Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое развитие человека.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные понятия: Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Онтогенез – развитие психики от рождения до конца жизни человека. Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида и социокультурной истории человечества в целом.
ТЕМА 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое развитие человека.
Возрастная психологии занимается выявлением и изучением возрастных особенностей и динамики процесса развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Выделяется 4 раздела возрастной психологии: 1)перинатальная психология (от зачатия до рождения); 2) детская психология (от рождения до 18 лет); 3) психология взрослых, зрелых возрастов; 4) геронтология, или психология пожилого возраста. Ключевым понятие возрастной психологии - возраст. Виды возраста: биологический, психологический, социальный и хронологический. К методам, исследующим развитие, относятся: метод наблюдения, метод близнецов, тестирование, метод опроса, продольный и поперечный срезы, формирующий и констатирующий эксперимент. Развитие, рассматриваемое как процесс позитивных изменений, включает в себя две связанные между собой категории: первая это - биологическое созревание мозга и организма, вторая это - психическое созревание. Выделяют: Эволюционное развитие - появление нового по сравнению с предыдущим этапом (новообразования возрастных периодов). Инволюционные изменения - утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущих периодах развития. Гетерохронное развитие - разновременное проявление психических качеств в онтогенезе. Одни функции опережают другие в развитии, другие отстают. Биологическое развитие - развитие, детерминируемое наследственными и врожденными факторами. Социальное развитие - развитие человека под взаимосвязанным влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности личности и др. Специальное развитие - развитие психических функций, процессов, свойств личности в условиях профессиональной подготовки. Развитие характеризует: Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени). Неустойчивост - р азвитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Сензитивность - это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Дивергентность — конвергентность - две противоречивые и взаимосвязанные тенденции - дивергенцию и конвергенцию. Дивергенция - это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция - его свертывание, усиление избирательности. Каждому возрастному этапу характерны определенные новообразования в психических процессах и в личностных качествах ребенка. Зарубежные теории объясняющие развитие. В биологизаторских теориях ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход развития (Э. Геккель, С. Холл). В социологизаторских теориях развитие ребенка полностью определяется окружающим его обществом и все, что с ним произойдет в дальнейшем, полностью зависит от действий этого социального окружения (Дж. Уотсон). В теории ковергенции двух факторов - оба фактора в равной степени значимы для развития (В. Штерн). Отечественная психология базируется на положениях Л.С. Выготского, который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов. Элементарные функции - обусловлены наследственностью, а высшие - продукт культурно-исторического развития, во многом определяемые социальной средой. Движущими силами развития являются противоречия между актуальными потребностями человека и наличными способами их удовлетворения. Он так же выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Уровень развития во многом определяется активностью самого ребенка. Существуют две зоны развития - актуальная (то, что созрело и проявляется) и зона ближайшего развития (расхождение в уровне трудности задач решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого). Основные понятия: Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Онтогенез – развитие психики от рождения до конца жизни человека. Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида и социокультурной истории человечества в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.29.213 (0.006 с.) |