Развитие кинематографа и живописи в 1970г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие кинематографа и живописи в 1970г.



Задание № 2: Выделить наиболее значимые произведения советского кинематографа и определить новые направления в живописи в СССР 70-х гг.

В 60-е гг. в развитии советского кинематографа происходит оживление: появляется целый ряд молодых талантливых режиссеров, новые темы, новые творческие решения. Режиссеры получали заказы на фильмы о В.И. Ленине. Ленинская тема была отражена в кинофильмах: "Ленин в Польше" С. Юткевича, "Сердце матери" М. Донского, "Шестое июля" Ю. Карасика, "Кремлевские куранты" В. Георгиева. Были созданы документальные фильмы о Ленине: кинотрилогия о ленинских рукописях? "Рукописи Ленина", "Знамя партии", "Ленин (последние страницы)" Ф. Тяпкина и Г. Фрадкина, "Три весны Ленина" и "Ленин", "Документы, факты, воспоминания" Л. Кристи, "Живой Ленин" М. Ромма и др По-прежнему волновала тема Великой Отечественной войны. Новое творческое решение военная тема нашла в фильмах: "Баллада о солдате" Г. Чухрая, "Судьба человека" С. Бондарчука, "Мир входящему" А. Алова и В. Наумова, "Иваново детство" А. Тарковского, "Живые и мертвые" А. Столпнера, "Отец солдата" Р. Чхеидзе, "Обыкновенный фашизм" М. Ромма, "А зори здесь тихие" С. Ростоцкого, "Проверка на дорогах" и "Двадцать дней без войны" А. Германа, "Белорусский вокзал" и др. Большой отклик зрителей вызвал фильм "Белорусский вокзал" реж. А. Смирнова (1971) Никого не оставило равнодушным появление фильма С.И. Ростоцкого "А зори здесь тихие…" (1972) по повести Б. Васильева. Действие в фильме происходит осенью 1941 года в Карелии, в районе, где активных боевых действий не велось. Командир зенитного батальона старшина Федот Васьков (А. Мартынов) выпросил себе у командования пополнение. Но он и представить не мог, что в качестве пополнения к нему будут направлены пять девушек: Женя Камелькова (О. Остроумова), Лиза Бричкина (Е. Драпеко), Рита Осянина (И. Шевчук), Галя Четвертак (Е. Маркова), Соня Гурвич (И. Долганова) Девчонки, конечно, милые, симпатичные, но им нет еще и 20 лет и какие из них бойцы! Девчонки несерьезные, все время шутят и все норовят подшутить над Васьковым, хохочут, мечтают о любви! Остановить фашистов, а их нужно остановить, можно только ценой собственной жизни. Старшина Васьков и пять его девушек-зенитчиц выполнили свой воинский долг до конца. Все девушки погибли, но вражеский отряд не прошел в тыл наших войск. В заключительной сцене фильма звучит фраза "На таком-то фронте ничего существенного не произошло". Фильм С.И. Ростоцкого "А зори здесь тихие…" - своеобразный реквием о молодом поколении, "унесенном войной". О тех, кто только вступал в жизнь, кто мечтал учиться профессии, работать, любить, растить детей… Но на их долю выпала жестокая война. И они до конца выполнили свой воинский долг, долг перед Родиной. Пять человек - не такая большая цифра для военного времени, но таких у страны набралось 26,5 миллиона. Картина вызвала потрясение. Она еще раз заставила задуматься о каждом, кто погиб, защищая право на жизнь последующих поколений. Выдающимся событием не только в кинематографе, но и в культурной жизни нашей страны стал выход масштабной исторической хроники о войне "Освобождение" (1970-1972) в пяти фильмах: "Огненная дуга", "Прорыв", "Направление главного удара", "Битва за Берлин", "Последний штурм". Создатели фильма - режиссер Юрий Озеров, автор сценария Юрий Бондарев, оператор Игорь Слабневич, художник Алексей Мягков - сами были участниками Великой Отечественной войны, поэтому они старались не фальшивить, запечатлеть войну такой, какой видели сами. В киносражениях участвовали сотни единиц техники и тысячи актеров, которыми на время съемок стали солдаты Советской Армии. Это единственный художественный фильм, который успели снять в Берлине среди еще настоящих развалин Второй мировой, поэтому по фильму можно судить о масштабах разрушений и принесенных фашизмом страданий. В фильме наряду с личными судьбами реальных и вымышленных героев показаны перемещения целых армий, фронтов, деятельность штабов, разведок, а также тех, кто трудился в тылу. Кино-эпопею "Освобождение" можно воспринимать как безусловный исторический документ, как своего рода учебное пособие по Великой Отечественной войне. Зрители в 115 стран мира выстраивались в очереди, чтобы увидеть этот фильм, а после сеансов плакали и аплодировали стоя. "Освобождение" один из лучших отечественных фильмов о Великой Отечественной войне. В дальнейшем Ю.Н. Озеров снял такие фильмы о войне, как "Битва за Москву", "Сталинград", "Солдаты свободы" и др В 60-е гг. в советском кинематографе особое звучание приобрела тема проблем молодежи. Этой проблеме был посвящен фильм М. Хуциева "Застава Ильича" (1959-1964). Хуциев утверждал в фильме, что молодежь верна идеалам отцов, и эти убеждения не требуют высоких слов, потому что они глубоко осознанны и искренни. Фильм подвергся критике, подвергнут переделке автором и выпущен под названием "Мне двадцать лет" (первоначальный вариант был восстановлен в 1987 г.). Много и успешно работает в кинематографе М.А. Захаров. Все его фильмы являются без преувеличения шедеврами: "Обыкновенное чудо"(1978), "Тот самый Мюнхгаузен"(1979), "Формула любви" (1984). В своих фильмах М.А. Захаров тяготеет к острой театральной форме, яркой зрелищности, социальной злободневности. Замечательным в этот период является творчество режиссеров-комедиографов: Э. Рязанова ("Берегись автомобиля", 1966; "Ирония судьбы или с легким паром", 1976; "Служебный роман", 1977.

