Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значимые факторы в управлении оборотным капиталом

Поиск

 

На величину оборотного капитала влияет множество различных факторов, которые нужно хорошо знать и уметь ими управлять. Среди многообразия факторов следует выделить:

– специфику отрасли;

– объем производства продукции, работ, услуг;

– характер производства: размер оборотных активов предприятия прямо зависит от объема его хозяйственной деятельности. На их величину также влияет продолжительность технологического процесса;

– сезонность производства - закупка сырья в течение лишь определенных сезонов, что определяет повышенную потребность в оборотных активах в форме запасов необходимого сырья;

– обеспечение ликвидности оборотных активов.

На скорость оборота капитала влияет множество факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. Наиболее существенные из них показаны на схеме, изображенной на рисунке 1[5].

Есть общие принципы, но конкретные приоритеты каждой компании в управлении оборотным капиталом зачастую определяются спецификой отрасли. Так, для Геннадия Ломасова, финансового директора компании «Комус», больше всего проблем доставляет четко выраженная сезонность продаж по некоторым направлениям. Спрос на товары школьного ассортимента резко возрастает в сентябре, а на полиграфические сорта бумаги и картона – в ноябре. Эти резкие скачки вынуждают готовиться к ним, формируя запасы загодя. Результат – падение оборачиваемости, рост потребности в кредитах для преодоления кассовых разрывов. Главной отличительной чертой своей сферы бизнеса сезонность считают финансовые директора компьютерного рынка, рынка алкогольной продукции, рынка аудио–, видео– и бытовой техники [2].

Рисунок 1 Факторы, влияющие на оборотный капитал

По словам директора по экономике и финансам компании «ИжАвто» Натальи Харченко, в машиностроении на особенности финансового цикла влияет длительный производственный цикл (а значит, наличие больших запасов ТМЦ и «незавершенки»). Для «ИжАвто» проблемой также являются обычные для автомобилестроения сезонные падения спроса [2]. Длительность цикла характерна и для строительства.

Множественность потребителей становится причиной головной боли из-за возврата дебиторской задолженности. Организация контроля сроков оплаты вместе с невысокой платежной дисциплиной способны серьезно повлиять на показатели оборачиваемости. Иногда масштабы проблемы впечатляют. Юрий Мухин, директор департамента финансов «Уралсвязьинформа», говорит, что клиентами компании являются миллионы физических лиц и сотни тысяч юридических. Подобные же проблемы испытывает электроэнергетика. Роман Леньков, заместитель гендиректора по финансам ОАО «Пермэнерго», упоминает о дополнительных сложностях – законодательно недоработанном порядке прекращения поставки энергоресурсов, что лишает компании эффективно пользоваться самым действенным рычагом дисциплинирования заказчиков – поворотом рубильника. В этом же ряду оказываются и авиакомпании. По словам Елены Икчуриной, финдиректора «Уральских авиалиний», реализация услуг компании осуществляется через разветвленную сеть агентов, за добросовестностью и платежеспособностью которых сложно проследить [2].

Константин Ашин, CFO «Ивхимпром», считает главной проблемой слишком маленькое количество поставщиков: «В химической отрасли каждый из основных продуктов производят в лучшем случае две-три компании. Нам приходится иметь дополнительные запасы сырья, иначе неизбежны простои из-за несвоевременных поставок сырья». Иногда проблемой становятся российские расстояния. Александр Андрианов, финансовый директор «Северстали»: «Удаленность от сырьевых источников (которые расположены в Мурманской области) и энергетических (Кузбасс, Воркута) требует содержания больших остатков руды и угля, что приводит к замедлению оборачиваемости оборотного капитала» [6].

В некоторых отраслях компании сталкиваются с непропорциональной «силой» контрагентов, которые в зависимости от конфигурации либо требуют полной предоплаты своих услуг, либо получают беспрецедентные отсрочки платежа. Но вряд ли кто может себе позволить отказать в отсрочках сетевой рознице (всем памятны схватки, например, «Пятерочки» и других сетей с международными концернами за условия поставок). Елена Агеева, финансовый директор компании «Голдер-Электроникс» (владелец торговой марки Vitek) говорит, что на их рынке условия диктуют сети, и этот факт должен учитывать каждый финдиректор компании-производителя. Вторая категория «рыночных диктаторов» – монополисты. РАО «ЕС России», ОАО «Газпром», ОАО РЖД очень часто настаивают на предоплате [2].

Кроме отраслевой специфики существуют неконтролируемые компаниями факторы, оказывающие серьезное влияние на результаты управления оборотным капиталом. Вот перечень самых важных из них в изложении Елены Мякотниковой, финансового директора компании «Соник Дуо»: изменение конкурентной среды (введение кредитных тарифных планов у конкурентов или их активное продвижение); изменения в законодательстве (невозможность принятия НДС к зачету при наличии целевых кредитов); банковский кризис или «квази»-банковский кризис. С этим списком согласны очень многие CFO [2]. Сверх этого списка компании связи и электроэнергетики называют неотрегулированность платежей со стороны бюджетников и льготников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.152 (0.006 с.)