Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки



Об ограничении систем противоракетной обороны 26 мая 1972 г.

Союз Советских Социалистических Республик и Соединенные Штаты Америки, ниже именуемые Сторонами,

исходя из того, что ядерная война имела бы для всего человечества опустошительные последствия,

учитывая, что эффективные меры по ограничению систем противоракетной обороны явились бы существенным фактором в деле сдерживания гонки стратегических наступательных вооружений и привели бы к уменьшению опасности возникновения войны с применением ядерного оружия,

исходя из того, что ограничение систем противоракетной обороны, а также некоторые согласованные меры в области ограничения стратегических наступательных вооружений способствовали бы созданию более благоприятных условий для последующих переговоров по ограничению стратегических вооружений,

учитывая свои обязательства по статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия,

заявляя о своем намерении по возможности скорее достигнуть прекращения гонки ядерных вооружений и принять эффективные меры в направлении сокращения стратегических вооружений, ядерного разоружения и всеобщего и полного разоружения,

желая содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами,

согласились о нижеследующем:

Статья I

1. Каждая из Сторон обязуется ограничить системы противоракетной обороны (ПРО) и принять другие меры в соответствии с положениями настоящего Договора.

2. Каждая из Сторон обязуется не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу для такой обороны, а также не развертывать системы ПРОотдельного района, кроме как предусмотрено в статье III настоящего Договора.

Статья II

1. Для целей настоящего Договора системой ПРО является система для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета, состоящая в настоящее время из противоракет, пусковых установок противоракет, радиолокационных станций ПРО (РЛС ПРО), являющихся РЛС, созданными и развернутыми для выполнения функций в системе ПРО, или того типа, который испытан в целях ПРО.

2. К компонентам системы ПРО, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи, относятся: находящиеся в боевом составе;находящиеся в стадии строительства; находящиеся в стадии испытаний;находящиеся в стадии капитального или текущего ремонта либо переоборудования; илизаконсервированные.

Статья III

Каждая из Сторон обязуется не размещать системы ПРО или их компоненты, за исключением того, что:в пределах одного района размещения системы ПРО радиусом сто пятьдесят километров с центром, находящимся в столице данной Стороны, Сторона может развертыватьв пределах одного района размещения системы ПРО радиусом сто пятьдесят километров, в котором расположены шахтные пусковые установки МБР.

Афганская война.

Задание №3: Выявить причины окончания процесса разрядки.

Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 г. В результате апрельской революции в Кабуле, столице Афганистана к власти пришли коммунисты во главе с Тараки. Тараки ориентировался на СССР и стремился построить в своей стране социализм. Тараки получал экономическую и финансовую помощь от СССР Далее возглавляет правительство Амин, который устанавливает террористический авторитарный режим в стране. Эти события изменили отношение советского руководства к Афганистану. Решение овводе войск было принято четырьмя членами Политбюро ЦК КПСС – Л.И. Брежневым, А.А.Громыко, Д.Ф. Устиновым (министр обороны), Ю.В. Андроповым. После долгого анализа ситуации они пришли к выводу, что подрывающие афганскую революцию силы в перспективе угрожают СССР. В (24) 25 декабря 1979 г. по приказу высшего руководства СССР советские войска вступили на территорию Афганистана. Такое решение было принято лишь несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу. Ввод войск не привел к нормализации ситуации в Афганистане. Решение было неожиданным, и даже некоторые члены правительства узнали об этом из газет, не говоря уже обо всем народе. 27 декабря 1979 г. советский десантштурмом взял президентский дворец. Амин был смертельно ранен гранатой.Ввод войск в Афганистан был отрицательно встречен мировым общественным мнением. Генеральная ассамблея ООН потребовала вывести «иностранные войска» из республики. Сахаров А.Д потребовал прекращения вмешательства во внутренние дела Афганистана и вывода войска из этой страны.С приходом советских войск на территории Афганистана развернулось партизанское движение под лозунгом джихада (войны с неверными). Советские войска наносили разрушительные удары по селам, которые служили для повстанцев опорой. Около трети населения Афганистана за годы войны бежали в Иран и Пакистан, более миллиона погибло афганцев.По мнению Сахарова Афганская война изменила политическое положение в мире. Они поставили под удар политику разрядки. Первые шаги по урегулированию конфликта были сделаны Горбачевым в 1987 г. В апреле 1988. в г. Женеве СССР подписал соглашение о выводе войск из Афганистана. 15 февраля 1989 г. вывод войск был завершен. В декабре 1989 г. Комитет Верховного Совета СССР по международным делам официально осудил решение о вводе войск в Афганистан как принятое узким кругом лиц в нарушение Конституции СССРНесмотря на серьезные успехи в разрядке международной напряженности, внешняя политика СССР демонстрировала слабость. В неудачах во внешнеполитической сфере проявлялся кризис тоталитарной системы.

«Доктрина Брежнева»

Задание № 4: Дать оценку отношений СССР с социалистическими странами в 60—70-е гг.

