ТЕМА 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое развитие человека.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое развитие человека.



Основные понятия:

Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Онтогенез – развитие психики от рождения до конца жизни человека.

Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида и социокультурной истории человечества в целом.

 

ТЕМА 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое развитие человека.

 

Возрастная психологиизанимается выявлением и изучением возрастных особенностей и динамики процесса развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяется 4 раздела возрастной психологии:

1)перинатальная психология (от зачатия до рождения);

2) детская психология (от рождения до 18 лет);

3) психология взрослых, зрелых возрастов;

4) геронтология, или психология пожилого возраста.

Ключевым понятие возрастной психологии - возраст. Виды возраста: биологический, психологиче­ский, социальный и хронологический. К методам, исследующим развитие, относятся: метод наблюдения, метод близнецов, тестирование, метод опроса, продольный и поперечный срезы, формирующий и констатирующий эксперимент.

Развитие, рассматриваемое как процесс позитивных изменений, включает в себя две связанные между собой категории: первая это - биологическое созревание мозга и организма, вторая это - психическое созревание. Выделяют:

Эволюционное развитие - появление нового по сравнению с предыдущим этапом (новообразования возрастных периодов).

Инволюционные изменения - утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущих периодах развития.

Гетерохронное развитие - разновременное проявление психических качеств в онтогенезе. Одни функции опережают другие в развитии, другие отстают.

Биологическое развитие - развитие, детерминируемое наследственными и врожденными факторами.

Социальное развитие - развитие человека под взаимосвязанным влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности личности и др.

Специальное развитие - развитие психических функций, процессов, свойств личности в условиях профессиональной подготовки.

Развитие характеризует:

Неравномерностьразвития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени). Неустойчивост - развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Сензитивность- это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Дивергентность — конвергентность- две противоречивые и взаимосвязанные тенденции - дивергенцию и конвергенцию. Дивергенция - это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция - его свертывание, усиление избиратель­ности.

Каждому возрастному этапу характерны определенные новообразования в психических процессах и в личностных качествах ребенка.

Зарубежные теории объясняющие развитие. В биологизаторских теориях ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход развития (Э. Геккель, С. Холл). В социологизаторских теориях развитие ребен­ка полностью определяется окружающим его обществом и все, что с ним произойдет в дальнейшем, полностью зависит от действий этого социального окружения (Дж. Уотсон). В теории ковергенции двух факторов - оба фактора в равной степени значимы для развития (В. Штерн).

Отечественная психология базируется на положениях Л.С. Выготского, который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов. Элементарные функции - обусловлены наследственностью, а высшие - продукт культурно-исторического развития, во многом определяемые социальной средой. Движущими силами развития являются противоречия между актуальными потребностями человека и наличными способами их удовлетворения. Он так же выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Уровень развития во многом определяется активностью самого ребенка. Существуют две зоны развития - актуальная (то, что созрело и проявляется) и зона ближайшего развития (расхождение в уровне трудности задач решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого).

Основные понятия:

Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Онтогенез – развитие психики от рождения до конца жизни человека.

Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида и социокультурной истории человечества в целом.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.018 с.)