ТОП 10:

Движение за социально-экономические права.



Практическая работа№1

Тема: Рассмотрение фото и кино - материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии социальной и национальной политики в СССР к началу 80гг.

 

Цель работы: уметь определять характер развития общества на том или ином этапе и давать общую оценку политическим, экономическим или культурным процессам периода.

 

Задание №1:Указать причины обращения крымских татар к Белградскому Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Из доклада Ю. В. Андропова, посвященного 60-летию

образования СССР. 21 декабря 1982 г.

Реальные качественные изменения, происшедшие за 60 лет в национальных отношениях, свидетельствуют о том, что национальный вопрос в том виде, в каком он был оставлен нам эксплуататорским строем, успешно решен, решен окончательно и бесповоротно. Впервые в истории многонациональный состав страны превратился из источника ее слабости в источник силы и процветания.

Из обращения крымских татар к Белградскому Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, Политбюро ЦК КПСС, Верховному Совету Союза ССР, общественности. 1977 г.

...В документах народа, адресованных XXV съезду, ясно изложены судьбы крымско-татарского народа в связи с событиями сороковых годов и их последствиями. В них также подробно изложены исторические, правовые, идеологические и экономические основы национального движения за возвращение в родной край с четкими требованиями:

1. Организованное возвращение в Крым — на свою национальную Родину безо всяких ограничений.

2. Вернуть все, что отнято.

3. Восстановить все, что растоптано...

От появления Указа (указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 г. «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму». До XXV съезда КПСС прошло 9 лет. За этот период десятки тысяч семей пытались вырваться из ссыльной земли, ссыльного режима, наконец-то вернуться в край родной. Вместо выполнения законов СССР в Крыму этим семьям уготованы: вторичное выселение, ночные погромы со взломом дверей и окон, насилия, провокации и судилища.

Задание №2:Определить советский курс в решении национального вопроса

Национальные отношения в Советском Союзе вплоть до «перестроечных» времен принято было считать предметом гордости партийной и государственной политики.
Убедительным аргументом в пользу национальной терпимости и сближения народов СССР являлся рост числа этнически смешанных браков. Переписью населения 1959 г. их зафиксировано 10,3% от общего числа браков. К 1970 г. смешанные семьи составляли 13,5%, в 1979 г. — 14,9%, а в 1989 г. — 17,5%. Одновременно это указывало на рост интеграционных процессов внутри СССР, обусловленных экономическими факторами и движением кадровых ресурсов.
Доказательством формирования новой общности можно считать также распространение русского языка как языка межнационального общения. Например, по переписи 1926 г. число граждан нерусской национальности, считающих русский язык родным, зафиксировано 6,4 млн, в 1959 г. — 10,2 млн, в 1979 г. — 13 млн.

Переписи населения показывали также постоянный рост числа свободно использующих русский язык наряду с родным национальным языком. В 1970 г. в СССР проживало 46,6% нерусских граждан, к 1989 г. их доля повысилась до 49,4%. При этом русский язык считали родным и свободно им владели 81,4% населения СССР и 88% населения РСФСР.

Степень сплоченности советских национальностей и стремление к взаимному сближению особенно ярко проявлялись в сравнении с другими многоэтническими государствами.

Все это давало идеологам развитого социализма весомые основания считать выработанный курс на решение национального вопроса верным. В основу этого курса по-прежнему закладывалась идея достижения фактического равенства наций, народностей «с полным учетом их интересов, уделяя особое внимание тем районам страны, которые нуждаются в более быстром развитии».

Политика выравнивания и сближения уровней развития советских народов при опеке и бескорыстной помощи «старшего брата» — русского народа имела и множество других непредвиденных последствий, отрицательно сказывавшихся на общем состоянии национального вопроса. Речь в первую очередь идет об отношении к русским в национальных республиках и о том положении, в котором русские в итоге там оказались. В идеальных представлениях о фактическом равенстве все республики не только должны быть одинаковыми по уровню жизни и социальной обеспеченности, похожими нужно сделать также их хозяйственные и социальные структуры. Руководителям СССР такое положение казалось свидетельством лишь реального сближения народов, взаимопроникновения и обогащения их культур. На самом же деле наряду со всем этим возникали и очень серьезные противоречия, вылившиеся впоследствии в конфликты. Нерешенной также оставалась проблема репрессированных народов. Крымские татары, немцы Поволжья выступали за восстановление своих ликвидированных в годы Великой Отечественной войны автономий.