В 60-е годы господствующим художественным методом в живописи был социалистический реализм. В то же время художники искали новые выразительные средства. В своих исканиях они стали обращаться к авангардному искусству 20-30-х годов. Авангард к этому времени в нашей стране перестал существовать. Большинство авангардистов покинуло СССР, другие ушли из жизни. Авангард в СССР был под запретом. Но запретное искусство вызывало интерес у молодых художников, стремившихся к свободе самовыражения. Еще во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г. были показаны картины абстракционистов, в том числе и работы знаменитого Дж. Поллока, лидера американских абстракционистов. В Москве стала складываться новая школа в искусстве, мечтающая возродить традиции "исторического авангарда". Появляется ростки другого искусства, получившего название "искусство новой волны", "нонконформизм","искусство андеграунда", что переводилось как неприспособившиеся, неофициальное искусство или "искусство подполья". В "новом искусстве" появились течения, но все вместе они представляли оппозицию официальному искусству. Каждый из художников - нонконформистов был крайне индивидуален Вскоре стали происходить столкновения нонконформистов с властями. Первое открытое столкновение произошло в 1962 году в Манеже, когда в одном из залов были выставлены работы художников - абстракционистов - Э. Неизвестного, Э. М. Билютина, О. Рабина, М. Кабакова, В. Янкилевского, В. Чуйкова, Л. Мастерковой и др. Н.С. Хрущев в окружении соратников посетил выставку и подверг резкой критике их творчество. Следующее столкновение произошло в 1974 г. 15 сентября 1974 г. группа из 20 художников - нонконформистов организовала на пустыре в столичном районе Беляево выставку своих картин под открытым небом. Для москвичей это была уникальная возможность увидеть неофициальное советское искусство, произведения художников-нонконформистов. В 11 утра на пустыре на мокрой земле были расставлены картины. Однако вскоре появились три бульдозера, которые стали давить холсты. В итоге пятеро художников и 12 зрителей были арестованы, а несколько корреспондентов иностранных газет избиты. "Бульдозерная выставка" стала тогда новостью номер один в зарубежных средствах массовой информации и одним из самых драматичных и скандальных событий в культурной жизни брежневской России.
Некоторых из 20 художников потом выслали из страны, они стали известны на Западе. Другие просто перестали заниматься искусством. Одним из течений андеграунда стал "суровый стиль " в искусстве. Художники "сурового стиля" стремились воссоздать "правду жизни", показать действительность без прикрас.. У художников "сурового стиля" иное понимание героизма, чем у мастеров сталинского соцреализма. Они отвергли героическую позу, их героизм предполагал замкнутость, спокойствие, молчаливую усталость. Одним из основателей "сурового стиля" стал П.Ф. Никонов (род. 1930).

