ТЕМА 2. Периодизации развития человека в отечественной и зарубежной психологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 2. Периодизации развития человека в отечественной и зарубежной психологии.



Психическое развитие характеризуется ступенями, которые называются возрастными. Развитие рассматривается как переход от одного возрастного этапа к другому. Разделение жизненного пути человека на периоды позволяет лучше понять закономерности развития. Содержание, название, временные границы периодов определяются представлениями авторов периодизаций о наиболее существенных сторонах развития.

Три группы периодизаций. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, не связанного с самим развитием критерия (Р. Зазо, В. Штерн). Во второй группе используется не внешний, а внутренний критерий, которым становится какая-либо одна сторона развития (П.П. Блонский, 3. Фрейд, Ж. Пиаже). В третьей группе выделены периоды психического развития человека, на основе сущест­венных особенностей этого развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Рассмотрим более предметно несколько периодизаций.

3. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все приносящее телесное удовольствие. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон - тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Фредом выделено пять таких стадий.

Оральная стадия (0—1 год)

Анальная стадия (1—3 года)

Фаллическая стадия (3-5 лет)

Латентная стадия (5-12 лет)

Генитальная стадия (12-18 лет)

Э.Эриксон в своей периодизации исходит из того, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию, которую необходимо преодолеть для формирования идентичность.

Младенчество (0 – 1 год) – доверие - недоверие

Ранний возраст (1 – 3 года) – автономия - сомнение, стыд

Дошкольный возраст (4 – 6 лет) – инициативность -чувство вины

Школьный возраст (7-11 лет) – достижение - неполноценность

Подростковый возраст и ранняя юность (12 – 19 лет) -эго идентичность – ролевое смешение

Молодость (20 – 40 лет) – интимность - изоляция

Зрелость (40 – 60 лет) – творчество - застой

Старость (60 лет и далее) – интеграция - разочарование в жизни

Ж. Пиаже построил свою возрастную периодизацию на концепции стадиального развития интеллекта. Стадии - уровни развития интеллекта ребенка, последовательно сменяются в процессе нарушения, достигнутого ранее относительно стабильного равновесия. В свою очередь, группа стадий соответствует определенному возрастному пе­риоду.

Период сенсомоторного интеллекта (0 – 2 го­да) – стадия допонятийного интеллекта

Период конкретных операций (2 – 11/12 лет) дооперациональную стадию, которая характеризует ин­туитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7 – 11/12 лет).

Период формальных операций (11/12 – 14/15лет) – стадия формально-логического интеллекта

Л. Колберг построил свою периодизацию на основе формирования морального сознания и выделил три главных уровня моральных суждений:

1) доморальный уровень (до 10 лет)

2) уровень "конвенциальной морали» (10-13 лет)

3) уровень «автономной морали» (13-16 лет)

Д.Б. Эльконин при построении своей периодизации опирался на то, что развитие - это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок. В основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности и растущего человека. Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность» (определенный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее возможностей, характерных именно для этого периода), с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста.

Младенческий возраст (0 – 1 год) – непосредственно-эмоциональное общение

Ранний возраст (1 – 3 года) – предметно-орудийная деятельность

Дошкольный возраст (4 – 6 лет) – ролевая игра

Младший школьный возраст (7 – 10 лет) – учебная деятельность

Подростковый возраст (11 – 14 лет) – интимно-личностное общение

Ранняя юность (15 – 18) – учебно-профессиональная деятельность

Основные понятия:

Социальная ситуация развития ребенка - это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью в тот или иной период своей жизни.

Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Кризис развития - это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает на стыке двух возрастов.

Психологическое новообразование:

- психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;

- обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.01 с.)