 

Отдельной проблемой в СССР был так называемый «еврейский вопрос». В июне 1967 г. в связи с Шестидневной войной, в ходе которой Израиль начал боевые действия с Сирией, Иорданией и Египтом, СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. Резолюция Совета Безопасности ООН № 247 определила Израиль как страну-агрессор. В советских газетах началась мощная антиизраильская кампания. Однако победа Израиля вызвала рост национального самосознания среди советских евреев. Первоначально основной формой борьбы за право эмиграции была подача петиций, обращений и заявлений в официальные органы. Эта деятельность чаще всего не приносила желаемого результата. Летом 1970 г. в Ленинграде были арестованы 12 евреев, намеревавшихся захватить самолет Ан-2, выполнявший рейс Ленинград — Приозерск, и угнать его за рубеж. Организаторы и участники акта воздушного терроризма были осуждены и получили суровые наказания. «Самолетное дело» вызвало кампанию со стороны Запада в поддержку права евреев на эмиграцию. Советскому правительству приходилось с каждым годом увеличивать количество разрешений на выезд. Всего из СССР с 1971 по 1986 г. эмигрировало за рубеж свыше 360 тыс. человек (около 0,15% населения).
Данный этап истории Советского Союза в силу разных причин совпал с нарастанием этнического самосознания у большинства народов СССР.
Однако отсутствие должной реакции на это со стороны центральной власти, а также социально-экономический и идейный кризисы способствовали тому, что этот процесс стал выливаться в примитивный национализм, «ревность» народов друг к другу, увлечение иллюзиями относительно своего, отдельного «национального рая».

Конституция СССР 1977г.

Задание №3:Выявить особенности конституции 1977г. в решении национального вопроса.

С тех пор, как существуют конституционные государства, в их конституциях нельзя найти ни одной статьи, которая противоречила бы конституционной практике. Если же случаются нарушения конституции исполнительной властью или даже парламентским большинством, то существует высший конституционный суд, независимый и от правительства и от парламента, который следит за соблюдением конституции и обязывает государственные органы ликвидировать допущенные нарушения. Теперь давайте посмотрим в Конституцию СССР 1977 года. Это единственная и уникальная Конституция из всех известных в истории, в которой были записаны абсолютно фиктивные права союзных национальных республик. Вот хотя бы такие права:

"Статья 76. Союзная республика - суверенное советское социалистическое государство". Но что значит "суверенное государство" в юридическом смысле этого слова? Возьмем официальное определение из БСЭ: "Суверенитет государственный - верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Какое же "верховенство" и "независимость"государственной власти осуществляли союзные национальные республики во внутренней и внешней политике? Стоит так поставить вопрос, чтобы увидеть всю абсурдность утверждения Конституции, что союзные республики являются"суверенными государствами". Если по Конституции 1924 года в некоторых областях республики были условно "суверенны", например, в области народного просвещения или народного здравоохранения, то теперь и эти отрасли государственной жизни отошли к компетенции центра, где созданы были Министерство Просвещения СССР и Министерство Здравоохранения СССР, которые не предусматривались Конституцией Ленина 1924 года или даже Конституцией1936 года."Статья 80. Союзная республика имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций" "Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР". Эта статья механически перекочевала из Конституции 1924года в Конституцию 1936 года, а оттуда и в брежневскую Конституцию СССР1977 года. Сотни тысяч представителей национальных партийных кадров и почти вся старая национальная интеллигенция в союзных республиках были уничтожены в период ежовщины по обвинению в том, что они якобы хотели воспользоваться этой статьей и вывести свою республику из состава СССР. Лукьяненко на Украине и Айрикян в Армении, ссылаясь на Конституцию СССР 1977 года о праве каждой союзной республики на выход из СССР, организовали в своих республиках движение за такой выход. Естественно, что они со своими сторонниками были арестованы и заключены в концлагеря на долгие сроки. Тоже самое происходило в Эстонии, Латвии и Литве, где массовые репрессии за сопротивление советскому империализму и его грубо русификаторской политике продолжались до перестроечных времен и, как я подозреваю, позже. "Статья 70. СССР - единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик". Из курса истории мы можем видеть, что ни одна республика к советской России добровольно не присоединялась. Все нерусские народы через несколько месяцев после захвата власти большевиками в Петрограде торжественно объявили о своем выходе из России и создании своих независимых государств. Ленин, Троцкий, Сталин на штыках Красной Армии присоединили их обратно к России Что же касается федерализма, то это тоже чистейшая фикция. В истории еще не было государств, начиная с восточных деспотий и кончая фашистскими государствами в Европе, где централизм, абсолютизм и тоталитаризм достигли бы такой вершины совершенства, как именно в Советском Союзе. Поэтому и национальный вопрос рассматривался в таком государстве как колониальный, только его так не называли, а прикрывали бутафорией федерации, выдавая её за реальность.