Одним из основателей "сурового стиля" был также ныне всемирно известный художник Т.Т. Салахов (род. 1928). Он автор портретов, пейзажей, натюрмортов, больших многофигурных полотен. Его полотна отличает четкое построение композиции, виртуозное владение линией и цветом. Значительное место в его творчестве занимает цикл произведений и нефтедобыче и тружениках Каспия, над которыми художник работает всю жизнь. Признание общественности получили его картины "Утренний эшелон" (1958), "Ремонтники" (1960).

Система образования и коммунистического воспитания в СССР.

Задание №3: Выявить основные тенденции в системе народного образования и охарактеризовать противоречивая политика Н.С.Хрущева по отношению к советской интеллигенцииСССР 70-х гг.

Руководство страны придавало большое значение дальнейшему развитию образования. В 1958 г. был принят Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". По Закону 1958 г. вместо семилетнего вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование на языках народов СССР. С 1959 г. до середины 60-х гг. переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению завершился. Вместе с тем, неуклонно развивалось и среднее образование. Полное среднее образование осуществлялось на основе соединения обучения с производительным трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме. Два дня в неделю вместо занятий школьники старших классов должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Срок обучения в школе увеличивался с 10 до 11 лет. Перестраивалось и профессионально-техническое образование. Вместо школ ФЗО, ремесленных, горнопромышленных и строительных училищ, училищ механизации сельского хозяйства создавалась единая сеть профессионально-технических училищ (ПТУ) со сроком обучения от одного до трех лет. В 1964 и 1966 гг. в Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" были внесены некоторые изменения. Школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного. Профессиональная подготовка была оставлена в школах, которые располагали для этого материальной базой, и проводилась за счет уроков труда и в порядке внеклассных занятий. В целях дальнейшего улучшения руководства народным образованием в 1966 г. было впервые образовано союзно-республиканское Министерство народного просвещения СССР. С целью повышения роли педагогической науки в деле воспитания молодого поколения Академия наук РСФСР была преобразована впедагогических наук СССР при Министерстве просвещения СССР. Академию Следующим важнейшим шагом в области народного образования стало принятие в июне 1972 г. ЦК КПСС и Советом Министров постановления "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию и дальнейшем развитии общеобразовательной школы", согласно которому к середине 70-х гг. в стране должен быть завершен переход ко всеобщему среднему образованию. В соответствии с этим постановлением в школе вводились новые учебные планы и программы по всем предметам школьного курса, отвечающие современному состоянию науки, на их основе издавались стабильные учебники и учебно-методические пособия, увеличивалось число средних школ, уделялось большое внимание профессиональной подготовке и переподготовке преподавательских кадров В итоге к середине 70-х гг. в стране был завершен переход ко всеобщему среднему образованию. В 1975 г. 86% молодежи, вступавшей в жизнь, имели полное среднее образование. Это явилось громадным культурным и социальным завоеванием руководства нашей страны. На основании закона о реформировании средней школы (от 24 декабря 1958 г.), которое продолжалось до середины 60-х гг., был завершен переход от семилетнего к восьмилетнему образованию (два дня в неделю школьники должны были работать на производстве). Начальная четырехлетняя школа заменялась трехлетней. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет. В результате, к 1966 г. школа вернулась к десятилетнему сроку обучения при сохранении восьмилетнего образования как обязательного

Высшая школаполучила огромное развитие. В 1950-1955 гг. по всей стране было открыто 50 новых вузов (общее число их к концу 50-х гг. составило 766 против 105 в дореволюционной России), а число студентов 2200 тыс. (против 127 тыс. до революции). В то же время не были преодолены пережитки классового подхода. Молодежь с трудовым стажем имела преимущества при зачислении в вузы.

В конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры. Своеобразным рубежом стало дело Пастернака. В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии. В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки альтернативного искусства в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные. В том же году на встрече в Кремле с деятелями литературы и искусства Хрущев подверг критике творчество Э.Неизвестного, И.Эренбурга (за книгу Люди,годы, жизнь), М.Хуциева (за фильм Застава Ильича). В феврале 1964 г. в Ленинграде прошло слушание дела по обвинению И.Бродского в злостном тунеядстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.59 (0.007 с.)