В странах Восточной Европы назревали кризисные явления в экономической и политической жизни. В декабре 1967 г. произошла смена руководства компартии Чехословакии, лидером которой стал А. Дубчек. В апреле 1968 г. была принята программа действий нового руководства, реализация которой была названа «Пражской весной». Программа открывала дорогу последовательной экономической реформе и всесторонней демократизации общества.в августе 1968 г. в Чехословакию войск СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии. Еще больше отдалились от СССР Китай, Румыния, Югославия. В августе 1968 г. вышла из ОВД Албания.Доктрина Брежнева» (или Доктрина ограниченного суверенитета)заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Варшавского договора для того, чтобы предотвратить выход страны из ОВД

Тем не менее, несмотря на действие этой доктрины, ситуация постепенно выходила из-под контроля Москвы.В 1970 г. начались массовые выступления рабочих в Польше.Окончательно дистанцировались от СССР в эти годы Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР.

Содержание отчета

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

 

Контрольные вопросы

1.Охарактеризуйте переход к политике разрядки международной напряженности в начале 70-х гг.;

2.Укажите цели заключения московского договора между СССР и ФРГ.

Практическая работа №4

Тема: Анализ документов социальной направленности за 1977-1980гг.

Цель работы: уметь анализировать документы социальной направленности за 1977-1980гг.

Задание № 1: Выявить предпосылки и причины развития диссидентского и правозащитного движений в 1970-е г;

Слово "диссидент" ассоциируется с поэтами или писателями, которых не хотели издавать в советское время и даже преследовали за смелую критику и неприятие советского строя. Такое понимания явления диссидентства в СССР однобоко и не совсем верно. По определению энциклопедического словаря 1997 года, применительно к СССР 1960-х - 1980-х годов диссиденты - это название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах в конце 1950-х - середине 1980-х гг. Основу диссидентского движения в 1960-1980-е годы в СССР составляли не поэты или писатели, а правозащитники. Но для того, чтобы понять, почему именно правозащитное движение стало актуально в обозначенный период, нужно сказать несколько слов об исторической обстановке, на фоне которой формировалось диссидентство в СССР.

По официальной версии, с приходом к власти Хрущёва политические репрессии остались в прошлом. Но это вовсе не означало, что стало возможно любое инакомыслие. Тоталитарный контроль над общественной жизнь сохранялся и при Хрущёве, и все последующие годы правления Брежнева. Не было регламента, который накладывал бы конкретные запреты на отдельные проявления гражданской активности. Граждане СССР должны были быть довольны уже тем, что после разоблачения "вредных перегибов" времён культа личности просто так, "ни за что", уже не преследуют. Достаточно вести себя правильно с точки зрения советского гражданина - и тебя никто не тронет.

Борис Пастернак "преступил границы дозволенного", опубликовав в 1958 году за границей своё произведение "Доктор Живаго", в котором очень критически рисовалась картина революционных событий в России. За границей Пастернаку присудили Нобелевскую премию, а на родине - устроили травлю как антисоветчику и отщепенцу. И это прямо указывало на незримые и незыблемые рамки, в которых обязан оставаться советский гражданин для своего же собственного благополучия.

Охарактеризовать всю политику советского правительства эпохи застоя: стремление не допустить никаких перестроек и новшеств и сохранить стабильное состояние в стране. С одной стороны, стабильность - это хорошо, это значит, что нет перемен к худшему. В шестидесятых годах среди населения СССР господствовала мечта о спокойствии и хотя бы временном, частичном благополучии. Однако, многие представители интеллигенции после окончания периода репрессий и хрущёвской оттепели надеялись на большую свободу и большее соблюдение своих конституционных прав. А творческая интеллигенция надеялись на возможность свободного самовыражения. Но как раз самовыражаться вне чётко установленных партией рамок категорически запрещалось. И на это у правительства СССР были вполне объективные причины.

Чтобы понять суть этих причин, вспомним, к примеру, каким курсом двигалось развитие исторической науки в СССР при Брежневе. Во второй половине 1960-х была предпринята широкомасштабная культурно-идеологическая компания, которая установила жёсткие рамки исторических исследований и преподавания истории. Основу нового курса составили крупные юбилейные даты, которые показывали торжество коммунистической партии. К таким датам прежде всего отнесли празднование 20-летия Победы в ВОВ (1965), 50-летия революции (1967) и 100-летия со дня рождения Ленина (1970). Множество переломных моментов в истории СССР, повороты в политике, смены лидеров и многое другое предавалось осознанному забвению. В "эпоху застоя" практически любая инициатива рассматривалась как потенциальная угроза стабильности в стране. Просто за то, что это - инициатива, а не слепое следование предписаниям начальства. А сама по себе система запретов и предписаний была далека от представлений о правах человека демократических стран и даже от советской конституции.