Практическая работа №2

Тема: Работа с текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры.

Цель работы:уметь на основе анализа текстового материала анализировать, систематизировать характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры.

 

Афганская война.

Задание №3: Выявить причины окончания процесса разрядки.

Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 г. В результате апрельской революции в Кабуле, столице Афганистана к власти пришли коммунисты во главе с Тараки. Тараки ориентировался на СССР и стремился построить в своей стране социализм. Тараки получал экономическую и финансовую помощь от СССР Далее возглавляет правительство Амин, который устанавливает террористический авторитарный режим в стране. Эти события изменили отношение советского руководства к Афганистану. Решение овводе войск было принято четырьмя членами Политбюро ЦК КПСС – Л.И. Брежневым, А.А.Громыко, Д.Ф. Устиновым (министр обороны), Ю.В. Андроповым. После долгого анализа ситуации они пришли к выводу, что подрывающие афганскую революцию силы в перспективе угрожают СССР. В (24) 25 декабря 1979 г. по приказу высшего руководства СССР советские войска вступили на территорию Афганистана. Такое решение было принято лишь несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу. Ввод войск не привел к нормализации ситуации в Афганистане. Решение было неожиданным, и даже некоторые члены правительства узнали об этом из газет, не говоря уже обо всем народе. 27 декабря 1979 г. советский десантштурмом взял президентский дворец. Амин был смертельно ранен гранатой.Ввод войск в Афганистан был отрицательно встречен мировым общественным мнением. Генеральная ассамблея ООН потребовала вывести «иностранные войска» из республики. Сахаров А.Д потребовал прекращения вмешательства во внутренние дела Афганистана и вывода войска из этой страны.С приходом советских войск на территории Афганистана развернулось партизанское движение под лозунгом джихада (войны с неверными). Советские войска наносили разрушительные удары по селам, которые служили для повстанцев опорой. Около трети населения Афганистана за годы войны бежали в Иран и Пакистан, более миллиона погибло афганцев.По мнению Сахарова Афганская война изменила политическое положение в мире. Они поставили под удар политику разрядки. Первые шаги по урегулированию конфликта были сделаны Горбачевым в 1987 г. В апреле 1988. в г. Женеве СССР подписал соглашение о выводе войск из Афганистана. 15 февраля 1989 г. вывод войск был завершен. В декабре 1989 г. Комитет Верховного Совета СССР по международным делам официально осудил решение о вводе войск в Афганистан как принятое узким кругом лиц в нарушение Конституции СССРНесмотря на серьезные успехи в разрядке международной напряженности, внешняя политика СССР демонстрировала слабость. В неудачах во внешнеполитической сфере проявлялся кризис тоталитарной системы.

«Доктрина Брежнева»

Задание № 4: Дать оценку отношений СССР с социалистическими странами в 60—70-е гг.

В странах Восточной Европы назревали кризисные явления в экономической и политической жизни. В декабре 1967 г. произошла смена руководства компартии Чехословакии, лидером которой стал А. Дубчек. В апреле 1968 г. была принята программа действий нового руководства, реализация которой была названа «Пражской весной». Программа открывала дорогу последовательной экономической реформе и всесторонней демократизации общества.в августе 1968 г. в Чехословакию войск СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии. Еще больше отдалились от СССР Китай, Румыния, Югославия. В августе 1968 г. вышла из ОВД Албания.Доктрина Брежнева» (или Доктрина ограниченного суверенитета)заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Варшавского договора для того, чтобы предотвратить выход страны из ОВД

Тем не менее, несмотря на действие этой доктрины, ситуация постепенно выходила из-под контроля Москвы.В 1970 г. начались массовые выступления рабочих в Польше.Окончательно дистанцировались от СССР в эти годы Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР.

