ТЕМА 5. Психология младшего школьника (7-10).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 5. Психология младшего школьника (7-10).



Ведущая деятельность младшего школьника - учебная. Ребенок к концу дошкольного возраста готов к ней. Происходит активное анатомо-физиологическое

созревание организма. Нервные процессы становятся более подвижны и уравновешенны, но возбуждение преобладает над торможением. Возрастает физическая выносливость, работоспособность детей, но все это носит относительный характер - работоспособность падает во второй половине урока. Изменяется социальная ситуация. Пере­страивается системы отношений с людьми и обществом. Возникновение новых обязанностей. Все это в начале обучения создает проблему адаптации ребенка в школе. Которая у всех протекает по разному и может длиться до нескольких месяце. Выделяют высокий, средний и низкий уровень адаптации.

В процессе учебы развивается познавательная деятельность.Происходит овладение приёмами и способами запоминания и воспроизведения. В первом классе эффективность непроизвольного запоминания значительно выше, но затем оба типа памяти претерпевают такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается их тесная взаимосвязь. С освоением логического усвоения материала развивается и смысловая память. Особенности восприятия и внимания. Возрастные возможности и ограничения в развитии внимания, наблюдательности. Динамика развития воображения. Развитие речи, составление письменной речи. Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности.

Мотивация учения, её динамика. Преобладание социальных мотивов. Формирование внутренней мотивации учения, через культивирования познавательных интересов. Формирование мотивации достижения успеха или избегания неудач. Содержание и структура учебной деятельности младших школьников. Овладение основными элементами учебной деятельности, типичные трудности. Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников. Способы их профилактики

Развитие самосознания. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире. В школе он встречается с развернутой системой моральных требований. В процессе их освоения и при правильном воспитании, у ребенка формируются моральные и нравственные качества которые становятся внутренним и органическим достоянием личности

В ходе учебной деятельности происходит становление самооценки. Дети ориентируются, как их оценивают учителя. Оценка успеваемости в начальной школе по существу является оценкой личности в целом. Высокие оценки влияют на самооценку положительно, низкие - отрицательно. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности. Если ребенок не чувствует себя компетентным в учебе, его личное развитие искажается. Адекватная самооценка и чувство компетентности во многом зависят от атмосферы психологического комфорта в классе и поддержки. Развивается рефлексия и внутренний план деятельности.

Особенности отношений с взрослыми со сверстникамизаключаются в том, что учитель выступает для ребенка центром всей его жизни. На учителе завязано непо­средственно эмоциональное самочувствие ребенка. Авторитет учителя нередко бывает выше авторитета родителя. Отношения со сверстниками тоже очень часто определяются учителем. Он ответственен за тот климат, который складывается в классе. Отношения со сверстниками складываются на основе внешних отношений (рядом живут, сидят за одной партой). К концу возраста начинает складываться индивидуальный подход.

Новообразования: произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия.

Основные понятия:

Учебная деятельность – особая деятельность школьника, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом своих внутренних психических актов и состояний.

Внутренний план действий – способность выполнять действия в уме.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.01 с.)