Но полностью подавить желание людей мыслить вне установленных рамок правительство СССР уже не могло. Времена Сталина прошли, и люди уже не так боялись сомневаться в правильности коммунистического пути. Поэтому диссидентское движение существовало несмотря на те меры, которые предпринимало правительство против них.

Правозащитное движение как ядро диссидентства.

Задание №2: Определить роль диссидентского и правозащитного движения в общественно-политической жизни СССР;

Основные принципиальные установки диссидентов: ненасилие, гласность, апелляция к закону.По формам общественной активности выделялись следующие компоненты: создание неподцензурных текстов, объединение в независимые общественные ассоциации, изредка - публичные акции.По используемому инструментарию диссиденты действовали через:петиции, адресованные в советские официальные инстанции, и "открытые письма", обращенные к общественному мнению; распространение информации через Самиздат и западные масс-медиа.Справедливо отнести к диссидентству и так называемое "Православное возрождение", которое так же возникло в конце 1960-х годов. Известны имена священников, которые открыто были связаны с диссидентскими кругами: о. Сергий Желудков, о. Александр Мень, о. Глеб Якунин, о. Дмитрий Дудко.

Тесные связи имелись и между диссидентами и представителями других религиозных конфессий, так как приблизительно в это же время активизировались баптисты-"инициативники", или, например, евреи-"отказники". К движению диссидентства можно присовокупить и некоторых деятелей культуры и искусства, таких как литераторы Солженицын, Галич или Владимов, художники Рабин или Сысоев, скульптор Эрнст Неизвестный и другие. По мнению некоторых исследователей диссидентского движения, ничего резко отличного от общесоветской манеры все эти творческие люди не творили, а лишь говорили и писали о том, о чём было не принято говорить и писать. Тем не менее, если учесть, что советская власть пыталась навязывать деятелям культуры идеологическую направленность и творческий метод для их работы, который состоял в концепции соцреализма, неудивительно, что многих, кто отказывался принимать "социалистические нормы" в искусстве признавались диссидентами. Не исключено, что советская власть сама "сотворила" некую "вторую культуру", благодаря чему в диссидентском движении появились писатели, художники и другие представители людей искусства.

Когда поэту или писателю не давали публиковать его произведение, потому что оно не укладывалось в нормы, задаваемые так называемым "соцреализмом", некоторые писатели или поэты могли просто отложить свои произведения "в стол" до лучших времён. А некоторые шли и издавали свои книги "самиздатом" или "тамиздатом".

Само слово "самиздат", по мнению некоторых исследователей, подарил обществу поэт Николай Глазков, который в 40-х годах печатал собственные произведения на машинке и подписывал на месте издательства "Самсебяиздат". Постепенно слово сократилось до "самиздат". В середине 60-х самиздат становится существенной стороной политической и культурной жизни. В самиздатовском варианте издавалась не только запрещённая цензурой художественная литература, но прежде всего отчёты о судебных процессах, обращения к правительству, к общественности и многое другое.Ещё одним путём был "тамиздат" - пересылка запрещённых произведений за границу, печать и последующая тайная перевозка в СССР и распространение. Так издавались книги, подпольные журналы и прочее.

По определению, данному в Международной Амнистии, "правозащитникаминазывают людей, которые в одиночку или совместно с другими пропагандируют или отстаивают права человека мирными средствами. Правозащитник отличается тем, что защищает права окружающих, и не важно, кем он является по профессии. Правозащитники отстаивают всеобщность и неделимость всех прав человека. Они не отдают предпочтение какой-то одной группе прав в ущерб другим..."

Никаких официально утверждённых "рамок" между тем не было. Как уже было сказано выше, сознательный советский гражданин обязан был сам знать, что можно, а чего нельзя. Подобная размытость и нечёткость "рамок" действовала на руку советским законодателям. Они могли по своему разумению объявлять то или иное явление правильным или предосудительным. С людьми, которые выходили за установленные незримые и непонятные рамки, поначалу старались бороться, не обнаруживая политической подоплёки. Так Иосифа Бродского судили "за тунеядство", а вовсе не за его вольности, которые он допускал в писательской деятельности. Но подобная формулировка очень скоро была сочтена неподходящей, неконкретной, а следовательно, недостаточно дающей понять всем остальным, что поступать так, как Бродский - предосудительно. Поэтому 16 октября 1966 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР в уголовном кодексе РСФСР появились статьи 190-1, 190-2 и 190-3, которые как раз и были направлены на конкретизацию так называемых "антисоветских" действий [6].

Участники демонстраций, которым приписывалась статья 109-3, опирались на конституционное право проводить митинги и демонстрации. И подобное противоречие УК и Конституции, и расправа над участниками демонстраций, уже выходили за рамки логичных и соответствующих нормам и правам человека и гражданина.

Таким образом, правозащитное диссидентское движение в основе своей опиралось на требования соблюдений законности и конституционных прав и свобод. И именно правозащитников можно назвать главной движущей силой в диссидентском движении 1960-1980-х годов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.022 с.)