Содержание отчета

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

 

Контрольные вопросы

1.Охарактеризуйте переход к политике разрядки международной напряженности в начале 70-х гг.;

2.Укажите цели заключения московского договора между СССР и ФРГ.

Практическая работа №4

Тема: Анализ документов социальной направленности за 1977-1980гг.

Цель работы: уметь анализировать документы социальной направленности за 1977-1980гг.

Задание № 1: Выявить предпосылки и причины развития диссидентского и правозащитного движений в 1970-е г;

Слово "диссидент" ассоциируется с поэтами или писателями, которых не хотели издавать в советское время и даже преследовали за смелую критику и неприятие советского строя. Такое понимания явления диссидентства в СССР однобоко и не совсем верно. По определению энциклопедического словаря 1997 года, применительно к СССР 1960-х - 1980-х годов диссиденты - это название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах в конце 1950-х - середине 1980-х гг. Основу диссидентского движения в 1960-1980-е годы в СССР составляли не поэты или писатели, а правозащитники. Но для того, чтобы понять, почему именно правозащитное движение стало актуально в обозначенный период, нужно сказать несколько слов об исторической обстановке, на фоне которой формировалось диссидентство в СССР.

По официальной версии, с приходом к власти Хрущёва политические репрессии остались в прошлом. Но это вовсе не означало, что стало возможно любое инакомыслие. Тоталитарный контроль над общественной жизнь сохранялся и при Хрущёве, и все последующие годы правления Брежнева. Не было регламента, который накладывал бы конкретные запреты на отдельные проявления гражданской активности. Граждане СССР должны были быть довольны уже тем, что после разоблачения "вредных перегибов" времён культа личности просто так, "ни за что", уже не преследуют. Достаточно вести себя правильно с точки зрения советского гражданина - и тебя никто не тронет.

Борис Пастернак "преступил границы дозволенного", опубликовав в 1958 году за границей своё произведение "Доктор Живаго", в котором очень критически рисовалась картина революционных событий в России. За границей Пастернаку присудили Нобелевскую премию, а на родине - устроили травлю как антисоветчику и отщепенцу. И это прямо указывало на незримые и незыблемые рамки, в которых обязан оставаться советский гражданин для своего же собственного благополучия.

Охарактеризовать всю политику советского правительства эпохи застоя: стремление не допустить никаких перестроек и новшеств и сохранить стабильное состояние в стране. С одной стороны, стабильность - это хорошо, это значит, что нет перемен к худшему. В шестидесятых годах среди населения СССР господствовала мечта о спокойствии и хотя бы временном, частичном благополучии. Однако, многие представители интеллигенции после окончания периода репрессий и хрущёвской оттепели надеялись на большую свободу и большее соблюдение своих конституционных прав. А творческая интеллигенция надеялись на возможность свободного самовыражения. Но как раз самовыражаться вне чётко установленных партией рамок категорически запрещалось. И на это у правительства СССР были вполне объективные причины.

Чтобы понять суть этих причин, вспомним, к примеру, каким курсом двигалось развитие исторической науки в СССР при Брежневе. Во второй половине 1960-х была предпринята широкомасштабная культурно-идеологическая компания, которая установила жёсткие рамки исторических исследований и преподавания истории. Основу нового курса составили крупные юбилейные даты, которые показывали торжество коммунистической партии. К таким датам прежде всего отнесли празднование 20-летия Победы в ВОВ (1965), 50-летия революции (1967) и 100-летия со дня рождения Ленина (1970). Множество переломных моментов в истории СССР, повороты в политике, смены лидеров и многое другое предавалось осознанному забвению. В "эпоху застоя" практически любая инициатива рассматривалась как потенциальная угроза стабильности в стране. Просто за то, что это - инициатива, а не слепое следование предписаниям начальства. А сама по себе система запретов и предписаний была далека от представлений о правах человека демократических стран и даже от советской конституции.

Но полностью подавить желание людей мыслить вне установленных рамок правительство СССР уже не могло. Времена Сталина прошли, и люди уже не так боялись сомневаться в правильности коммунистического пути. Поэтому диссидентское движение существовало несмотря на те меры, которые предпринимало правительство против них.

