции России 1993 года?

5. Являются ли источниками права Послания Президента?

 

Задачи

 

1. Во время обсуждения проекта Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» одна из фракций Государственной Думы предложила установить 6-месячный срок рассмотрения конституционных поправок законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Факт нерассмотрения данного вопроса в указанный срок предлагалось расценивать как одобрение конституционной поправки.

Дайте конституционно-правовую оценку предложениям фракции Государственной Думы.

В какие сроки и в каком порядке рассматриваются конституционные поправки в соответствии с действующим Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

2. Президент РФ на основании решений государственных органов ряда субъектов РФ своим указом включил в статью 65 Конституции РФ новые наименования республик: Ингушетия (вместо Ингушская Республика), Северная Осетия –Алания (вместо Республика Северная Осетия), Калмыкия (вместо Республика Калмыкия – Хальм Тангч) и Чувашская Республика (вместо Чувашская Республика – Чуваш Республика).

Вправе ли Президент РФ вносить изменения в Конституцию РФ? Если да, то на каком правовом основании?

3. Федеральный министр Р занимается предпринимательской деятельностью через своих доверенных лиц, в том числе участвуя в управлении ОАО «Сатурн».

Является ли подобная деятельность конституционным правонарушением?

Если да, то какие меры конституционно-правовой ответственности возможны в отношении федерального министра?

Практическое занятие № 3. Конституционный контроль и конституционный надзор. Конституционный Суд Российской Федерации (12 час.) – с использованием метода активного обучения - семинар-пресс-конференция (2 часа)

 

Теоретическая часть

 

1. Понятие конституционного контроля и надзора.

2. Органы конституционного контроля и конституционного надзора.

3. Классификация конституционного контроля.

4. Порядок формирования, организация работы, предметы ведения и полномочия Конституционного Суда РФ.

5. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

6. Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ.

7. Правовые последствия признания нормативно-правового акта неконституционным.

Практическая часть

Семинар-пресс-конференция

 

По каждому вопросу плана семинара преподавателем назначается группа обучаемых (3-4 человека) в качестве экспертов. Они всесторонне изучают проблему и выделяют докладчика для изложения тезисов по ней. После первого доклада участники семинара задают вопросы, на которые отвечают докладчик и другие члены экспертной группы. Вопросы и ответы составляют центральную часть семинара. На основе вопросов и ответов развертывается творческая дискуссия, итоги которой подводят сначала докладчик, а затем преподаватель. Аналогичным образом обсуждаются и другие вопросы плана семинарского занятия. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения темы, оценивает работу экспертных групп, определяет задачи самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения:

1) Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации

2) Предусмотрена ли законодательством РФ ответственность (уголовная, административная) за неисполнение рений КС РФ.

3) Что такое правовая позиция КС РФ, может ли КС РФ изменять ранее изложенную правовую позицию?

 

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки

 

1. Полномочия КС РФ

2. Состав КС РФ, порядок его формирования

3. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи КС РФ

4. Статус судьи КС РФ

5. Какие вопросы решает КС РФ в судебном заседании

6. Особенности статуса председателя, заместителя председателя КС РФ

7. Принципы конституционного судопроизводства

8. Субъекты обращения в КС РФ

9. Основания для обращения в КС РФ

10. В каких случаях КС РФ разрешает дела без проведения слушания

11. В каких случаях КС РФ может отказать в принятии обращения к рассмотрению

12. Виды решений КС РФ

13. Особое мнение судей КС РФ

14. Юридическая сила решений КС РФ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.007 с.)