Правозащитное движение как ядро диссидентства.

Задание №2:Определить роль диссидентского и правозащитного движения в общественно-политической жизни СССР;

Основные принципиальные установки диссидентов: ненасилие, гласность, апелляция к закону.По формам общественной активности выделялись следующие компоненты: создание неподцензурных текстов, объединение в независимые общественные ассоциации, изредка - публичные акции.По используемому инструментарию диссиденты действовали через:петиции, адресованные в советские официальные инстанции, и "открытые письма", обращенные к общественному мнению; распространение информации через Самиздат и западные масс-медиа.Справедливо отнести к диссидентству и так называемое "Православное возрождение", которое так же возникло в конце 1960-х годов. Известны имена священников, которые открыто были связаны с диссидентскими кругами: о. Сергий Желудков, о. Александр Мень, о. Глеб Якунин, о. Дмитрий Дудко.

Тесные связи имелись и между диссидентами и представителями других религиозных конфессий, так как приблизительно в это же время активизировались баптисты-"инициативники", или, например, евреи-"отказники". К движению диссидентства можно присовокупить и некоторых деятелей культуры и искусства, таких как литераторы Солженицын, Галич или Владимов, художники Рабин или Сысоев, скульптор Эрнст Неизвестный и другие. По мнению некоторых исследователей диссидентского движения, ничего резко отличного от общесоветской манеры все эти творческие люди не творили, а лишь говорили и писали о том, о чём было не принято говорить и писать. Тем не менее, если учесть, что советская власть пыталась навязывать деятелям культуры идеологическую направленность и творческий метод для их работы, который состоял в концепции соцреализма, неудивительно, что многих, кто отказывался принимать "социалистические нормы" в искусстве признавались диссидентами. Не исключено, что советская власть сама "сотворила" некую "вторую культуру", благодаря чему в диссидентском движении появились писатели, художники и другие представители людей искусства.

Когда поэту или писателю не давали публиковать его произведение, потому что оно не укладывалось в нормы, задаваемые так называемым "соцреализмом", некоторые писатели или поэты могли просто отложить свои произведения "в стол" до лучших времён. А некоторые шли и издавали свои книги "самиздатом" или "тамиздатом".

Само слово "самиздат", по мнению некоторых исследователей, подарил обществу поэт Николай Глазков, который в 40-х годах печатал собственные произведения на машинке и подписывал на месте издательства "Самсебяиздат". Постепенно слово сократилось до "самиздат". В середине 60-х самиздат становится существенной стороной политической и культурной жизни. В самиздатовском варианте издавалась не только запрещённая цензурой художественная литература, но прежде всего отчёты о судебных процессах, обращения к правительству, к общественности и многое другое.Ещё одним путём был "тамиздат" - пересылка запрещённых произведений за границу, печать и последующая тайная перевозка в СССР и распространение. Так издавались книги, подпольные журналы и прочее.

По определению, данному в Международной Амнистии, "правозащитникаминазывают людей, которые в одиночку или совместно с другими пропагандируют или отстаивают права человека мирными средствами. Правозащитник отличается тем, что защищает права окружающих, и не важно, кем он является по профессии. Правозащитники отстаивают всеобщность и неделимость всех прав человека. Они не отдают предпочтение какой-то одной группе прав в ущерб другим..."

Никаких официально утверждённых "рамок" между тем не было. Как уже было сказано выше, сознательный советский гражданин обязан был сам знать, что можно, а чего нельзя. Подобная размытость и нечёткость "рамок" действовала на руку советским законодателям. Они могли по своему разумению объявлять то или иное явление правильным или предосудительным. С людьми, которые выходили за установленные незримые и непонятные рамки, поначалу старались бороться, не обнаруживая политической подоплёки. Так Иосифа Бродского судили "за тунеядство", а вовсе не за его вольности, которые он допускал в писательской деятельности. Но подобная формулировка очень скоро была сочтена неподходящей, неконкретной, а следовательно, недостаточно дающей понять всем остальным, что поступать так, как Бродский - предосудительно. Поэтому 16 октября 1966 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР в уголовном кодексе РСФСР появились статьи 190-1, 190-2 и 190-3, которые как раз и были направлены на конкретизацию так называемых "антисоветских" действий [6].

Участники демонстраций, которым приписывалась статья 109-3, опирались на конституционное право проводить митинги и демонстрации. И подобное противоречие УК и Конституции, и расправа над участниками демонстраций, уже выходили за рамки логичных и соответствующих нормам и правам человека и гражданина.

Таким образом, правозащитное диссидентское движение в основе своей опиралось на требования соблюдений законности и конституционных прав и свобод. И именно правозащитников можно назвать главной движущей силой в диссидентском движении 1960-1980-х годов.

Практическая работа № 5

Тема: Рассмотрение и анализ документального (текстового), раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти в Восточной Европе.

Цель работы: уметь систематизировать историческую информацию на основе текстового материала о деятельности политических партий и оппозиционных государственной власти в Восточной Европе.

Задание №1:Заполнить таблицу »Специфика протекания революционных процессов».

Практическая работа №6

Тема:Рассмотрение биографий политических деятелей ССССР второй половины 1980г., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей.

Цель работы:уметьанализировать программные документы и взгляды избранных деятелей второй половины 1980г.

Биографии политических деятелей.

Горбачев Михаил Сергеевич-российский государственный и политический деятель. С 15 лет начал трудовую деятельность механизатором МТС. В 1955 г. поступил на юридический факультет МГУ, где учился вместе с будущими известными политиком А. И. Лукьяновым. Настоящим потрясением для молодого студента стало развенчание сталинизма на XX съезде КПСС. Правда, он не думал тогда еще о критике самой системы. После окончания МГУ перешел на комсомольскую, а затем и на партийную работу, став первым секретарем Ставропольского крайкома ВЛКСМ, а затем вторым секретарем крайкома КПСС. В 1970 г. он стал самым молодым в стране первым секретарем крайкома партии и через год был избран в состав ЦК КПСС. Своему быстрому росту Горбачев был обязан не только личным качествам (целеустремленности, напористости, высокой работоспособности), но и поддержке своего бывшего начальника и наставника — члена Политбюро и секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству Ф. Д. Кулакова. После его внезапной смерти в 1978 г. по неписаным законам партийно-номенклатурных передвижений именно Горбачев был назначен на пост секретаря ЦК по вопросам сельского хозяйства. С этого момента начался его медленный, но уверенный путь к креслу лидера страны. В 1980 г. он становится самым молодым членом Политбюро, а после смерти Брежнева по поручению Андропова начинает заниматься не только сельским хозяйством, но и широким кругом вопросов внутренней и внешней политики. Смерть Андропова сделала Горбачева фактически вторым человеком в партии и неизбежным преемником угасающего Черненко. После смерти престарелого вождя в марте 1985 г. Горбачев единогласно избирается Генеральным секретарем ЦК, одновременно становится Председателем Совета обороны и начинает «перестройку».

Ельцин Борис Николаевич -российский государственный и политический деятель, первый президент Российской Федерации (избран на всеобщих выборах 1991). В 1996 г. избран на второй срок. Окончил Уральский политехнический институт (Свердловск); с 1955 работал в строительных организациях, с 1963 главный инженер, начальник Свердловского домостроительного комбината. В 1968-88 на партийной работе: с 1976 1-й секретарь Свердловского обкома. С 1985 1-й секретарь МГК КПСС. В 1989 г. при поддержке демократического движения был избран депутатом Съезда народных депутатов СССР. В 1990 г. вышел из КПСС. В 1990-91 Председатель Верховного Совета РСФСР. В августе 1991 возглавил сопротивление антидемократическому путчу Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). В декабре 1991 подписал совместно с руководителями Белоруссии и Украины соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и прекращении существования СССР. С 1992 Ельцин осуществляет руководство экономическими и политическими реформами в России. В сентябре 1993 по указу Ельцина "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" распущен Верховный Совет Российской Федерации, ликвидирована система Советов. Ельцин - инициатор разработки новой Конституции Российской Федерации (принята в декабре 1993).Ельцин Б.Н. – первый президент Российской Федерации, добровольно сложил с себя полномочия 31 декабря 1999 г., скончался 23 апреля 2007 г.

Практическая работа №7

Тема:Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989-1991гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий.

Цель работы: уметь выявлять взаимосвязь отечественных социально- экономических, политических и культурных проблемСССР и РФ за 1989-1991гг.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ Б.Н. ЕЛЬЦИНА

Практическая работа №8.

Тема:Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990г.

Цель работы:уметь выявлять причинно-следственные связи локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990г.

 

Задание №1:Дать определение понятию локальный конфликти выявитьпричины возникновения локальных конфликтов.

Локальный конфликт (от лат. localis — местный) — военные действия между двумя и более государствами, ограниченные по политическим целям интересами участвующих в военных (боевых) действиях государств, а по территории — небольшим географическим регионом, как правило, находящимся в границах одной из противоборствующих сторон.

Локальные конфликты имели место в истории нашей страны вне зависимости от смены цивилизаций. Они - серьезная внутренняя проблема для всех политических режимов, находившихся у власти в стране, начиная с XIX в. Причины локальных конфликтов носят как объективный, так и субъективный характер.

Объективные причины:колониальная политика царского политического режима (покорение Кавказа) усилила цивилизационную неоднородность российского социума, где смешались различные культуры, ментальности;советская власть, получив в наследство от царизма сложный узел национальных противоречий, провозгласила разумные принципы национальной политики, но на деле все свела к жесткой централизации; распад СССР, создавший новую геополитическую ситуацию в мире и обостривший внутриполитическую обстановку в бывших союзных республиках, особенно в сфере межнациональных отношений; в постсоветской период руководству страны пришлось преодолевать негативные последствия национальной политики правящей в СССР Коммунистической партии. Однако новым руководством суверенной России был допущен ряд ошибок, которые обострили существовавшие раньшепроблемы. Вот только отдельные из них: непродуманный ход политических, экономических и социальных реформ, приведший к резкому ухудшению экономического положения жизни народа в стране;отсутствие отпора националистам, недооценка руководством страны негативных явлений в межнациональных отношениях, бездействие или запаздывание с выработкой мер по урегулированию острых проблем;чрезмерное увлечение государственным суверенитетом руководителей бывших союзных и автономных республик. Россия первая открыла «парад суверенитетов» при самой активной поддержке Б.Н. Ельцина и приняла закон, предусматривающий верховенство законов РФ над союзными. А сегодня мы являемся свидетелями того, что те же негативные процессы, которые имели место в Союзе, ныне происходят в России.

Субъективные причины: огромное количество оружия, имевшееся на постсоветском пространстве; «человеческий фактор»: делом разрешения конфликтов занимались не всегда высококлассные профессионалы политики и военные;недостаточно взвешенное, необъективное освещение конфликтов некоторыми средствами массовой информации сложных, болезненных явлений национальных отношений в ряде регионов страны.

Практическая работа № 9

Тема:Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства:культурный, социально-экономический и политический аспекты.

Цель работы:уметь анализироватьпроцессы, происходившие на постсоветском пространстве.

Задание №1:Дать характеристику международным организациям.

Организация Объединенных Наций является уникальной международной организацией. Она была основана после Второй мировой войны представителями 51 страны, являвшимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение условий жизни и положения дел в области прав человека.

ООН преследует следующие цели:поддержание мира и безопасности на планете;развитие дружественных отношений между странами;сотрудничество в разрешении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека;согласование действий разных стран.

Ее уникальный характер и возложенные Уставом полномочия дают Организации возможность осуществлять деятельность по широкому ряду вопросов, являясь для своих 193 государств-членов форумом, который позволяет им через Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет и другие органы и комитеты высказывать свою точку зрения.

ЮНЕСКО работает над созданием условий для диалога между цивилизациями, культурами и народами, основывающегося на уважении общих ценностей. Именно посредством этого диалога мир может придти к глобальному пониманию устойчивого развития, охватывающего соблюдение прав человека, взаимное уважение и уменьшение бремени нищеты – все это составляет суть миссии и деятельности ЮНЕСКО.

В основе всех стратегий и мероприятий ЮНЕСКО лежат широкие цели и конкретные задачи международного сообщества – согласованные на международном уровне цели в области развития, включая Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия (ЦРТ). Достижению этих целей способствует уникальный характер сфер компетенции ЮНЕСКО, охватывающих образование, науку, культуру и коммуникацию и информацию.Миссия ЮНЕСКО состоит в содействии укреплению мира, искоренению нищеты, устойчивому развитию и межкультурному диалогу посредством образования, науки, культуры, коммуникации и информации.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.83.37 (0.028 с.)